НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 8 мая 2013 года № 62-З
(с изменениями на 7 ноября 2022 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 09.06.2014 № 72-З;
Законом Нижегородской области от 05.11.2014 № 156-З;
Законом Нижегородской области от 07.11.2022 № 167-З
-----------------------------------------------------------------------
Принят Законодательным Собранием 25 апреля 2013 года
Настоящий Закон устанавливает порядок реализации права законодательной инициативы граждан Российской Федерации, проживающих на территории Нижегородской области и обладающих в соответствии с федеральными законами активным избирательным правом (далее - гражданин), в Законодательном Собрании Нижегородской области (далее - Законодательное Собрание).
1. В настоящем Законе право законодательной инициативы граждан в Законодательном Собрании - это возможность граждан в количестве не менее двух тысяч человек вносить в установленном порядке в Законодательное Собрание проекты законов Нижегородской области (далее - область) и поправки к проектам законов области, подлежащие обязательному рассмотрению на заседании Законодательного Собрания.
2. Законодательная инициатива граждан в Законодательном Собрании (далее - законодательная инициатива) является формой непосредственной демократии и способом влияния жителей области на решения, принимаемые Законодательным Собранием.
3. В настоящем Законе термины "право законодательной инициативы" и "законодательная инициатива" используются в одном значении.
4. В порядке законодательной инициативы вносятся:
1) проекты законов области, в том числе проекты законов области о внесении изменений в законы области либо о признании законов области утратившими силу (далее - законопроект);
2) поправки к находящимся на рассмотрении Законодательного Собрания законопроектам (далее - поправки).
(Статья 3 в ред. Законом Нижегородской области от 07.11.2022 № 167-З - см. предыдущую редакцию)
Правовую основу регулирования реализации законодательной инициативы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Устав области, Закон области "О нормативных правовых актах Нижегородской области", Закон области "О Законодательном Собрании Нижегородской области", настоящий Закон, Регламент Законодательного Собрания.
1. Участие гражданина в реализации законодательной инициативы является свободным, добровольным, равным и непосредственным.
2. Участие гражданина в реализации законодательной инициативы подтверждается его подписью на подписном листе с указанием сведений в соответствии с требованиями настоящего Закона.
3. Право участвовать в действиях по реализации законодательной инициативы в порядке, предусмотренном настоящим Законом, принадлежит обладающим активным избирательным правом гражданам, проживающим на территории области и достигшим возраста 18 лет.
4. Гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеет права участвовать в реализации законодательной инициативы.
1. Предметом законопроекта, поправок, вносимых в порядке законодательной инициативы, могут быть вопросы, находящиеся в пределах полномочий Законодательного Собрания, установленных Уставом области, Законом области "О Законодательном Собрании Нижегородской области".
2. Предметом законопроекта, вносимого в порядке законодательной инициативы, не могут являться вопросы, по которым в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области право законодательной инициативы принадлежит иным субъектам.
3. В порядке законодательной инициативы может быть внесено одновременно более одного законопроекта, в том числе несколько взаимосвязанных между собой законопроектов.
Реализация законодательной инициативы включает в себя следующие стадии:
1) разработка законопроекта, поправок;
2) сбор подписей граждан;
3) внесение в Законодательное Собрание законопроекта, поправок и подписных листов с подписями граждан;
4) проверка в Законодательном Собрании законопроекта, поправок, документов к законопроекту, поправкам и подписных листов на соответствие их требованиям настоящего Закона;
5) регистрация в Законодательном Собрании законопроекта. В случае внесения поправок принимается решение о принятии к рассмотрению поправок при доработке законопроекта ко второму или третьему чтению в Законодательном Собрании;
6) рассмотрение Законодательным Собранием законопроекта, поправок.
1. Срок разработки и внесения законопроектов в Законодательное Собрание определяется гражданами самостоятельно.
2. Срок разработки и внесения поправок в Законодательное Собрание не должен превышать срок представления поправок, установленный в постановлении Законодательного Собрания о принятии законопроекта в первом или во втором чтении.
1. Сбор подписей граждан по законопроекту, поправкам осуществляется по подписному листу установленной настоящим Законом формы (приложение).
2. В случае внесения в порядке законодательной инициативы одновременно более одного законопроекта, поправок к более чем одному законопроекту сбор подписей осуществляется по отдельному подписному листу по каждому из законопроектов.
3. В случае внесения одновременно нескольких взаимосвязанных между собой законопроектов сбор подписей допускается по общему подписному листу.
4. Гражданин ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество (при наличии), год рождения (в возрасте 18 лет на день проставления подписи - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства (адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры), по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации), серию и номер паспорта или заменяющего его документа, контактный телефон (при наличии). Подпись и дату ее внесения гражданин ставит собственноручно. Данные о гражданине, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе гражданина лицом, осуществляющим сбор подписей по внесению законопроекта, поправок. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Гражданин вправе ставить свою подпись в подписных листах о внесении различных законопроектов, поправок, но только один раз о внесении одного и того же законопроекта, одних и тех же поправок, в том числе в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи.(Часть 4 изложена в новой редакции Законом области от 05.11.2014 № 156-З -см.предыдущую редакцию)
5. При сборе подписей допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей.
6. При сборе подписей подписной лист удостоверяется гражданином, подписавшим сопроводительное письмо, предусмотренное частями 2 и 3 статьи 10 настоящего Закона. При удостоверении подписного листа гражданин собственноручно ставит свою подпись, а также указывает свои фамилию, имя, отчество (при наличии).
1. При сборе подписей может проводиться агитация за или против соответствующего законопроекта, соответствующих поправок.
2. Агитация может осуществляться с помощью средств массовой информации, путем проведения агитационных публичных мероприятий, выпуска агитационных печатных материалов, а также с помощью информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и в иных не запрещенных федеральным законом формах.
1. В Законодательное Собрание вносятся законопроект, поправки и подписные листы с подписями граждан по законопроекту, поправкам.
2. Законопроект вносится в Законодательное Собрание путем представления оформленных в соответствии с требованиями статьи 28 Закона области "О нормативных правовых актах Нижегородской области" следующих документов:
1) текста законопроекта;
2) пояснительной записки к законопроекту;
3) перечня нормативных правовых актов области, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или принятию в связи с принятием данного законопроекта;
4) финансово-экономического обоснования законопроекта;
5) письма на имя Председателя Законодательного Собрания о внесении законопроекта, подписанного одним из граждан, проставивших свою подпись в подписном листе (далее - письмо о внесении законопроекта).
3. Поправки вносятся в Законодательное Собрание путем представления следующих документов:
1) текста поправок в виде изменений редакции статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта. Возможно представление поправок в виде таблицы поправок в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 5 статьи 59 Регламента Законодательного Собрания;
2) письма на имя Председателя Законодательного Собрания о внесении поправок, подписанного одним из граждан, проставивших свою подпись в подписном листе (далее - письмо о внесении поправок).
4. Одновременно с внесением законопроекта, поправок на бумажном носителе представляется аутентичная электронная копия текста документов, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
5. Подписные листы, представляемые в Законодательное Собрание, должны быть сброшюрованы и пронумерованы.
6. Количество подписей граждан, содержащихся в представленных подписных листах, должно быть не менее двух тысяч и не более двух тысяч двухсот.
7. В случаях, предусмотренных статьями 16 и 17 настоящего Закона, в Законодательное Собрание вносятся только письмо о внесении законопроекта и подписные листы с подписями граждан.
1. В течение одного месяца со дня поступления документов, предусмотренных статьей 10 настоящего Закона, в порядке, установленном Регламентом Законодательного Собрания, соответствующим структурным подразделением аппарата Законодательного Собрания, определяемым распоряжением Председателя Законодательного Собрания, проводится проверка внесенных документов и подписных листов на предмет соответствия их требованиям настоящего Закона.(Часть 1 в ред. Закона области от 09.06.2014 № 72-З -см.предыдущую редакцию)
2. По окончании проверки документов и подписных листов, но не позднее двух месяцев со дня их поступления, комиссией, формируемой распоряжением Председателя Законодательного Собрания, принимается решение о регистрации либо об отказе в регистрации законопроекта, о принятии либо об отказе в принятии к рассмотрению поправок.(Часть 2 в ред. Закона области от 09.06.2014 № 72-З -см.предыдущую редакцию)
3. Информация о принятом решении направляется гражданину, подписавшему письмо о внесении законопроекта либо письмо о внесении поправок, в течение трех дней после принятия решения о регистрации либо об отказе в регистрации законопроекта, о принятии либо об отказе в принятии к рассмотрению поправок.(Часть 3 в ред. Закона области от 09.06.2014 № 72-З -см.предыдущую редакцию)
4. Решение о регистрации законопроекта либо о принятии к рассмотрению поправок принимается в случае соответствия внесенных документов и подписных листов требованиям настоящего Закона.(Часть 4 изложен в новой редакции Законом области от 09.06.2014 № 72-З -см.предыдущую редакцию)
5. Решение об отказе в регистрации законопроекта либо об отказе в принятии к рассмотрению поправок принимается в следующих случаях:(Абзац первый изложен в новой редакции Законом области от 09.06.2014 № 72-З -см.предыдущую редакцию)
1) непредставления при внесении законопроекта документов, предусмотренных статьей 10 настоящего Закона;
2) несоответствия предмета законопроекта, поправок требованиям статьи 5 настоящего Закона;
3) обнаружения в представленных подписных листах более 200 недействительных и (или) недостоверных подписей.
6. Проверка правильности оформления подписных листов и достоверности и действительности представленных в них сведений проводится в порядке, установленном распоряжением Председателя Законодательного Собрания.
7. При проведении проверки подписей граждан вправе присутствовать гражданин, подписавший письмо о внесении законопроекта либо письмо о внесении поправок, заблаговременно извещенный о соответствующей проверке.
8. Недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом.
9. Недействительными считаются:
1) все подписи лиц в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, предусмотренным настоящим Законом;
2) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, а также подписи лиц, место жительства которых находится за пределами области;
3) подписи лиц без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений;
4) подписи лиц, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;