ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2017 года № 6100
Об утверждении муниципальной программы города Нижнего Новгорода
«Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода» на 2018-2020 годы
(с изменениями на 26 марта 2019 года)
----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением администрации города Н.Н. от 22.03.2018 № 765;
постановлением администрации города Н.Н. от 29.12.2018 № 3840;
постановлением администрации города Н.Н. от 26.03.2019 № 840
----------------------------------------------------------------------
___________________________________________________________________________________________________
Постановление утратило силу с 01.01.2019 в части действия муниципальной программы на 2019 - 2020 годы
на основании постановления администрации города Н.Н. от 29.12.2018 № 3840
___________________________________________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 52.1 Устава города Нижнего Новгорода, решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 15.11.2017 № 231 «О согласовании проекта постановления администрации города Нижнего Новгорода «Об утверждении муниципальной программы города Нижнего Новгорода «Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода» на 2018 - 2020 годы», постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014 № 1228 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных Программ города Нижнего Новгорода», в целях повышения эффективности бюджетных расходов администрация города Нижнего Новгорода постановляет
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу города Нижнего Новгорода «Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода» на 2018 - 2020 годы» (далее - Программа).
2. Признать утратившими силу с 01.01.2018 в части действия Программы на 2018 и 2019 годы:
2.1. Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 14.12.2016 № 4246 «Об утверждении муниципальной программы города Нижнего Новгорода «Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода» на 2017 - 2019 годы».
2.2. Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 24.04.2017 № 1716 «О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 14.12.2016 № 4246».
3. Департаменту общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода (Амбарцумян Р.М.) обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации - газете «День города. Нижний Новгород».
4. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Киселева С.Б.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Казачкову Н.В.
6. Установить начало срока действия Программы с 01.01.2018.
Исполняющий обязанности главы
администрации города Н.В.Казачкова
Г.Н.Гуренко
419 80 40
Муниципальная программа
«Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода» на 2018 - 2020 годы
(далее - Программа)
_______________________________________________________________________________________________________________________________
По тексту муниципальной программы слова «управление по труду и работе с населением», «департамент по спорту и молодежной политики»
заменены словами «департамент по социальной политике», «департамент физической культуры и спорта» в соответствующих падежах
на основании постановления администрации города Н.Н. от 26.03.2019 № 840
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Ответственный исполнитель Программы | Департамент по социальной политике администрации города Нижнего Новгорода | ||||
Соисполнители Программы | Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода; Департамент физической культуры и спортаадминистрации города Нижнего Новгорода; Администрации районов города Нижнего Новгорода. | ||||
Подпрограммы Программы | «Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан»; «Доступная среда». | ||||
Цели Программы | Дополнительная социальная поддержка, повышение уровня и качества жизни отдельных категорий граждан | ||||
Задачи Программы | 1. Предоставление мер социальной поддержки семьям, имеющих детей и несовершеннолетним гражданам города Нижнего Новгорода, находящимся в социально опасном положении. 2. Оказание социальной поддержки, совершенствование и создание условий по улучшению качества жизни, жизнедеятельности и повышению статуса отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода. 3. Обеспечение адресной поддержки, направленной на повышение качества жизни семей, имеющих в своем составе инвалидов. 4. Обеспечение возможности по улучшению качества жизни и созданию беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. | ||||
Этапы и сроки реализации Программы | Программа реализуется в один этап. Срок реализации 2018 - 2020 годы. | ||||
Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода | руб.коп. | ||||
Ответственный исполнитель (соисполнители) | 2018 | 2019 | 2020 | Всего | |
Всего: | 380 135 944,29 | 373 157 000,00 | 387 885 000,00 | 1 141 177 944,29 | |
Департамент по социальной политике | 380 135 944,29 | 373 157 000,00 | 387 885 000,00 | 1 141 177 944,29 | |
Администрации районов города (Департамент по социальной политике) | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
(позиция "Объемы и источники... " изложена в новой редакции постановлением администрации города Н.Н. от 26.03.2019 № 840 - см. предыдущую редакцию) | |||||
Целевые индикаторы Программы | Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления мер адресной поддержки - 85%. Обеспеченность городскими пособиями семей Нижнего Новгорода из числа, имеющих на это право - 100%. Готовность к каникулярному периоду, подведомственных муниципальных загородных оздоровительных лагерей - 100%. Обеспеченность детей первых трех лет жизни полноценным питанием - 7 545 чел. в день. Доля детей и подростков, в отношении которых осуществлены мероприятия в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений, от общего числа несовершеннолетних, состоящих на профилактических учетах - 100% Уровень охвата граждан, имеющих право и обратившихся за мерами адресной и иной социальной поддержки - 100% Доля ветеранов города Нижнего Новгорода, участвующих в культурной и общественной жизни города, задействованных по направлениям творческой самореализации и адаптации их к современным условиям жизни - 36% Уровень охвата граждан, имеющих право и обратившихся за назначением ежеквартального пособия неработающим матерям (отцам), занимающимся уходом за детьми-инвалидами, при среднедушевом доходе семьи ниже величины прожиточного минимума - 100%. Удельный вес людей с физическими ограниченными возможностями от общего количества участников мероприятий- 20%. Уровень обеспечения доступа людям с физическими ограниченными возможностями для личного обращения в здания администрации города Нижнего Новгорода - 100% |
Приоритетными направлениями социально-экономического развития города Нижнего Новгорода являются социальная поддержка граждан, повышение качества и создание благоприятных условий жизни отдельных категорий граждан, социально незащищенных слоёв населения города, поддержка семьи, материнства и детства, предоставление дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям населения города Нижнего Новгорода с учетом их потребностей.
Город Нижний Новгород является одним из крупнейших городов России, он входит в пятерку крупнейших российских городов с численностью населения, превышающей один миллион человек. По данным социального паспорта города Нижнего Новгорода численность населения города Нижнего Новгорода составляла:
на 1 марта 2014 года - 1269,4 тыс. человек;
на 1 марта 2015 года - 1262,1 тыс. человек;
на 1 февраля 2016 года - 1269,6 тыс. человек.
на 1 февраля 2017 года - 1272,0 тыс. человек.
В городе Нижнем Новгороде в территориальных органах социальной защиты населения состоят на учете почти 400 тысяч семей, из них около 12000 тысяч - семьи одиноких матерей с уровнем дохода ниже величины прожиточного минимума, в которых воспитывается около 14 тысяч детей.
Повышение цен на продукты питания, одежду, отсутствие жилья зачастую являются предпосылками к снижению количества многодетных семей, также отметим, что остается достаточно высоким число семей, имеющих доход ниже прожиточного минимума.
Становятся редкостью семьи, воспитывающие пять и более детей. На 01.02.2017 на учете состоят 6857 многодетных семей, что составляет примерно 4% от общего числа семей с детьми в городе.
Поддержание стабильной численности населения возможно при решающем воздействии на показатели рождаемости, смертности и миграционного прироста. Эффективное воздействие на данные показатели возможно путем создания системы формирования, сохранения, укрепления и восстановления здоровья людей, повышения престижа материнства и отцовства, создания социально-экономических условий для выхода отдельных категорий граждан из трудной жизненной ситуации и недопущения социального иждивенчества, обеспечения их полноценного участия в экономической, социальной и культурной жизни города Нижнего Новгорода. Это является основой для стабильного развития экономики и социальной сферы города. Отсутствие положительной динамики демографических процессов может привести к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, что неблагоприятно скажется на социально-экономической ситуации города Нижнего Новгорода.
Особенностью современной демографической ситуации и уровня здоровья нации является высокая численность граждан с ограниченными возможностями здоровья, ветеранов и граждан пожилого возраста. В связи с этим защита прав и интересов этих категорий населения, поддержание их социального статуса являются неотъемлемой частью социальной политики города.
Тенденция социально-демографического старения отчетливо проявляется в России. В городе Нижнем Новгороде 400643 человека - пенсионеры пенсионного фонда Российской Федерации, из них 86064 человека - старше 71 года. Процентная доля пенсионеров от общей численности жителей составила около 32,0%, то есть почти 1/3 часть всего населения города. В этой связи реализация мер по созданию условий, направленных на повышение качества жизни пожилых граждан, является актуальной проблемой.
Негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья инвалидов и пожилых людей, приобрели масштабный характер. Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда граждан с ограниченными возможностями здоровья, граждан в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения большинства пожилых граждан и инвалидов.
Многие граждане с ограниченными возможностями здоровья, пожилые граждане в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность, теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются социальные контакты ветеранов. Возможности для полноценного участия в жизни у них ограничены.
В то же время надо отметить, что высокая численность ветеранов в России приводит к усилению их роли в социальном развитии, повышению требований в отношении предоставления социальных гарантий во всех сферах жизнедеятельности.
В городе Нижнем Новгороде на 01.02.2017 проживают 16329 ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, из них 1312 участники и инвалиды Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, 91 человек - вдовы, родители, семьи погибших участников Великой Отечественной войны, 179 человек - бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, 16121 человека - труженики тыла, 9465 человек - ветераны боевых действий, 219 человек - инвалиды боевых действий, 185 человек - жители блокадного Ленинграда.
Неустойчивое материальное положение, неудовлетворительное состояние здоровья, снижение ответственности семьи за предоставление ухода и удовлетворения потребностей ветеранов, ограниченные возможности для полноценного участия в общественной жизни - характерные черты значительной части ветеранов Великой Отечественной войны. Ветераны Великой Отечественной войны нуждаются в улучшении своего положения, чему может служить комплексный подход к решению связанных с этим задач.
Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации ветеранов, пожилых граждан и инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют ветеранов, и по возможности организовать их реализацию. Кроме того, социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала пожилых граждан и граждан с ограниченными возможностями здоровья. Основы процесса социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные культурно-досуговые мероприятия. Эти мероприятия направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения.
Ежегодное увеличение числа участников социокультурных мероприятий и возрастающий к ним интерес общественности свидетельствуют об их высокой востребованности и значимости. Участие в городских социально значимых мероприятиях, творческих фестивалях или литературных конкурсах для многих становится отправной точкой к активному образу жизни.
Социокультурная реабилитация ветеранов, инвалидов и пожилых граждан во многом способствует формированию активной жизненной позиции, достижению определенных положительных результатов как в физическом, так и в эмоционально-психологическом состоянии. Участие в социокультурных мероприятиях также способствует развитию их творческого потенциала, и в настоящее время многие из них готовы к открытому диалогу с обществом. Но, к сожалению, само общество не всегда готово понять проблемы пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями. В связи с этим в городе необходимо развивать социальную рекламу, которая станет важным шагом в создании благоприятного общественного климата, способствующего социальной интеграции отдельных категорий граждан.
Для обеспечения социально-культурной поддержки в Нижнем Новгороде функционирует муниципальное бюджетное учреждение «Городской Дом ветеранов», которое организует и поддерживает работу городской общественной организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, на его базе работает городской совет ветеранов. Более 200 первичных общественных организаций, работу которых курирует городской дом ветеранов, объединяют более 150 тыс. нижегородских ветеранов и пенсионеров. Организуя социокультурную, правовую, медицинскую поддержку нижегородских ветеранов, большое внимание уделяется также военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Поддержка семьи, материнства и детства также является одной из приоритетных задач социальной политики, как государства, так и города Нижнего Новгорода. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности и гражданина. Семья - это то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
В целях дополнительной адресной поддержки семей с несовершеннолетними детьми в городе Нижнем Новгорода с 2002 года выплачиваются городские социальные пособия.
Все пособия оформляются и выплачиваются через органы социальной защиты населения по схеме «встроенной» (на программно-технологическом уровне, принцип «единого окна») в систему назначения и выплаты федеральных и региональных пособий.
Кроме этого, с 1 января 2012 года, когда во всех городах и районах Нижегородской области взамен натуральных молочных продуктов были введены ежемесячные денежные выплаты (произошла монетизация льгот на детское питание), в городе Нижнем Новгороде удалось сохранить систему обеспечения детей первых лет жизни натуральной кисломолочной продукцией.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 03.11.2006 года № 133-З городу Нижнему Новгороду были переданы государственные полномочия в области социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей, по обеспечению полноценным питанием детей в возрасте до 3-х лет. Для этих целей в Нижнем Новгороде функционирует муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Молочная кухня».
В настоящий момент в городе Нижнем Новгороде функционирует 3 молочные кухни, расположенные в Автозаводском, Нижегородском и Сормовском районах города и 43 пункта раздачи молочного питания во всех районах города, которые обеспечивают специальным молочным питанием 7,5 тысяч детей льготных категорий бесплатно, а также около 9,0 тысяч детей - за личные средства граждан. Ежегодно отмечается увеличение численности детей, имеющих право на бесплатное получение питания.
Также в соответствии с Федеральным от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация отдыха детей в каникулярное время относится к муниципальным полномочиям.
Для осуществления указанных полномочий в городе Нижнем Новгороде на базе муниципального автономного учреждения муниципальный центр «Надежда» сформировалась четкая система организации отдыха и занятости детей, в том числе из числа отдельных категорий граждан, улучшается материально-техническая база подведомственных муниципальных загородных оздоровительных лагерей, что позволяет обеспечивать полноценный отдых детей в каникулярное время.
Вместе с тем, анализ преступности среди несовершеннолетних на территории города Нижнего Новгорода показывает, что обстановка остается стабильной. По итогам 1 полугодия 2017 года наблюдается тенденция снижения:
общего количества преступлений, совершенных несовершеннолетними на -35,7% (со 185 до 119);
количество несовершеннолетних лиц, совершивших преступления снизилось на -42,4% (со 170 до 98).
За отчетный период 2017 года снизился удельный вес преступлений совершенных несовершеннолетними среди общей преступности с 4,4% до 3,3% при среднем областном показателе 3,5%.
В целях профилактики безнадзорности и правонарушений, нарушений дисциплины, уклонения от учебы обучающихся, обеспечения защиты их прав и законных интересов в период со 2 мая по 1 июня 2017 года на территории города Нижнего Новгорода организована и проведена городская профилактическая акция «Нет жестокости и насилию в мире детства!». В рамках Акции к проведению мероприятий были привлечены 158 учреждений образования, 38 учреждений спорта и 28 учреждений культуры. Проведено 4209 мероприятий, 355 акций, 454 конкурса, 1767 лекций, встреч, бесед, родительских собраний, 547 выставок, 466 соревнований, 582 показов роликов и фильмов.Общий охват участников составил 333 565 человек.
В апреле-мае 2017 во всех образовательных организациях города проводились мероприятия «Единого дня профилактики». Охват составил 58140 учащихся.
Несмотря на проведенный комплекс мероприятий, направленных на профилактику семейного неблагополучия, есть случаи, когда родители уклоняются от воспитания детей. На заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - Комиссия) рассматриваются административные протоколы по ст. 5.35 КоАП РФ - за ненадлежащее исполнение законными представителями родительских обязанностей.