НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 10 февраля 2005 года № 8-З


О нормативных правовых актах
Нижегородской области

(с изменениями на 14 декабря 2023 года)

--------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 14.03.2006 № 22-З;
Законом Нижегородской области от 30.11.2006 № 146-З;
Законом Нижегородской области от 24.12.2007 № 184-З;
Законом Нижегородской области от 04.05.2008 № 51-З;
Законом Нижегородской области от 10.06.2008 № 73-З;
Законом Нижегородской области от 25.12.2008 № 183-З;
Законом Нижегородской области от 06.08.2009 № 104-З;
Законом Нижегородской области от 09.09.2009 № 166-З;
Законом Нижегородской области от 30.12.2009 № 256-З;
Законом Нижегородской области от 11.05.2010 № 76-З;
Законом Нижегородской области от 11.05.2010 № 80-З;
Законом Нижегородской области от 02.11.2010 № 164-З;
Законом Нижегородской области от 21.12.2010 № 204-З;
Законом Нижегородской области от 07.02.2011 № 17-З;                                                         
Законом Нижегородской области от 12.03.2012 № 21-З;
Законом Нижегородской области от 06.02.2013 № 17-З;
Законом Нижегородской области от 05.08.2014 № 94-З;
Законом Нижегородской области от 05.08.2014 № 95-З;
Законом Нижегородской области от 07.04.2016 № 46-З;
Законом Нижегородской области от 06.05.2016 № 64-З;
Законом Нижегородской области от 31.07.2017 № 101-З;
Законом Нижегородской области от 03.10.2018 № 106-З;
Законом Нижегородской области от 01.11.2018 № 114-З;
Законом Нижегородской области от 02.07.2019 № 74-З;
Законом Нижегородской области от 03.09.2019 № 86-З;

Законом Нижегородской области от 04.02.2020 № 5-З;

Законом Нижегородской области от 10.09.2021 № 104-З;

Законом Нижегородской области от 10.12.2021 № 148-З;

Законом Нижегородской области от 14.07.2022 № 100-З;

Законом Нижегородской области от 02.12.2022 № 190-З;
Законом Нижегородской области от 10.04.2023 № 40-З;
Законом Нижегородской области от 14.12.2023 № 159-З

 ------------------------------------------------------------------------------

Принят Законодательным Собранием

27 января 2005 года



Глава 1. Общие положения

Статья 1. Правовые основы настоящего Закона

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом Нижегородской области по предметам ведения области Нижегородская область как субъект Российской Федерации осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов Нижегородской области.
     (Часть 1 в ред. Закона области
от 11.05.2010 № 80-З - см. предыдущую редакцию)

2. Законы и иные нормативные правовые акты Нижегородской области не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и законом или иным нормативным правовым актом Нижегородской области действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и законом или иным нормативным правовым актом Нижегородской области, изданным по предметам ведения области, действует закон или иной нормативный правовой акт Нижегородской области.

(Часть 2 в ред. Закона области от 11.05.2010 № 80-З - см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Предмет регулирования и цели настоящего Закона

1. Настоящим Законом регулируется порядок осуществления правотворчества органами государственной власти Нижегородской области (далее - область, Нижегородская область) и  должностными лицами области, устанавливаются основные требования к законам, определяются формы нормативных правовых актов области, закрепляется система нормативных правовых актов области, регулируются вопросы разграничения правотворческих полномочий органов государственной власти области и их должностных лиц, определяется порядок прогнозирования и планирования правотворческой деятельности, порядок подготовки, внесения, рассмотрения, принятия, официального опубликования, вступления в силу, толкования, изменения, действия и признания утратившими силу нормативных правовых актов области, устанавливается порядок реализации законодательной инициативы, а также определяются способы разрешения коллизий нормативных правовых актов.
     (Часть 1 в ред. Закона области
от 11.05.2010 № 80-З - см. предыдущую редакцию)

2. Настоящий Закон призван способствовать качественному и эффективному правотворчеству органов государственной власти области и должностных лиц области.
     (Часть 2 в ред. Закона области
от 11.05.2010 № 80-З - см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

В целях настоящего Закона применяются следующие понятия:

1) нормативный правовой акт - официальный письменный документ, принятый (изданный) органом государственной власти или должностным лицом области области в определенных Конституцией Российской Федерации и законодательством порядке и форме, направленный на установление, изменение либо отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного действия, рассчитанных на многократное применение на территории области;
     (Пункт 1 в ред.
Закона области от 11.05.2010 № 80-З - см. предыдущую редакцию)

2) правотворческий орган области - орган государственной власти области или должностное лицо области, уполномоченные на издание (разработку, принятие, изменение, введение в действие и признание утратившими силу) нормативных правовых актов;
     (Пункт 2 в ред.
Закона области от 11.05.2010 № 80-З - см. предыдущую редакцию)

3) правотворчество (правотворческая деятельность) - урегулированная законодательством деятельность специально на то уполномоченных органов по разработке, внесению, рассмотрению, принятию, изменению, введению в действие, признанию утратившими силу нормативных правовых актов;
     (Пункт 3 в ред. Закона области
от 06.08.2009 № 104-З - см. предыдущую редакцию)

4) правотворческие полномочия - полномочия органов государственной власти области, должностных лиц области по изданию нормативных правовых актов определенной формы по конкретному кругу вопросов;
     (Пункт 4 в ред.
Закона области от 11.05.2010 № 80-З - см. предыдущую редакцию)

5) правовая норма - общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение;

6) законотворческий процесс - организационно оформленная публичная деятельность правотворческих органов по выявлению и удовлетворению потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений в области, по разработке и принятию соответствующих законов, внесению в них изменений;

7) проект закона области - документ, содержащий текст проекта закона области и внесенный в установленном порядке на рассмотрение Законодательного Собрания области;

8) концепция проекта закона - характеристика предмета и цели будущего проекта закона, в которой излагаются его основные положения, анализируются предполагаемые последствия применения проектируемых правовых норм, приводится примерная структура проекта закона;

8) право законодательной инициативы - возможность субъектов права законодательной инициативы вносить в Законодательное Собрание области проекты законов области и поправки к проектам законов области, подлежащие обязательному рассмотрению на заседании Законодательного Собрания области;
     (Пункт 8
введен Законом области от 06.08.2009 № 104-З; в ред. Закона области от 06.02.2013 № 17-З - см. предыдущую редакцию)

    9) лингвистическая экспертиза - оценка на основе анализа языка и стиля текстов нормативных правовых актов их стилистического качества, соответствия нормам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей юридических текстов, их типологической специфики, редакционно-технических правил и нормативов; редакционно-техническая доработка текстов нормативных правовых актов;

10) научная экспертиза - специальное исследование, проводимое учеными и специалистами по поручению правотворческого органа области с целью оценки качества проекта нормативного правового акта и выявления возможных последствий его принятия и действия;

11) правовая экспертиза - оценка проекта нормативного правового акта с точки зрения его соответствия сфере ведения области или совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленной Конституцией Российской Федерации; состояния нормативного регулирования в указанной сфере, необходимости и достаточности нормативного правового акта для урегулирования общественных отношений; соответствия содержания нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, нормативным правовым актам области более высокой юридической силы; соотносимости содержания и формы нормативного правового акта с объемом и характером компетенции правотворческого органа; соблюдения правил законодательной техники;
     (Пункт 11 в ред. Закона области
от 06.08.2009 № 104-З - см. предыдущую редакцию)

12) толкование нормативного правового акта - деятельность, направленная на установление содержания правовых норм;

13) официальное толкование (аутентичное или легальное) - толкование, даваемое уполномоченными настоящим Законом органами государственной власти области, их структурными подразделениями и должностными лицами, содержащееся в специальном акте и влекущее юридические последствия;

14) аутентичное толкование - толкование, даваемое органом или должностным лицом, издавшим соответствующий нормативный правовой акт;

15) легальное толкование - толкование, даваемое уполномоченными настоящим Законом органами государственной власти области, их структурными подразделениями и должностными лицами;

16) коллизия нормативных правовых актов - противоречие норм действующих правовых актов, принятых (изданных) одним правотворческим органом в одной форме и регулирующих одни и те же общественные отношения, или противоречие норм действующих актов, обладающих разной  юридической силой;
     (Пункт 16 в ред. Закона области
от 06.08.2009 № 104-З - см. предыдущую редакцию)

17) мониторинг правоприменения нормативных правовых актов области - комплексная и плановая деятельность, осуществляемая органами государственной власти области в пределах своих полномочий, по  сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов области.
     (Пункт 17
введен Законом области от 06.08.2009 № 104-З; в ред. Закона области от 06.02.2013 № 17-З - см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Полномочия органов государственной власти области и должностных лиц области в сфере правотворчества

(Наименование статьи- в ред. Закона области от 11.05.2010 № 80-З - см. предыдущую редакцию)

1. Правотворческими полномочиями в области обладают Законодательное Собрание области, Губернатор области, Правительство области, министерства и иные органы исполнительной власти области. Их полномочия в области правотворчества устанавливаются Уставом области, законами области, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами области и настоящим Законом.
     (Часть 1 в ред.
Закона области от 11.05.2010 № 80-З - см. предыдущую редакцию)

2. Нормативный правовой акт принимается (издается) правотворческим органом в пределах его компетенции. Нормативный правовой акт может быть принят (издан) совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими.
     (Часть 2 в ред.
Закона области от 11.05.2010 № 80-З - см. предыдущую редакцию)

3. Споры между органами государственной власти области, а также должностными лицами области, возникающие по вопросам реализации их правотворческих полномочий, решаются с использованием согласительных процедур либо в судебном порядке.
     (Часть 3 в ред.
Закона области от 11.05.2010 № 80-З - см. предыдущую редакцию)

Глава 2. Система и формы нормативных правовых актов области

Статья 5. Система нормативных правовых актов области

1. Действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой.

2. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты.

3. В систему законодательных нормативных правовых актов области входят Устав области и законы области.
     (Часть 3
в ред. Закона области от 06.08.2009 № 104-З - см. предыдущую редакцию)

4. В систему иных нормативных правовых актов области входят:

1) нормативные правовые акты Законодательного Собрания области;

2) нормативные правовые акты Губернатора области;

3) нормативные правовые акты Правительства области;

4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области.
     (Пункт 4 в ред.
Закона области от 11.05.2010 № 80-З - см. предыдущую редакцию)

Статья 6. Формы нормативных правовых актов области

1. Нормативные правовые акты принимаются (издаются) в следующих формах:

1) Законодательное Собрание области принимает Устав области, законы, постановления;

2) нормативные правовые акты Губернатора области издаются в форме указов;

3) нормативные правовые акты Правительства области принимаются в форме постановлений;          

4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов (за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством в положении об органе исполнительной власти предусмотрена иная форма издаваемого акта).
     (Пункт 4 в ред.
Закона области от 11.05.2010 № 80-З - см. предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»