ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 апреля 2013 года N 192-рп
Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты»)
«Изменения в системе образования Новосибирской области,
направленные на повышение эффективности и качества»
(с изменениями на 3 октября 2017 года)
_______________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства области от 21.08.2014 N 284-рп;
распоряжением Правительства области от 09.11.2015 N 449-рп;
распоряжением Правительства области от 29.02.2016 N 39-рп;
распоряжением Правительства области от 06.12.2016 N 451-рп;
распоряжением Правительства области от 22.03.2017 N 100-рп;
распоряжением Правительства области от 03.10.2017 N 403-рп
_______________________________________________
В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 722-р: (В редакции, введенной распоряжением Правительства области от 21.08.2014 N 284-рп, - см. предыдущую редакцию)
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий («дорожную карту») «Изменения в системе образования Новосибирской области, направленные на повышение эффективности и качества» (далее – план).
2. Министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (Нелюбов С.А.), министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области (Шмидт И.В.), министерству культуры Новосибирской области (Решетников И.Н.), министерству здравоохранения Новосибирской области (Иванинский О.И.), министерству строительства Новосибирской области (Боярский С.В.), министерству социального развития Новосибирской области (Пыхтин С.И.) и департаменту физической культуры и спорта Новосибирской области (Братцев В.Г.) обеспечить реализацию плана.(Пункт в редакции, введенной распоряжением Правительства области от 22.03.2017 N 100-рп, - см. предыдущую редакцию)
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Титков А.П.(Пункт в редакции, введенной распоряжением Правительства области от 22.03.2017 N 100-рп, - см. предыдущую редакцию)
Губернатор области
В.А.Юрченко
ПЛАН
мероприятий («дорожная карта») «Изменения в системе образования Новосибирской области, направленные на повышение эффективности и качества»
В 2014-2018 годах в системе образования Новосибирской области будут проводиться институциональные изменения, предполагающие реорганизацию образовательных организаций и совершенствование образовательных программ с целью приведения в соответствие сети образовательных организаций потребностям населения.
В области проводятся мероприятия по оптимизации сети образовательных организаций с учетом особенностей образовательной деятельности, в том числе за счет создания крупных образовательных комплексов на базе лучших общеобразовательных организаций.Общеобразовательные организации, демонстрирующие высокие результаты, приобретают статус организаций, предлагающих программы углубленного изучения отдельных предметов и профильного обучения.
Ежегодно растет численность обучающихся и воспитанников дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций.С 2014-2015 учебного года отмечается рост численности обучающихся в общеобразовательных организациях сельской местности.
На основании прогноза численности населения Новосибирской области до 2030 года в плановом периоде до 2018 года дальнейший рост численностинаселения в возрасте 1-17 лет сохранится: в 2018 году прирост составит 78783 человека (17%) по отношению к 2013 году.
Оптимизация структуры сети профессиональных образовательных организаций, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, проводилась с 2011 года. К концу 2014 года прошли процедуру реорганизации 31 образовательное учреждение (30% от принятых в ведомственное подчинение). Одновременно проведена оптимизация штатного состава учреждений профессионального образования - штатная численность уменьшена в учреждениях на 1322 единицы (в основном за счет оптимизации численности административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала).
В 2015 году продолжится оптимизация сети профессиональных образовательных организаций (будет реорганизована 1 профессиональная образовательная организация).
Продолжается реализация областных проектов, направленных на повышение качества образования:
«Разработка и внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области»;
«Развитие сети специализированных классов»;
«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области»;
«Школа - центр физической культуры и здорового образа жизни»;
«Сетевая дистанционная школа Новосибирской области».
1. Основные направления
Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очереди для обеспечения детей услугами дошкольного образования, включает в себя:
реализацию в 2013-2014 годах двух долгосрочных целевых программ «Развитие сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Новосибирской области на 2011-2015 годы» (утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 28.12.2010 N 288-п) и «Строительство и реконструкция объектов образования Новосибирской области на 2013-2017 годы»(утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 21.03.2013 N 115-п);
реализацию с 2015 года государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 N 576-п) (далее - государственная программаНовосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»),предусматривающей создание дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм дошкольного образования;
обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения; создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу дошкольного образования;
обеспечение доступности дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования для всех категорий граждан независимо от социального и имущественного статуса и состояния здоровья.
Обеспечение высокого качества услуг дошкольных образовательныхорганизаций включает в себя:
внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
кадровое обеспечение системы дошкольного образования;
разработку и внедрение независимой системы оценки качества дошкольного образования;
проведение аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт;
осуществление присмотра и ухода за детьми.
Введение эффективного контракта в дошкольном образовании (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р) включает в себя:
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций;
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями дошкольных образовательных организацийв части установления взаимосвязи между показателями качества государственных (муниципальных) услуг, оказываемых организацией, и эффективностью деятельности руководителейдошкольных образовательных организаций;
информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.
2. Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очереди для обеспечения детей услугами дошкольного образования, предусматривает обеспечение всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать услуги дошкольного образования, в том числе за счет развития негосударственного сектора дошкольного образования.
Обеспечение качества услуг дошкольного образования предусматривает:
обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований стандартов дошкольного образования;
введение оценки деятельности дошкольных образовательных организаций на основе показателей эффективности их деятельности.
Введение эффективного контракта в дошкольном образовании предусматривает обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов для работы в дошкольном образовании.
3. Основные количественные характеристики системы дошкольного образования
Наименование показателя | Единица измерения | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
Численность детей в возрасте 1-7 лет(1)( | тыс. человек | 178,656 | 191,809 | 203,239 | 210,776 | 216,2 | 222,2 | 223,4 |
Охват детей дошкольными организациями | процент | 60,7 | 61,3 | 61,8 | 64,9 | 65,1 | 62,3 | 64,4 |
Численность воспитанников дошкольных образовательных организаций | (2) тыс. человек | 114,799 | 123,843 | 129,494 | 132,609 | 136,732 | 138,393 | 139,504 |
Потребность в увеличении числа мест в дошкольном образовании для детей в возрасте от 3 до 7 лет | место | 13188 | 11926 | 5900 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных организаций в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных образовательными программами, соответствующими федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования | процент | 0 | 0 | 10 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Количество мест, созданных в ходе мероприятий по обеспечению к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования: | место | 8209 | 8065 | 5651 | 5740 | 690 | 750 | 0 |
в том числе высокозатратные места (строительство и пристрои) | место | 2730 | 4087 | 4762 | 5455 | 690 | 550 | 0 |
иные формы создания мест | место | 5479 | 3978 | 889 | 285 | 0 | 200 | 0 |
Доля педагогических работников дошкольных образовательных организаций, которым при прохождении аттестации присвоена первая или высшая квалификационная категория | процент | 46 | 52 | 52 | 53 | 53 | 54 | 54 |
Удельный вес численности работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников дошкольных образовательных организаций | процент | 61,6 | 61,0 | 60,6 | 60,5 | 60,4 | 60,3 | 60,2 |
Численность педагогических работников(поданным формы федерального статистического наблюдения N ЗП-образование за 12 месяцев отчетного года без учета внешних совместителей) | тыс. человек | 10,850 | 11,525 | 12,086 | 12,408 | 12,920 | 12,960 | 12,960 |
Число воспитанников в расчете на 1 педагогического работника | человек | 10,5 | 10,7 | 10,7 | 10,7 | 10,58 | 10,68 | 10,8 |
(1)-численность детей в возрасте 1-7 летскорректирована на численности детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях.По данным федерального статистического наблюдения формы N 76-рик в 2014-2015 учебном году 2111 детей в возрасте 5-6 лет обучались в общеобразовательных организациях, в 2015-2016 учебном году -2245человек;в 2016-2017 учебном году - 4428 человек;
(2) - численность воспитанников дошкольных образовательных организаций в 2012-2014 годах представлена на основании ведомственного мониторинга. С 2015 года - на основании формы федерального статистического наблюдения N 85-к по муниципальным и областным дошкольным образовательным организациям.
4. Мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов и качества услуг в сфере дошкольного образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту
Наименование мероприятия | Ответственные исполнители | Сроки реализации | Показатели |
Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очереди для обеспечения детейуслугами дошкольного образования | |||
1. Реализация долгосрочных целевых программ «Развитие сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Новосибирской области на 2011-2015 годы» и «Строительство и реконструкция объектов образования Новосибирской области на 2013-2015 годы» в Новосибирской области, с 2015 года реализация государственной программыНовосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»: | Минобрнауки | 2011-2018 годы | создание в течение восьми лет дополнительно 36 тыс. мест для детей дошкольного возраста |
разработка и подписание соглашений по предоставлению мер государственной поддержки развития сети образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования | Минобрнауки | 2013-2015 годы | соглашения Минобрнауки Новосибирской области с ОМСмуниципальных районов и городских округов Новосибирской области о предоставлении государственной поддержки местным бюджетам для создания дополнительных мест для дошкольного образования |
создание дополнительных мест в муниципальныхобразовательных организациях различных типов, а также вариативных форм дошкольногообразования | ОМС | 2013-2018 годы | охват детей программами дошкольного образования |
строительство современных зданий дошкольных образовательных организаций, реконструкция функционирующих организаций, возврат и реконструкция ранее переданных зданий дошкольных образовательных организаций в муниципальных образованиях и городских округах с высоким уровнем дефицита мест | Минстрой Новосибирской области, Минобрнауки | 2013-2018 годы | создание дополнительных мест для детей дошкольного возраста, удовлетворение потребности в услугах дошкольных образовательных организаций |
мониторинг эффективности реализации государственной программыНовосибирской области «Развитие образования, создание условий | Минобрнауки | 2013-2018годы | предложения по дальнейшей реализации программы |
2. Обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения: | Минобрнауки | 2014-2018 годы | утвержденные требования на основе федеральных методических рекомендаций к условиям выполнения трудовой деятельности педагогическими и другими категориями работников дошкольных образовательных организаций, направленные на достижение показателей качества этой деятельности |
обновление нормативно-правовой базы наосновании обновленных регулирующих документов (требований санитарных, строительных норм, пожарной безопасности и др.) для обеспечения условий для развития разных форм дошкольного образования | Минобрнауки | 2013-2015 годы | нормативно-правовые акты |
мониторинг и анализ предписаний надзорных органов с целью обеспечения минимизации регулирующих требований к организации дошкольного образования при сохранении качества услуг и безопасности условий их предоставления | Минобрнауки | 2014-2018 годы | отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования |
оптимизация бюджетной сети учреждений дошкольного образования, предоставляющих образовательные услуги, с учетом специфики образовательных организаций | Минобрнауки | 2014-2018 годы | численность воспитанников в расчете на 1 педагогического работника |
3. Создание условий для развития негосударственного сектора дошкольного образования: | Минобрнауки | 2013-2018 годы | удельный вес численности детей дошкольного возраста, посещающих негосударственные организации дошкольного образования, предоставляющие услуги дошкольного образования, в общей численности детей, посещающих образовательные организации дошкольного образования |
Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования | |||
4. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций, педагогических работников дошкольных образовательных организаций | 2014-2018 годы | удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных организаций |
актуализация (разработка) образовательных программ в соответствии со стандартами дошкольного образования | руководители дошкольных образовательных организаций, педагогические работники дошкольных образовательных организаций | 2014-2018 годы | удельный вес воспитанников дошкольных образовательных организаций, обучающихся |
5. Кадровое обеспечение системы дошкольного образования: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций, педагогических работников дошкольных образовательных организаций | 2013-2018 годы | удельный вес численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций, имеющих педагогическое образование, в общей численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций; |
внедрение профессиональных стандартов, используемых в подготовке педагогических кадров дошкольного образования, повышении квалификации и переподготовке, а также аттестации педагогических работников дошкольного образования | Минобрнауки Новосибирской области, НИПКиПРО, образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования | 2014-2016 годы | повышение качества дошкольного образования, рост удовлетворенности населения качеством дошкольного образования |
6. Внедрение и обеспечение функционирования независимой системы оценки качества дошкольного образования: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2013-2014 годы | удельный вес муниципальных образований, в которых оценка деятельности дошкольных образовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных муниципальных организаций дошкольного образования не менее чем в 80 процентах организаций дошкольного образования |
разработка инструментария для оценки качества образовательных условий в дошкольных образовательных учреждениях, направленных на развитие способностей, стимулирующих инициативность, самостоятельность и ответственность дошкольников | Минобрнауки | 2013-2014 годы | примерный регламент и порядок проведения оценки качества образовательных условий в дошкольных образовательных учреждениях, направленных |
разработка программы подготовки экспертов | НИПКиПРО, | 2013-2014 годы | программа подготовки экспертов для независимой аккредитации дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями развития способностей, стимулирования инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников |
разработка показателей эффективности деятельности подведомственных муниципальных организаций дошкольного образования, их руководителей и основных категорий работников | Минобрнауки | 2013-2014 годы | нормативный правовой акт, утверждающий порядок формирования государственного (муниципального) задания |
формирование системы общественных советов регионального и муниципального уровня, участвующих в функционировании независимой системы оценки качества дошкольного образования | Минобрнауки | 2014 год | обеспечение функционирования независимой системы оценки качества работы дошкольных образовательных организаций |
Введение эффективного контракта в дошкольном образовании | |||
7. Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дошкольного образования: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций | 2013-2015 годы | отношение средней заработной платы педагогических работниковдошкольных образовательных организаций ксредней заработной плате всфере общего образовании Новосибирской области |
разработка и апробация (на основе федеральных методических рекомендаций) моделей реализации эффективного контракта в дошкольных образовательных организациях, включая разработку методики расчета размера оплаты труда и критериев оценки деятельности различных категорий персонала организаций | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций | 2013-2014 годы | методические рекомендации |
разработка методических рекомендаций | Минобрнауки | 2014 год | методические рекомендации по проведению мероприятий, связанных с аттестацией на категории работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы с последующим их переводом на эффективный контракт |
проведение работы по заключению трудовых договоров (дополнительных соглашений) | ОМС | 2013-2018 годы | договоры с руководителями государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования |
совершенствование действующих моделей аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций | 2014-2018 годы | отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольныхобразовательных организаций к средней заработной плате в сфере общего образованияНовосибирской области; |
проведение аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт (результаты аттестации на первую и высшую категории указываются в договоре (дополнительном соглашении) при заключении эффективного контракта с педагогическим работником) | |||
8. Повышение эффективности бюджетных расходов и качества услуг в сфере дошкольного образования: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций, педагогических работников дошкольных образовательных организаций | 2014-2018 годы | отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольныхобразовательных организаций к средней заработной плате в сфере общего образованияНовосибирской области; |
осуществление мероприятий, направленных на оптимизацию расходов на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала. | |||
оптимизация численности по отдельным категориям педагогических работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», с учетом увеличения производительности труда и проводимых институциональных изменений | |||
обеспечение контроля за реализацией мер по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций дошкольного образования (в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 280-ФЗ) | Минобрнауки | 2014-2018 годы | отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате всфере общего образованияНовосибирской области; |
внедрение систем нормирования труда в образовательных организациях дошкольного образования, учитывающих требования по: | Минобрнауки | 2014-2018 годы | число воспитанников в расчете на 1 педагогического работника |
9. Информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта: | Минобрнауки | 2013-2018 годы | удовлетворенность населения доступностью и качеством реализации программ дошкольного образования |
проведение совещаний (семинаров) с участием профсоюзных организаций, общественных объединений по вопросам реализации мероприятий «дорожных карт», в том числе мер, направленных на повышение оплаты труда педагогических работников | Минобрнауки Новосибирскойобласти, Новосибирская областная общественная организация Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации | 2014-2018 годы | повышение уровня информированности руководящих и педагогических работников |