Внести в распоряжение Правительства Новосибирской области от 23.04.2013 N 192-рп «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в системе образования Новосибирской области, направленные на повышение эффективности и качества» следующие изменения:
1. В преамбуле слова «от 30 декабря 2012 года N 2620-р» заменить словами «от 30 апреля 2014 года N 722-р».
2. Пункт 3 изложить в следующей редакции:
«Контроль за исполнением распоряжения возложить на временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Новосибирской области Колончина К.В.».
3. План мероприятий («дорожную карту») «Изменения в системе образования Новосибирской области, направленные на повышение эффективности и качества» изложить согласно приложению.
Временно и.о.губернатора области
В.Ф.Городецкий
ПЛАН
мероприятий («дорожная карта») «Изменения в системе образования Новосибирской области,
направленных на повышение эффективности и качества»
В 2014-2018 годах в системе образования Новосибирской области будут проводиться институциональные изменения, предполагающие реорганизацию образовательных организаций и образовательных программ с целью приведения в соответствие сети образовательных организаций потребностям населения.
В 2013 году 17 общеобразовательных организаций с малым количеством детей присоединились к другим, более крупным дневным общеобразовательным организациям (в том числе лицеям, гимназиям); 1 начальная школа в связи с отсутствием детей закрыта.
13 общеобразовательных организаций изменили вид (тип) (2 крупные общеобразовательные школы получили статус учреждений с углубленным изучением отдельных предметов; 8 школ с малым количеством детей изменили вид средней (основной) общеобразовательной школы на основную (начальную) общеобразовательную школу; 1 специальная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стала специальной (коррекционной) школой; 2 начальные школы_детский сад стали детскими садами).
Существенно сократилось количество вечерних школ - с 41 до 28: 6 вечерних школ присоединились к дневным школам или другим, более крупным вечерним школам, 7 вечерних школ ликвидированы (при этом в дневных школах открыты классы очно-заочной или заочной формы обучения). Численность детей сократилась на 1582 человека (на 21,3%).
В 2014 году в планах действий органов местного самоуправления Новосибирской области предусмотрена оптимизация 38 образовательных организаций общего образования, включая дошкольные.
Оптимизация структуры сети профессиональных образовательных организаций, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, проводилась с 2011 года. В результате оптимизации количество профессиональных образовательных организаций сократилось на 29 единиц. Одновременно проведена оптимизация штатного состава учреждений профессионального образования - штатная численность уменьшена в учреждениях на 1305 единиц, или на 22%.
В 2014 году продолжится оптимизация сети профессиональных образовательных организаций (будут реорганизованы 4 профессиональные образовательные организации). В 2015 году планируется создать в качестве юридических лиц 3 многофункциональных центра прикладных квалификаций на базе профессиональных образовательных организаций.
Продолжится реализация областных проектов, направленных на повышение качества образования:
«Разработка и внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области»: участвует 105 образовательных учреждений, из них 37% являются сельскими образовательными учреждениями. В образовательных учреждениях обучается более 59 тыс. учеников, работает более 4 тыс. учителей;
«Развитие сети специализированных классов математического и естественно-научного направлений»: участвует 41 общеобразовательное учреждение, открыто 148 специализированных классов с углубленным изучением математики, физики, химии, биологии;
«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области». Проект реализуется в 114 школах, 2,5 тыс. детей имеют возможность обучаться в школах по месту жительства и получать квалифицированную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь и поддержку;
«Школа - центр физической культуры и здорового образа жизни»: на базе 44 школ-участников проекта созданы детско-юношеские спортивные клубы и спортивные команды, в систему работы школ внедрен мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности обучающихся, проводится работа по повышению качества преподавания физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих ослабленное здоровье;
«Сетевая дистанционная школа Новосибирской области». Количество учреждений - участников проекта - 64, в них 6,5 тыс. детей осваивают образовательные программы с использованием электронного обучения и дистанционных технологий.
I. Изменения в дошкольном образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг
в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту
1. Основные направления
Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, включает в себя:
реализацию двух долгосрочных целевых программ «Развитие сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Новосибирской области на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 28.12.2010 N 288-п, и «Строительство и реконструкция объектов образования Новосибирской области на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 21.03.2013 N 115-п, предусматривающих создание дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм дошкольного образования;
обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения; создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу дошкольного образования;
доступность дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования для всех категорий граждан независимо от социального и имущественного статуса и состояния здоровья.
Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования включает в себя:
внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
кадровое обеспечение системы дошкольного образования;
разработку и внедрение независимой системы оценки качества дошкольного образования;
проведение аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт.
Введение эффективного контракта в дошкольном образовании (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р) включает в себя:
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования;
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дошкольного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дошкольного образования;
информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.
2. Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, предусматривает обеспечение всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать услуги дошкольного образования, в том числе за счет развития негосударственного сектора дошкольного образования.
Обеспечение качества услуг дошкольного образования предусматривает:
обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований стандартов дошкольного образования;
введение оценки деятельности организаций дошкольного образования на основе показателей эффективности их деятельности.
Введение эффективного контракта в дошкольном образовании предусматривает обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов для работы в дошкольном образовании.
3. Основные количественные характеристики системы дошкольного образования
Наименование показателя | Единица измерения | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
Численность детей в возрасте 1-7 лет (не включая 7 лет) | тыс. человек | 178,656 | 189,413 | 195,200 | 198,000 | 200,000 | 201,000 | 199,200 |
Охват детей программами дошкольного образования | процент | 64,3 | 65,4 | 65,8 | 66,7 | 67,6 | 68,8 | 71,0 |
Численность воспитанников дошкольных образовательных организаций | тыс. человек | 114,799 | 123,843 | 128,538 | 132,113 | 135,213 | 138,313 | 141,413 |
Потребность в увеличении числа мест в дошкольном образовании | место | 13188 | 11926 | 5900 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных организаций в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных образовательными программами, соответствующими федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования | процент | 0 | 0 | 10 | 50 | 100 | 100 | 100 |
Количество мест, созданных в ходе мероприятий по обеспечению к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования: | место | 8209 | 8065 | 4595* | 3575* | 3100 | 3100 | 3100 |
в том числе высокозатратные места (строительство и пристрои) | место | 2730 | 4087 | 4140 | 3362 | 3100 | 3100 | 3100 |
иные формы создания мест | место | 5479 | 3978 | 455 | 213 | 0 | 0 | 0 |
Доля педагогических работников дошкольных образовательных организаций, которым при прохождении аттестации присвоена первая или высшая категория | процент | 46 | 52 | 52 | 53 | 53 | 54 | 54 |
Удельный вес численности работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников дошкольных образовательных организаций | процент | 61,6 | 61,0 | 60,6 | 60,5 | 60,4 | 60,3 | 60,2 |
Численность работников дошкольных образовательных организаций / в том числе педагогические работники | тыс. человек | 28,225/ | 29,527/ | 30,855/ | 30,927/ | 31,005/ | 31,081/ | 31,156/ |
Число воспитанников в расчете на 1 педагогического работника | человек | 10,5 | 10,7 | 10,4 | 10,67 | 10,87 | 11,06 | 11,25 |
*Создание дополнительных мест для детей дошкольного возраста осуществляется в рамках реализации двух долгосрочных целевых программ «Развитие сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Новосибирской области на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 28.12.2010 N 288-п, «Строительство и реконструкция объектов образования Новосибирской области» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 21.03.2013 N 115-п, и мероприятий по вводу мест в г. Новосибирске.
4. Мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов и качества услуг в сфере
дошкольного образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту
Наименование мероприятия | Ответственные исполнители | Сроки реализации | Показатели |
Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации | |||
1. Реализация долгосрочных целевых программ «Развитие сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Новосибирской области на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 28.12.2010 N 288-п, и «Строительство и реконструкция объектов образования Новосибирской области» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 21.03.2013 N 115-п, предусматривающих создание дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм дошкольного образования: | Минобрнауки Новосибирской области, | 2011-2015 годы | создание в течение пяти лет дополнительно около 30 тыс. мест для детей дошкольного возраста |
разработка и подписание соглашений по предоставлению мер государственной поддержки развития сети образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2013-2015 годы | соглашения Минобрнауки Новосибирской области с ОМС муниципальных районов и городских округов Новосибирской области о предоставлении государственной поддержки местным бюджетам для создания дополнительных мест для дошкольного образования |
создание дополнительных мест в муниципальных образовательных организациях различных типов, а также вариативных форм дошкольного образования | ОМС | 2013-2015 годы | охват детей программами дошкольного образования |
строительство современных зданий дошкольных образовательных организаций, реконструкция функционирующих организаций, возврат и реконструкция ранее переданных зданий дошкольных образовательных организаций в муниципальных образованиях и городских округах с высоким уровнем дефицита мест | Минстрой Новосибирской области, Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2013-2015 годы | создание дополнительных мест для детей дошкольного возраста, удовлетворение потребности в услугах дошкольных образовательных организаций |
мониторинг эффективности реализации долгосрочной целевой программы «Развитие сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Новосибирской области на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 28.12.2010 N 288-п | Минобрнауки Новосибирской области | 2013-2015 годы | предложения по дальнейшей реализации программы |
2. Обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения: | Минобрнауки Новосибирской области | 2014-2018 годы | утвержденные требования на основе федеральных методических рекомендаций к условиям выполнения трудовой деятельности педагогическими и другими категориями работников дошкольных образовательных организаций, направленной на достижение показателей качества этой деятельности |
обновление нормативно-правовой базы на основании обновленных регулирующих документов (требований санитарных, строительных норм, пожарной безопасности и др.) для обеспечения условий для развития разных форм дошкольного образования | Минобрнауки Новосибирской области | 2013-2015 годы | нормативно-правовые акты по регламентации требований к условиям и порядку создания семейных детских садов, организации услуг по дошкольному образованию индивидуальными предпринимателями |
мониторинг и анализ предписаний надзорных органов с целью обеспечения минимизации регулирующих требований к организации дошкольного образования при сохранении качества услуг и безопасности условий их предоставления | Минобрнауки Новосибирской области | 2014-2018 годы | отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования |
оптимизация бюджетной сети учреждений дошкольного образования, предоставляющих образовательные услуги, с учетом специфики образовательных организаций | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2014-2018 годы | численность воспитанников в расчете на 1 педагогического работника |
3. Создание условий для развития негосударственного сектора дошкольного образования: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2013-2018 годы | удельный вес численности детей дошкольного возраста, посещающих негосударственные организации дошкольного образования, предоставляющие услуги дошкольного образования, в общей численности детей, посещающих образовательные организации дошкольного образования |
Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования | |||
4. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций, педагогических работников дошкольных образовательных организаций | 2014-2018 годы | удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных организаций в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных образовательными программами, соответствующими федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования |
актуализация (разработка) образовательных программ в соответствии со стандартами дошкольного образования | руководители дошкольных образовательных организаций, педагогические работники дошкольных образовательных организаций | 2014-2018 годы | удельный вес воспитанников дошкольных образовательных организаций, обучающихся по программам, соответствующим требованиям стандартов дошкольного образования, в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций |
5. Кадровое обеспечение системы дошкольного образования: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций, педагогических работников дошкольных образовательных организаций | 2013-2018 годы | удельный вес численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций, имеющих педагогическое образование, в общей численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций; |
внедрение профессиональных стандартов, используемых в подготовке педагогических кадров дошкольного образования, повышении квалификации и переподготовке, а также аттестации педагогических работников дошкольного образования | Минобрнауки Новосибирской области, НИПКиПРО, образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования по направлению «Педагогика и психология» | 2014-2016 годы | повышение качества дошкольного образования, рост удовлетворенности населения качеством дошкольного образования |
6. Внедрение и обеспечение функционирования независимой системы оценки качества дошкольного образования: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2013-2014 годы | удельный вес муниципальных образований, в которых оценка деятельности дошкольных образовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных муниципальных организаций дошкольного образования не менее чем в 80 процентах организаций дошкольного образования |
разработка инструментария для оценки качества образовательных условий в дошкольных образовательных учреждениях, направленных на развитие способностей, стимулирующих инициативность, самостоятельность и ответственность дошкольников | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2013-2014 годы | примерный регламент и порядок проведения оценки качества образовательных условий в дошкольных образовательных учреждениях, направленных на развитие способностей, стимулирующих инициативность, самостоятельность и ответственность дошкольников |
разработка программы подготовки экспертов для независимой аккредитации дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями развития способностей, стимулирования инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников | НИПКиПРО, | 2013-2014 годы | программа подготовки экспертов для независимой аккредитации дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями развития способностей, стимулирования инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников |
разработка показателей эффективности деятельности подведомственных муниципальных организаций дошкольного образования, их руководителей и основных категорий работников | Минобрнауки Новосибирской | 2013-2014 годы | нормативно-правовой акт, утверждающий порядок формирования государственного (муниципального) задания для дошкольных образовательных учреждений, включая показатели качества предоставляемых услуг по дошкольному образованию |
формирование системы общественных советов регионального и муниципального уровня, участвующих в функционировании независимой системы оценки качества дошкольного образования | Минобрнауки Новосибирской | 2014 год | обеспечение функционирования независимой системы оценки качества работы дошкольных образовательных организаций |
Введение эффективного контракта в дошкольном образовании | |||
7. Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дошкольного образования: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций | 2013-2015 годы | отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании Новосибирской области |
разработка и апробация (на основе федеральных методических рекомендаций) моделей реализации «эффективного контракта» в дошкольных образовательных организациях, включая разработку методики расчета размеров оплаты труда и критериев оценки деятельности различных категорий персонала организаций | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций | 2013-2014 годы | методические рекомендации по введению в действие апробированной модели «эффективного контракта» в дошкольных образовательных организациях, включая методику расчета размеров оплаты труда и критериев оценки деятельности различных категорий персонала организаций дошкольного образования |
разработка методических рекомендаций по проведению мероприятий, связанных с аттестацией на категории работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы с последующим их переводом на «эффективный контракт» | Минобрнауки Новосибирской | 2014 год | методические рекомендации по проведению мероприятий, связанных с аттестацией на категории работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы с последующим их переводом на «эффективный контракт» |
проведение работы по заключению трудовых договоров (дополнительных соглашений) с руководителями государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования в соответствии с типовой формой договора | ОМС | 2013-2018 годы | договоры с руководителями государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования |
совершенствование действующих моделей аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций | 2014-2018 годы | отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании соответствующего региона; |
проведение аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт (результаты аттестации на первую и высшую категории указываются в договоре (дополнительном соглашении) при заключении эффективного контракта с педагогическим работником) | |||
8. Повышение эффективности бюджетных расходов и качества услуг в сфере дошкольного образования: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций, педагогических работников дошкольных образовательных организаций | 2014-2018 годы | отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании соответствующего региона; |
осуществление мероприятий, направленных на оптимизацию расходов на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала. | |||
оптимизация численности по отдельным категориям педагогических работников, определенных указами Президента Российской Федерации, с учетом увеличения производительности труда и проводимых институциональных изменений | |||
обеспечение контроля за реализацией мер по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций дошкольного образования (в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N280-ФЗ) | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2014-2018 годы | отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании соответствующего региона |
внедрение систем нормирования труда образовательных организациях дошкольного образования, учитывающих требования по: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2014-2018 годы | число воспитанников в расчете на 1 педагогического работника |
9. Информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2013-2018 годы | удовлетворенность населения доступностью и качеством реализации программ дошкольного образования |
проведение совещаний (семинаров) с участием профсоюзных организаций, общественных объединений по вопросам реализации мероприятий «дорожных карт», в том числе мер, направленных на повышение оплаты труда педагогических работников | Минобрнауки Новосибирской | 2014-2018 годы | повышение уровня информированности руководящих и педагогических работников |