Основные направления бюджетной политики
в Нижегородской области на 2017 год и
на плановый период 2018 и 2019 годов
Основные направления бюджетной политики в Нижегородской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов разработаны в соответствии со статьей 20 Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 года № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области" с целью определения основных подходов к формированию проекта областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Бюджетная политика Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года, Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, и государственной программой "Управление государственными финансами Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 296.
1. Основные итоги реализации бюджетной политики
Нижегородской области в 2013-2015 годах
В 2013-2015 годах Правительством Нижегородской области проводилась ответственная и прозрачная бюджетная политика в полном соответствии с требованиями бюджетного законодательства, направленная на эффективное использование бюджетных средств в рамках приоритетных задач государственной политики, обеспечение устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Нижегородской области.
Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2015 году получены в объеме 152,9 млрд. рублей и увеличились за 2013 - 2015 годы на 22,7 млрд. рублей или на 17%.
Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2015 году исполнены в объеме 163,9 млрд. рублей и увеличились за 2013 - 2015 годы на 21 млрд. рублей или на 15%.
Динамика основных показателей консолидированного бюджета Нижегородской области за 2013-2015 годы
млрд. рублей
2012 год | 2013 год | % к пред. году | 2014 год | % к пред. году | 2015 год | % к пред. году | |
Доходы | 130,2 | 139,3 | 107,0 | 149,3 | 107,2 | 152,9 | 102,4 |
в том числе налоговые и неналоговые доходы | 108,5 | 118,9 | 109,6 | 124,0 | 104,2 | 129,2 | 104,3 |
Безвозмездные поступления | 21,7 | 20,4 | 94,2 | 25,4 | 124,3 | 23,7 | 93,4 |
Расходы | 142,9 | 150,0 | 105,0 | 161,0 | 107,3 | 163,9 | 101,8 |
Дефицит | -12,7 | -10,7 | -11,7 | -11,0 |
Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более 65% в общем объеме расходов.
С целью сохранения социальной и экономической стабильности в Нижегородской области были осуществлены следующие меры:
- своевременно и в полном объеме обеспечено исполнение всех принятых расходных обязательств по социальному обеспечению льготных категорий граждан, по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, в том числе с учетом повышения оплаты труда в рамках реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
- обеспечены ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста 3-х лет;
- осуществлено строительство новых детских дошкольных учреждений и реконструкция старых, начата программа строительства новых школ в целях ликвидации второй смены;
- осуществлена поэтапная реализация программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, капитального ремонта жилья и обеспечения жильем отдельных категорий граждан;
- обеспечено софинансирование с федеральным бюджетом мероприятий по развитию здравоохранения, сельского хозяйства, малого предпринимательства;
- осуществлена поддержка реального сектора экономики посредством субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные и инновационные проекты, предприятий сельского хозяйства, малого предпринимательства и других отраслей, а также посредством предоставления государственных гарантий Нижегородской области;
- реализуются План мероприятий Правительства Нижегородской области по реализации отдельных указов Президента Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской области от 2 ноября 2012 года № 2417-р, План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Нижегородской области, утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской области от 25 декабря 2013 года № 2707-р.
В целях повышения результативности и эффективности использования средств в 2013-2015 годах проводилась работа по следующим направлениям:
- в рамках совершенствования системы управления государственным долгом кредитные ресурсы привлекались в форме возобновляемых кредитных линий, в форме краткосрочных кредитов на покрытие кассовых разрывов, а также бюджетных кредитов из федерального бюджета. Показатели государственного долга и расходы на его обслуживание находятся в пределах ограничений, установленных бюджетным законодательством;
- с целью недопущения роста кредиторской задолженности финансирование расходов осуществлялось с применением механизма утверждения предельных объемов финансирования на каждый квартал;
- осуществлен комплекс мероприятий по оптимизации и реструктуризации сети государственных учреждений в целях выявления и ликвидации неэффективных расходов;
- ежегодно разрабатываются государственные задания в отношении государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями Нижегородской области;
- внедрена система поощрения главных администраторов средств областного бюджета, показавших наилучшие результаты по итогам проводимого мониторинга качества финансового менеджмента, а также поощрения муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, достигающих наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов;