ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2019 года N 442-П
О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 9 июня 2016 года N 211-П
Правительство Республики Карелия
постановляет:
Внести в государственную программу Республики Карелия "Доступная среда в Республике Карелия", утвержденную постановлением Правительства Республики Карелия от 9 июня 2016 года N 211-П "Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Доступная среда в Республике Карелия" (Собрание законодательства Республики Карелия, 2016, N 6, ст. 1254; 2017, N 5, ст. 898; 2018, N 1, ст. 73; N 5, ст. 1037; N 10, ст. 2077; 2019, N 1, ст. 63; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 19 июля 2019 года, N 1000201907190002), следующие изменения:
1) в паспорте государственной программы Республики Карелия "Доступная среда в Республике Карелия":
позицию "Соисполнители государственной программы" изложить в следующей редакции:
"
Соисполнители государственной программы | Министерство образования Республики Карелия; Министерство здравоохранения Республики Карелия; Министерство культуры Республики Карелия; Министерство спорта Республики Карелия; Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия; Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия; Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия; Управление труда и занятости Республики Карелия |
";
позицию "Объемы и источники финансирования государственной Программы" изложить в следующей редакции:
"
Объемы и источники финансирования государственной программы | общий объем финансового обеспечения на реализацию государственной программы на 2016-2025 годы составляет 168 337,09 тыс. рублей, из них: в 2016 году - 44 541,83 тыс. рублей; в 2017 году - 41 491,00 тыс. рублей; в 2018 году - 34 868,36 тыс. рублей; в 2019 году - 18 516,00 тыс. рублей; в 2020 году - 16 269,90 тыс. рублей; в 2021 году - 6 325,00 тыс. рублей; в 2022 году - 6 325,00 тыс. рублей; в 2023 году - 0,00 тыс. рублей; в 2024 году - 0,00 тыс. рублей; в 2025 году - 0,00 тыс. рублей; объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, - 30 922,90 тыс. рублей, из них: в 2016 году - 9 528,40 тыс. рублей; в 2017 году - 5 396,30 тыс. рублей; в 2018 году - 15 998,20 тыс. рублей; в 2019 году - 0,00 тыс. рублей; в 2020 году - 0,00 тыс. рублей; в 2021 году - 0,00 тыс. рублей; в 2022 году - 0,00 тыс. рублей; в 2023 году - 0,00 тыс. рублей; в 2024 году - 0,00 тыс. рублей; в 2025 году - 0,00 тыс. рублей; объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, - 73 278,70 тыс. рублей, из них: в 2016 году - 15 519,30 тыс. рублей; в 2017 году - 25 554,40 тыс. рублей; в 2018 году - 11 765,00 тыс. рублей; в 2019 году - 10 594,60 тыс. рублей; в 2020 году - 9 845,40 тыс. рублей; в 2021 году - 0,00 тыс. рублей; в 2022 году - 0,00 тыс. рублей; в 2023 году - 0,00 тыс. рублей; в 2024 году - 0,00 тыс. рублей; в 2025 году - 0,00 тыс. рублей; объем средств бюджета Республики Карелия - 64 135,49 тыс. рублей, из них: в 2016 году - 19 494,13 тыс. рублей; в 2017 году - 10 540,30 тыс. рублей; в 2018 году - 7 105,16 тыс. рублей; в 2019 году - 7 921,40 тыс. рублей; в 2020 году - 6 424,50 тыс. рублей; в 2021 году - 6 325,00 тыс. рублей; в 2022 году - 6 325,00 тыс. рублей; в 2023 году - 0,00 тыс. рублей; в 2024 году - 0,00 тыс. рублей; в 2025 году - 0,00 тыс. рублей |
";
2) раздел I изложить в следующей редакции:
"I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Социальная защита инвалидов в современных социально-экономических условиях является одной из важнейших задач общества. В связи с подписанием Российской Федерацией в 2008 году и ратификацией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов (далее - Конвенция) Россия приняла на себя ряд серьезных обязательств по обеспечению надлежащего уровня гарантий для инвалидов и других людей с ограниченными возможностями здоровья. Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают меры, обусловливающие возможность эффективной социальной интеграции инвалидов в общество и обеспечения инвалидам беспрепятственного доступа к транспорту, информации и связи, социальным программам и социальным услугам.
В Российской Федерации последовательно проводится работа по социальной защите и улучшению социального положения инвалидов, повышению доходов и качества их жизни.
Доступная среда жизнедеятельности инвалидов является основным условием интеграции инвалидов в общество.
В Республике Карелия по состоянию на 1 января 2016 года численность инвалидов составила 67 999 человек, в том числе инвалидов 1-й группы 19 460 человек, инвалидов 2-й группы - 37 735 человек, инвалидов 3-й группы - 8 500 человек, детей-инвалидов - 2 304 человека.
В целях формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в 2013-2015 годах в республике были реализованы мероприятия региональной программы Республики Карелия "Доступная среда в Республике Карелия" на 2013-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Карелия от 23 мая 2013 года N 282р-П (далее - Программа).
В рамках реализации мероприятий Программы в 2013-2015 годах паспортизацию прошли 762 приоритетных объекта в сфере здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, образования, культуры, транспорта, труда и занятости, информации и связи, физической культуры и спорта (далее - приоритетные сферы).
Всего в республике к концу 2015 года стали полностью или частично доступны для инвалидов и других маломобильных групп населения 318 приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, что составляет 45% от общего количества приоритетных объектов.
В период 2013-2018 годов в Республике Карелия стали полностью или частично доступны для инвалидов и других маломобильных групп населения 472 приоритетных объекта в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, что составляет 66,9% от общего количества приоритетных объектов.
В республике создаются условия для участия инвалидов в культурной и спортивной жизни.
Республиканскими учреждениями культуры разработана программа "Потрогай мир руками" для детей с проблемами зрения, проводятся специальные экскурсии с учетом возможностей их здоровья, внедрены аудиогиды по экспозициям "Животный мир Карелии", "Археология Карелии", "На всякий случай - свой обычай", успешно работает кабинет арт-терапии для детей-инвалидов.
С 2013 года ежегодно свыше 500 человек принимают участие в республиканском фестивале "Инваспорт на берегах Онего", посвященном памяти С. Никитина. Ежегодно проводятся республиканские фестивали по скалолазанию среди инвалидов, в рамках декады инвалидов проходят республиканские фестивали по мини-футболу среди команд инвалидов.
За счет средств бюджета Республики Карелия обеспечивается участие карельских спортсменов-инвалидов во всероссийских и международных соревнованиях.
Приоритеты государственной политики в сфере развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта определены в следующих стратегических документах:
Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р;
Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Карелия на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Карелия от 20 мая 2011 года N 236р-П.
Ежегодно для инвалидов и их сверстников, не имеющих инвалидности, в общеобразовательных организациях в Республике Карелия проводится более 50 мероприятий культурно-эстетической, спортивно-оздоровительной направленности, что способствует успешной социализации обучающихся.
В рамках Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 года N 1755-ЗРК "Об образовании" (далее - Закон N 1755-ЗРК) в Республике Карелия осуществляется защита права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование.
В целях создания необходимых и достаточных условий реализации прав детей-инвалидов в Республике Карелия реализуется ряд межведомственных региональных программ, в том числе государственная программа Республики Карелия "Развитие образования" на 2014-2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Карелия от 20 июня 2014 года N 196-П, Комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству, на обеспечение доступности профессионального образования инвалидов, утвержденный распоряжением Правительства Республики Карелия от 16 ноября 2012 года N 682р-П.
При организации в Республике Карелия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом мнения родителей (законных представителей), рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида применяются три подхода:
обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта в специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях с охватом 570 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью;
интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в образовательных организациях с охватом 2669 детей дошкольного возраста и 1800 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, в 300 специальных (коррекционных) классах (группах) в образовательных организациях;
интегрированное/инклюзивное обучение, обеспечивающее совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, и лиц, не имеющих нарушений развития, в общеобразовательных организациях с охватом 2700 детей в общеобразовательных классах.
Для создания согласно статье 9 Закона N 1755-ЗРК условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в государственных образовательных организациях Республики Карелия, муниципальных образовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, предоставляются меры социальной поддержки и социального обслуживания по приобретению периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и напечатанной рельефно-точечным шрифтом Брайля; по бесплатному обеспечению специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной литературой, а также услугами сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (за исключением детей, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета); по компенсации затрат родителей на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому; по воспитанию и обучению детей-инвалидов в государственных общеобразовательных организациях, муниципальных начальных образовательных и общеобразовательных организациях; по компенсации затрат родителей (законных представителей) на проезд до места обучения (воспитания) и обратно обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложной структурой нарушений, не обслуживающих себя самостоятельно, проходящих обучение в государственной образовательной организации Республики Карелия или муниципальной образовательной организации по основной общеобразовательной программе.
Государственные образовательные организации Республики Карелия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, центры психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения детей осуществляют функции учебно-методических (ресурсных) центров и оказывают педагогам и специалистам образовательных организаций в Республике Карелия методическую помощь по разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья, консультативную помощь - семьям с детьми данной категории.
Согласно приказам Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" и N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" с 1 сентября 2016 года в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательный процесс должен быть организован в соответствии с установленными для данной категории обучающихся федеральными государственными образовательными стандартами.
Республика Карелия является пилотным регионом Российской Федерации для апробации и экспериментального введения федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для успешной сдачи государственной итоговой аттестации обучающимися 9 и 11 классов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью согласно приказам Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 года N 189/1513 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" и от 7 ноября 2018 года N 190/1512 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" в Республике Карелия создаются специальные условия проведения государственной итоговой аттестации.
Основанием для создания особых условий является предоставление при подаче заявления об участии в экзаменах:
участниками экзамена с ограниченными возможностями здоровья - копий рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии;
участниками экзамена - детьми-инвалидами и инвалидами - оригинала или заверенной копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее - справка, подтверждающая инвалидность).
Обязательными особыми условиями проведения экзамена при предъявлении вышеуказанных документов являются:
увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа (за исключением экзамена по иностранным языкам (раздел "Говорение");
организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время экзамена;
беспрепятственный доступ в аудитории, туалетные и иные помещения, а также пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Дополнительными условиями для проведения экзамена согласно указанным приказам являются:
присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные листы (бланки) для записи ответов;
использование на государственной итоговой аттестации необходимых для выполнения заданий технических средств;
оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников);
привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников);
оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников);
копирование экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов государственной экзаменационной комиссии в увеличенном размере; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников);
отдельная аудитория или аудитория с меньшей наполняемостью участников экзамена;
выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.
По желанию обучающегося государственная итоговая аттестация может быть организована в форме государственного выпускного экзамена (в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов).
Для лиц, имеющих медицинские основания для прохождения государственной итоговой аттестации на дому, а также для лиц, находящихся на длительном лечении в медицинской организации, экзамен организуется на дому или в медицинской организации. Участники экзамена должны иметь заключение психолого-медико-педагогической комиссии, в котором должна содержаться соответствующая запись. Для этого организуется пункт приема экзаменов по месту жительства участника экзамена, по местонахождению медицинской организации.
В Республике Карелия с 2012 в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" и в соответствии с соглашениями между Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством труда социальной защиты Российской Федерации и Правительством Республики Карелия о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Карелия реализованы мероприятия по созданию в дошкольных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования во всех муниципальных образованиях в Республике Карелия (в 43 общеобразовательных организациях, в 44 дошкольных образовательных организациях и в 7 организациях дополнительного образования детей).
В рамках реализации мероприятий по созданию в дошкольных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования образовательные организации создают универсальную безбарьерную среду для инклюзивного образования детей с инвалидностью и оснащают специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием.
Базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, определено государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Карелия "Петрозаводский педагогический колледж".
Ежегодно во всех профессиональных образовательных организациях республики обучаются инвалиды по специальностям, обучение по которым им не запрещено по медицинским показаниям.
В системе среднего профессионального образования используются разработанные Министерством просвещения Российской Федерации требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе к оснащенности образовательного процесса.
Особое значение для успешного трудоустройства студентов с инвалидностью приобретает своевременная актуализация образовательных программ организаций профессионального образования с учетом требований рынка труда. При осуществлении образовательного процесса в организациях профессионального образования создаются условия доступности, во взаимодействии с общественными организациями инвалидов разрабатываются специальные программы сопровождения и трудоустройства студентов-инвалидов.
С 2016 года на федеральном уровне проводится национальный чемпионат среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" (далее - Чемпионат). Целью международного некоммерческого движения "Абилимпикс" является создание в Российской Федерации системы конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс", обеспечивающей эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию людей с инвалидностью к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе.