ЗАКОН

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 10 февраля 2005 года N 8-З


О нормативных правовых актах Нижегородской области

(с изменениями на 7 февраля 2025 года)

(в ред. законов Нижегородской области от 14.03.2006 N 22-З, от 30.11.2006 N 146-З, от 24.12.2007 N 184-З, от 04.05.2008 N 51-З, от 10.06.2008 N 73-З, от 25.12.2008 N 183-З, от 06.08.2009 N 104-З, от 09.09.2009 N 166-З, от 30.12.2009 N 256-З, от 11.05.2010 N 76-З, от 11.05.2010 N 80-З, от 02.11.2010 N 164-З, от 21.12.2010 N 204-З, от 07.02.2011 N 17-З, от 12.03.2012 N 21-З, от 06.02.2013 N 17-З, от 05.08.2014 N 94-З, от 05.08.2014 N 95-З, от 07.04.2016 N 46-З, от 06.05.2016 N 64-З, от 31.07.2017 N 101-З, от 03.10.2018 N 106-З, от 01.11.2018 N 114-З, от 02.07.2019 N 74-З, от 03.09.2019 N 86-З, от 04.02.2020 N 5-З, от 10.09.2021 N 104-З, от 10.12.2021 N 148-З, от 14.07.2022 N 100-З, от 02.12.2022 N 190-З, от 10.04.2023 N 40-З, от 14.12.2023 N 159-З, от 07.02.2025 N 13-З)



Принят
Законодательным Собранием
27 января 2005 года



Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Правовые основы настоящего Закона


1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом Нижегородской области по предметам ведения области Нижегородская область как субъект Российской Федерации осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов Нижегородской области.


(в ред. Закона Нижегородской области от 11.05.2010 N 80-З)


2. Законы и иные нормативные правовые акты Нижегородской области не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и законом или иным нормативным правовым актом Нижегородской области действует федеральный закон.


(в ред. Закона Нижегородской области от 11.05.2010 N 80-З)


В случае противоречия между федеральным законом и законом или иным нормативным правовым актом Нижегородской области, изданным по предметам ведения области, действует закон или иной нормативный правовой акт органа государственной власти Нижегородской области.


(в ред. Закона Нижегородской области от 11.05.2010 N 80-З)



Статья 2. Предмет регулирования и цели настоящего Закона


1. Настоящим Законом регулируется порядок осуществления правотворчества органами государственной власти Нижегородской области (далее - область, Нижегородская область) и должностными лицами области, устанавливаются основные требования к законам и иным нормативным правовым актам области, определяются формы нормативных правовых актов области, закрепляется система нормативных правовых актов области, регулируются вопросы разграничения правотворческих полномочий органов государственной власти области и их должностных лиц, определяется порядок прогнозирования и планирования правотворческой деятельности, порядок подготовки, внесения, рассмотрения, принятия, официального опубликования, вступления в силу, толкования, изменения, действия и признания утратившими силу нормативных правовых актов области, устанавливается порядок реализации законодательной инициативы, а также определяются способы разрешения коллизий нормативных правовых актов.


(в ред. Закона Нижегородской области от 11.05.2010 N 80-З)


2. Настоящий Закон призван способствовать качественному и эффективному правотворчеству органов государственной власти области и должностных лиц области.


(в ред. Закона Нижегородской области от 11.05.2010 N 80-З)



Статья 3. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе


В целях настоящего Закона применяются следующие понятия:


1) нормативный правовой акт - официальный письменный документ, принятый (изданный) органом государственной власти области или должностным лицом области в определенных Конституцией Российской Федерации и законодательством порядке и форме, направленный на установление, изменение либо отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного действия, рассчитанных на многократное применение на территории области;


(в ред. Закона Нижегородской области от 11.05.2010 N 80-З)


2) правотворческий орган области - орган государственной власти области или должностное лицо области, уполномоченные на издание (разработку, принятие, изменение, введение в действие и признание утратившими силу) нормативных правовых актов;


(в ред. Закона Нижегородской области от 11.05.2010 N 80-З)


3) правотворчество (правотворческая деятельность) - урегулированная законодательством деятельность специально на то уполномоченных органов по разработке, внесению, рассмотрению, принятию, изменению, введению в действие, признанию утратившими силу нормативных правовых актов;


(п. 3 в ред. Закона Нижегородской области от 06.08.2009 N 104-З)


4) правотворческие полномочия - полномочия органов государственной власти области, должностных лиц области по изданию нормативных правовых актов определенной формы по конкретному кругу вопросов;


(в ред. Закона Нижегородской области от 11.05.2010 N 80-З)


5) правовая норма - общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение;


6) законотворческий процесс - организационно оформленная публичная деятельность правотворческих органов по выявлению и удовлетворению потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений в области, по разработке и принятию соответствующих законов, внесению в них изменений;


7) проект закона области - документ, содержащий текст проекта закона области и внесенный в установленном порядке на рассмотрение Законодательного Собрания области;


8) концепция проекта закона - характеристика предмета и цели будущего проекта закона, в которой излагаются его основные положения, анализируются предполагаемые последствия применения проектируемых правовых норм, приводится примерная структура проекта закона;

8.1) право законодательной инициативы - возможность субъектов права законодательной инициативы вносить в Законодательное Собрание области проекты законов области и поправки к проектам законов области, подлежащие обязательному рассмотрению на заседании Законодательного Собрания области;

(п. 8.1 в ред. Закона Нижегородской области от 06.02.2013 N 17-З)

9) лингвистическая экспертиза - оценка на основе анализа языка и стиля текстов нормативных правовых актов их стилистического качества, соответствия нормам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей юридических текстов, их типологической специфики, редакционно-технических правил и нормативов; редакционно-техническая доработка текстов нормативных правовых актов;


10) научная экспертиза - специальное исследование, проводимое учеными и специалистами по поручению правотворческого органа области с целью оценки качества проекта нормативного правового акта и выявления возможных последствий его принятия и действия;


11) правовая экспертиза - оценка проекта нормативного правового акта с точки зрения его соответствия сфере ведения области или совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленной Конституцией Российской Федерации; состояния нормативного регулирования в указанной сфере, необходимости и достаточности нормативного правового акта для урегулирования общественных отношений; соответствия содержания нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, нормативным правовым актам области более высокой юридической силы; соотносимости содержания и формы нормативного правового акта с объемом и характером компетенции правотворческого органа; соблюдения правил законодательной техники;


(в ред. Закона Нижегородской области от 06.08.2009 N 104-З)


12) толкование нормативного правового акта - деятельность, направленная на установление содержания правовых норм;


13) официальное толкование (аутентичное или легальное) - толкование, даваемое уполномоченными настоящим Законом органами государственной власти области, их структурными подразделениями и должностными лицами, содержащееся в специальном акте и влекущее юридические последствия;


14) аутентичное толкование - толкование, даваемое органом или должностным лицом, издавшим соответствующий нормативный правовой акт;


15) легальное толкование - толкование, даваемое уполномоченными настоящим Законом органами государственной власти области, их структурными подразделениями и должностными лицами;


16) коллизия нормативных правовых актов - противоречие норм действующих правовых актов, принятых (изданных) одним правотворческим органом в одной форме и регулирующих одни и те же общественные отношения, или противоречие норм действующих актов, обладающих разной юридической силой;


(п. 16 в ред. Закона Нижегородской области от 06.08.2009 N 104-З)


17) мониторинг правоприменения нормативных правовых актов области - комплексная и плановая деятельность, осуществляемая органами государственной власти области в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов области.


(п. 17 в ред. Закона Нижегородской области от 06.02.2013 N 17-З)



Статья 4. Полномочия органов государственной власти области и должностных лиц области в сфере правотворчества


(в ред. Закона Нижегородской области от 11.05.2010 N 80-З)


1. Правотворческими полномочиями в области обладают Законодательное Собрание области, Губернатор области, Правительство области, министерства и иные исполнительные органы области. Их полномочия в области правотворчества устанавливаются Уставом области, законами области, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами области и настоящим Законом.


(в ред. законов Нижегородской области от 11.05.2010 N 80-З, от 07.02.2025 N 13-З)


2. Нормативный правовой акт принимается (издается) правотворческим органом в пределах его компетенции. Нормативный правовой акт может быть принят (издан) совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими.


(в ред. Закона Нижегородской области от 11.05.2010 N 80-З)


3. Споры между органами государственной власти области, а также должностными лицами области, возникающие по вопросам реализации их правотворческих полномочий, решаются с использованием согласительных процедур либо в судебном порядке.


(в ред. Закона Нижегородской области от 11.05.2010 N 80-З)



Глава 2. СИСТЕМА И ФОРМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ


Статья 5. Система нормативных правовых актов области


1. Действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»