ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 21 сентября 2016 года № 642


Об утверждении Основных направлений бюджетной
политики в Нижегородской области на 2017 год
и на плановый период 2018 и 2019 годов



В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях разработки проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Правительство Нижегородской области  постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной политики в Нижегородской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

2. Министерствам и иным органам исполнительной власти Нижегородской области (субъектам бюджетного планирования областного бюджета) при планировании бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов руководствоваться Основными направлениями бюджетной политики в Нижегородской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

3. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.



Губернатор                                                              В.П.Шанцев

     


     УТВЕРЖДЕНЫ
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 21 сентября 2016 года № 642   

Основные направления бюджетной политики
в Нижегородской области на 2017 год и
на плановый период 2018 и 2019 годов



Основные направления бюджетной политики в Нижегородской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов разработаны в соответствии со статьей 20 Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 года № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области" с целью определения основных подходов к формированию проекта областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Бюджетная политика Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года, Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, и государственной программой "Управление государственными финансами Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 296.

     1. Основные итоги реализации бюджетной политики
     Нижегородской области в 2013-2015 годах


В 2013-2015 годах Правительством Нижегородской области проводилась ответственная и прозрачная бюджетная политика в полном соответствии с требованиями бюджетного законодательства, направленная  на эффективное использование бюджетных средств в рамках приоритетных задач государственной политики, обеспечение устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Нижегородской области.

Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2015 году получены в объеме 152,9 млрд. рублей и увеличились за 2013 - 2015 годы на 22,7 млрд. рублей или на 17%.

Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2015 году исполнены в объеме 163,9 млрд. рублей и увеличились за 2013 - 2015 годы на 21 млрд. рублей или на 15%.

     Динамика основных показателей консолидированного бюджета Нижегородской области за 2013-2015 годы

       млрд. рублей

2012 год

2013 год

% к пред. году

2014 год

% к пред. году

2015 год

% к пред. году

Доходы

130,2

139,3

107,0

149,3

107,2

152,9

102,4

в том числе налоговые и неналоговые доходы

108,5

118,9

109,6

124,0

104,2

129,2

104,3

Безвозмездные поступления

21,7

20,4

94,2

25,4

124,3

23,7

93,4

Расходы

142,9

150,0

105,0

161,0

107,3

163,9

101,8

Дефицит

-12,7

-10,7

-11,7

-11,0


Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более 65% в общем объеме расходов.

С целью сохранения социальной и экономической стабильности в Нижегородской области были осуществлены следующие меры:

- своевременно и в полном объеме обеспечено исполнение всех принятых расходных обязательств по социальному обеспечению льготных категорий граждан, по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, в том числе с учетом повышения оплаты труда в рамках реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;

- обеспечены ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста 3-х лет;

- осуществлено строительство новых детских дошкольных учреждений и реконструкция старых, начата программа строительства новых школ в целях ликвидации второй смены;

- осуществлена поэтапная реализация программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, капитального ремонта жилья и обеспечения жильем отдельных категорий граждан;

- обеспечено софинансирование с федеральным бюджетом  мероприятий по развитию здравоохранения, сельского хозяйства, малого предпринимательства;

- осуществлена поддержка реального сектора экономики посредством субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные и инновационные проекты, предприятий сельского хозяйства, малого предпринимательства и других отраслей, а также посредством предоставления государственных гарантий Нижегородской области;

- реализуются План мероприятий Правительства Нижегородской области по реализации отдельных указов Президента Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской области от 2 ноября 2012 года № 2417-р, План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Нижегородской области, утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской области от 25 декабря 2013 года № 2707-р.

В целях повышения результативности и эффективности использования средств в 2013-2015 годах проводилась работа по следующим направлениям:

-  в рамках совершенствования системы управления государственным долгом кредитные ресурсы привлекались в форме возобновляемых кредитных линий, в форме краткосрочных кредитов на покрытие кассовых разрывов, а также бюджетных кредитов из федерального бюджета. Показатели государственного долга и расходы на его обслуживание находятся в пределах ограничений, установленных бюджетным законодательством;

- с целью недопущения роста кредиторской задолженности финансирование расходов осуществлялось с применением механизма утверждения предельных объемов финансирования на каждый квартал;

- осуществлен комплекс мероприятий по оптимизации и реструктуризации сети государственных учреждений в целях выявления и ликвидации неэффективных расходов;

- ежегодно разрабатываются государственные  задания  в отношении государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями  Нижегородской области;

- внедрена система поощрения главных администраторов средств областного бюджета, показавших наилучшие результаты по итогам проводимого мониторинга качества финансового менеджмента, а также поощрения муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, достигающих наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов;

- в целях повышения доступности информации о формировании бюджета внедрена практика формирования информационного сборника  "Бюджет для граждан", в котором в доступной для граждан форме представляется информация о доходах и расходах  бюджета, приоритетные  направления расходования бюджетных средств, результаты оказания государственных услуг гражданам;

- введена в действие информационно-аналитическая система "Бюджет для граждан" - интернет-ресурс, позволяющий гражданам  в доступном формате получать информацию о  бюджете и бюджетном процессе, обеспечена организация размещения и поддержания в актуальном состоянии на едином официальном сайте в сети Интернет информации о государственных и муниципальных учреждениях;

- формирование и исполнение областного бюджета осуществляется с использованием единой комплексной системы управления бюджетными процессами "Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области";

- формируется и реализуется адресная инвестиционная программа Нижегородской области;

- обеспечивается целевое направление финансовых ресурсов на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог за счет концентрации части средств областного бюджета в Дорожном фонде Нижегородской области;

- начиная с 2015 года областной бюджет формируется и исполняется в программном формате.

     2. Условия формирования бюджетной политики


Условия нестабильной экономической ситуации требуют изменения подходов к формированию и реализации бюджетной политики Правительства Нижегородской области.

Поставленные на федеральном уровне задачи бюджетной консолидации, а также снижения долговой нагрузки на региональный бюджет устанавливают для Нижегородской области жесткие бюджетные ограничения, что требует обеспечения стабильного роста собственных доходов и взвешенного подхода к расходованию бюджетных средств.

В условиях перехода к формированию трехлетнего бюджета и долгосрочного бюджетного прогноза необходимо совершенствование и более тесная увязка стратегического и бюджетного планирования.

Также важнейшим условием организации бюджетного процесса в современных условиях является обеспечение открытости и доступности информации о бюджете, а также повышение заинтересованности граждан в обсуждении целей и результатов использования бюджетных средств.

Основными рисками, которые могут возникнуть в ходе формирования и реализации бюджетной политики Нижегородской области, являются:

- неопределенность налоговой и бюджетной политики Правительства Российской Федерации на момент формирования областного бюджета;

- изменения норм федерального законодательства, влекущие за собой снижение доходов областного бюджета, увеличение расходов областного бюджета;

- ухудшение общеэкономической ситуации в Российской Федерации и Нижегородской области, приводящее к уменьшению поступлений налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.

При наступлении указанных рисков могут потребоваться дополнительные меры по минимизации их негативных последствий.

     3. Основные направления бюджетной политики


Исходя из текущей экономической ситуации и задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации, бюджетная политика в 2017 - 2019 годах, как и в предыдущие годы, будет направлена на:

1. Обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости бюджетной системы Нижегородской области, в том числе за счет:

- повышения качества бюджетного планирования путем перехода к формированию областного бюджета на трехлетний период и разработки долгосрочного бюджетного прогноза Нижегородской области;

- сохранения и развития налогового потенциала;

- приведения уровня бюджетных расходов в соответствие с реальными доходами областного бюджета;

- проведения взвешенной долговой политики, в том числе поэтапного снижения доли рыночных долговых обязательств.

2. Повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет:

- концентрации финансовых ресурсов на реализацию приоритетных направлений государственной политики, в том числе в рамках исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и адресного решения социальных проблем;

- совершенствования предоставления социальных выплат и льгот на основе адресности и нуждаемости;

- повышения эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд Нижегородской области;

- усиления финансовой дисциплины.

3. Повышение качества оказываемых государственных услуг, в том числе за счет:

- установления государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с ведомственными перечнями государственных услуг и работ;

- определения финансового обеспечения государственных заданий на основе нормативных затрат, установленных в соответствии с действующим законодательством;

- вовлечения организаций, не являющихся государственными учреждениями, в процесс оказания государственных услуг.

4. Повышение эффективности государственного управления, в том числе за счет:

- реализации проектного подхода, в том числе путем повышения эффективности и результативности реализуемых в Нижегородской области государственных программ;

- повышения качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти и государственных учреждениях;

- повышения эффективности и качества осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

5. Создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий, а также создание стимулов для повышения качества управления муниципальными финансами.

6. Развитие и совершенствование системы финансового контроля, в том числе в сфере закупок.

7. Реализация принципов открытости и прозрачности управления государственными финансами.

     4. Бюджетная политика в области доходов областного бюджета


Бюджетная политика Нижегородской области в части доходов в 2017-2019 годах, как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение поступлений в консолидированный бюджет Нижегородской области всех доходных источников в запланированных объемах.

В целях создания условий для роста налогооблагаемой базы и доходов консолидированного бюджета Нижегородской области Правительством Нижегородской области будет проводиться работа по:

- повышению качества администрирования налоговых и иных обязательных платежей в областной бюджет и местные бюджеты, в том числе за счет усиления претензионно-исковой работы и осуществления мер принудительного взыскания задолженности;

- активизации работы всех заинтересованных структур в части актуализации баз данных, необходимых для начисления имущественных налогов и расширения налогооблагаемой базы по ним;

- созданию благоприятных условий для расширения производства, новых рабочих мест, инвестиционной и инновационной активности;

- осуществлению мероприятий, направленных на предотвращение выплаты "теневой" заработной платы и погашение имеющейся задолженности по заработной плате работодателей перед работниками;

- повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью и увеличению доходов от ее использования.

     5. Бюджетная политика в области расходов областного бюджета

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»