Долгосрочная целевая программа
«Семья и дети» на 2012-2015 годы
I. Паспорт программы
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа «Семья и дети» на 2012-2015 годы (далее - программа) | |||||
Наименование, дата и номер правового акта | Распоряжение Правительства Новосибирской области от 01.07.2011 N 283-рп «Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы «Семья и дети» на 2012-2015 годы» | |||||
Основные разработчики программы | Министерство социального развития Новосибирской области; министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области; министерство здравоохранения Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области; управление по делам молодежи Новосибирской области | |||||
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) программы | Министерство социального развития Новосибирской области (государственный заказчик-координатор); министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области; министерство здравоохранения Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области; управление по делам молодежи Новосибирской области | |||||
Руководитель программы | Министр социального развития Новосибирской области Пыхтин С.И. | |||||
Исполнители основных мероприятий программы | Министерство социального развития Новосибирской области; министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области; министерство здравоохранения Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области; управление по делам молодежи Новосибирской области во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области; государственные учреждения Новосибирской области, подведомственные министерству социального развития Новосибирской области; государственные бюджетные и автономные образовательные учреждения Новосибирской области; специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации | |||||
Цель и задачи программы | Цель: Повышение качества жизни семей с детьми путем создания комплексных условий для благополучия детей и подростков, обеспечения дружественных семье и детству общественных отношений и инфраструктуры жизнедеятельности. Задача 1. Укрепление института семьи, поддержание престижа материнства и отцовства, развитие и сохранение семейных ценностей. Задача 2. Развитие системы государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей. Задача 3. Совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в различных областях интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной, спортивной, технической и спортивно-технической деятельности. Задача 4. Повышение доступности и качества отдыха, оздоровления и занятости детей, развитие семейных форм отдыха, детского туризма. Задача 5. Обеспечение и защита прав и законных интересов детей, создание эффективной системы мер поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (подпрограмма «Чужих детей не бывает»). Задача 6. Улучшение качества здоровья детей. Обеспечение безопасного материнства. Задача 7. Кадровое и информационное обеспечение реализации программы, информирование населения об услугах, предоставляемых детям и семьям с детьми | |||||
Сроки (этапы) реализации программы | 2012-2015 годы (этапы не выделяются) | |||||
Объемы финансирования | тыс. рублей | |||||
Исполнители и источник финансирования | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Итого | |
Министерство социального развития Новосибирской области | 575851,3 | 631809,0 | 654578,0 | 670602,0 | 2532840,3 | |
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области | 29677,0 | 4024,0 | 3974,0 | 4054,0 | 41729,0 | |
Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области | - | - | 7165,0 | 7165,0 | 14330,0 | |
Министерство культуры Новосибирской области | 1980,0 | 1710,0 | 1740,0 | 1750,0 | 7180,0 | |
Министерство здравоохранения Новосибирской области | 8158,3 | 20494,6 | 20684,1 | 20981,6 | 70318,6 | |
Департамент физической культуры | 1029,5 | 2860,0 | 3210,0 | 3640,0 | 10739,5 | |
Управление | 2495,3 | 2495,3 | 2495,3 | 2495,3 | 9981,2 | |
Итого областной бюджет | 619191,4 | 663392,9 | 693846,4 | 710687,9 | 2687118,6 | |
в том числе межбюджетные трансферты | 167548,0 | 182685,0 | 198890,0 | 208559,0 | 757682,0 | |
федеральный бюджет* | 81729,1 | 81732,0 | 81732,0 | 81732,0 | 326925,1 | |
местный бюджет* | 12780,0 | 12780,0 | 12780,0 | 12780,0 | 51120,0 | |
внебюджетные средства*, | 50610,0 | 51395,0 | 51395,0 | 51395,0 | 204795,0 | |
в том числе средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | 50000,0 | 50000,0 | 50000,0 | 50000,0 | 200000,0 | |
Всего | 764310,5 | 809299,9 | 839753,4 | 856594,9 | 3269958,7 | |
*Прогнозные объемы | ||||||
Важнейшие целевые индикаторы. Ожидаемые конечные результаты реализации программы, выраженные в количественно измеримых показателях | Важнейшие целевые индикаторы: доля детей, рожденных в браке; удельный вес детей I группы здоровья в общей численности детей; уровень трудоустройства одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, от общего количества граждан указанной категории, обратившихся в центры занятости населения за содействием в поиске подходящей работы; доля лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность среди одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, от общего количества граждан указанной категории, признанных безработными; численность детей-инвалидов; численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области; удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; доля несовершеннолетних, повторно совершивших преступления, от общего числа несовершеннолетних, совершивших преступление; число специалистов, работающих с семьей и детьми, получивших удостоверение о повышении квалификации. Основным результатом реализации программы станет повышение качества жизни детей и семей с детьми. В результате реализации программы к 2015 году планируется, в сравнении с 2010 годом: уменьшение числа разводов на 100 заключенных браков на 3,7%; увеличение доли детей, рожденных в браке, на 2,9%; увеличение доли рождений вторых и последующих детей в общей численности рождений на 4%; увеличение удельного веса семей с детьми, получивших государственную поддержку в связи с воспитанием ребенка, в общей численности семей с детьми в 6,4 раза; увеличение уровня трудоустройства одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, от общего количества граждан указанной категории, обратившихся в центры занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, на 1,9%; увеличение доли лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность среди одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в общем количестве граждан указанной категории, признанных безработными, на 0,8%; увеличение доли учеников, принимающих участие в мероприятиях областного, межрегионального, всероссийского, международного уровней различной направленности, от общего числа обучающихся в Новосибирской области на 3% к концу 2012 года; увеличение доли обучающихся общеобразовательных учреждений, занятых внеурочной деятельностью, на 2% к концу 2012 года; увеличение численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных в различных областях интеллектуальной, творческой, спортивной деятельности, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного уровня (в рамках настоящей программы), на 17,8%; увеличение доли детей, получивших выраженный оздоровительный эффект от общего числа детей, отдохнувших в детских оздоровительных лагерях, на 0,5%; увеличение доли детей, занимающихся физической культурой и спортом в учреждениях спортивной направленности, от общей численности детского населения Новосибирской области на 7 %; уменьшение числа отказных и брошенных новорожденных детей на 29%; снижение доли семей, находящихся в социально опасном положении, от общей численности семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, на 2,2%; снижение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области, на 2,1%; увеличение численности выпускников, получивших государственную поддержку в рамках постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 73%; увеличение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 3,7%; снижение числа детей-инвалидов на 1,6%; увеличение доли детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, от общего количества детей-инвалидов на 7%; увеличение числа родителей, повысивших родительскую компетентность по реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, в 2,2 раза; снижение доли несовершеннолетних, повторно совершивших преступления, от общего числа несовершеннолетних, совершивших преступление, на 5,2%; повышение удельного веса детей I группы здоровья на 1,4%; снижение общей заболеваемости детей Новосибирской области с психическими заболеваниями на 10000 детского населения на 8%; увеличение числа специалистов, работающих с семьей и детьми, ежегодно получающих удостоверение о повышении квалификации, на 20% |
II. Обоснование необходимости разработки программы
Краткий анализ текущего состояния сферы действия программы
Объектом долгосрочной целевой программы «Семья и дети» на 2012-2015 годы являются различные категории детей и семей с детьми.
Основным механизмом реализации программы является система мер, направленных на сохранение у населения Новосибирской области семейных ценностей, формирование ответственного деторождения и компетентного родительства, обеспечение дружественных семье и детству общественных отношений и инфраструктуры, создание условий для комплексного обеспечения жизнедеятельности детей и подростков.
Сфера действия программы - социальная.
направлена на повышение эффективности взаимодействия областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и общественных организаций при организации деятельности по улучшению демографической ситуации на территории Новосибирской области за счет укрепления института семьи и создания условий для сохранения и развития физического и нравственного здоровья детей.
Для целей настоящей программы используются следующие термины и понятия:
Социальное сиротство - общественное явление, характеризующееся появлением детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие лишения родителей родительских прав.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Семья группы риска - малообеспеченные семьи, неполные и многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами или с родителями-инвалидами, то есть семьи, которые при наличии определенных факторов, могут в первую очередь оказаться в социально опасном положении.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Ранняя помощь - технология оказания помощи и поддержки детям, имеющим функциональные нарушения в развитии в возрасте от рождения до четырех лет, и их семьям (людям, замещающим их родителей), которая выражается в проведении мероприятий по функциональной реабилитации и сохранению психического здоровья младенцев и детей раннего возраста.
Родительская компетентность - способность родителей эффективно взаимодействовать с ребенком в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния ребенка, выбирать адекватные способы обращения с ребенком и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.
Деинституциализация - сокращение численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, за счет развития различных семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Постинтернатное сопровождение - форма оказания социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, во время обучения в учреждениях профессионального образования путем посещения специалистом службы сопровождения воспитанника по месту его жительства.
Постинтернатный патронат - форма оказания социальной помощи лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания им учреждения профессионального образования, путем посещения специалистом службы сопровождения воспитанника по месту его проживания.
Безопасное материнство - медицинские мероприятия, способствующие рождению детей без отрицательного влияния на здоровье женщин, сохраняющие их жизнь, предупреждающие инвалидность.
Обоснование необходимости решения существующей проблемы
или изменения текущего состояния сферы действия программы
программно-целевым методом
Базовыми задачами государственной семейной политики Новосибирской области являются укрепление института семьи, повышение качества жизни семей и детей, а также профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия.
С этой целью разрабатываются стратегические задачи, принципы, установки, выражающие отношение к семье и определяющие перспективы развития государственной семейной политики Новосибирской области.
1. В результате проводимой работы в рамках реализации Программы мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 N 539 «О Программе мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы», и областной целевой программы «Дети Новосибирской области» на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 20.03.2008 N 49 «Об областной целевой программе «Дети Новосибирской области» на 2008-2012 годы», улучшились практически все демографические параметры. Рождаемость выросла с 12,9 до 13,2 рождений на 1000 жителей, естественная убыль населения сократилась с -1,2 до -0,7 на 1000 человек.
Наблюдается положительная динамика по сокращению числа разводов. В 2010 году на 100 браков приходилось 53 развода, против 60 в 2009 году, 62,6 - в 2008 году.
Вместе с тем, остается невысокой доля рождения вторых и последующих детей. В 2010 году в Новосибирской области зарегистрировано 35398 рождений детей; 54% рожденных детей составили первенцы, 34,1% - родившиеся в семье вторыми, третьими рождены 8,5% детей. Рождения в семьях четвертых и последующих детей составили только 3,3% от общего количества рождений. Многодетные семьи составляют сегодня лишь 3,9% от общего числа семей с детьми.