Внести в распоряжение Правительства Новосибирской области от 23.04.2013 N 192-рп «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в системе образования Новосибирской области, направленные на повышение эффективности и качества» следующие изменения:
План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в системе образования Новосибирской области, направленные на повышение эффективности и качества» изложить в прилагаемой редакции.
Губернатор области
В.Ф. Городецкий
ПЛАН
мероприятий («дорожная карта») «Изменения в системе образования Новосибирской области,
направленные на повышение эффективности и качества»
В 2014-2018 годах в системе образования Новосибирской области будут проводиться институциональные изменения, предполагающие реорганизацию образовательных организаций и совершенствование образовательных программ с целью приведения в соответствие сети образовательных организаций потребностям населения.
В области проводятся мероприятия по оптимизации сети образовательных организаций с учетом особенностей образовательной деятельности, в том числе за счет создания крупных образовательных комплексов на базе лучших общеобразовательных организаций. Общеобразовательные организации, демонстрирующие высокие результаты, приобретают статус организаций, предлагающих программы углубленного изучения отдельных предметов и профильного обучения.
Ежегодно растет численность обучающихся и воспитанников дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций. С 2014-2015 учебного года отмечается рост численности обучающихся в общеобразовательных организациях сельской местности.
На основании прогноза численности населения Новосибирской области до 2030 года в плановом периоде до 2018 года дальнейший рост численности населения в возрасте 1-17 лет сохранится: в 2018 году прирост составит 78783 человек (17%) по отношению к 2013 году.
Оптимизация структуры сети профессиональных образовательных организаций, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, проводилась с 2011 года. К концу 2014 года прошли процедуру реорганизации 31 образовательное учреждение (30% от принятых в ведомственное подчинение). Одновременно проведена оптимизация штатного состава учреждений профессионального образования - штатная численность уменьшена в учреждениях на 1322 единицы (в основном за счет оптимизации численности административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала).
В 2015 году продолжится оптимизация сети профессиональных образовательных организаций (будет реорганизована 1 профессиональная образовательная организация).
Продолжается реализация областных проектов, направленных на повышение качества образования:
«Разработка и внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области»;
«Развитие сети специализированных классов»;
«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области»;
«Школа - центр физической культуры и здорового образа жизни»;
«Сетевая дистанционная школа Новосибирской области».
1. Основные направления
Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очереди для обеспечения детей услугами дошкольного образования, включает в себя:
реализацию в 2013-2014 годах двух долгосрочных целевых программ «Развитие сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Новосибирской области на 2011-2015 годы» (утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 28.12.2010 N 288-п) и «Строительство и реконструкция объектов образования Новосибирской области на 2013-2017 годы» (утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 21.03.2013 N 115-п);
реализацию с 2015 года государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 N 576-п) (далее - государственная программа Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»), предусматривающей создание дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм дошкольного образования;
обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения; создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу дошкольного образования;
обеспечение доступности дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования для всех категорий граждан независимо от социального и имущественного статуса и состояния здоровья.
Обеспечение высокого качества услуг дошкольных образовательных организаций включает в себя:
внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
кадровое обеспечение системы дошкольного образования;
разработку и внедрение независимой системы оценки качества дошкольного образования;
проведение аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт;
осуществление присмотра и ухода за детьми.
Введение эффективного контракта в дошкольном образовании (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р) включает в себя:
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций;
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями дошкольных образовательных организаций в части установления взаимосвязи между показателями качества государственных (муниципальных) услуг, оказываемых организацией, и эффективностью деятельности руководителей дошкольных образовательных организаций;
информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.
2. Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очереди для обеспечения детей услугами дошкольного образования, предусматривает обеспечение всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать услуги дошкольного образования, в том числе за счет развития негосударственного сектора дошкольного образования.
Обеспечение качества услуг дошкольного образования предусматривает:
обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований стандартов дошкольного образования;
введение оценки деятельности дошкольных образовательных организаций на основе показателей эффективности их деятельности.
Введение эффективного контракта в дошкольном образовании предусматривает обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов для работы в дошкольном образовании.
3. Основные количественные характеристики системы дошкольного образования
Наименование показателя | Единица измерения | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
Численность детей в возрасте 1-7 лет(1)( | тыс. человек | 178,656 | 191,809 | 203,239 | 210,776 | 216,2 | 221,4 | 223,4 |
Охват детей дошкольными организациями | процент | 60,7 | 61,3 | 61,8 | 64,2 | 65,2 | 64,9 | 64,4 |
Численность воспитанников дошкольных образовательных организаций(2) | тыс. человек | 114,799 | 123,843 | 129,494 | 132,609 | 137,959 | 139,504 | 139,504 |
Потребность в увеличении числа мест в дошкольном образовании для детей в возрасте от 3 до 7 лет | место | 13188 | 11926 | 5900 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных организаций в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных образовательными программами, соответствующими федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования | процент | 0 | 0 | 10 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Количество мест, созданных в ходе мероприятий по обеспечению к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования: | место | 8209 | 8065 | 5651 | 5740 | 690 | 550 | 0 |
в том числе высокозатратные места (строительство и пристрои) | место | 2730 | 4087 | 4762 | 5455 | 690 | 550 | 0 |
иные формы создания мест | место | 5479 | 3978 | 889 | 285 | 0 | 0 | 0 |
Доля педагогических работников дошкольных образовательных организаций, которым при прохождении аттестации присвоена первая или высшая квалификационная категория | процент | 46 | 52 | 52 | 53 | 53 | 54 | 54 |
Удельный вес численности работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников дошкольных образовательных организаций | процент | 61,6 | 61,0 | 60,6 | 60,5 | 60,4 | 60,3 | 60,2 |
Численность педагогических работников (по данным формы федерального статистического наблюдения N ЗП-образование за 12 месяцев отчетного года без учета внешних совместителей) | тыс. человек | 10,850 | 11,525 | 12,086 | 12,408 | 12,910 | 12,960 | 12,960 |
Число воспитанников в расчете на 1 педагогического работника | человек | 10,5 | 10,7 | 10,7 | 10,7 | 10,7 | 10,8 | 10,8 |
(
)(1) - численность детей в возрасте 1-7 лет скорректирована на численности детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях. По данным федерального статистического наблюдения формы N 76-рик в 2014-2015 учебном году 2111 детей в возрасте 5-6 лет обучались в общеобразовательных организациях, в 2015-2016 учебном году - 2245 человек;
(2) - численность воспитанников дошкольных образовательных организаций в 2012-2014 годах представлена на основании ведомственного мониторинга. С 2015 года - на основании формы федерального статистического наблюдения N 85-к по муниципальным и областным дошкольным образовательным организациям.
4. Мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов и качества услуг в сфере
дошкольного образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту
Наименование мероприятия | Ответственные исполнители | Сроки реализации | Показатели |
Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очереди для обеспечения детей услугами дошкольного образования | |||
1. Реализация долгосрочных целевых программ «Развитие сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Новосибирской области на 2011-2015 годы» и «Строительство и реконструкция объектов образования Новосибирской области на 2013-2015 годы» в Новосибирской области, с 2015 года реализация государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»: | Минобрнауки Новосибирской области, | 2011-2018 годы | создание в течение восьми лет дополнительно 36 тыс. мест для детей дошкольного возраста |
разработка и подписание соглашений по предоставлению мер государственной поддержки развития сети образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2013-2015 годы | соглашения Минобрнауки Новосибирской области с ОМС муниципальных районов и городских округов Новосибирской области о предоставлении государственной поддержки местным бюджетам для создания дополнительных мест для дошкольного образования |
создание дополнительных мест в муниципальных образовательных организациях различных типов, а также вариативных форм дошкольного образования | ОМС | 2013-2018 годы | охват детей программами дошкольного образования |
строительство современных зданий дошкольных образовательных организаций, реконструкция функционирующих организаций, возврат и реконструкция ранее переданных зданий дошкольных образовательных организаций в муниципальных образованиях и городских округах с высоким уровнем дефицита мест | Минстрой Новосибирской области, Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2013-2018 годы | создание дополнительных мест для детей дошкольного возраста, удовлетворение потребности в услугах дошкольных образовательных организаций |
мониторинг эффективности реализации государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» | Минобрнауки Новосибирской области | 2013-2018 годы | предложения по дальнейшей реализации программы |
2. Обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения: | Минобрнауки Новосибирской области | 2014-2018 годы | утвержденные требования на основе федеральных методических рекомендаций к условиям выполнения трудовой деятельности педагогическими и другими категориями работников дошкольных образовательных организаций, направленные на достижение показателей качества этой деятельности |
обновление нормативно-правовой базы на основании обновленных регулирующих документов (требований санитарных, строительных норм, пожарной безопасности и др.) для обеспечения условий для развития разных форм дошкольного образования | Минобрнауки Новосибирской области | 2013-2015 годы | нормативно-правовые акты по регламентации требований к условиям и порядку создания семейных детских садов, организации услуг по дошкольному образованию индивидуальными предпринимателями |
мониторинг и анализ предписаний надзорных органов с целью обеспечения минимизации регулирующих требований к организации дошкольного образования при сохранении качества услуг и безопасности условий их предоставления | Минобрнауки Новосибирской области | 2014-2018 годы | отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования |
оптимизация бюджетной сети учреждений дошкольного образования, предоставляющих образовательные услуги, с учетом специфики образовательных организаций | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2014-2018 годы | численность воспитанников в расчете на 1 педагогического работника |
3. Создание условий для развития негосударственного сектора дошкольного образования: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2013-2018 годы | удельный вес численности детей дошкольного возраста, посещающих негосударственные организации дошкольного образования, предоставляющие услуги дошкольного образования, в общей численности детей, посещающих образовательные организации дошкольного образования |
Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования | |||
4. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций, педагогических работников дошкольных образовательных организаций | 2014-2018 годы | удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных организаций в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных образовательными программами, соответствующими федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования |
актуализация (разработка) образовательных программ в соответствии со стандартами дошкольного образования | руководители дошкольных образовательных организаций, педагогические работники дошкольных образовательных организаций | 2014-2018 годы | удельный вес воспитанников дошкольных образовательных организаций, обучающихся по программам, соответствующим требованиям стандартов дошкольного образования, в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций |
5. Кадровое обеспечение системы дошкольного образования: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций, педагогических работников дошкольных образовательных организаций | 2013-2018 годы | удельный вес численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций, имеющих педагогическое образование, в общей численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций; |
внедрение профессиональных стандартов, используемых в подготовке педагогических кадров дошкольного образования, повышении квалификации и переподготовке, а также аттестации педагогических работников дошкольного образования | Минобрнауки Новосибирской области, НИПКиПРО, образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования по направлению «Педагогика и психология» | 2014-2016 годы | повышение качества дошкольного образования, рост удовлетворенности населения качеством дошкольного образования |
6. Внедрение и обеспечение функционирования независимой системы оценки качества дошкольного образования: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2013-2014 годы | удельный вес муниципальных образований, в которых оценка деятельности дошкольных образовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных муниципальных организаций дошкольного образования не менее чем в 80 процентах организаций дошкольного образования |
разработка инструментария для оценки качества образовательных условий в дошкольных образовательных учреждениях, направленных на развитие способностей, стимулирующих инициативность, самостоятельность и ответственность дошкольников | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2013-2014 годы | примерный регламент и порядок проведения оценки качества образовательных условий в дошкольных образовательных учреждениях, направленных на развитие способностей, стимулирующих инициативность, самостоятельность и ответственность дошкольников |
разработка программы подготовки экспертов для независимой аккредитации дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями развития способностей, стимулирования инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников | НИПКиПРО, | 2013-2014 годы | программа подготовки экспертов для независимой аккредитации дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями развития способностей, стимулирования инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников |
разработка показателей эффективности деятельности подведомственных муниципальных организаций дошкольного образования, их руководителей и основных категорий работников | Минобрнауки Новосибирской | 2013-2014 годы | нормативный правовой акт, утверждающий порядок формирования государственного (муниципального) задания для дошкольных образовательных учреждений, включая показатели качества предоставляемых услуг по дошкольному образованию |
формирование системы общественных советов регионального и муниципального уровня, участвующих в функционировании независимой системы оценки качества дошкольного образования | Минобрнауки Новосибирской | 2014 год | обеспечение функционирования независимой системы оценки качества работы дошкольных образовательных организаций |
Введение эффективного контракта в дошкольном образовании | |||
7. Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дошкольного образования: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций | 2013-2015 годы | отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в сфере общего образовании Новосибирской области |
разработка и апробация (на основе федеральных методических рекомендаций) моделей реализации эффективного контракта в дошкольных образовательных организациях, включая разработку методики расчета размера оплаты труда и критериев оценки деятельности различных категорий персонала организаций | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций | 2013-2014 годы | методические рекомендации по введению в действие апробированной модели эффективного контракта в дошкольных образовательных организациях, включая методику расчета размера оплаты труда и критериев оценки деятельности различных категорий персонала организаций дошкольного образования |
разработка методических рекомендаций по проведению мероприятий, связанных с аттестацией на категории работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы с последующим их переводом на эффективный контракт | Минобрнауки Новосибирской | 2014 год | методические рекомендации по проведению мероприятий, связанных с аттестацией на категории работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы с последующим их переводом на эффективный контракт |
проведение работы по заключению трудовых договоров (дополнительных соглашений) с руководителями государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования в соответствии с типовой формой договора | ОМС | 2013-2018 годы | договоры с руководителями государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования |
совершенствование действующих моделей аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций | 2014-2018 годы | отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в сфере общего образования Новосибирской области; |
проведение аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт (результаты аттестации на первую и высшую категории указываются в договоре (дополнительном соглашении) при заключении эффективного контракта с педагогическим работником) | |||
8. Повышение эффективности бюджетных расходов и качества услуг в сфере дошкольного образования: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций, педагогических работников дошкольных образовательных организаций | 2014-2018 годы | отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в сфере общего образования Новосибирской области; |
осуществление мероприятий, направленных на оптимизацию расходов на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала. | |||
оптимизация численности по отдельным категориям педагогических работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», с учетом увеличения производительности труда и проводимых институциональных изменений | |||
обеспечение контроля за реализацией мер по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций дошкольного образования (в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 280-ФЗ) | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2014-2018 годы | отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в сфере общего образования Новосибирской области; |
внедрение систем нормирования труда в образовательных организациях дошкольного образования, учитывающих требования по: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2014-2018 годы | число воспитанников в расчете на 1 педагогического работника |
9. Информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта: | Минобрнауки Новосибирской области, ОМС | 2013-2018 годы | удовлетворенность населения доступностью и качеством реализации программ дошкольного образования |
проведение совещаний (семинаров) с участием профсоюзных организаций, общественных объединений по вопросам реализации мероприятий «дорожных карт», в том числе мер, направленных на повышение оплаты труда педагогических работников | Минобрнауки Новосибирской | 2014-2018 годы | повышение уровня информированности руководящих и педагогических работников |