(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
области от 05.10.2021 N 398-п, - см. предыдущую редакцию)
По состоянию на 1 января 2021 года численность населения Новосибирской области составила 2785,8 тыс. человек.
Динамика основных демографических показателей Новосибирской области характеризуется сократившимся миграционным приростом, увеличившейся естественной убылью населения и, как следствием этих процессов, - общей убылью населения. Низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности наблюдается как в Российской Федерации, так и в Новосибирской области, что обуславливает естественную убыль населения, как в городской, так и в сельской местности. Естественная убыль населения, установившаяся в области с 2017 года, составила 14 тыс. человек (в 2019 году - 5,6 тыс. человек). Миграционный прирост снизился за 2020 год почти на 9 тыс. человек и компенсировал естественную убыль населения лишь на 14,6%.
За 2020 год общий миграционный прирост уменьшился на 8,4 тыс. человек. Положительное сальдо миграции в области обеспечивалось за счет международного (73%) и внутрироссийского (27%) обмена. Сальдо миграции населения в область из регионов России росло с 2018 года. В 2020 году оно снизилось на 2,6 тыс. человек (почти в 6 раз), миграционный прирост за счет международной миграции - в 5 раз (на 5,8 тыс. человек).
Число прибывших международных мигрантов сократилось на 1,7 тыс. человек (на 9,5%), выбывших возросло на 4,1 тыс. человек (в 1,4 раза). Численность прибывших из стран ближнего зарубежья уменьшилась на 1,6 тыс. человек (9,5%), это произошло в основном за счет Казахстана (снижение на 2,3 тыс. человек или на 26%), численность выбывших увеличилась на 4,4 тыс. человек (в 1,5 раза) практически во все страны. Со странами дальнего зарубежья в отличии от 2019 года сложился миграционный прирост.
В миграционные потоки наиболее вовлечены граждане трудоспособного возраста, на долю которых в 2020 году пришлось 69,5% всех мигрантов.
Негативные демографические факторы - естественная убыль населения, снижение населения в трудоспособном возрасте, рост численности лиц пенсионного возраста оказывают серьезное влияние на рынок труда Новосибирской области.
В 2020 году по методологии Международной организации труда уровень участия в рабочей силе в Новосибирской области составил 60,8%, что выше соответствующего показателя по Сибирскому федеральному округу (60,6%) (далее - СФО). Уровень занятости населения в Новосибирской области в среднем за 2020 год составил 56,8% (в среднем по СФО - 56,2%). Доля неработающих граждан по результатам выборочного обследования населения - 6,7% (в среднем по СФО - 7,3%).
Численность официальных безработных граждан в Новосибирской области на 1 января 2021 года по сравнению с началом 2020 года увеличилась в 5,5 раз и составила 72,4 тыс. человек. Уровень официальной безработицы увеличился по сравнению с 2019 годом на 4,2 процентных пункта и на конец 2020 года составил 5,1% (по СФО - 4,2%).
В 2020 году в государственных казенных учреждениях Новосибирской области центрах занятости населения (далее - центры занятости населения) было заявлено более 144 тыс. вакансий. Наиболее востребованы инженеры, специалисты, менеджеры, медицинские работники, бухгалтеры, педагогические работники, продавцы, водители, охранники, слесари, повара.
Среднесписочная численность работников организаций Новосибирской области по сравнению с 2019 годом уменьшилась на 2,4%. Снизилась численность работников в большинстве отраслей экономики Новосибирской области.
Новосибирская область отличается диверсифицированной структурой экономики, такие виды услуг как: «Транспортировка и хранение», «Оптовая и розничная торговля», «Образование», «Здравоохранение», «Операции с недвижимым имуществом», «Финансовая деятельность» формируют более 70% валового регионального продукта Новосибирской области (далее - ВРП), который в 2020 году по оценочным данным составил более 1243,9 млрд рублей.
Основной вклад в рост экономики Новосибирской области вносит промышленное производство. На долю промышленности приходится 20,9% ВРП, четвертая часть инвестиций в основной капитал; 18,8% от численности всех работников заняты в экономике Новосибирской области. Основу промышленного комплекса Новосибирской области составляют крупные и средние организации, на долю которых приходится 73,7% отгруженных промышленных товаров собственного производства. Наиболее крупными представителями промышленности Новосибирской области являются ОАО «Корпорация - Новосибирский завод Электросигнал», ПАО «Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина», АО «Новосибирский аффинажный завод», НПО «Элсиб» и другие. В Новосибирской области создаются новые инновационные предприятия.
Агропромышленный комплекс Новосибирской области является одной из стабильно работающих отраслей, регион не только с профицитом обеспечивает себя такими продуктами как зерно, молоко, яйцо и тепличные овощи, но и продает их в другие регионы Российской Федерации. В 2020 году объем валовой продукции сельского хозяйства, произведенной в Новосибирской области, оценочно составил 93,2 млрд рублей, индекс производства оценивается в 99,0% к уровню 2019 года. Новосибирская область занимает первое место в СФО и второе место в Российской Федерации по поголовью молочных коров в сельских хозяйствах, а по производству и реализации молока входит в десятку регионов Российской Федерации.
В 2020 году в Новосибирской области в стадии реализации находились 10 крупных инвестиционных проектов в тепличном овощеводстве, птицеводстве, молочном животноводстве, свиноводстве, среди которых животноводческий комплекс на 3550 голов коров в ООО «Сибирская Нива», строительство селекционно-семеноводческого центра по производству до 20 тыс. тонн семян в год ООО «Сибирский», строительство фермы по производству мяса утки породы «Пекинская» производственной мощностью 18 тыс. тонн мяса в год ООО«Птицефабрика «Улыбино» и другие.
Особое внимание уделяется стимулированию развития малых форм хозяйствования. В 2020 году предоставлена поддержка малым формам хозяйствования на общую сумму 221,9 млн рублей.
Для дальнейшего развития сферы малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области разработана и реализуется государственная программа Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 31 января 2017 года N 14-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области». Целью государственной программы является создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, способствующих инновационному развитию и улучшению отраслевой структуры экономики, а также социальному развитию и обеспечению стабильно высокого уровня занятости.
Для дальнейшего подъема экономики, повышения инвестиционной привлекательности, развития бизнеса, малого и среднего предпринимательства Новосибирская область нуждается как в квалифицированных специалистах, так и в квалифицированных рабочих. Кроме того, нехватка трудовых ресурсов в среднесрочной перспективе будет ощущаться и на вновь открываемых предприятиях, создаваемых в результате реализации на территории Новосибирской области инвестиционных проектов. Так, по результатам реализации государственной программы Новосибирской области «Стимулирование инвестиционной активности в Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 1апреля 2015 года N 126-п, предусмотрено создание дополнительных высокопроизводительных рабочих мест в высокотехнологичных компаниях - резидентах технопарка Новосибирского Академгородка в количестве 5,05 тыс. мест.
В связи с этим приобретает особую актуальность вопрос привлечения в экономику Новосибирской области соотечественников, проживающих за рубежом, в большинстве своем воспитанных в традициях русской культуры и уважения к российской государственности, владеющих русским языком и не желающих терять связь с Россией. Эти лица обладают наибольшими возможностями по адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.
Реализация Программы способствует обеспечению экономики Новосибирской области квалифицированной рабочей силой, успешной реализации намеченных в среднесрочной перспективе планов инвестиционной деятельности, а также улучшению демографической ситуации.
Программа разработана с целью реализации на территории Новосибирской области Государственной программы, соответствует задачам государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 345, а также целям, задачам и приоритетам развития Новосибирской области, определенным в Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19 марта 2019 года N 105-п.
Необходимость дальнейшей реализации Программы определяется актуальностью проблемы привлечения дополнительных трудовых ресурсов в экономику Новосибирской области с целью удовлетворения возрастающей потребности в квалифицированных кадрах.
Уполномоченный орган по реализации Программы в Новосибирской области обеспечивает мониторинг потребности организаций в квалифицированной рабочей силе, организацию трудоустройства прибывших участников Государственной программы и трудоспособных членов их семей, включая занятие предпринимательской деятельностью, а также их жилищного обустройства при содействии администраций муниципальных районов и городских округов, центров занятости населения через систему мероприятий, предусмотренных Программой.
В Новосибирской области действует утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 23 апреля 2013 года N 177-п государственная программа Новосибирской области «Содействие занятости населения». Программа содержит мероприятия активной политики по содействию занятости населения, которые направлены в отношении граждан, обратившихся в центры занятости населения, в рамках действующего законодательства.
Участникам Государственной программы и членам их семей предоставляется право на получение услуг в области содействия занятости населения в части содействия в поиске подходящей работы, организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, организации проведения оплачиваемых общественных работ, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, информирования о положении на рынке труда территории вселения. Мероприятиями Программы предусмотрена организация профессионального обучения (профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации) участников Государственной программы и членов их семей за счет средств областного бюджета.
Главным приоритетом работы системы здравоохранения Новосибирской области является обеспечение доступности и качества оказания медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и каждого специалиста в отдельности.
В Новосибирской области реализуется 7 региональных проектов, включенных в федеральные проекты национального проекта «Здравоохранение».
Предоставление медицинских услуг в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется в соответствии с федеральными законами от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»,от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также с ежегодно утверждаемой территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области.