ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2015 года № 739
Об утверждении Концепции информатизации
Нижегородской области
Во исполнение распоряжений Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 2516-р "Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде", от 29 декабря 2014 года № 2769-р "Об утверждении Концепции региональной информатизации" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию информатизации Нижегородской области (далее - Концепция).
2. Возложить на министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области управление реализацией Концепции.
3. Органам исполнительной власти Нижегородской области учитывать положения Концепции при подготовке и реализации проектов региональной информатизации, предусмотрев финансирование на их реализацию.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области учитывать положения Концепции при подготовке и реализации проектов в сфере информатизации, предусмотрев финансирование на их реализацию.
5. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
И.о.Губернатора В.А.Иванов
Концепция
информатизации Нижегородской области
(далее - Концепция)
Настоящая Концепция является базовым документом, определяющим единую государственную информационную политику Нижегородской области на долгосрочную перспективу, устанавливающим цель, задачи, принципы и основные направления развития информационно-телекоммуникационных технологий в Нижегородской области до 2018 года.
В Концепции также приведена оценка уровня развития информационно-телекоммуникационных технологий в регионе, в том числе учтены факторы, способствующие и препятствующие развитию на территории Нижегородской области информационного общества и электронного правительства, приведены механизмы и основные результаты ее реализации.
Разработка и реализация Концепции является фактором успешного развития информатизации региона в современных условиях, вывода региона в число лидеров по ряду показателей, отражающих уровень развития информатизации, а также способствует адаптации к быстро меняющимся условиям как внешним, так и внутренним, позволяет быстро реагировать на динамику макро- и микросреды и рассматривается как инструмент достижения целей, обеспечивает видение долгосрочной перспективы.
Концепция реализуется всеми органами исполнительной власти Нижегородской области (далее - ОИВ НО), заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (далее - ОМСУ НО). Координатором реализации мероприятий выступает министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области (далее - Мининформ).
Реализация положений федерального и регионального законодательства является важным элементом реализации государственной политики и осуществления управления в сфере информационно-коммуникационных технологий и ресурсов.
На реализацию положений законодательства направляется значительная часть имеющихся ресурсов (кадровых, финансовых, информационных и иных).
Мининформом и всеми отраслевыми ОИВ НО осуществляется формирование и реализация единой государственной политики на территории Нижегородской области в сфере внедрения и развития информационно-телекоммуникационных технологий. Ведется активная совместная работа по реализации различных видов программ, межведомственных проектов, различных видов сотрудничества с органами и организациями региона и других субъектов Российской Федерации (далее - РФ).
В соответствии с положениями федерального и регионального законодательства определен ОИВ НО по координации и контролю деятельности ОИВ НО в информационно-телекоммуникационной сфере (далее - ИТ-сфера) - Мининформ, который следует установленным нормам законодательства и правилам реализации проектов по всем направлениям сферы информационно-коммуникационных технологий.
Реализация положений федерального и регионального законодательства включает в себя выполнение требований Конституции Российской Федерации, положений федерального и регионального законодательства, протоколов, поручений по вопросам информатизации и развитию инфраструктуры информационно-телекоммуникационных технологий (далее - ИТКИ), в том числе отраслевой.
Основополагающими документами являются:
Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ);
Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 года № 648 "О формировании системы распределённых ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия";
Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 года № 2036-р (далее - распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 года № 2036-р);
Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 2516-р (далее - распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 2516-р);
Концепция региональной информатизации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2769-р;
Концепция оптимизации механизмов проектирования и реализации межведомственного информационного взаимодействия, оптимизации порядка разработки и утверждения административных регламентов в целях создания системы управления изменениями, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 года № 1616-р;
План мероприятий "Дорожная карта" развития отрасли информационных технологий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 2602-р;
Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127;
Государственная программа "Информационное общество Нижегородской области", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 300;
Реализация положений федерального и регионального законодательства направлена как на выполнение комплекса установленных базовых мероприятий по информатизации, так и на развитие ведомственных проектов по информатизации, а также на достижение значений показателей.
Концепция разработана во исполнение распоряжений Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 2516-р, от 29 декабря 2014 года № 2769-р. В Концепции устанавливаются основные цели и направления деятельности по использованию ИКТ в Нижегородской области на период до 2018 года. Положения Концепции распространяются на информатизацию ОИВ НО, ОМСУ НО и организаций, в которых размещается государственное задание или муниципальное задание (заказ) на предоставление государственных и (или) муниципальных услуг.
Основными целями региональной информатизации являются:
- повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- обеспечение лидерства региона по развитию информатизации среди субъектов Российской Федерации;
- формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Основными задачами, требующими решения для достижения указанных целей, являются:
- комплексная и согласованная с целями, определенными на федеральном уровне, реализация мероприятий по информатизации в рамках программ социально-экономического развития;
- повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг с помощью информационных технологий;
- повышение доступности для граждан информации о деятельности ОИВ НО, ОМСУ НО;
- формирование и управление региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, необходимой для информационного взаимодействия;
- обеспечение комплексного управления внедрением информационно-коммуникационных технологий в регионе;
- развитие экосистемы информационного общества региона.
Планируется, что по итогам реализации настоящей Концепции регион будет лидировать по развитию информатизации среди субъектов в разрезе ведомственной (отраслевой) информатизации по таким направлениям как межведомственное электронное взаимодействие, предоставление услуг в электронном виде и готовность граждан использовать услуги в электронном виде, удовлетворенность жителей региона деятельностью Правительства Нижегородской области по формированию электронного правительства и развитию информационного общества региона.
Описание текущей ситуации в сфере информатизации Нижегородской области.
Реализация мероприятий по информатизации в ОИВ НО позволила создать на региональном уровне базовую ИТКИ, ввести в эксплуатацию отраслевые и инфраструктурные региональные информационные системы, в том числе предназначенные для электронного взаимодействия. Информационно-коммуникационные технологии используются при реализации установленных полномочий ОИВ НО и ОМСУ НО.
Создана нормативная база региона в сфере информатизации. Ведется активная работа по реализации мероприятий и программ, различных видов сотрудничества с ведомствами и организациями Нижегородской области и других субъектов РФ.
Большинство ОИВ НО имеют в своей структуре выделенный ИТ-отдел или ИТ-специалиста.
В соответствии с положениями федерального и регионального законодательства определен орган исполнительной власти по координации и контролю деятельности органов исполнительной власти в ИТ-сфере - Мининформ.
Все ОИВ НО подключены к единой корпоративной информационно-телекоммуникационной сети, обеспечен гарантированный информационный обмен, внедрены аппаратно-программные средства защиты информационных ресурсов и систем от внешних и внутренних угроз информационной безопасности.
Взаимодействие информационных систем ОИВ НО и ОМСУ НО, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг указанными органами, находящихся на территории Нижегородской области, осуществляется с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
В соответствии с действующими федеральными и региональными нормативными правовыми актами ОИВ НО организована работа по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид.
Организация процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде была достигнута с помощью внедрения единой региональной информационной системы перевода государственных и муниципальных услуг и организации межведомственного взаимодействия между органами власти в электронном виде, а также с помощью развития государственной информационной системы Нижегородской области "Единый интернет-портал государственных и муниципальных услуг Нижегородской области". Перечни услуг и календарные планы их перевода в электронный вид определены распоряжением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2010 года № 773-р "Об утверждении календарного перехода на предоставление первоочередных государственных, муниципальных и иных услуг, оказываемых органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, государственными и муниципальными учреждениями Нижегородской области в электронном виде" (во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р "Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями") и распоряжением Правительства Нижегородской области от 13 апреля 2012 года № 749-р "Об утверждении плана перевода предоставления в электронном виде государственных и муниципальных услуг (функций), не включенных в сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, и сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, в рамках полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р" (во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 года № 2415-р). Все услуги, включенные в данные перечни, переведены в электронный вид в рамках 1-4 этапов перевода услуг в электронный вид. Для ОИВ НО и ОМСУ НО обеспечена техническая возможность перевода государственных и муниципальных услуг в рамках пятого этапа. В "онлайн" разделе Интернет-портала государственных и муниципальных услуг Нижегородской области можно направить электронные заявления на получение 151 государственной и муниципальной услуги и отслеживать ход их исполнения. Дальнейшая работа по организации перевода государственных и муниципальных услуг будет выстроена в соответствии с Концепцией развития механизмов перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 2516-р, которая определяет новые оптимизированные подходы и принципы перевода услуг в электронный вид.
На территории Нижегородской области ведется прием заявлений на выдачу универсальных электронных карт (далее - УЭК). Обеспечено функционирование пунктов приема заявлений на выдачу УЭК. УЭК изготавливаются для граждан, проживающих на территории Нижегородской области и подавших заявление на её получение.
Создана и развивается единая система электронного документооборота ОИВ НО и ОМСУ НО, включающая в себя подсистему электронной подписи.
Для обмена служебными документами в электронном виде между Правительством Нижегородской области и Аппаратом Правительства Российской Федерации произведено подключение к каналу передачи данных межведомственного электронного документооборота (МЭДО).
Все органы исполнительной власти Нижегородской области предоставляют информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в соответствии с требованиями действующего законодательства, используя собственные сайты, обеспечивая тем самым большую информационную открытость. Также для предоставления информации активно используется официальный сайт Правительства Нижегородской области.
В соответствии с технологической картой межведомственного взаимодействия обеспечен доступ всех заинтересованных ОИВ НО к единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной системе управления деятельностью органов государственной власти (далее - ГАС "Управление"), которая представляет собой единую распределенную государственную информационную систему, обеспечивающую формирование и обработку данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, данных официальной государственной статистики, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления, а также предоставление и анализ информации на основании указанных данных.
С целью повышения качества и снижения затрат при осуществлении государственных услуг и функций в области лицензирования обеспечен доступ к информационной системе поддержки лицензирования отдельных видов деятельности, позволяющей обеспечить реализацию процедур административных регламентов по лицензированию с возможностью контроля исполнения сроков, качества документов, обоснованности принятия решения на всех этапах предоставления услуг.
В Нижегородской области ведется работа по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ). В регионе создание МФЦ организовано органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области с использованием финансирования местных бюджетов и субсидий из областного бюджета.
2.1. Сильные стороны
Нижегородская область - регион с достаточно большой площадью территории и численностью населения, расположен в центре европейской части России, является крупным научным и образовательным центром - на территории региона осуществляют деятельность крупные исследовательские центры, университеты, академии и другие учебные заведения. Также Нижегородская область развивается как крупнейший индустриальный центр.
Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, установлены целевые ориентиры деятельности Правительства Нижегородской области до 2020 года, где одной из главных целей определена эффективная исполнительная власть области, а для достижения цели значительная роль отводится решению задач по внедрению и использованию ИКТ в деятельности ОИВ НО.
Также деятельность ОИВ НО по внедрению и использованию ИТ-технологий осуществляется в рамках государственных программ (ряд основных проектов включен в государственную программу "Информационное общество Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области 30 апреля 2014 года № 300).
Нижегородская область входит в число регионов РФ, достигших высоких и средних результатов по ряду показателей, отражающих уровень развития информатизации. Данная информация подтверждается рейтингами, которые регулярно составляются и публикуются Министерством связи и массовых коммуникаций РФ.
В целях популяризации ИТ-сферы и обмена опытом традиционно проводится ежегодный IT-Форум.
2.2. Слабые стороны
Факторами, препятствующими развитию информатизации в Нижегородской области, являются:
- протяженность территории Нижегородской области, административный состав (39 муниципальных районов и 13 городских округов);
- существующая децентрализованная организационная структура управления информатизацией снижает эффективность реализации мероприятий в сфере информатизации;
- невовлеченность Мининформа, как уполномоченного ОИВ НО по координации и контролю реализации ИТ-проектов, в реализацию мероприятий и проектов по информатизации отраслевых ОИВ. Практически каждый ОИВ НО в своей структуре имеет отдел по информатизации (или подведомственное учреждение), в функции которого входит реализация ИТ-проектов, управление ИКТ-инфраструктурой ОИВ НО (в т.ч. сетью подведомственных учреждений). То есть ОИВ НО самостоятельно реализуют мероприятия по информатизации своей сферы деятельности;