I. Стратегические приоритеты в сфере реализации
государственной программы Новосибирской области «Развитие лесного хозяйства Новосибирской области»
(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
области от 29.03.2024 N 146-п, - см. предыдущую редакцию)
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
Лесное хозяйство является видом экономической деятельности, в рамках которого осуществляется система мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса.
Значительная часть лесов области относится к защитным лесам, выполняющим водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, рекреационные и иные полезные функции.
На 01.01.2024 в Новосибирской области земли лесного фонда занимают 6 531,1 тыс. га, что составляет 38% всей территории, из них 4 719,5, тыс. га (72,3%) - земли, покрытые лесной растительностью, лесистость - 27,8%.
В структуре площади земель, занятых лесными насаждениями (покрытых лесной растительностью), в Новосибирской области преобладают насаждения, достигшие возраста спелости и перестойные. Общий запас древесины Новосибирской области составляет 579,4 млн куб. м, в том числе хвойной - 128,4 млн куб. м (22,2%), мягколиственной - 450,9 млн куб. м (77,8%). Ежегодный допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) составляет 4 733,5 тыс. куб. м.
По состоянию на 01.01.2024 года:
лесистость территории Новосибирской области составила 27,8%. Лесистость характеризует степень облесенности территории и определяется как отношение площади покрытых лесной растительностью земель к общей площади субъекта Российской Федерации. Новосибирская область традиционно относится к малолесным регионам Российской Федерации (справочно: по состоянию на 01.01.2015 - 26,7%);
объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда Новосибирской области составил 51,4 руб./га (справочно: по состоянию на 01.01.2015 - 20,7 руб./га);
доля площадей земель лесного фонда, переданных в аренду, в общей площади земель лесного фонда Новосибирской области составила 28,9% (справочно: по состоянию на 01.01.2015 - 19,4%);
доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров в Новосибирской области составила 99,5% (справочно: по состоянию на 01.01.2015 - 99,7%);
отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины в Новосибирской области составила 18,9% (справочно: по состоянию на 01.01.2015 - 19,6%);
доля лесных пожаров, возникших по вине граждан, в общем количестве лесных пожаров, составила 37,6% (справочно: по состоянию на 01.01.2015 - 56,8%).
Экономический потенциал лесной отрасли региона используется недостаточно эффективно. Новосибирская область не является базой для крупных лесопромышленных производств с точки зрения обеспеченности лесосырьевыми ресурсами. Но развитие лесного хозяйства Новосибирской области играет важную социально-экономическую роль в обеспечении лесосырьевыми ресурсами местного населения и развития сельской инфраструктуры региона.
Основными причинами выбытия лесов на территории Новосибирской области являются последствия пожаров, возникновение очагов вредных организмов и болезней леса, неблагоприятные погодные условия, почвенно-климатические факторы, к которым относится ветровал, вымокание, изменение уровня грунтовых вод, переувлажнение.
Ежегодно леса нуждаются в проведении лесовосстановительных мероприятий, направленных на обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов с целью сохранения экологического и лесосырьевого потенциала Новосибирской области.
До настоящего времени остаются нерешенными такие проблемы, как недостаточная актуализация информационных данных о потенциале лесных ресурсов, их количественных и качественных характеристиках. Давность материалов лесоустройства по некоторым лесничествам Новосибирской области составляет 20 и более лет. Доля земель лесного фонда, имеющих актуальные материалы лесоустройства, в Новосибирской области на 01.01.2024 составила лишь 45,9%.
Имеют место незаконные рубки лесных насаждений, приводящие к существенному сокращению площади хвойных насаждений и ухудшению качественного состава лесов. Для предотвращения нелегальных рубок продолжатся контрольные мероприятия (рейды обследования, проверки), а также проверки исполнения лесного законодательства Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Существующие в лесном хозяйстве Новосибирской области проблемы носят комплексный характер.
Реализация мероприятий государственной программы позволит обеспечить охрану, защиту, рациональное использование и воспроизводство лесных ресурсов на территории Новосибирской области.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации
государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере лесного хозяйства определены в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», а также в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 N 312-р, Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п.
Государственная программа направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года«Комфортная и безопасная среда для жизни». Одним из факторов по достижению национальной цели развития Российской Федерации «Комфортная и безопасная среда для жизни» в соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р, является фактор «Сохранение природного потенциала».
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п и Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года», утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2019 N 514-п приоритетным направлением в сфере реализации государственной программы является обеспечение соблюдения сбалансированного потребления природных ресурсов исходя из объективных потребностей будущих поколений и сохранения природы в целом за счет:
повышения эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредителей, болезней и других неблагоприятных факторов, а также от незаконных рубок;
обеспечения баланса выбытия и восстановления лесов, повышения продуктивности и качества лесов.
Целями государственной программы являются:
повышение эффективности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования лесов и воспроизводства лесов, обеспечение кадрового развития лесного хозяйства, а также обеспечение комфортной и безопасной среды для жителей Новосибирской области;
обеспечение воспроизводства лесов на уровне не менее 100% к объему вырубленных и погибших лесов.