УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 16 сентября 2016 года № 210
Об утверждении Порядка реализации закона
Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-З
"О квотировании рабочих мест"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании приказа управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 29.11.2017 N 298.
____________________________________________________________________
В целях приведения в соответствие с действующим законодательством приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок реализации Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-З "О квотировании рабочих мест" (далее - Порядок).
2. Начальникам отдела контрольно-правовой работы (С.Н. Кеняйкин) и отдела организации трудоустройства и спецпрограмм (О.А. Алехина) обеспечить контроль за исполнением Порядка, указанного в пункте 1 настоящего приказа, государственными казенными учреждениями центрами занятости населения районов (городов) Нижегородской области.
3. Признать утратившими силу приказы управления:
- от 04.03.2008 № 36 "Об утверждении Порядка реализации Закона Нижегородской области "О квотировании рабочих мест";
- от 03.10.2011 № 158 "О внесении изменений в приказ управления от 04.03.2008 № 36";
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя управления Л.В. Болнова.
Руководитель управления А.А.Силантьев
Порядок
реализации закона Нижегородской области
"О квотировании рабочих мест"
(далее - Порядок)
1. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости), Законом Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-З "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон о квотировании), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и Кодексом Нижегородской области об административных правонарушениях (далее - КоАП Нижегородской области).
2. Порядок устанавливает последовательность действий по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации/абилитации и работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Цель и задача Порядка
3. Целью настоящего Порядка является обеспечение эффективного взаимодействия органов службы занятости населения и работодателей при реализации законодательства о квотировании рабочих мест.
4. Основной задачей настоящего Порядка является максимальное вовлечение в процесс квотирования работодателей и трудоустройство на эти рабочие места инвалидов, а также обеспечение исполнения обязательных требований законодательства о занятости населения и квотировании.
3. Формирование и утверждение перечней работодателей
5. Для формирования перечня работодателей районов (городов) Нижегородской области, среднесписочная численность работников у которых составляет более 100 человек, и перечня работодателей, среднесписочная численность которых составляет от 35 до 100 человек, которым устанавливается квота (далее - Перечни работодателей), государственные казенные учреждения центры занятости населения Нижегородской области (далее - ГКУ ЦЗН) ежегодно, до 1 октября текущего календарного года, представляют в управление государственной службы занятости населения Нижегородской области (далее - управление) по указанному в формах электронному адресу, с дальнейшим представлением в бумажном виде за подписью директора ГКУ ЦЗН:
- "Сведения о работодателях _______ района (города) с численностью работников свыше 100 человек" (Приложение 1);
- "Сведения о работодателях _______ района (города) с численностью работников не менее 35 и не более 100 человек" <1> (Приложение 2).
6. При подготовке указанных форм ГКУ ЦЗН необходимо сверить достоверность и правильность имеющихся сведений с информацией, содержащейся на сайте ФНС России. Особое внимание необходимо обратить на правильное официальное наименование организаций, указание на организационно-правовую форму и форму собственности.
7. Управление в срок до 20 октября текущего календарного года на основании представленной ГКУ ЦЗН информации формирует Перечни и утверждает их приказами управления.
8. Управление размещает Перечни на официальном сайте Нижегородской областной службы занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) в течение пяти рабочих дней со издания.
9. Управление направляет утвержденные Перечни в ГКУ ЦЗН любым доступным способом в течение двух рабочих дней со дня подписания.
10. ГКУ ЦЗН в течение десяти рабочих дней со дня издания управлением приказов об утверждении Перечней информируют работодателей, включенных в данные Перечни, об условиях квотирования рабочих мест, количестве рабочих мест, которые должны быть созданы (выделены) для трудоустройства инвалидов и работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в счет квоты, обязанностях работодателей по предоставлению в органы службы занятости установленной информации, включая представление локальных нормативных правовых актов о созданных (выделенных) рабочих местах в счет квоты, ответственности за непредоставление предусмотренной законодательством информации.
--------------------------------
<1> Кроме работодателей, указанных в статье 5 Закона о квотировании.
4. Внесение изменений в Перечни работодателей
11. Исключение работодателей из Перечня осуществляется на основании приказов управления. Соответствующая корректировка вносится в приказы при предъявлении подтверждающих документов, предоставленных в ГКУ ЦЗН работодателями, в течение месяца со дня поступления соответствующего письменного обращения ГКУ ЦЗН, в случаях:
1) прекращения деятельности юридического лица или физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
2) изменения среднесписочной численности работодателя;
3) принятого решения в отношении работодателя о том, что он находится в процессе ликвидации или банкротства.
12. Изменения в Перечни вносятся на условиях, указанных в абзаце первом пункта 11 настоящего Порядка, при предоставлении подтверждающих документов в случаях:
1) изменения среднесписочной численности работников, которая влияет на размер установленной ранее квоты;
2) проведения специальной оценки условий труда;
3) изменения организационно-правовой формы и формы собственности;
4) изменения наименования юридического лица.
5. Контроль за исполнением обязательных требований
законодательства о квотировании рабочих мест
13. Работодатели, которым установлена квота, в течение трех месяцев со дня издания приказов управления, утвердивших Перечни, обязаны выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан, указанных в статье 3 Закона о квотировании, в количестве, определенном Перечнями <2>. Информацию о выделении (создании) рабочих мест в счет установленной квоты работодатели представляют в ГКУ ЦЗН в трехдневный срок со дня выделения (создания) рабочих мест по установленной форме (Приложение 3). Одновременно к информации работодатель в обязательном порядке предоставляет бланк "Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)" <3>.
14. Работодатели, которым установлена квота, предоставляют в ГКУ ЦЗН локальные нормативные правовые акты (копии приказа (распоряжения) о создании (выделении) рабочих мест в счет квоты, штатного расписания либо выписки из него и т.д.).
15. ГКУ ЦЗН формируют в программном комплексе "Катарсис" банк свободных рабочих мест (вакантных должностей), выделенных (созданных) в счет установленной квоты, в соответствии с Методическими рекомендациями по взаимодействию с работодателями, утвержденными приказом управления от 25.03.2013 № 69, и Методическими рекомендациями по формированию и сопровождению банка вакансий, утвержденными приказом управления от 11.06.2015 № 176.
16. Работодатели в дальнейшем в соответствии со статьей 25 Закона о занятости ежемесячно, в срок до 2 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в ГКУ ЦЗН информацию о выполнении квоты по установленной Приложением 4 к настоящему Порядку форме, локальные нормативные правовые акты о создании (выделении) рабочих мест в счет квоты, а также в установленном порядке подтверждают наличие свободных рабочих мест (вакантных должностей), выделенных в счет установленной квоты.
17. Работодатели вправе в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 06.10.2014 № 670 размещать информацию в информационно-аналитической системе общероссийская база вакансий "Работа в России" в соответствии с Правилами формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы общероссийская база вакансий "Работа в России", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 года № 885.
18. Указанная в пункте 16 настоящего Порядка информация может быть представлена лично работодателем или через законного представителя, направлена почтовой связью, с использованием средств факсимильной связи или в электронной форме при условии последующего подтверждения информации на бумажном носителе. Информация, представленная работодателем в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной подписи в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ "Об электронной подписи", является эквивалентом информации, представленной на бумажном носителе, и последующего подтверждения на бумажном носителе не требует.
19. Непредоставление работодателем информации по установленной форме, представление информации с нарушением установленного срока, представление информации в неполном (искаженном) виде является основанием для возбуждения административного производства. В соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ данное нарушение влечет наложение административного штрафа. При выявлении указанного нарушения ГКУ ЦЗН принимают меры в соответствии с Методическими рекомендациями по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о квотировании, утвержденными приказом управления от 12.05.2015 № 133.
20. О трудоустройстве гражданина на рабочее место, выделенное (созданное) в счет квоты (как по направлению ГКУ ЦЗН, так и принятого работодателем самостоятельно), или увольнении гражданина с рабочего места, выделенного (созданного) в счет квоты, работодатель информирует ГКУ ЦЗН в течение пяти рабочих дней со дня приема (увольнения) по формам, указанным в Приложениях 5 и 6 к настоящему Порядку соответственно.
21. При увольнении граждан с рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты, работодатель предоставляет в ГКУ ЦЗН бланк "Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)" в течение 5 рабочих дней со дня приема (увольнения).
22. Работодатель вправе по соглашению с ГКУ ЦЗН зарезервировать незанятое рабочее место для будущего трудоустройства инвалида, проходящего обучение.
Резервирование рабочих мест для инвалидов осуществляется посредством выделения работодателем рабочих мест из числа имеющихся в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов или созданных за счет собственных средств по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, проходящих обучение, в том числе по направлению ГКУ ЦЗН, в соответствии с Перечнем рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности и Перечнем рекомендуемых инвалидам профессий и должностей с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, установленными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 года № 515 "Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности".
Работодатели представляют в ГКУ ЦЗН информацию о зарезервированных рабочих местах по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в целях их дальнейшего трудоустройства по форме "Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)", установленной постановлением Правительства Нижегородской области от 6 октября 2014 года № 670 "Об утверждении Порядка представления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в государственные казенные учреждения центры занятости населения районов (городов) Нижегородской области".
23. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного ГКУ ЦЗН, в счет установленной квоты, работодатель в бланке "Направление на работу" <4> обосновывает причину отказа с учетом требований трудового законодательства.
--------------------------------
<2> Порядок установления квоты, размер квоты для инвалидов и работников моложе 18 лет предусмотрены статьей 4 Закона о квотировании.
<3> Приложение 4 к Административному регламенту по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденному приказом управления от 12 декабря 2013 года № 284.
<4> Приложение 13 к Административному регламенту по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденному приказом управления от 12 декабря 2013 года № 284.
6. Мониторинг исполнения законодательства о квотировании
рабочих мест и оценка эффективности квотирования
рабочих мест
24. С целью осуществления текущего контроля за реализацией Закона о квотировании ГКУ ЦЗН в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в управление:
- ежеквартально - Отчет об организации работы ГКУ ЦЗН по реализации Закона Нижегородской области "О квотировании рабочих мест" (Приложение 7);
- ежемесячно - Сведения о работодателях, не исполняющих требования Закона Нижегородской области "О квотировании рабочих мест" (Приложение 8).
25. В случае выявления фактов нарушения работодателями законодательства о квотировании рабочих мест ГКУ ЦЗН принимают меры в соответствии с Методическими рекомендациями по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о квотировании, утвержденными приказом управления от 12.05.2015 № 133.
Справочно:
В соответствии с действующим законодательством нарушениями законодательства являются:
- неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (часть 1 статьи 5.42 КоАП РФ);
- неисполнение или исполнение не в полном объеме работодателем обязанности по выделению (созданию) рабочих мест в соответствии с установленной квотой для работников моложе восемнадцати лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (статья 2.15 КоАП Нижегородской области);
- непредставление или несвоевременное представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (статья 19.7 КоАП РФ).
26. По итогам работы за полугодие и год сотрудниками отдела контрольно-правовой работы подготавливается информация о результатах реализации Закона Нижегородской области "О квотировании рабочих мест" для информационно-аналитического сборника осуществления полномочий в области содействия занятости населения органами службы занятости Нижегородской области и обеспечивается ее размещение на сайте Нижегородской областной службы занятости в сети Интернет.
27. В соответствии с установленными сроками и по запросам сотрудниками отделов контрольно-правовой работы и трудоустройства и спецпрограмм в части своей компетенции составляются отчеты об осуществлении деятельности по квотированию рабочих мест в Нижегородской области.
28. Оценка эффективности квотирования рабочих мест проводится на основе анализа доли трудоустроенных инвалидов от общего количества заквотированных рабочих мест и практики административного производства в отношении работодателей, допустивших нарушение обязательных требований действующего законодательства в части квотирования.