ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2020 года № 47
Об утверждении Порядка формирования перечня
налоговых расходов Нижегородской области и
оценки налоговых расходов Нижегородской области
(с изменениями на 9 февраля 2022 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2020 № 470;
постановлением Правительства Нижегородской области от 09.02.2022 № 71
------------------------------------------------------------------------
В соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. № 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования перечня налоговых расходов Нижегородской области и оценки налоговых расходов Нижегородской области.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2007 г. № 146 "Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по платежам в консолидированный бюджет Нижегородской области".
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Нижегородской области принять муниципальные правовые акты, устанавливающие порядок формирования перечня налоговых расходов муниципальных образований Нижегородской области и оценки налоговых расходов муниципальных образований Нижегородской области.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Полякова Е.Н. (пункт 4 изложен в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области от 09.02.2022 № 71 - см. предыдущую редакцию)
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о.Губернатора Е.Б.Люлин
Порядок
формирования перечня налоговых расходов
Нижегородской области и оценки налоговых расходов
Нижегородской области
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила формирования перечня налоговых расходов Нижегородской области и оценки налоговых расходов Нижегородской области.
1.2. В целях настоящего Порядка применяются термины и понятия, установленные общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. № 796.
1.3. Отнесение налоговых расходов Нижегородской области (далее - налоговые расходы) к государственным программам Нижегородской области осуществляется исходя из целей государственных программ Нижегородской области, структурных элементов государственных программ Нижегородской области и (или) целей социально-экономической политики Нижегородской области, не относящихся к государственным программам Нижегородской области.
1.4. В целях оценки налоговых расходов министерство финансов Нижегородской области:
а) формирует перечень налоговых расходов;
б) осуществляет обобщение результатов оценки эффективности налоговых расходов, проводимой кураторами налоговых расходов;
в) дает разъяснения органам местного самоуправления по вопросам оценки эффективности налоговых расходов муниципальных образований.
II. Порядок формирования перечня налоговых расходов
2.1. Проект перечня налоговых расходов на очередной финансовый год и плановый период формируется министерством финансов Нижегородской области до 1 октября и направляется на согласование органам исполнительной власти Нижегородской области, являющимся кураторами налоговых расходов.
2.2. Кураторы налоговых расходов рассматривают проект перечня налоговых расходов и до 10 октября представляют в министерство финансов Нижегородской области информацию о распределении налоговых расходов по целям государственных программ Нижегородской области и (или) целям социально-экономической политики Нижегородской области, не относящимся к государственным программам Нижегородской области.
В случае несогласия с проектом перечня налоговых расходов кураторы налоговых расходов до 10 октября направляют в министерство финансов Нижегородской области предложения по изменению кураторов налоговых расходов, предусмотренных проектом перечня налоговых расходов.
Предложения по изменению кураторов налоговых расходов, вносимые соответствующим куратором налоговых расходов, должны быть согласованы с предлагаемыми кураторами налоговых расходов.
В случае несогласия кураторов налоговых расходов с проектом перечня налоговых расходов и предложениями по изменению кураторов налоговых расходов министерство финансов Нижегородской области до 1 ноября текущего года обеспечивает проведение согласительных процедур с данными кураторами налоговых расходов.
2.3. Согласованный кураторами налоговых расходов перечень налоговых расходов по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку размещается на официальном сайте министерства финансов Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 декабря.
2.4. В случае принятия нормативных правовых актов, предусматривающих изменение информации, включенной в перечень налоговых расходов, кураторы налоговых расходов Нижегородской области в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу соответствующего нормативного правового акта направляют в министерство финансов Нижегородской области информацию о необходимости внесения изменений в перечень налоговых расходов. Министерство финансов Нижегородской области на основании полученной информации вносит соответствующие изменения в перечень налоговых расходов.
III. Порядок оценки налоговых расходов
3.1. В целях проведения оценки налоговых расходов министерство финансов Нижегородской области ежегодно:
а) до 1 февраля направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области сведения о категориях плательщиков с указанием обусловливающих соответствующие налоговые расходы законов Нижегородской области, в том числе действовавших в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году, и иной информации, предусмотренной приложением 2 к настоящему Порядку; (пп. в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.06.2020 № 470 - см. предыдущую редакцию)
б) до 10 апреля доводит до кураторов налоговых расходов информацию, полученную от Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области, о фискальных характеристиках налоговых расходов за отчетный финансовый год и год, предшествующий отчетному финансовому году, а также информацию о стимулирующих налоговых расходах за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году;
в) до 1 июня представляет в Министерство финансов Российской Федерации данные для оценки эффективности налоговых расходов по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. № 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований";
г) до 20 августа при необходимости представляет в Министерство финансов Российской Федерации уточненные данные, указанные в подпункте "в" настоящего пункта.
3.2. Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области представляет в министерство финансов Нижегородской области информацию о фискальных характеристиках налоговых расходов за отчетный финансовый год, а также информацию о стимулирующих налоговых расходах за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году.
(пункт в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 05.06.2020 № 470 - см. предыдущую редакцию)
3.3. Оценка налоговых расходов осуществляется куратором налогового расхода.
Кураторы налоговых расходов в срок до 10 мая направляют в министерство финансов Нижегородской области результаты оценки (с отражением показателей, указанных в приложении 2 к настоящему Порядку) с приложением аналитической записки по проведенным расчетам и пояснением (обоснованием) выводов, сделанных на основании данных расчетов.
3.4. Оценка эффективности налоговых расходов включает:
а) оценку целесообразности налоговых расходов;
б) оценку результативности налоговых расходов.
3.5. Критериями целесообразности налоговых расходов являются:
соответствие налоговых расходов целям государственных программ Нижегородской области, структурным элементам государственных программ Нижегородской области и (или) целям социально-экономической политики Нижегородской области, не относящимся к государственным программам Нижегородской области;
востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за пятилетний период.
При необходимости кураторами налоговых расходов могут быть установлены иные критерии целесообразности предоставления льгот для плательщиков.
3.6. В случае несоответствия налоговых расходов хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 3.5 настоящего Порядка, куратору налогового расхода надлежит представить в министерство финансов Нижегородской области предложения о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков.
3.7. В качестве критерия результативности налогового расхода определяется как минимум один показатель (индикатор) достижения целей государственной программы Нижегородской области и (или) целей социально-экономической политики Нижегородской области, не относящихся к государственным программам Нижегородской области, либо иной показатель (индикатор), на значение которого оказывают влияние налоговые расходы.
3.8. Оценке подлежит вклад предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Нижегородской области и (или) целей социально-экономической политики Нижегородской области, не относящихся к государственным программам Нижегородской области, который рассчитывается как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот.
3.9. Оценка результативности налоговых расходов включает оценку бюджетной эффективности налоговых расходов.
3.10. В целях оценки бюджетной эффективности налоговых расходов осуществляются сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Нижегородской области и (или) целей социально-экономической политики Нижегородской области, не относящихся к государственным программам Нижегородской области, а также оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов.
3.11. Сравнительный анализ включает сравнение объемов расходов областного бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Нижегородской области и (или) целей социально-экономической политики Нижегородской области, не относящихся к государственным программам Нижегородской области, и объемов предоставленных льгот (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Нижегородской области и (или) целей социально-экономической политики Нижегородской области, не относящихся к государственным программам Нижегородской области, на 1 рубль налоговых расходов и на 1 рубль расходов областного бюджета для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов).
В качестве альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Нижегородской области и (или) целей социально-экономической политики Нижегородской области, не относящихся к государственным программам Нижегородской области, могут учитываться в том числе:
а) субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет средств областного бюджета;
б) предоставление государственных гарантий по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы;
в) совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы.
3.12. В целях оценки бюджетной эффективности стимулирующих налоговых расходов, обусловленных льготами, по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций наряду со сравнительным анализом рассчитывается оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) указанных налоговых расходов в соответствии с пунктом 3.13 настоящего Порядка. Показатель оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) является одним из критериев для определения результативности налоговых расходов.
Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов определяется отдельно по каждому налоговому расходу. В случае если для отдельных категорий плательщиков, имеющих право на льготы, предоставлены льготы по нескольким видам налогов, оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов определяется в целом по указанной категории плательщиков.
3.13. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов определяется за период с начала действия для плательщиков соответствующих льгот или за 5 отчетных лет, а в случае, если указанные льготы действуют более 6 лет, - на день проведения оценки эффективности налогового расхода (E) по следующей формуле:
,
где:
i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5;
- количество плательщиков, воспользовавшихся льготой в i-м году;
j - порядковый номер плательщика, имеющий значение от 1 до m;
- объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Нижегородской области j-м плательщиком в i-м году.
При определении объема налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Нижегородской области плательщиками, учитываются начисления по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, налогам, подлежащим уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (за исключением системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), и земельному налогу.
В случае если на день проведения оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов для плательщиков, имеющих право на льготы, льготы действуют менее 6 лет, объемы налогов, подлежащих уплате в консолидированный бюджет Нижегородской области, оцениваются (прогнозируются) по данным министерства финансов Нижегородской области;
- базовый объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Нижегородской области j-м плательщиком в базовом году;
- номинальный темп прироста налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в i-м году по отношению к показателям базового года, определяемый Министерством финансов Российской Федерации;