ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2016 года № 642
Об утверждении Основных направлений бюджетной
политики в Нижегородской области на 2017 год
и на плановый период 2018 и 2019 годов
В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях разработки проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной политики в Нижегородской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
2. Министерствам и иным органам исполнительной власти Нижегородской области (субъектам бюджетного планирования областного бюджета) при планировании бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов руководствоваться Основными направлениями бюджетной политики в Нижегородской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
3. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор В.П.Шанцев
Основные направления бюджетной политики
в Нижегородской области на 2017 год и
на плановый период 2018 и 2019 годов
Основные направления бюджетной политики в Нижегородской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов разработаны в соответствии со статьей 20 Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 года № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области" с целью определения основных подходов к формированию проекта областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Бюджетная политика Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года, Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, и государственной программой "Управление государственными финансами Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 296.
1. Основные итоги реализации бюджетной политики
Нижегородской области в 2013-2015 годах
В 2013-2015 годах Правительством Нижегородской области проводилась ответственная и прозрачная бюджетная политика в полном соответствии с требованиями бюджетного законодательства, направленная на эффективное использование бюджетных средств в рамках приоритетных задач государственной политики, обеспечение устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Нижегородской области.
Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2015 году получены в объеме 152,9 млрд. рублей и увеличились за 2013 - 2015 годы на 22,7 млрд. рублей или на 17%.
Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2015 году исполнены в объеме 163,9 млрд. рублей и увеличились за 2013 - 2015 годы на 21 млрд. рублей или на 15%.
Динамика основных показателей консолидированного бюджета Нижегородской области за 2013-2015 годы
млрд. рублей
2012 год | 2013 год | % к пред. году | 2014 год | % к пред. году | 2015 год | % к пред. году | |
Доходы | 130,2 | 139,3 | 107,0 | 149,3 | 107,2 | 152,9 | 102,4 |
в том числе налоговые и неналоговые доходы | 108,5 | 118,9 | 109,6 | 124,0 | 104,2 | 129,2 | 104,3 |
Безвозмездные поступления | 21,7 | 20,4 | 94,2 | 25,4 | 124,3 | 23,7 | 93,4 |
Расходы | 142,9 | 150,0 | 105,0 | 161,0 | 107,3 | 163,9 | 101,8 |
Дефицит | -12,7 | -10,7 | -11,7 | -11,0 |
Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более 65% в общем объеме расходов.
С целью сохранения социальной и экономической стабильности в Нижегородской области были осуществлены следующие меры:
- своевременно и в полном объеме обеспечено исполнение всех принятых расходных обязательств по социальному обеспечению льготных категорий граждан, по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, в том числе с учетом повышения оплаты труда в рамках реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
- обеспечены ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста 3-х лет;
- осуществлено строительство новых детских дошкольных учреждений и реконструкция старых, начата программа строительства новых школ в целях ликвидации второй смены;
- осуществлена поэтапная реализация программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, капитального ремонта жилья и обеспечения жильем отдельных категорий граждан;
- обеспечено софинансирование с федеральным бюджетом мероприятий по развитию здравоохранения, сельского хозяйства, малого предпринимательства;
- осуществлена поддержка реального сектора экономики посредством субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные и инновационные проекты, предприятий сельского хозяйства, малого предпринимательства и других отраслей, а также посредством предоставления государственных гарантий Нижегородской области;
- реализуются План мероприятий Правительства Нижегородской области по реализации отдельных указов Президента Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской области от 2 ноября 2012 года № 2417-р, План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Нижегородской области, утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской области от 25 декабря 2013 года № 2707-р.
В целях повышения результативности и эффективности использования средств в 2013-2015 годах проводилась работа по следующим направлениям:
- в рамках совершенствования системы управления государственным долгом кредитные ресурсы привлекались в форме возобновляемых кредитных линий, в форме краткосрочных кредитов на покрытие кассовых разрывов, а также бюджетных кредитов из федерального бюджета. Показатели государственного долга и расходы на его обслуживание находятся в пределах ограничений, установленных бюджетным законодательством;
- с целью недопущения роста кредиторской задолженности финансирование расходов осуществлялось с применением механизма утверждения предельных объемов финансирования на каждый квартал;
- осуществлен комплекс мероприятий по оптимизации и реструктуризации сети государственных учреждений в целях выявления и ликвидации неэффективных расходов;
- ежегодно разрабатываются государственные задания в отношении государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями Нижегородской области;
- внедрена система поощрения главных администраторов средств областного бюджета, показавших наилучшие результаты по итогам проводимого мониторинга качества финансового менеджмента, а также поощрения муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, достигающих наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов;
- в целях повышения доступности информации о формировании бюджета внедрена практика формирования информационного сборника "Бюджет для граждан", в котором в доступной для граждан форме представляется информация о доходах и расходах бюджета, приоритетные направления расходования бюджетных средств, результаты оказания государственных услуг гражданам;
- введена в действие информационно-аналитическая система "Бюджет для граждан" - интернет-ресурс, позволяющий гражданам в доступном формате получать информацию о бюджете и бюджетном процессе, обеспечена организация размещения и поддержания в актуальном состоянии на едином официальном сайте в сети Интернет информации о государственных и муниципальных учреждениях;
- формирование и исполнение областного бюджета осуществляется с использованием единой комплексной системы управления бюджетными процессами "Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области";
- формируется и реализуется адресная инвестиционная программа Нижегородской области;
- обеспечивается целевое направление финансовых ресурсов на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог за счет концентрации части средств областного бюджета в Дорожном фонде Нижегородской области;
- начиная с 2015 года областной бюджет формируется и исполняется в программном формате.
2. Условия формирования бюджетной политики
Условия нестабильной экономической ситуации требуют изменения подходов к формированию и реализации бюджетной политики Правительства Нижегородской области.
Поставленные на федеральном уровне задачи бюджетной консолидации, а также снижения долговой нагрузки на региональный бюджет устанавливают для Нижегородской области жесткие бюджетные ограничения, что требует обеспечения стабильного роста собственных доходов и взвешенного подхода к расходованию бюджетных средств.
В условиях перехода к формированию трехлетнего бюджета и долгосрочного бюджетного прогноза необходимо совершенствование и более тесная увязка стратегического и бюджетного планирования.
Также важнейшим условием организации бюджетного процесса в современных условиях является обеспечение открытости и доступности информации о бюджете, а также повышение заинтересованности граждан в обсуждении целей и результатов использования бюджетных средств.
Основными рисками, которые могут возникнуть в ходе формирования и реализации бюджетной политики Нижегородской области, являются:
- неопределенность налоговой и бюджетной политики Правительства Российской Федерации на момент формирования областного бюджета;
- изменения норм федерального законодательства, влекущие за собой снижение доходов областного бюджета, увеличение расходов областного бюджета;
- ухудшение общеэкономической ситуации в Российской Федерации и Нижегородской области, приводящее к уменьшению поступлений налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.
При наступлении указанных рисков могут потребоваться дополнительные меры по минимизации их негативных последствий.
3. Основные направления бюджетной политики
Исходя из текущей экономической ситуации и задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации, бюджетная политика в 2017 - 2019 годах, как и в предыдущие годы, будет направлена на:
1. Обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости бюджетной системы Нижегородской области, в том числе за счет:
- повышения качества бюджетного планирования путем перехода к формированию областного бюджета на трехлетний период и разработки долгосрочного бюджетного прогноза Нижегородской области;
- сохранения и развития налогового потенциала;
- приведения уровня бюджетных расходов в соответствие с реальными доходами областного бюджета;
- проведения взвешенной долговой политики, в том числе поэтапного снижения доли рыночных долговых обязательств.
2. Повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет:
- концентрации финансовых ресурсов на реализацию приоритетных направлений государственной политики, в том числе в рамках исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и адресного решения социальных проблем;
- совершенствования предоставления социальных выплат и льгот на основе адресности и нуждаемости;
- повышения эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд Нижегородской области;
- усиления финансовой дисциплины.
3. Повышение качества оказываемых государственных услуг, в том числе за счет:
- установления государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с ведомственными перечнями государственных услуг и работ;
- определения финансового обеспечения государственных заданий на основе нормативных затрат, установленных в соответствии с действующим законодательством;
- вовлечения организаций, не являющихся государственными учреждениями, в процесс оказания государственных услуг.
4. Повышение эффективности государственного управления, в том числе за счет:
- реализации проектного подхода, в том числе путем повышения эффективности и результативности реализуемых в Нижегородской области государственных программ;
- повышения качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти и государственных учреждениях;
- повышения эффективности и качества осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
5. Создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий, а также создание стимулов для повышения качества управления муниципальными финансами.
6. Развитие и совершенствование системы финансового контроля, в том числе в сфере закупок.
7. Реализация принципов открытости и прозрачности управления государственными финансами.
4. Бюджетная политика в области доходов областного бюджета
Бюджетная политика Нижегородской области в части доходов в 2017-2019 годах, как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение поступлений в консолидированный бюджет Нижегородской области всех доходных источников в запланированных объемах.
В целях создания условий для роста налогооблагаемой базы и доходов консолидированного бюджета Нижегородской области Правительством Нижегородской области будет проводиться работа по:
- повышению качества администрирования налоговых и иных обязательных платежей в областной бюджет и местные бюджеты, в том числе за счет усиления претензионно-исковой работы и осуществления мер принудительного взыскания задолженности;
- активизации работы всех заинтересованных структур в части актуализации баз данных, необходимых для начисления имущественных налогов и расширения налогооблагаемой базы по ним;
- созданию благоприятных условий для расширения производства, новых рабочих мест, инвестиционной и инновационной активности;
- осуществлению мероприятий, направленных на предотвращение выплаты "теневой" заработной платы и погашение имеющейся задолженности по заработной плате работодателей перед работниками;
- повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью и увеличению доходов от ее использования.
5. Бюджетная политика в области расходов областного бюджета