Основные направления
бюджетной и налоговой политики Нижегородской области
на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов разработаны в соответствии со статьей 20 Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области" с целью определения условий и основных подходов к формированию проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", обеспечения прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной и налоговой политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г., Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889, и государственной программой "Управление государственными финансами Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 296.
1. Основные итоги реализации бюджетной
и налоговой политики Правительства Нижегородской области
в 2016 - 2019 годах
Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2016-2018 годах была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Нижегородской области.
Реализации основных направлений бюджетной политики способствовало исполнение Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Нижегородской области на 2018-2024 годы, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 30 марта 2017 г. № 386-р.
Динамика основных показателей консолидированного бюджета
Нижегородской области за 2016-2018 годы
млрд. рублей | ||||||
2016 год | темп роста, % | 2017 год | темп роста, % | 2018 год | темп роста,% | |
Доходы | 164,9 | 107,9 | 175,1 | 106,2 | 195,4 | 111,6 |
в том числе налоговые и неналоговые доходы | 143,9 | 111,3 | 151,8 | 105,5 | 169,3 | 111,5 |
Безвозмездные поступления | 21,1 | 89,0 | 23,3 | 110,4 | 26,2 | 112,4 |
Расходы | 168,8 | 103,0 | 178,8 | 105,9 | 186,2 | 104,1 |
Дефицит/Профицит | -3,9 |
| -3,7 |
| 9,2 |
Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2018 году получены в объеме 195,4 млрд. рублей и увеличились за 2016-2018 годы на 30,5 млрд. рублей или на 18,5%.
Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2018 году исполнены в объеме 186,2 млрд. рублей и увеличились за 2016-2018 годы на 17,4 млрд. рублей или на 10,3%.
Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более 60% в общем объеме расходов.
Правительством Нижегородской области обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы с учетом повышения оплаты труда в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., по социальному обеспечению льготных категорий граждан, по выплате ежемесячных денежных выплат в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста 3-х лет.
С привлечением средств федерального бюджета реализованы мероприятия по развитию образования, здравоохранения, сельского хозяйства, малого предпринимательства, по подготовке и проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года, реализованы программы обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Осуществлена поддержка реального сектора экономики, посредством субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков промышленных и научных организаций, организаций сельского хозяйства и других отраслей, а также посредством предоставления налоговых льгот и государственных гарантий Нижегородской области.
Проводилась эффективная долговая политика, в том числе посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, краткосрочных кредитов из Управления федерального казначейства по Нижегородской области, а также бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Обеспечено выполнение условий соглашения с Минфином России о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Нижегородской области, в том числе по осуществлению мер, направленных на снижение уровня дотационности и рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Нижегородской области (оценка эффективности налоговых льгот, устранение неэффективных льгот, обеспечение достижения показателей экономического развития).
Проведенная в 2017 году реструктуризация по бюджетным кредитам, позволила в 2018 году произвести индексацию социальных выплат, значительно увеличить расходы на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и лекарственное обеспечение региональных льготников, предоставление жилья детям-сиротам, предусмотреть необходимый объем средств на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в рамках реализации "майских" Указов Президента Российской Федерации, а также увеличить объем предоставления субсидий на социально-значимые расходы бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2016-2018 годах проводилась работа по следующим направлениям:
- формирование и исполнение областного бюджета в программном формате на основе государственных программ Нижегородской области;
- формирование и исполнение областного бюджета с использованием единой комплексной системы управления бюджетным процессом "Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области";
- проведение оценки возможной оптимизации сети учреждений социальной сферы путем реорганизации или преобразования государственных учреждений в организации иных организационно-правовых форм, анализ функций органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области на предмет дублирования функций;
- ежегодное формирование государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Нижегородской области;