Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 29.08.2011 N 374-п(утратило силу)


Приложение
к постановлению Правительства
Новосибирской области
от 06.08.2012 N 369-п


«УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 29.08.2011 N 374-п

Долгосрочная целевая программа
«Семья и дети» на 2012-2015 годы

I. Паспорт программы


Наименование программы

Долгосрочная целевая программа «Семья и дети» на 2012-2015 годы (далее - программа)

Наименование, дата и номер правового акта
о разработке программы

Распоряжение Правительства Новосибирской области от 01.07.2011 N 283-рп «Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы «Семья и дети» на 2012-2015 годы»

Основные разработчики программы

Министерство социального развития Новосибирской области;

министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;

министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;

министерство культуры Новосибирской области;

министерство здравоохранения Новосибирской области;

департамент физической культуры и спорта Новосибирской области;

управление по делам молодежи Новосибирской области

Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) программы

Министерство социального развития Новосибирской области (государственный заказчик-координатор);

министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;

министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;

министерство культуры Новосибирской области;

министерство здравоохранения Новосибирской области;

департамент физической культуры и спорта Новосибирской области;

управление по делам молодежи Новосибирской области

Руководитель программы

Министр социального развития Новосибирской области Пыхтин С.И.

Исполнители основных мероприятий программы

Министерство социального развития Новосибирской области;

министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;

министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;

министерство культуры Новосибирской области;

министерство здравоохранения Новосибирской области;

департамент физической культуры и спорта Новосибирской области;

управление по делам молодежи Новосибирской области

во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области;

государственные учреждения Новосибирской области, подведомственные министерству социального развития Новосибирской области;

государственные бюджетные и автономные образовательные учреждения Новосибирской области;

специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

Цель и задачи программы

Цель: Повышение качества жизни семей с детьми путем создания комплексных условий для благополучия детей и подростков, обеспечения дружественных семье и детству общественных отношений и инфраструктуры жизнедеятельности.

Задача 1. Укрепление института семьи, поддержание престижа материнства и отцовства, развитие и сохранение семейных ценностей.

Задача 2. Развитие системы государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей.

Задача 3. Совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в различных областях интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной, спортивной, технической и спортивно-технической деятельности.

Задача 4. Повышение доступности и качества отдыха, оздоровления и занятости детей, развитие семейных форм отдыха, детского туризма.

Задача 5. Обеспечение и защита прав и законных интересов детей, создание эффективной системы мер поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (подпрограмма «Чужих детей не бывает»).

Задача 6. Улучшение качества здоровья детей. Обеспечение безопасного материнства.

Задача 7. Кадровое и информационное обеспечение реализации программы, информирование населения об услугах, предоставляемых детям и семьям с детьми

Сроки (этапы) реализации программы

2012-2015 годы

(этапы не выделяются)

Объемы финансирования
(с расшифровкой
по годам и источникам финансирования и исполнителям мероприятий программы)

тыс. рублей

Исполнители и источник финансирования

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

Итого

Министерство социального развития Новосибирской области

575851,3

631809,0

654578,0

670602,0

2532840,3

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

29677,0

4024,0

3974,0

4054,0

41729,0

Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области

-

-

7165,0

7165,0

14330,0

Министерство культуры Новосибирской области

1980,0

1710,0

1740,0

1750,0

7180,0

Министерство здравоохранения Новосибирской области

8158,3

20494,6

20684,1

20981,6

70318,6

Департамент физической культуры
и спорта Новосибирской области

1029,5

2860,0

3210,0

3640,0

10739,5

Управление
по делам молодежи Новосибирской области

2495,3

2495,3

2495,3

2495,3

9981,2

Итого областной бюджет

619191,4

663392,9

693846,4

710687,9

2687118,6

в том числе межбюджетные трансферты

167548,0

182685,0

198890,0

208559,0

757682,0

федеральный бюджет*

81729,1

81732,0

81732,0

81732,0

326925,1

местный бюджет*

12780,0

12780,0

12780,0

12780,0

51120,0

внебюджетные средства*,

50610,0

51395,0

51395,0

51395,0

204795,0

в том числе средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

50000,0

50000,0

50000,0

50000,0

200000,0

Всего

764310,5

809299,9

839753,4

856594,9

3269958,7

*Прогнозные объемы

Важнейшие целевые индикаторы.

Ожидаемые конечные результаты

реализации программы, выраженные

в количественно измеримых показателях

Важнейшие целевые индикаторы:

доля детей, рожденных в браке;

удельный вес детей I группы здоровья в общей численности детей;

уровень трудоустройства одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, от общего количества граждан указанной категории, обратившихся в центры занятости населения за содействием в поиске подходящей работы;

доля лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность среди одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, от общего количества граждан указанной категории, признанных безработными;

численность детей-инвалидов;

численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области;

удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

доля несовершеннолетних, повторно совершивших преступления, от общего числа несовершеннолетних, совершивших преступление;

число специалистов, работающих с семьей и детьми, получивших удостоверение о повышении квалификации.

Основным результатом реализации программы станет повышение качества жизни детей и семей с детьми.

В результате реализации программы к 2015 году планируется, в сравнении с 2010 годом:

уменьшение числа разводов на 100 заключенных браков на 3,7%;

увеличение доли детей, рожденных в браке, на 2,9%;

увеличение доли рождений вторых и последующих детей в общей численности рождений на 4%;

увеличение удельного веса семей с детьми, получивших государственную поддержку в связи с воспитанием ребенка, в общей численности семей с детьми в 6,4 раза;

увеличение уровня трудоустройства одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, от общего количества граждан указанной категории, обратившихся в центры занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, на 1,9%;

увеличение доли лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность среди одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в общем количестве граждан указанной категории, признанных безработными, на 0,8%;

увеличение доли учеников, принимающих участие в мероприятиях областного, межрегионального, всероссийского, международного уровней различной направленности, от общего числа обучающихся в Новосибирской области на 3% к концу 2012 года;

увеличение доли обучающихся общеобразовательных учреждений, занятых внеурочной деятельностью, на 2% к концу 2012 года;

увеличение численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных в различных областях интеллектуальной, творческой, спортивной деятельности, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного уровня (в рамках настоящей программы), на 17,8%;

увеличение доли детей, получивших выраженный оздоровительный эффект от общего числа детей, отдохнувших в детских оздоровительных лагерях, на 0,5%;

увеличение доли детей, занимающихся физической культурой и спортом в учреждениях спортивной направленности, от общей численности детского населения Новосибирской области на 7 %;

уменьшение числа отказных и брошенных новорожденных детей на 29%;

снижение доли семей, находящихся в социально опасном положении, от общей численности семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, на 2,2%;

снижение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области, на 2,1%;

увеличение численности выпускников, получивших государственную поддержку в рамках постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 73%;

увеличение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 3,7%;

снижение числа детей-инвалидов на 1,6%;

увеличение доли детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, от общего количества детей-инвалидов на 7%;

увеличение числа родителей, повысивших родительскую компетентность по реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, в 2,2 раза;

снижение доли несовершеннолетних, повторно совершивших преступления, от общего числа несовершеннолетних, совершивших преступление,  на 5,2%;

повышение удельного веса детей I группы здоровья на 1,4%;

снижение общей заболеваемости детей Новосибирской области с психическими заболеваниями на 10000 детского населения на 8%;

увеличение числа специалистов, работающих с семьей и детьми, ежегодно получающих удостоверение о повышении квалификации, на 20%

     

II. Обоснование необходимости разработки программы


Краткий анализ текущего состояния сферы действия программы

Объектом долгосрочной целевой программы «Семья и дети» на 2012-2015 годы являются различные категории детей и семей с детьми.

Основным механизмом реализации программы является система мер, направленных на сохранение у населения Новосибирской области семейных ценностей, формирование ответственного деторождения и компетентного родительства, обеспечение дружественных семье и детству общественных отношений и инфраструктуры, создание условий для комплексного обеспечения жизнедеятельности детей и подростков.

Сфера действия программы - социальная.

направлена на повышение эффективности взаимодействия областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и общественных организаций при организации деятельности по улучшению демографической ситуации на территории Новосибирской области за счет укрепления института семьи и создания условий для сохранения и развития физического и нравственного здоровья детей.

Для целей настоящей программы используются следующие термины и понятия:

Социальное сиротство - общественное явление, характеризующееся появлением детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие лишения родителей родительских прав.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Семья группы риска - малообеспеченные семьи, неполные и многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами или с родителями-инвалидами, то есть семьи, которые при наличии определенных факторов, могут в первую очередь оказаться в социально опасном положении.

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Ранняя помощь - технология оказания помощи и поддержки детям, имеющим функциональные нарушения в развитии в возрасте от рождения до четырех лет, и их семьям (людям, замещающим их родителей), которая выражается в проведении мероприятий по функциональной реабилитации и сохранению психического здоровья младенцев и детей раннего возраста.

Родительская компетентность - способность родителей эффективно взаимодействовать с ребенком в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния ребенка, выбирать адекватные способы обращения с ребенком и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.

Деинституциализация - сокращение численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, за счет развития различных семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Постинтернатное сопровождение - форма оказания социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, во время обучения в учреждениях профессионального образования путем посещения специалистом службы сопровождения воспитанника по месту его жительства.

Постинтернатный патронат - форма оказания социальной помощи лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания им учреждения профессионального образования, путем посещения специалистом службы сопровождения воспитанника по месту его проживания.

Безопасное материнство - медицинские мероприятия, способствующие рождению  детей без отрицательного влияния на здоровье женщин, сохраняющие их жизнь, предупреждающие инвалидность.

Обоснование необходимости решения существующей проблемы
или изменения текущего состояния сферы действия программы
программно-целевым  методом

Базовыми задачами государственной семейной политики Новосибирской области являются укрепление института семьи, повышение качества жизни семей и детей, а также профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия.

С этой целью разрабатываются стратегические задачи, принципы, установки, выражающие отношение к семье и определяющие перспективы развития государственной семейной политики Новосибирской области.

1. В результате проводимой работы в рамках реализации Программы мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 N 539 «О Программе мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы», и областной целевой программы «Дети Новосибирской области» на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 20.03.2008 N 49 «Об областной целевой программе «Дети Новосибирской области» на 2008-2012 годы», улучшились практически все демографические параметры. Рождаемость выросла с 12,9 до 13,2 рождений на 1000 жителей, естественная убыль населения сократилась с -1,2 до -0,7 на 1000 человек.

Наблюдается положительная динамика по сокращению числа разводов. В 2010 году на 100 браков приходилось 53 развода, против 60 в 2009 году, 62,6 - в 2008 году.

Вместе с тем, остается невысокой доля рождения вторых и последующих детей. В 2010 году в Новосибирской области зарегистрировано 35398 рождений детей; 54% рожденных детей составили первенцы, 34,1% - родившиеся в семье вторыми, третьими рождены 8,5% детей. Рождения в семьях четвертых и последующих детей составили только 3,3% от общего количества рождений. Многодетные семьи составляют сегодня лишь 3,9% от общего числа семей с детьми.