РЕШЕНИЕ
от 23 ноября 2016 года № 239
О согласовании проекта постановления администрации города Нижнего Новгорода
«Об утверждении муниципальной программы города Нижнего Новгорода
«Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода» на 2017-2019 годы»
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 29 Устава города Нижнего Новгорода, статьей 18.1 Положения о бюджетном процессе в городе Нижнем Новгороде, принятого решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 29.05.2013 № 79,
ГОРОДСКАЯ ДУМА РЕШИЛА:
Согласовать проект постановления администрации города Нижнего Новгорода «Об утверждении муниципальной программы города Нижнего Новгорода «Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода» на 2017-2019 годы» (прилагается).
Глава города И.Н.Карнилин
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
___________ № ____
Об утверждении муниципальной программы города Нижнего Новгорода
«Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода» на 2017-2019 годы
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 52.1 Устава города Нижнего Новгорода, постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014 № 1228 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных Программ города Нижнего Новгорода», в целях повышения эффективности бюджетных расходов администрация города Нижнего Новгорода постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу города Нижнего Новгорода «Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода» на 2017 - 2019 годы.
2. Отменить:
2.1. Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 04.09.2014 № 3477 «Об утверждении муниципальной программы города Нижнего Новгорода «Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода» на 2015 - 2017 годы».
2.2. Пункт 12 постановления администрации города Нижнего Новгорода от 05.12.2014 № 5059 «О внесении изменений в постановления администрации города Нижнего Новгорода».
2.3. Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 16.12.2015 № 2852 «О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 04.09.2014 № 3477».
2.4. Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 12.04.2016 № 985 «О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 04.09.2014 № 3477».
2.5. Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 15.07.2016 № 2098 «О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 04.09.2014 № 3477».
3. Департаменту общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода (Смирнов Д.Е.) обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации - газете «День города. Нижний Новгород».
4. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Евсикова Е.Н.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в сети Интернет.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Стрельцова Л.Н.
6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.
Глава администрации города С.В.Белов
Утверждена
постановлением администрации города
от _____________________ № _________
Муниципальная программа
«Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода»
на 2017 - 2019 годы»
(далее - Программа)
1. Паспорт Программы
Ответственный исполнитель Программы | Управление по труду и работе с населением администрации города Нижнего Новгорода | ||||
Соисполнители Программы | Управление делами администрации города Нижнего Новгорода; Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода; Департамент по спорту и молодежной политике администрации города Нижнего Новгорода; Департамент организационно-кадрового обеспечения деятельности администрации города Нижнего Новгорода; Администрации районов города Нижнего Новгорода. | ||||
Подпрограммы Программы | «Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан»; «Доступная среда». | ||||
Цели Программы | Дополнительная социальная поддержка, повышение уровня и качества жизни отдельных категорий граждан | ||||
Задачи Программы | 1. Предоставление мер социальной поддержки семьям, имеющих детей и несовершеннолетним гражданам города Нижнего Новгорода, находящимся в социально опасном положении. 2. Оказание социальной поддержки, совершенствование и создание условий по улучшению качества жизни, жизнедеятельности и повышению статуса отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода. 3. Обеспечение адресной поддержки, направленной на повышение качества жизни семей, имеющих в своем составе инвалидов. 4. Обеспечение возможности по улучшению качества жизни и созданию беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. | ||||
Этапы и сроки реализации Программы | Программа реализуется в один этап. Срок реализации 2017 - 2019 годы. | ||||
Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода | руб. | ||||
Ответственный исполнитель (соисполнители) | 2017 | 2018 | 2019 | Всего | |
Всего: | 345 626 800,00 | 345 626 800,00 | 345 626 800,00 | 1 036 880 400,00 | |
Управление по труду и работе с населением | 345 471 800,00 | 345 471 800,00 | 345 471 800,00 | 1 036 415 400,00 | |
Администрации районов города (Управление по труду и работе с населением) | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
Управление делами администрации города Нижнего Новгорода | 155 000,00 | 155 000,00 | 155 000,00 | 465 000,00 | |
Целевые индикаторы Программы | Уровень охвата граждан, имеющих право и обратившихся за мерами адресной и иной социальной поддержки - 100%. Обеспеченность городскими пособиями семей Нижнего Новгорода из числа, имеющих на это право - 8 500 семей. Готовность к каникулярному периоду, подведомственных муниципальных загородных оздоровительных лагерей - 100%. Обеспеченность детей первых трех лет жизни полноценным питанием - 16 500 чел. в день. Количество граждан, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в городе Нижнем Новгороде, которым назначена, пересчитана и выплачена пенсия за выслугу лет - 1045 чел. Количество работников бюджетной сферы города Нижнего Новгорода, которым назначено, пересчитано и выплачено дополнительное материальное обеспечение - 450 чел. Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления мер адресной поддержки - 85%. Количество обслуженных граждан, посетивших пункт оказания помощи лицам, находящихся в состоянии алкогольного опьянения МАУ МЦ «Надежда» - 10 600 чел. Уровень охвата граждан, имеющих право и обратившихся за назначением ежеквартального пособия неработающим матерям (отцам), занимающимся уходом за детьми-инвалидами, при среднедушевом доходе семьи ниже величины прожиточного минимума - 100%. Уровень обеспечения доступа людям с физическими ограниченными возможностями для личного обращения в администрацию города - 100%. |
2. Текстовая часть Программы
2.1. Характеристика текущего состояния
Приоритетными направлениями социально-экономического развития города Нижнего Новгорода являются социальная поддержка граждан, повышение качества и создание благоприятных условий жизни отдельных категорий граждан, социально незащищенных слоёв населения города, поддержка семьи, материнства и детства, предоставление дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям населения города Нижнего Новгорода с учетом их потребностей.
Город Нижний Новгород является одним из крупнейших городов России, он входит в пятерку крупнейших российских городов с численностью населения, превышающей один миллион человек. По данным социального паспорта города Нижнего Новгорода численность населения города Нижнего Новгорода составляла:
на 1 марта 2013 года - 1263,6 тыс. человек;
на 1 марта 2014 года - 1269,4 тыс. человек;
на 1 марта 2015 года - 1262,1 тыс. человек;
на 1 февраля 2016 года - 1269,6 тыс. человек.
В городе Нижнем Новгороде в территориальных органах социальной защиты населения состоят на учете почти 400 тысяч семей, из них почти 13000 тысяч - семьи одиноких матерей с уровнем дохода ниже величины прожиточного минимума, в которых воспитывается свыше 14 тысяч детей.
Повышение цен на продукты питания, одежду, отсутствие жилья зачастую являются предпосылками к снижению количества многодетных семей, также отметим, что остается достаточно высоким число семей, имеющих доход ниже прожиточного минимума.
Становятся редкостью семьи, воспитывающие пять и более детей. На 01.02.2016 на учете состоят 6149 многодетных семей, что составляет 4% от общего числа семей с детьми в городе.
Поддержание стабильной численности населения возможно при решающем воздействии на показатели рождаемости, смертности и миграционного прироста. Эффективное воздействие на данные показатели возможно путем создания системы формирования, сохранения, укрепления и восстановления здоровья людей, повышения престижа материнства и отцовства, создания социально-экономических условий для выхода отдельных категорий граждан из трудной жизненной ситуации и недопущения социального иждивенчества, обеспечения их полноценного участия в экономической, социальной и культурной жизни города Нижнего Новгорода. Это является основой для стабильного развития экономики и социальной сферы города. Отсутствие положительной динамики демографических процессов может привести к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, что неблагоприятно скажется на социально-экономической ситуации города Нижнего Новгорода.
Особенностью современной демографической ситуации и уровня здоровья нации является высокая численность граждан с ограниченными возможностями здоровья, ветеранов и граждан пожилого возраста. В связи с этим защита прав и интересов этих категорий населения, поддержание их социального статуса являются неотъемлемой частью социальной политики города.
Тенденция социально-демографического старения отчетливо проявляется в России. В городе Нижнем Новгороде 395785 человек - пенсионеры пенсионного фонда Российской Федерации, из них 84201 человек - старше 71 года. Процентная доля пенсионеров от общей численности жителей составила 32,0%, то есть почти 1/3 часть всего населения города. В этой связи реализация мер по созданию условий, направленных на повышение качества жизни пожилых граждан, является актуальной проблемой.
Негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья инвалидов и пожилых людей, приобрели масштабный характер. Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда граждан с ограниченными возможностями здоровья, граждан в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения большинства пожилых граждан и инвалидов.
Многие граждане с ограниченными возможностями здоровья, пожилые граждане в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность, теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются социальные контакты ветеранов. Возможности для полноценного участия в жизни у них ограничены.
В то же время надо отметить, что высокая численность ветеранов в России приводит к усилению их роли в социальном развитии, повышению требований в отношении предоставления социальных гарантий во всех сферах жизнедеятельности. В городе Нижнем Новгороде на 01.02.2016 проживают 19662 ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов из них 1408 участники и инвалиды Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, 339 человек - вдовы, родители, семьи погибших участников Великой Отечественной войны, 205 человек - бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, 18785 человека - труженики тыла, 9397 человек - ветераны боевых действий, 196 человек - инвалиды боевых действий, 199 человек - жители блокадного Ленинграда.
Неустойчивое материальное положение, неудовлетворительное состояние здоровья, снижение ответственности семьи за предоставление ухода и удовлетворения потребностей ветеранов, ограниченные возможности для полноценного участия в общественной жизни - характерные черты значительной части ветеранов Великой Отечественной войны. Ветераны Великой Отечественной войны нуждаются в улучшении своего положения, чему может служить комплексный подход к решению связанных с этим задач.
Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации ветеранов, пожилых граждан и инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют ветеранов, и по возможности организовать их реализацию. Кроме того, социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала пожилых граждан и граждан с ограниченными возможностями здоровья. Основы процесса социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные культурно-досуговые мероприятия. Эти мероприятия направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения.
Ежегодное увеличение числа участников социокультурных мероприятий и возрастающий к ним интерес общественности свидетельствуют об их высокой востребованности и значимости. Участие в городских социально значимых мероприятиях, творческих фестивалях или литературных конкурсах для многих становится отправной точкой к активному образу жизни.
Социокультурная реабилитация ветеранов, инвалидов и пожилых граждан во многом способствует формированию активной жизненной позиции, достижению определенных положительных результатов как в физическом, так и в эмоционально-психологическом состоянии. Участие в социокультурных мероприятиях также способствует развитию их творческого потенциала, и в настоящее время многие из них готовы к открытому диалогу с обществом. Но, к сожалению, само общество не всегда готово понять проблемы пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями. В связи с этим в городе необходимо развивать социальную рекламу, которая станет важным шагом в создании благоприятного общественного климата, способствующего социальной интеграции отдельных категорий граждан.
Для обеспечения социально-культурной поддержки в Нижнем Новгороде функционирует муниципальное бюджетное учреждение «Городской Дом ветеранов», которое организует и поддерживает работу городской общественной организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, на его базе работает городской совет ветеранов. Более 200 первичных общественных организаций, работу которых курирует городской дом ветеранов, объединяют более 150 тыс. нижегородских ветеранов и пенсионеров. Организуя социокультурную, правовую, медицинскую поддержку нижегородских ветеранов, большое внимание уделяется также военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Поддержка семьи, материнства и детства также является одной из приоритетных задач социальной политики, как государства, так и города Нижнего Новгорода. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности и гражданина. Семья - это то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
В целях дополнительной адресной поддержки семей с несовершеннолетними детьми в городе Нижнем Новгорода с 2002 года выплачиваются городские социальные пособия.
Все пособия оформляются и выплачиваются через органы социальной защиты населения по схеме «встроенной» (на программно-технологическом уровне, принцип «единого окна») в систему назначения и выплаты федеральных и региональных пособий.
Кроме этого, с 1 января 2012 года, когда во всех городах и районах Нижегородской области взамен натуральных молочных продуктов были введены ежемесячные денежные выплаты (произошла монетизация льгот на детское питание), в городе Нижнем Новгороде удалось сохранить систему обеспечения детей первых лет жизни натуральной кисломолочной продукцией.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 03.11.2006 года № 133-З городу Нижнему Новгороду были переданы государственные полномочия в области социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей, по обеспечению полноценным питанием детей в возрасте до 3-х лет. Для этих целей в Нижнем Новгороде функционирует муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Молочная кухня».
В настоящий момент в городе Нижнем Новгороде функционирует 3 молочные кухни, расположенные в Автозаводском, Нижегородском и Сормовском районах города и 44 пунктов раздачи молочного питания во всех районах города, которые обеспечивают специальным молочным питанием 7,5 тысяч детей льготных категорий бесплатно, а также около 9,0 тысяч детей - за личные средства граждан. Ежегодно отмечается увеличение численности детей, имеющих право на бесплатное получение питания.
Также в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация отдыха детей в каникулярное время относится к муниципальным полномочиям.
Для осуществления указанных полномочий в городе Нижнем Новгороде на базе муниципального автономного учреждения муниципальный центр «Надежда» сформировалась четкая система организации отдыха и занятости детей, в том числе из числа отдельных категорий граждан, улучшается материально-техническая база подведомственных муниципальных загородных оздоровительных лагерей, что позволяет обеспечивать полноценный отдых детей в каникулярное время.
Вместе с тем, анализ преступности среди несовершеннолетних на территории города Нижнего Новгорода показывает, что обстановка остается напряженной, но стабильной. По итогам 2016 года наблюдается тенденция к росту общего количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, при этом три предыдущих года наблюдалось ежегодное значительное снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, однако в динамике преступлений за последние 5 лет наблюдается тенденция снижения преступности среди несовершеннолетних.
За отчетный период 2016 года увеличился удельный вес преступлений несовершеннолетних среди общей преступности с 4,3% до 4,4% при среднем областном показателе 4,5%.
В целях профилактики безнадзорности и правонарушений, нарушений дисциплины, уклонения от учебы обучающихся, обеспечения защиты их прав и законных интересов, в образовательных организациях на территории города Нижнего Новгорода организована работа 189 Советов профилактики.
Несмотря на проведенный комплекс мероприятий, направленных на профилактику семейного неблагополучия, есть случаи, когда родители уклоняются от воспитания детей. На заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - Комиссия) рассматриваются административные протоколы по ст. 5.35 КоАП РФ - за ненадлежащее исполнение законными представителями родительских обязанностей.
Особого внимания требует работа по профилактике вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ.