ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 сентября 2017 года № 673

Об утверждении Основных направлений бюджетной
и налоговой политики Нижегородской области на 2018 год
и на плановый период 2019 и 2020 годов



В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях разработки проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" Правительство Нижегородской области  постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

2. Министерствам и иным органам исполнительной власти Нижегородской области (субъектам бюджетного планирования областного бюджета) при планировании бюджетных ассигнований на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики  Нижегородской  области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

3. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.



Губернатор                                                                      В.П.Шанцев



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
 Нижегородской области
от 13 сентября 2017 года № 673

Основные направления
бюджетной и налоговой политики Нижегородской области
на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов


Основные направления бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов разработаны в соответствии со статьей 20 Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 года № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области" с целью определения условий и основных подходов к формированию проекта областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Бюджетная политика Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года, Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и государственной программой "Управление государственными финансами Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 296.

Налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2018-2020 годах, как и прежде, будет направлена на обеспечение поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет погашения налогоплательщиками задолженности по обязательным платежам в бюджет.

1. Основные итоги реализации бюджетной и налоговой политики
 Правительства Нижегородской области в 2014-2017 годах


Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2014-2016 годах была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Нижегородской области.

Реализации основных направлений бюджетной политики способствовало исполнение Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Нижегородской области, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 25 декабря 2013 года № 2707-р.

Динамика основных показателей консолидированного бюджета Нижегородской области за 2014-2016 годы

млрд. рублей

2014 год

темп роста,%

2015 год

темп роста,%

2016 год

темп роста,%

Доходы                                

149,3

107,2

152,9

102,4

164,9

107,9

в том числе налоговые и неналоговые доходы

124,0

104,2

129,2

104,3

143,9

111,3

Безвозмездные поступления

25,4

124,3

23,7

93,4

21,1

89,0

Расходы                              

161,0

107,3

163,9

101,8

168,8

103,0

Дефицит

-11,7

-11,0

-3,9


Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2016 году получены в объеме 164,9 млрд. рублей и увеличились за 2014-2016 годы на 25,6 млрд. рублей или на 18,4 %.

Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2016 году исполнены в объеме 168,8 млрд. рублей и увеличились за 2014-2016 годы на 18,8 млрд. рублей или на 12,5 %.

Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более 65% в общем объеме расходов.

Правительством Нижегородской области обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы с учетом повышения оплаты труда в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, по социальному обеспечению льготных категорий граждан, по выплате ежемесячных денежных выплат в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста 3-х лет.

С привлечением средств федерального бюджета осуществлено строительство новых детских дошкольных учреждений и реконструкция старых, начата программа строительства новых школ в целях ликвидации второй смены, осуществлялась реализация мероприятий по развитию здравоохранения, сельского хозяйства, малого предпринимательства, по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года.

Реализуются программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечения жильем отдельных категорий граждан.

Осуществлена поддержка реального сектора экономики посредством субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные и инновационные проекты, предприятий сельского хозяйства, малого предпринимательства и других отраслей, а также посредством предоставления налоговых льгот и государственных гарантий Нижегородской области.

Реализуется эффективная долговая политика, в том числе посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, краткосрочных кредитов из управления Федерального казначейства по Нижегородской области, а также бюджетных кредитов из федерального бюджета.

Обеспечено выполнение условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации, заключенных при получении бюджетных кредитов из федерального бюджета, по достижению необходимого уровня долговой нагрузки на бюджет, в том числе по рыночным долговым обязательствам.

В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2014 - 2016 годах проводилась работа по следующим направлениям:

- начиная с 2015 года областной бюджет формируется и исполняется в программном формате на основе государственных программ Нижегородской области;

- формирование и исполнение областного бюджета осуществляется с использованием единой комплексной системы управления бюджетными процессами "Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области";

- осуществлен комплекс мероприятий по оптимизации и реструктуризации сети государственных учреждений в целях выявления и ликвидации неэффективных расходов;

- ежегодно разрабатываются государственные задания в отношении государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями  Нижегородской области;

- действует система поощрения главных администраторов средств областного бюджета, показавших наилучшие результаты по итогам проводимого мониторинга качества финансового менеджмента, а также поощрения муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, достигающих наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов;

- с целью недопущения роста кредиторской задолженности финансирование расходов осуществлялось с применением механизма утверждения предельных объемов финансирования на каждый квартал;

- обеспечена открытость и прозрачность информации о бюджетном процессе, об исполнении областного бюджета, о бюджетных и социально-экономических показателях области посредством сети "Интернет" как для специалистов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области, так и для граждан в доступной форме;

- в целях повышения информационной открытости деятельности Правительства Нижегородской области и выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения областного бюджета ежегодно проводятся публичные слушания по годовому отчету об исполнении областного бюджета и по проекту областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

В 2017 году на поступление налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Нижегородской области оказывают влияние следующие изменения налогового и бюджетного законодательства:

1. Изменения федерального и регионального законодательства, оказавшие положительное влияние на доходную часть консолидированного бюджета области:

- с 1 января 2017 года увеличены налоговые ставки акцизов на алкогольную продукцию и пиво, а также на дизельное топливо. Рост ставок составил от 104,5% до 233,0% в зависимости от вида подакцизного товара. При этом налоговая ставка акциза для моторного масла снижена на 10%, а для автомобильного и прямогонного бензина оставлена на уровне 2016 года;

- с 1 января 2015 года налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с поэтапным увеличением размера уплачиваемого физическими лицами налога;

- увеличен с 40% до 50% норматив отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята (далее - акцизы на крепкий алкоголь).

- установлен особый механизм распределения акцизов на крепкий алкоголь;

- установлены коэффициенты индексации на 2017 год арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Нижегородской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также арендной платы за объекты нежилого фонда областной собственности на уровне среднегодового индекса потребительских цен - 105,5 %.

2. Изменения федерального и регионального налогового и бюджетного законодательства, приводящие к уменьшению доходов консолидированного бюджета Нижегородской области:

- на период 2017-2020 годов ставка налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, установлена в размере 17 % вместо 18 % как было ранее, в федеральный бюджет - 3% (ранее - 2 %);

- с 1 января 2017 года снято ограничение по осуществлению налогоплательщиками переноса убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Вместе с тем, установлено, что в отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года налоговая база по налогу на прибыль за текущий отчетный (налоговый) период не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 %. Указанные положения применяются в отношении убытков, полученных налогоплательщиками за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года;

- с 1 января 2017 года норматив зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации в 2017 году, уменьшен с 88 % до 61,7 %;

- с 1 января 2017 года освобождены от налогообложения налогом на имущество организации в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и автомобильных дорог местного значения;

- с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года включительно освобождены от налогообложения налогом на имущество организации в отношении объектов спорта, построенных для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года, которые включены в Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу;

- с 1 января 2016 года из числа плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность исключительно на объектах IV категории (офисы, школы, сфера услуг населению и розничной торговли и т.п.).

В качестве поддержки субъектов малого предпринимательства с 1 января 2017 года с 79,7 млн. рублей до 150 млн.рублей увеличена предельная величина доходов налогоплательщика, дающая право на применение упрощенной системы налогообложения, и со 100 млн. рублей до 150 млн. рублей увеличена предельная величина остаточной стоимости основных средств налогоплательщика, дающая право на применение упрощенной системы налогообложения.

В результате указанных изменений налогового и бюджетного законодательства исполнение консолидированного бюджета Нижегородской области за январь-июнь 2017 года составило по доходам 82 млрд. рублей или 47 % к годовому плану и превышает уровень 2016 года на 7,1 млрд. рублей.

Налоговые и неналоговые доходы получены в объеме 70,5 млрд. рублей, что составляет 47 % к годовому плану и выше уровня 2016 года на 2,7 млрд. рублей.


2. Основные направления налоговой политики


Приоритетами налоговой политики Правительства Нижегородской области в ближайшие три года будут являться эффективное и стабильное функционирование налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Основными направлениями налоговой политики в Нижегородской области на 2018-2020 годы определены:

- увеличение налогового потенциала Нижегородской области  за счет налогового стимулирования деловой активности в регионе, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных и инновационных проектов;

- государственная поддержка приоритетных отраслей экономики и организаций малого и среднего бизнеса;

- взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал региона, в том числе в рамках заключенных соглашений между Правительством Нижегородской области и крупнейшими предприятиями области;

- дальнейшее совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам областного бюджета и местных бюджетов на территории Нижегородской области, активизация претензионно-исковой деятельности;

- внедрение концепции налоговых и неналоговых расходов в бюджетный процесс, закрепление соответствующих норм в законодательстве и создание прозрачного механизма анализа объемов налоговых и неналоговых расходов и оценки их эффективности в случае принятия на федеральном уровне соответствующих нормативных правовых актов;

- проведение мероприятий по повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, природными ресурсами Нижегородской области, в том числе выявление земельных участков, используемых не по целевому назначению, а также невостребованных земельных участков (долей, паев) из земель сельскохозяйственного назначения для принятия мер по оформлению их в муниципальную собственность.

На федеральном уровне вступают в силу, а также планируются к принятию с 2018 года следующие изменения законодательства:

- с 1 января 2018 года увеличиваются на 4% налоговые ставки акцизов на автомобильный бензин, соответствующий 5 классу, и акцизов на дизельное топливо;

- с 1 января 2018 года утрачивают право на применение специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход организации потребительской кооперации, а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, в случае, если средняя численность работников за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

- норматив зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, на 2018 год установлен в размере 57,4% (в 2017 году - 61,7%);

- для налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, планируется предоставить возможность уменьшать стоимость патента на сумму страховых взносов по аналогии с плательщиками, применяющими единый налог на вмененный доход и упрощенную систему налогообложения;

- планируется введение для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, налоговых вычетов в размере 18 тыс. рублей на одну единицу приобретенной контрольно-кассовой техники, обеспечивающей передачу фискальных данных в налоговые органы через оператора фискальных данных;

- планируется освободить от уплаты земельного налога Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров орденов Славы, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий, инвалидов определенных степеней ограничения способности к трудовой деятельности и других категорий граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, установленной законодательством Российской Федерации, которые являются собственниками земельного участка (независимо от места их регистрации) и имеют размер земельного участка менее 0,1 га (для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров орденов Славы - менее 0,2 га).

В соответствии с действующим законодательством для вышеуказанных категорий граждан налоговая база по земельному налогу уменьшается на необлагаемую налогом сумму в размере 10,0 тыс. рублей на одного налогоплательщика;

- рассматривается вопрос об изменении порядка взимания государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Планируется взимать указанную госпошлину за каждое обособленное подразделение (торговый объект или пункт общественного питания) в размере 15,0 тыс. рублей за каждый год действия лицензии, при этом установить пониженный коэффициент для организаций потребительской кооперации, а также ввести сезонную лицензию (на дачный, курортный период).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»