РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 февраля 2017 года № 94-р
О внесении изменения в План мероприятий ("дорожную карту")
"Повышение эффективности и качества услуг в сфере
социального обслуживания населения Нижегородской
области на 2013-2018 годы", утвержденный распоряжением
Правительства Нижегородской области
от 28 февраля 2013 года № 427-р
В целях приведения в соответствие с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 апреля 2016 года № 164 "О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 282 "О плане мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)":
внести в План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Нижегородской области на 2013-2018 годы", утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2013 года № 427-р, изменение, изложив его в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
И.о.Губернатора Е.Б.Люлин
План
мероприятий ("дорожная карта")
"Повышение эффективности и качества услуг в сфере
социального обслуживания населения Нижегородской
области на 2013-2018 годы"
I. Общее описание "дорожной карты"
1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Нижегородской области на 2013-2018 годы" (далее - "дорожная карта") направлена на развитие системы социального обслуживания в Нижегородской области, повышение ее уровня, качества и эффективности.
"Дорожная карта" разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 282 "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)", с целью повышения эффективности деятельности системы социального обслуживания в Нижегородской области, обеспечения доступности и качества услуг в сфере социального обслуживания в соответствии с современными требованиями, повышения с 1 января 2018 года средней заработной платы социальных работников до 100,0% от среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности).
Для решения указанных задач планируется проведение мероприятий по совершенствованию деятельности государственных организаций социального обслуживания, привлечению организаций негосударственного сектора к оказанию социальных услуг, проведению эффективной кадровой политики, повышению престижа профессии социального работника, развитию стационарозамещающих технологий.
В Нижегородской области по состоянию на 1 января 2016 года проживает 3255,1 тысячи человек, из них граждан старше трудоспособного возраста - 886,4 тысяч человек (27,2%). Получатели социальных услуг от общего количества проживающих граждан - 1066,4 тысяч человек (32,8%), из них получатели социальных услуг старше трудоспособного возраста -710,7 тысяч человек (66,6%).
Ежегодно наблюдается увеличение численности и доли граждан старше трудоспособного возраста в населении региона: в 2013 году - 849,2 тысячи человек (25,8%), из них получателей социальных услуг - 566,1 тысяч человек (66,7%), в 2014 году - 860,9 тысяч человек (26,3%), из них получателей социальных услуг - 573,9 тысячи человек (66,7%), в 2015 году - 873,4 тысячи человек (26,6 %), из них получателей социальных услуг -582,2 тысячи человек (66,7 %).
Количество инвалидов в Нижегородской области составляет 310,8 тысяч человек, из них получателями социальных услуг являются 206,6 тысячи человек (66,5%).
В Нижегородской области прогнозируется рост численности граждан старше трудоспособного возраста и в 2018 году удельный вес этой категории населения составит около 28%. Процесс старения населения в области продолжается. В связи с чем, нагрузка на систему социального обслуживания граждан увеличивается.
Развитие сети организаций социального обслуживания в Нижегородской области осуществляется исходя из возрастного состава населения, географических особенностей региона, плотности населения и транспортной доступности организаций социального обслуживания населения.
В номенклатуру учреждений социального обслуживания в Нижегородской области включены организации, осуществляющие стационарное, полустационарное социальное обслуживание и социальное обслуживание на дому.
Для развития рынка социальных услуг созданы все необходимые условия: сформирована нормативная правовая база, оказывается методическая помощь организациям социального обслуживания, организованы мероприятия по обеспечению доступа негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги, к рынку социальных услуг и бюджетным средствам по возмещению затрат за оказанные социальные услуги.
2. Анализ ситуации, сложившейся в сфере социального обслуживания в Нижегородской области.
2.1. Организациями социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам предоставляется более 100 наименований социальных услуг. Ежегодно внедряются новые формы и технологии их предоставления. С 2013 по 2016 годы внедрено более 120 новых технологий и форм работы, в том числе: в 2013 году - 16, в 2014 году - 29, в 2015 году - 37, в 2016 году - 48.
Внедрение новых технологий и форм предоставления социальных услуг позволило нарастить количество социальных услуг, предоставляемых одному получателю. В 2013 году на одного получателя приходилось в среднем - 52 услуги, в 2014 году - 54,2, в 2015 году - 56,8, в 2016 году - 62,3.
Ежегодно отмечается рост числа получателей социальных услуг за счет внедрения новых форм и технологий.
Таблица 1
Получатели социальных услуг по формах социального обслуживания
Формы социального обслуживания | Получатели социальных услуг | |||||||||||
2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | |||||||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | |
Всего: | 987765 | 100,0 | 1022848 | 100,00 | 1065886 | 100,0 | 1066459 | 100,0 | 1067635 | 100,0 | 1068400 | 100,0 |
Стационарная | 19595 | 2,0 | 19795 | 1,9 | 19950 | 1,9 | 19984 | 1,9 | 20014 | 1,9 | 20044 | 1,9 |
На дому | 36745 | 3,7 | 38983 | 3,8 | 39236 | 3,7 | 39602 | 3,7 | 40631 | 3,8 | 41146 | 3,9 |
Полустационарная, | 931425 | 94,3 | 964070 | 94,3 | 1006700 | 94,4 | 1006870 | 94,4 | 1006990 | 94,3 | 1007210 | 94,2 |
в т.ч. срочные социальные услуги | 673272 | 68,2 | 734525 | 71,8 | 765040 | 71,7 | 766829 | 71,9 | 769000 | 72,0 | 772000 | 72,0 |
Сложившаяся система социального обслуживания в Нижегородской области позволяет своевременно предоставлять гражданам широкий спектр социальных услуг.
По состоянию на 1 декабря 2016 года в систему социального обслуживания граждан в Нижегородской области входят 183 государственных организаций, из них:
1) в стационарной форме социального обслуживания (103 организации):
47 домов-интернатов общего профиля для граждан пожилого возраста и инвалидов на 2843 места; 10 психоневрологических интернатов для лиц, страдающих психическими расстройствами на 4254 места; 3 детских дома-интерната для умственно отсталых детей на 368 мест; 3 санаторно-реабилитационных центра для инвалидов на 340 мест; 1 пансионат для ветеранов войны и труда на 160 мест; 1 санаторно-реабилитационный центр для несовершеннолетних на 163 места; 6 социальных приютов для детей и подростков на 148 мест; 28 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних на 804 места; 4 социально-реабилитационных центра для инвалидов на 200 мест.
В данных учреждениях содержание и обслуживание проживающих граждан и детей осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства: обеспечиваются комфортные условия проживания в соответствии с санитарными нормами; предоставляется полноценное и сбалансированное питание; для лиц, полностью утративших степень самообслуживания, обеспечен полноценный уход; созданы условия, обеспечивающие свободное передвижение для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Также идет постоянный поиск и внедрение инновационных технологий социального обслуживания (применяется в организациях социального обслуживания более 600 технологий).
С целью повышения качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе с психическими расстройствами, проживающих в стационарной форме социального обслуживания, в 2016 году применяется более 70 технологий, такие как: "Арт - терапия" - песочная терапия, направлена на повышение самооценки человека, реализации им своего творческого потенциала, охвачено - 4650 человек; "Гарденотерапия" - занятия проходят в садах, а также в иных местах, богатых своей растительностью, охвачено - 7300 человек; "Виртуальный туризм" - технически реализуется посредством демонстрации слайд - шоу и видеофильмов с использованием компьютерной техники и кинопроектора, охвачено - 9350 человек, "Лечебная трудотерапия" - шитье, создание картин, фоторамок - направлена на профилактику одиночества, охвачено - 8500 человек, "Спортивная оздоровительная терапия" - направлена на участие граждан пожилого возраста и инвалидов в физкультурно - оздоровительных мероприятиях, охвачено - 9300 человек.
Реализация технологий позволяет положительно влиять на здоровье, физическое и психическое состояние граждан пожилого возраста и детей. В 2013 году применялось - 25 технологий, охвачено - 16480 человек, в 2014 году- 35, охвачено - 16700 человек; в 2015 году - 41, охвачено - 17260 человек; в 2016 году -70, охвачено - 17890 человек, в 2017 году (прогноз) - 83, планируется охватить - 18900 человек, в 2018 году (прогноз) - 90, планируется охватить - 19250 человек.
Оценка соответствия организаций Нижегородской области, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - постановление Правительства РФ № 481), проводилась на основании совместного приказа министерства образования, министерства здравоохранения и министерства социальной политики Нижегородской области от 18 августа 2016 года № 3082/2349/465. Данным приказом утвержден план мероприятий ("дорожная карта") проведения оценки соответствия организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и утвержден состав межведомственной экспертной группы. В сентябре-октябре 2016 года в 3 детских домах-интернатах для умственно отсталых детей проведены проверки межведомственными экспертными группами на соответствие организаций положениям указанного постановления.
По результатам проведенных проверок бюджетные стационарные организации социального обслуживания для детей с ограниченными возможностями здоровья, подведомственные министерству социальной политики Нижегородской области: ГБУ "Замятинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", ГБУ "Арзамасский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", ГБУ "Автозаводский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", в которых проживают на 1 декабря 2016 года 354 воспитанника, соответствуют требованиям постановления Правительства.
Благодаря планомерно проводимой, начиная с 2013 года, оптимизации сети стационарных учреждений, структуры коечной мощности, создания новых мест, развитию стационарозамещающих технологий социального обслуживания, удалось в 2016 году полностью ликвидировать очередь в стационарные учреждения (психоневрологические интернаты). В 2013 году очередь составляла - 419 человек, в 2014 году - 319 человек, в 2015 году - 218 человек.
Прогнозный показатель охвата в стационарной форме социального обслуживания составит в 2017 году - 20014 человек, в 2018 году - 20044 человека (в 2013 году - 19595 человек, в 2014 году - 19795 человек, в 2015 году - 19950 человек, в 2016 году - 19984 человек);
2) в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания (59 организаций):
59 центров социального обслуживания населения (государственные бюджетные учреждения "Комплексные центры социального обслуживания населения" и "Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов"), представляющие собой многопрофильные социальные учреждения, осуществляющие деятельность в каждом городе и районе Нижегородской области (далее - центры социального обслуживания).
В центрах социального обслуживания функционируют телефонные справочные службы "единый социальный телефон", служба "телефон доверия", веб - диспетчерские службы для заказа "социального такси". Для удовлетворения познавательных интересов граждан функционируют университеты "третьего возраста", школы: безопасности; психологической устойчивости для пожилых; финансовой грамотности; активного долголетия, клубы "социального туризма". Полученные знания помогают пожилым адаптироваться к современным условиям, разбираться в нормах действующего законодательства, вести здоровый и активный образ жизни, эффективно вести домашнее хозяйство. Данными формами охвачено ежегодно более 365 тысяч граждан.
С целью социальной адаптации граждан пожилого возраста в современной информационной среде во всех центрах социального обслуживания успешно функционируют компьютерные классы для пенсионеров. В общей сложности с 2013 по 2016 годы прошли обучение навыкам компьютерной грамотности около 18000 человек. В 2017 - 2018 годах планируется обучить 7300 человек.
В центрах социального обслуживания созданы условия для формирования позитивных интересов, организации досуга граждан пожилого возраста и инвалидов, вовлечения их в разнообразные виды художественного и прикладного творчества. Для граждан открыто около 400 клубов и кружков различной направленности, которые ежегодно посещают более 85 тыс. человек.
Особое внимание центрами социального обслуживания уделяется одиноким гражданам пожилого возраста, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. Для них в Нижегородской области создана сеть бесплатных служб, обеспечивающих удовлетворение их потребности в социальных услугах и различных видах помощи: "социальный сервис", "тревожная кнопка".
Во исполнение пункта 6.2 протокола координационного совета по реализации государственной программы "Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013 - 2020 годы" (сокращение смертности граждан) от 21 июля 2015 года № 108/15 в 2015 году специалистами по социальной работе и социальными работниками центров социального обслуживания проводились подворные обходы граждан старше трудоспособного возраста, охват граждан составил более 750 тысяч человек.
На основании совместного приказа министерства здравоохранения Нижегородской области, министерства социальной политики Нижегородской области и Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Нижегородской области от 5 декабря 2012 года № 2896/1212/401 "О порядке взаимодействия между медицинскими организациями, аптечными организациями, организациями социального обслуживания и Управлениями (Отделами) Пенсионного Фонда Российской Федерации по обеспечению граждан Нижегородской области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения" специалисты по социальной работе и социальные работники осуществляют доставку на дом гражданам пожилого возраста и инвалидом лекарственных препаратов, назначенных по медицинским показаниям врачом. В 2016 году лекарственные препараты доставлены 35420 гражданам (в 2013 году охвачено - 29570 человек, в 2014 году - 31740, в 2015 году - 32286 человек).
В рамках принятой Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2015 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года № 164-р, министерством социальной политики Нижегородской области разработан план мероприятий на 2016 - 2020 годы по реализации в Нижегородской области первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2015 года (далее - План 1).
Реализация мероприятий Плана 1 улучшит качество жизни граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальной нуждаемости и потребностей, обеспечит более эффективное использование их потенциала и участия в жизни общества.
С модернизацией системы социального обслуживания граждан в Нижегородской области меняются подходы к организации труда социальных работников.
В 2017 году во всех центрах социального обслуживания социальные работники, предоставляющие социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, переходят на планшетные компьютеры, оснащенные автоматизированной программой учета клиентов и предоставляемых услуг "Мобильный учет". Данная модернизация позволит снизить непроизводственные затраты рабочего времени, оптимизировать труд социальных работников, сократить бумажный документооборот, высвободить время для предоставления социальных услуг, уделить внимание качеству обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, оперативности решения их проблем.
Ожидаемый результат проделанной работы - увеличение количества получателей социальных услуг, в том числе в форме социального обслуживания на дому, число которых в 2017 году составит - 40631 человек, что на 3% больше, чем в 2016 году - 39602 человека. Значение показателя норматива получателей социальных услуг в Нижегородской области в 2016 году составляет 7,7 человек на одного социального работника (по среднесписочной численности социальных работников). Прогнозное значение числа получателей социальных услуг в форме социального обслуживания на дому составит: в 2017 году - 40631 человек, в 2018 году - 41146 человек (в 2013 году - 36745 человек, в 2014 году - 38983 человека, в 2015 году - 39236 человек, в 2016 году - 39602 человека). Таким образом, прогнозное значение показателя норматива получателей социальных услуг на одного социального работника (по среднесписочной численности социальных работников) в Нижегородской области составит в 2017 году - 7,9 человек, в 2018 году - 8,0 человек).
Расчет средней нагрузки на одного социального работника проводился с учетом проведенного в июне 2016 года мониторинга нагрузки на социального работника на селе и в городе, а также места оказания социальной услуги (благоустроенный сектор/ неблагоустроенный сектор), хронометража рабочего времени социального работника и Методических рекомендаций по определению норм нагрузки на социального работника в сфере социального обслуживания, утвержденных приказом Минтруда России от 15 октября 2015 года № 725;
3) в полустационарной форме социального обслуживания (21 организация):
1 центр социально - трудовой реабилитации граждан на 89 мест, обслуживающий граждан без определенного места жительства и занятий; 5 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями на 100 мест; 15 центров социальной помощи семье и детям на 421 место, оказывающих социально - психологические, социально - педагогические, социально-медицинские, социально - бытовые, социально - правовые и другие виды социальных услуг.
Прогнозный показатель охвата в полустационарной форме социального обслуживания, с учетом центров социального обслуживания, составит в 2017 году -1006990 человек, в 2018 году - 1007210 человек (в 2013 году - 931425 человек, в 2014 году - 964070 человек, в 2015 году - 1006700 человек, в 2016 году - 1006870 человек).
Наиболее востребованными у получателей социальных услуг Нижегородской области являются срочные социальные услуги, предоставляемые в полустационарной форме социального обслуживания центрами социального обслуживания. Каждое второе обращение гражданина за срочной социальной услугой - это содействие в оформлении документов граждан на социальное обслуживание, содействие в оформлении документов на оказание материальной помощи, оказание помощи в оформлении на восстановление документов.
Прогнозный показатель охвата граждан срочными социальными услугами составит в 2017 году - 769000 человек, в 2018 году - 772000 человек (в 2013 - 673272 человека, в 2014 - 734525 человек, в 2015 году - 765040 человек, в 2016 году - 766829 человек). В связи с растущим спросом на срочные социальные услуги, в 2017 году продолжится открытие социально - консультативных отделений в центрах социального обслуживания граждан (в 2015 году - 29 отделений, в 2016 году - 24, в 2017 году - 6).
Расходы областного бюджета на финансовое обеспечение деятельности государственных организаций социального обслуживания ежегодно возрастают, что позволяет своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату работникам организаций, оказывать услуги, соответствующие стандартам качества.