Отменен в части

Об утверждении муниципальной программы «Развитие экономики города Нижнего Новгорода» на 2019 - 2024 годы (с изменениями на 14 февраля 2023 года)

2.1. Характеристика текущего состояния.


Город Нижний Новгород - крупный промышленный центр.

В 2017 году объем отгруженной продукции по полному кругу организаций города Нижнего Новгорода увеличился к уровню 2016 года на 8,6% и составил 880,2 млрд. рублей. Объем отгруженных товаров по крупным и средним организациям города Нижнего Новгорода в 2017 году составил 717,6 млрд. рублей, в том числе по виду деятельности «обрабатывающие производства» - 336 млрд.руб. Темп роста к 2016 году составил соответственно 107% и 106,2% (по сопоставимым предприятиям).

По-прежнему в 2017 году сохраняется тенденция безубыточности предприятий и организаций города. Прибыль прибыльных организаций (по крупным и средним организациям) за 2017 год составила 83,3 млрд. руб., увеличившись к уровню 2016 года на 16,2%.

Фонд заработной платы по полному кругу организаций (всего) за 2017 год составил 247,9 млрд. руб., увеличившись по отношению к аналогичному показателю 2016 года на 7,5%.

Общая сумма поступления НДФЛ в консолидированный бюджет области от организаций Нижнего Новгорода составила за 2017 год 34,1 млрд. руб. (в городской бюджет 6,2 млрд. руб.). При этом темпы роста поступления НДФЛ за анализируемый период составили 108,7% к уровню 2016 года.

По итогам 2017 года объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций составил 83,3 млрд. руб.

Среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций города составила 38,4 тыс. руб., при этом темп ее роста - 108,2%.

Последние годы для города Нижнего Новгорода характерен низкий уровень официальной безработицы: по состоянию на конец 2017 года он составил по городу 0,38%, по Нижегородской области - 0,40%.

Обеспечение дальнейшего устойчивого экономического развития города Нижнего Новгорода будет обеспечиваться путем:

повышения эффективности планирования, прогнозирования и информационно-аналитического обеспечения социально-экономического развития города;

формированием комплексной муниципальной контрактной системы закупок;

формированием грамотной ценовой политики;

развитие инвестиционной политики на территории города.              

Информационно-аналитическое обеспечение деятельности в сфере управления
социально-экономическим развитием города


Совершенствование работы с информацией является одним из важнейших условий эффективного управления социально-экономическим развитием территории муниципального образования.

Наличие оперативной и достоверной информации имеет большое значение для обеспечения процесса прогнозирования социально-экономического развития, обоснования управленческих решений по текущему и перспективному планированию, как на этапе разработки программ, так и в процессе их реализации. От обеспечения качественными информационными и аналитическими материалами процесса разработки прогноза зависит его реалистичность, а значит во многом и эффективность реализации принятых на его основе управленческих решений - исполнение бюджета, результаты программного планирования и т.д.

Будущее развитие данной сферы будет связано с совершенствованием программных средств электронной обработки и хранения данных, механизмов информационного взаимодействия, а также методологии прогнозирования и программирования как важнейших инструментов управления социально-экономическими процессами на территории муниципального образования.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местные налоги (земельный налог и налог на имущество физических лиц, в отношении которых органы местного самоуправления принимают решения об установлении, изменении или отмене), наряду с отчислениями от федеральных и региональных налогов, составляют экономическую основу местного самоуправления. Следовательно, эффективное администрирование местных налогов и минимизация задолженности по налогам, поступающим в бюджет, является важной задачей, решение которой способствует сбалансированности и устойчивости бюджета города.

Налоговая политика, проводимая органами местного самоуправления города Нижнего Новгорода, предусматривает обеспечение стабильности системы налогообложения для юридических и физических лиц наряду с ограничением предоставления налоговых льгот. Действующие налоговые льготы имеют социальную направленность, поскольку от уплаты налогов освобождены наиболее уязвимые категории населения.

       В условиях существующей системы межбюджетных отношений при доминирующей тенденции перераспределения налоговых доходов в пользу вышестоящих бюджетов большое значение будут иметь меры, направленные на повышение эффективности администрирования местных налогов и способствующие мобилизации доходов местных бюджетов. Это должно обеспечить стабильную долю местных налогов в налоговых доходах бюджета города.     


Стратегическое и программное планирование

В соответствии с требованиями Федерального закона от 28 июня 2014 года  № 172-ФЗ «О стратегическом  планировании в РФ»  постановлением  администрации  города от 25.01.2017 № 190 утверждена Стратегия социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2017-2022 годы.

Основным механизмом реализации Стратегии являются муниципальные программы. Муниципальные программы - это удобный и практичный инструмент, который позволяет повысить прозрачность и результативность бюджетных расходов, показать реальные результаты работы, измеряемые в удовлетворении потребностей и улучшении качества жизни граждан. Бюджет, сформированный на основе программ, - это бюджет, в котором видны цели и задачи, которые предстоит решить за счет бюджетного финансирования в текущем году и в плановом периоде.

Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методические рекомендации по разработке и реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода утверждены постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014 № 1228. Оценка эффективности муниципальных программ проводится по интегральной методике, утвержденной постановлением администрации города от 16.04.2015 №689.

С 2015 года бюджет города Нижнего Новгорода формируется в программном формате. Перечень муниципальных программ города Нижнего Новгорода утвержден постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.07.2014 № 2542. В 2018 году на территории города реализуются 24 муниципальные программы, охватывающие все сферы деятельности муниципалитета. Доля «программных» расходов бюджета города Нижнего Новгорода в 2017 году составила 91,9%. В процессе реализации Программы долю расходов, распределенных программным принципом, планируется поддерживать на уровне не менее 90% от общего объема расходов бюджета города Нижнего Новгорода.

Формирование комплексной муниципальной контрактной системы закупок на
территории города

В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заложены принципы открытости и информационной доступности. Реализация данных принципов обеспечивается посредством предоставления свободного и безвозмездного доступа к информации о контрактной системе в сфере закупок, в частности, посредством размещения сведений в открытом доступе на официальном сайте zakupki.gov.ru. Заказчики и участники контрактной системы, другие заинтересованные лица могут ознакомиться с общими сведениями по закупкам, выделенным бюджетным финансированием, с информацией отдельных заказчиков и поставщиков.