Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2016 года № 2098

О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 04.09.2014 № 3477

_________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления администрации города Н.Н. от 14.12.2016 № 4246
__________________________________________________________

Руководствуясь частью 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 16.12.2015 № 255 «О бюджете города Нижнего Новгорода на 2016 год», во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 02.09.2015 № 554 «О реализации законодательства в сфере создания для инвалидов доступной среды жизнедеятельности и признании утратившим силу постановления Правительства Нижегородской области от 13.05.2013 № 294», а также в соответствии со статьей 43 Устава города Нижнего Новгорода и решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 22.06.2016 № 123 «О согласовании проекта постановления администрации города Нижнего Новгорода «О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 04.09.2014 № 3477» администрация города Нижнего Новгорода постановляет:

1. Внести изменения в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 04.09.2014 № 3477 «Об утверждении муниципальной программы города Нижнего Новгорода «Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода» на 2015-2017 годы» (с изменениями от 12.04.2016 № 985), изложив муниципальную программу города Нижнего Новгорода «Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода» на 2015 - 2017 годы» в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Департаменту общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода (Смирнов Д.Е.) обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации - газете «День города. Нижний Новгород».

3. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Евсикова Е.Н.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в сети Интернет.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Смотракову Н.Б.


     Исполняющий обязанности главы
     администрации города                                                                                                С.М.Миронов

 

Г.Н.Гуренко

419 80 40

Приложение
к постановлению администрации
города
от 15.07.2016 № 2098


МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода» на 2015 - 2017 годы

(далее - Программа)

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Ответственный исполнитель Программы

Управление по труду и работе с населением администрации города Нижнего Новгорода

Соисполнители Программы

Управление делами администрации города Нижнего Новгорода;

Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода;

Департамент по спорту и молодежной политике администрации города Нижнего Новгорода;

Департамент организационно-кадрового обеспечения деятельности администрации города Нижнего Новгорода;

Администрации районов города Нижнего Новгорода/

Подпрограммы Программы (при их наличии)

«Дополнительная адресная поддержка семей города Нижнего Новгорода, имеющих детей»;

«Дополнительная адресная поддержка отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода»;

«Доступная среда».

Цели Программы

Совершенствование системы поддержки отдельных категорий граждан, создание благоприятных условий жизни, профессиональной и творческой самореализации отдельных категорий граждан, поддержка семьи, материнства и детства, несовершеннолетних граждан, находящихся в социально-опасном положении, пожилых людей и иных социально незащищенных категорий населения, создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, улучшение качества жизни нижегородцев, создание условий для устойчивого развития социальной политики на территории города Нижнего Новгорода

Задачи Программы

1. Реализация мер адресной поддержки и организация мероприятий, направленных на повышение благополучия и статуса отдельных категорий граждан города Нижнего Новгорода.

2. Создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей, формирование предпосылок для улучшения демографической ситуации.

3. Обеспечение детей первых трех лет жизни полноценным молочным питанием, в том числе лечебным.

4. Развитие системы услуг, оказываемых несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении.

5. Реализация отдельных мероприятий в области обеспечения занятости населения.

6. Реализация мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на территорию вселения - город Нижний Новгород.

7. Своевременное принятие мер, снижающих социальную напряженность и обеспечивающих социальное благополучие жителям города Нижнего Новгорода.

8. Совершенствование системы военно-патриотического, духовного и нравственного воспитания молодежи.

9. Повышение качества жизни и социального статуса участников и ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, сохранение памяти великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

10. Совершенствование системы взаимодействия органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления.

11. Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми, инвалидов, ветеранов, граждан пожилого возраста, а также иных социально незащищенных категорий граждан.

12. Выявление и устранение существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды жизнедеятельности для инвалидов.

13. Обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

14. Улучшение качества жизни инвалидов и других маломобильных групп населения.

Этапы и сроки реализации Программы

1 января 2015 года - 31 декабря 2017 года без деления на этапы

Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода

руб.коп.

Ответственный исполнитель (соисполнители)

2015

2016

2017

Всего

Всего:

309 955 910,80

313 362 298,40

343 978 523,01

967 296 732,21

Управление по труду и работе с населением

305 314 355,61

312 219 018,40

342 746 523,01

960 279 897,02

Администрации районов города (Управление по труду и работе с населением)

4 641 555,19

1 143 280,00

1 077 000,00

6 861 835,19

Управление делами администрации города Нижнего Новгорода

-

-

155 000,00

155 000,00

Департамент организационно-кадрового обеспечения деятельности администрации

-

-

-

-

Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода

-

-

-

-

Департамент по спорту и молодежной политике администрации города Нижнего Новгорода

-

-

-

-

Индикаторы достижения цели

Уровень охвата граждан, имеющих право и обратившихся за мерами дополнительной адресной помощи и поддержки (100%).

Обеспеченность детей первых трех лет жизни полноценным питанием (17 тыс.чел. в день).

Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления мер дополнительной адресной помощи и поддержки (85%).

Доля граждан, получивших меры дополнительной адресной поддержки в денежной форме за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода, от общего числа граждан, имеющих право на получение мер дополнительной адресной поддержки в денежной форме (20%).

Доля участников и ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, участвующих в культурной и общественной жизни города, задействованных по направлениям творческой самореализации и адаптации их к современным условиям жизни (37%).

Доля детей, родившихся в городе Нижнем Новгороде, обеспеченных комплектами «Подарок новорожденному» (100%).

Уровень охвата граждан, имеющих право и обратившихся за назначением ежеквартального пособия неработающим матерям (отцам), занимающимся уходом за детьми-инвалидами, при среднедушевом доходе семьи ниже величины прожиточного минимума - 100%.

Уровень обеспечения доступа людям с физическими ограниченными возможностями для личного обращения в администрацию города Нижнего Новгорода - 100%.

Доля граждан, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных респондентов - 50%.

 
2. Текст Программы

2.1. Характеристика текущего состояния

Приоритетными направлениями социально-экономического развития города Нижнего Новгорода являются социальная поддержка граждан, повышение качества и создание благоприятных условий жизни отдельных категорий граждан, социально незащищенных слоёв населения города, поддержка семьи, материнства и детства, предоставление дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям населения города Нижнего Новгорода с учетом их потребностей.

Город Нижний Новгород является одним из крупнейших городов России, он входит в пятерку крупнейших российских городов с численностью населения, превышающей один миллион человек. По данным социального паспорта города Нижнего Новгорода численность населения города Нижнего Новгорода составляла:

на 1 марта 2011 года - 1259,7 тыс. человек;

на 1 марта 2012 года - 1278,8 тыс. человек;

на 1 марта 2013 года - 1263,6 тыс. человек;

на 1 марта 2014 года - 1269,4 тыс. человек.

В городе Нижнем Новгороде в территориальных органах социальной защиты населения состоят на учете почти 400 тысяч семей, из них почти 12500 тысяч - семьи одиноких матерей с уровнем дохода ниже величины прожиточного минимума, в которых воспитывается свыше 14 тысяч детей.

Повышение цен на продукты питания, одежду, отсутствие жилья зачастую являются предпосылками к снижению количества многодетных семей, также отметим, что остается достаточно высоким число семей, имеющих доход ниже прожиточного минимума.

Становятся редкостью семьи, воспитывающие пять и более детей. На 01.03.2014 на учете состоят 5174 многодетных семей, что составляет 4% от общего числа семей с детьми в городе.

Поддержание стабильной численности населения возможно при решающем воздействии на показатели рождаемости, смертности и миграционного прироста. Эффективное воздействие на данные показатели возможно путем создания системы формирования, сохранения, укрепления и восстановления здоровья людей, повышения престижа материнства и отцовства, создания социально-экономических условий для выхода отдельных категорий граждан из трудной жизненной ситуации и недопущения социального иждивенчества, обеспечения их полноценного участия в экономической, социальной и культурной жизни города Нижнего Новгорода. Это является основой для стабильного развития экономики и социальной сферы города. Отсутствие положительной динамики демографических процессов может привести к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, что неблагоприятно скажется на социально-экономической ситуации города Нижнего Новгорода.

Особенностью современной демографической ситуации и уровня здоровья нации является высокая численность граждан с ограниченными возможностями здоровья, ветеранов и граждан пожилого возраста. В связи с этим защита прав и интересов этих категорий населения, поддержание их социального статуса являются неотъемлемой частью социальной политики города.

Тенденция социально-демографического старения отчетливо проявляется в России. В городе Нижнем Новгороде 384677 человек - пенсионеры пенсионного фонда Российской Федерации, из них 130799 человек - старше 71 года. Процентная доля пенсионеров от общей численности жителей составила 30,3%, то есть почти 1/3 часть всего населения города. В этой связи реализация мер по созданию условий, направленных на повышение качества жизни пожилых граждан, является актуальной проблемой.

Негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья инвалидов и пожилых людей, приобрели масштабный характер. Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда граждан с ограниченными возможностями здоровья, граждан в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения большинства пожилых граждан и инвалидов.

Многие граждане с ограниченными возможностями здоровья, пожилые граждане в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность, теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются социальные контакты ветеранов. Возможности для полноценного участия в жизни у них ограничены.

В то же время надо отметить, что высокая численность ветеранов в России приводит к усилению их роли в социальном развитии, повышению требований в отношении предоставления социальных гарантий во всех сферах жизнедеятельности. В городе Нижнем Новгороде на 01.03.2014 проживают 26121 ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 годов из них 2371 участники и инвалиды Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, 145 человек - вдовы, родители, семьи погибших участников Великой Отечественной войны, 237 человек - бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, 24372 человека - труженики тыла, 9047 человек - ветераны боевых действий, 246 человек - инвалиды боевых действий, 230 человек - жители блокадного Ленинграда.

Неустойчивое материальное положение, неудовлетворительное состояние здоровья, снижение ответственности семьи за предоставление ухода и удовлетворения потребностей ветеранов, ограниченные возможности для полноценного участия в общественной жизни - характерные черты значительной части ветеранов Великой Отечественной войны. Ветераны Великой Отечественной войны нуждаются в улучшении своего положения, чему может служить комплексный подход к решению связанных с этим задач.

Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации ветеранов, пожилых граждан и инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют ветеранов, и по возможности организовать их реализацию. Кроме того, социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала пожилых граждан и граждан с ограниченными возможностями здоровья. Основы процесса социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные культурно-досуговые мероприятия. Эти мероприятия направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения.

Ежегодное увеличение числа участников социокультурных мероприятий и возрастающий к ним интерес общественности свидетельствуют об их высокой востребованности и значимости. Участие в городских социально значимых мероприятиях, творческих фестивалях или литературных конкурсах для многих становится отправной точкой к активному образу жизни.

Социокультурная реабилитация ветеранов, инвалидов и пожилых граждан во многом способствует формированию активной жизненной позиции, достижению определенных положительных результатов как в физическом, так и в эмоционально-психологическом состоянии. Участие в социокультурных мероприятиях также способствует развитию их творческого потенциала, и в настоящее время многие из них готовы к открытому диалогу с обществом. Но, к сожалению, само общество не всегда готово понять проблемы пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями. В связи с этим в городе необходимо развивать социальную рекламу, которая станет важным шагом в создании благоприятного общественного климата, способствующего социальной интеграции отдельных категорий граждан.

Для обеспечения социально-культурной поддержки в Нижнем Новгороде функционирует муниципальное бюджетное учреждение «Городской Дом ветеранов», которое организует и поддерживает работу городской общественной  организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, на его базе работает городской совет ветеранов. Более 200 первичных общественных организаций, работу которых курирует городской дом ветеранов, объединяют более 150 тыс. нижегородских ветеранов и пенсионеров. Организуя социокультурную, правовую, медицинскую поддержку нижегородских ветеранов, большое внимание  уделяется также военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Поддержка семьи, материнства и детства также является одной из приоритетных задач социальной политики как государства, так и города Нижнего Новгорода. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности и гражданина. Семья - это то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

В целях дополнительной адресной поддержки семей с несовершеннолетними детьми в городе Нижнем Новгорода с 2002 года выплачиваются городские социальные пособия.

Все пособия оформляются и выплачиваются через органы социальной защиты населения по схеме «встроенной» (на программно-технологическом уровне, принцип «единого окна») в систему назначения и выплаты федеральных и региональных пособий.

Кроме этого, с 1 января 2012 года, когда во всех городах и районах Нижегородской области взамен натуральных молочных продуктов были введены ежемесячные денежные выплаты (произошла монетизация льгот на детское питание), в городе Нижнем Новгороде удалось сохранить систему обеспечения детей первых лет жизни натуральной кисломолочной продукцией.

В соответствии с Законом Нижегородской области от 03.11.2006 года № 133-З городу Нижнему Новгороду были переданы государственные полномочия в области социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей, по обеспечению полноценным питанием детей в возрасте до 3-х лет. Для этих целей в Нижнем Новгороде функционирует муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Молочная кухня».

В настоящий момент в городе Нижнем Новгороде функционирует 3 молочные кухни, расположенные в Автозаводском, Нижегородском и Сормовском районах города и 45 пунктов раздачи молочного питания во всех районах города, которые обеспечивают специальным молочным питанием 6,5 тысяч  детей льготных категорий бесплатно, а также около 9,0 тысяч детей - за личные средства граждан. Ежегодно отмечается увеличение численности детей, имеющих право на бесплатное получение питания.

Также в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация отдыха детей в каникулярное время относится к муниципальным полномочиям.

Для осуществления указанных полномочий в городе Нижнем Новгороде на базе муниципального автономного учреждения муниципальный центр «Надежда» сформировалась четкая система организации отдыха и занятости детей, в том числе из числа отдельных категорий граждан, улучшается материально-техническая база подведомственных муниципальных загородных оздоровительных лагерей, что позволяет обеспечивать полноценный отдых детей в каникулярное время.

Вместе с тем, анализ преступности среди несовершеннолетних на территории города Нижнего Новгорода показывает, что обстановка остается напряженной. По итогам 2013 года наблюдается тенденция к росту общего количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, при этом три предыдущих года наблюдалось ежегодное значительное снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними. Увеличился удельный вес преступлений несовершеннолетних среди общей преступности с 2,4% до 2,9%, при этом областной показатель - 4,3%.

Несмотря на проведенный комплекс мероприятий, направленных на профилактику семейного неблагополучия, не удалось снизить количество случаев, когда родители уклоняются от воспитания детей. В 2013 году на заседаниях комиссий по делам и защите их прав (далее - Комиссия) рассмотрено 3243 (+10,6%, 2012 год - 2931) административных протокола по ст. 5.35 КоАП РФ - за ненадлежащее исполнение законными представителями родительских обязанностей.

Особого внимания требует работа по профилактике вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ; за 2013 год на заседаниях Комиссий рассмотрено 43 (+79,2% , 2012 год - 24) протокола за данное правонарушение по ч. 2.ст. 6.10 КоАП РФ.

Анализ состояния правонарушений несовершеннолетних показывает, что решение проблем наркотизации, алкоголизации молодежи и населения, в целом, возможно только в результате целенаправленного действия на основе комплексного подхода и межведомственного взаимодействия.

Кроме того, администрация города Нижнего Новгорода в рамках своих полномочий по содействию лицам в переселении в город Нижний Новгород осуществляет мероприятия региональной программы по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной постановлением правительства Нижегородской области №4531 от 25.11.2013 года.

В сентябре 2008 года Россия присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 г. В настоящее время проведение комплекса мер по интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. В России происходят коренные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами.

Остается нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. Социальная среда в большинстве своем не приспособлена для инвалидов.

Это, прежде всего, отсутствие развитой инфраструктуры, приспособленной для инвалидов, что затрудняет их доступ к объектам социальной, транспортной и информационной инфраструктур.

Создание для инвалидов и других маломобильных групп населения доступной среды жизнедеятельности является важнейшей частью процесса интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. Необходимо совершенствовать социальную инфраструктуру в направлении наиболее полного удовлетворения потребностей пожилых людей, людей с инвалидностью качественными услугам.

По состоянию на 1 января 2016 года в Нижнем Новгороде проживает 113 214 инвалидов (8,89% от населения города), в том числе 3069чел. - дети-инвалиды. Из них 1940 чел.- инвалиды с нарушениями функций зрения, 735 чел. - инвалиды с нарушениями функций слуха, 734 чел. - инвалиды-колясочники, 334 чел. - инвалиды Великой Отечественной войны.

В целях реализации Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закона Нижегородской области от 5 марта 2009 года N 21-З "О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области" в части формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности разработан и утвержден постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 12 января 2016 года №23 План мероприятий администрации города Нижнего Новгорода («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых (исполняемых) на них услуг (функций), которым определяются: значения показателей доступности для инвалидов объектов (зданий, сооружений и помещений), в которых предоставляются услуги; сроки их достижения на период 2015-2020 годов; перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, и сроки их выполнения.

Создание для инвалидов и других маломобильных групп населения доступной среды жизнедеятельности является важнейшей частью процесса интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. Несмотря на уже реализованные в Нижнем Новгороде мероприятия, проблемы создания доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, сегодня остроактуальны.

В целях дальнейшего решения проблем доступной для инвалидов среды для создания им равных возможностей во всех сферах жизни общества, а также преодолению социальной разобщенности в обществе и формированию позитивного отношения населения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, эта задача будет решаться в рамках «Доступная среда», мероприятия которой направлены на повышение уровня доступности приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности (социальная сфера, сферы, образования, спорта, культуры) на основе данных, полученных в результате паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»