ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2014 года № 734
О внесении изменений в государственную программу
"Содействие занятости населения Нижегородской области",
утвержденную постановлением Правительства
Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 273
Правительство Нижегородской области постановляет:
1.Внести в государственную программу "Содействие занятости населения Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 273, изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.
3. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
И.о.Губернатора В.А. Иванов
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Нижегородской области
от 27 октября 2014 года № 734
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 28 апреля 2014 года № 273
(в редакции постановления
Правительства Нижегородской области
от 27 октября 2014 года № 734)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"Содействие занятости населения Нижегородской области"
1. Паспорт государственной программы
Государственный заказчик- координатор программы | управление государственной службы занятости населения Нижегородской области (далее - управление, УГСЗН НО) | ||
Соисполнители программы | отсутствуют | ||
Подпрограммы программы | "Обеспечение реализации государственной программы" | ||
Цели программы | Создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию занятости населения | ||
Задачи программы | Предотвращение роста напряженности на рынке труда. Обеспечение государственных гарантий прав граждан в области содействия занятости населения. | ||
Этапы и сроки реализации программы | Государственная программа "Содействие занятости населения Нижегородской области" реализуется в период с 2015 по 2020 годы в 1 этап | ||
Объемы бюджетных ассигнований программы за счет средств областного бюджета (в разбивке по подпрограммам) | Общий объем финансирования программы за счет средств областного бюджета составит 2 846 516,3 тыс. рублей, в том числе на финансирование подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" - 2 419 091,7 тыс. рублей. | ||
Годы | Средств областного бюджета | ||
Всего по Программе | в том числе по подпрограмме "Обеспечение реализации государственной программы" | ||
2015 | 403 973,5 | 354 993,2 | |
2016 | 423 555,1 | 375 754,5 | |
2017 | 427 325,8 | 379 525,2 | |
2018 | 521 294,8 | 432 129,9 | |
2019 | 530 493,1 | 436 245,7 | |
2020 | 539 874,0 | 440 443,2 | |
Итого | 2 846 516,3 | 2 419 091,7 | |
Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов | Индикаторы достижения цели: уровень безработицы по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) в среднем за год - обеспечение к 2020 году 3,7%; уровень регистрируемой безработицы на конец года - снижение к 2020 году до 0,42% экономически активного населения (далее - ЭАН); коэффициент напряженности на рынке труда на конец года - снижение к 2020 году до 0,33 человека на 1 вакансию; доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в учреждения службы занятости населения с целью поиска подходящей работы, - обеспечение к 2020 году 71%; уровень кассового исполнения расходов областного бюджета на мероприятия по содействию занятости населения - обеспечение ежегодно 100%; уровень кассового исполнения расходов областного бюджета на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд - обеспечение ежегодно 100%. | ||
Показатели непосредственных результатов: профессиональная ориентация граждан и психологическая поддержка безработных граждан - обеспечение к 2020 году 56,7 тыс. человек; профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан - обеспечение к 2020 году 2,3 тыс. человек; временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время - обеспечение к 2020 году 11,2 тыс. человек; количество оснащенных (оборудованных) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов - 323 ед. в 2015 году. |
2. Текстовая часть государственной программы
2.1. Характеристика текущего состояния
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", согласно статье 5 которого государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую страховую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование, ищущие работу впервые);
предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
международное сотрудничество в решении проблем занятости, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
В 2011 - 2013 годах государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в Нижегородской области в рамках ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Нижегородской области на 2011 - 2013 годы", утвержденной приказом управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 16 февраля 2011 года № 16, а также в соответствии с дополнительными мерами, направленными на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области на 2011 - 2013 годы (далее - дополнительные мероприятия), реализуемыми в рамках областных целевых программ, утвержденных постановлениями Правительства Нижегородской области от 24 января 2011 года № 24, от 3 февраля 2012 года № 57, от 21 декабря 2012 года № 931, от 31 декабря 2013 года № 1047.
В 2013 году в государственные казенные учреждения центры занятости населения Нижегородской области (далее - ГКУ ЦЗН) обратились за получением государственных услуг 211,8 тыс. граждан, в том числе 111,1 тыс. человек за содействием в поиске подходящей работы. Гражданам были оказаны следующие государственные услуги:
по организации профессиональной ориентации - 71,1 тыс. граждан;
по профессиональному обучению - 3,1 тыс. безработных граждан;
по социальной адаптации на рынке труда - 4,0 тыс. безработных граждан;
по психологической поддержке - 5,6 тыс. безработных граждан;
по содействию самозанятости - 1,1 тыс. безработных граждан.
Участниками оплачиваемых общественных и временных работ являлись 3,8 тыс. безработных граждан.
В 2013 году на временные работы было трудоустроено 17,2 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Доля трудоустроенных граждан данной категории в общей численности подростков, проживающих на территории Нижегородской области, составила 14,4%.
В 2013 году 115 безработным оказана государственная услуга в переезде и переселении в другую местность с целью их трудоустройства.
Дальнейшее развитие в 2013 году получило такое направление как профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности. В мероприятии приняла участие 231 женщина (в 2012 году - 144 женщины).
В течение 2013 года собрано 210,4 тыс. вакансий. Проведено 227 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
Государственную услугу по информированию о положении на рынке труда получили 172,7 тыс. граждан и 18,8 тыс. работодателей.
В 2013 году доля граждан - получателей государственных услуг в области содействия занятости населения в общей численности безработных граждан увеличилась по отношению к предыдущему году, в том числе по следующим государственным услугам:
Наименование | 2013 | Доля (%) | 2012 | Доля (%) |
Содействие гражданам в поиске подходящей работы | 111 113 | 146,5 | 122 718 | 123,0 |
Трудоустройство граждан при содействии службы занятости | 79 790 | 105,2 | 88 516 | 88,7 |
Социальная адаптация | 4 013 | 5,3 | 4 896 | 4,9 |
Профессиональная ориентация и психологическая поддержка | 76 723 | 101,1 | 85 988 | 86,2 |
Самозанятость | 1 065 | 1,4 | 1 196 | 1,2 |
Информирование о положении на рынке труда | 172 709 | 227,7 | 163 956 | 164,3 |
В 2013 году эффективно реализовывались меры содействия трудоустройству:
трудоустроено 72% от численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, как и в 2012 году;
трудоустроено 59,7% инвалидов от численности инвалидов, обратившихся за содействием в поиске работы, по сравнению с 54,5% в 2012 году.
Средняя продолжительность периода безработицы снизилась и составила 4,6 месяца.
В 2013 году была продолжена реализация дополнительных мероприятий, позволивших в 2009 - 2012 годах стабилизировать ситуацию на рынке труда, а также снизить социальную напряженность в обществе. Если в дополнительных мероприятиях 2009-2011 годов основные акценты были сделаны на четырех определяющих направлениях: опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения; привлечение к общественным работам; содействие малому предпринимательству и самозанятости безработных граждан; переезд в другую местность с целью трудоустройства, то приоритетным направлением дополнительных мероприятий в 2012-2013 годах стало создание (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов.
Участниками дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Нижегородской области в 2012 году стали 304 инвалида.
В целом реализация дополнительных мероприятий в 2009-2011 годах позволила стабилизировать ситуацию на рынке труда:
- повысить профессиональный уровень и сохранить занятость на своем предприятии более 12 тыс. работников, находящихся под угрозой увольнения;
- обеспечить занятость за счет трудоустройства на временные рабочие места, общественные работы более 88,6 тыс. граждан;
- обеспечить занятость более 4,4 тыс. выпускников образовательных организаций всех типов;
- организовать собственное дело более 8 тыс. безработным гражданам и создать 1,4 тыс. дополнительных рабочих мест;
- сохранить на период участия в общественных работах заработную плату на уровне 70% от ранее получаемой заработной платы работникам, находящимся под угрозой увольнения;
- увеличить доходную часть бюджетов за счет произведенных налоговых отчислений с фонда оплаты труда работников, участвующих в дополнительных мероприятиях.
Принятые в 2011-2013 годах меры по стабилизации ситуации на рынке труда оказали положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения.
В 2013 году получили развитие следующие тенденции в сфере занятости населения и рынке труда Нижегородской области:
- уменьшились объемы высвобождений - в ГКУ ЦЗН поступили сведения о предполагаемом высвобождении 16,3 тыс. человек (в 2012 году - 18,7 тыс. человек);
- снизились масштабы неполной занятости (количество работников, занятых неполное рабочее время, находящихся в простое по вине работодателей и отпусках без сохранения заработной платы) - с 10,4 тыс. человек в среднем за 2012 год до 4,0 тыс. человек в 2013 году.
По данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Росстатом, общая численность безработных граждан снизилась с 99,8 тыс. человек в среднем за 2012 год до 75,8 тыс. человек в среднем за 2013 год (на 24%). При этом уровень безработицы по методологии МОТ снизился с 5,4% до 4,3% от численности экономически активного населения.
Численность зарегистрированных в ГКУ ЦЗН безработных граждан за аналогичный период (в среднем за год) снизилась с 13,9 тыс. человек до 9,9 тыс. человек (на 29%), а уровень регистрируемой безработицы - с 0,8% до 0,6% от численности экономически активного населения соответственно.
Нижегородская область сохраняет лучшую позицию в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО) по уровню регистрируемой безработицы: по состоянию на 31 декабря 2013 года областной уровень составлял 0,48% при 1,2% по России и 0,9% по ПФО.
Показатель | 2013 | 2012 | 2011 |
Общая численность безработных, тыс. чел. | 75 849 | 99 802 | 129 688 |
Численность зарегистрированных безработных, тыс. чел. | 9 874 | 13 904 | 19 424 |
Уровень безработицы (по методологии МОТ), % | 4,3 | 5,4 | 7,2 |
Уровень регистрируемой безработицы, % | 0,56 | 0,78 | 1,09 |