ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2019 года N 24-П
О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 9 июня 2016 года N 211-П
Правительство Республики Карелия
постановляет:
Внести в постановление Правительства Республики Карелия от 9 июня 2016 года N 211-П "Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Доступная среда в Республике Карелия" на 2016 - 2020 годы" (Собрание законодательства Республики Карелия, 2016, N 6, ст. 1254; 2017, N 5, ст. 898; 2018, N 1, ст. 73; N 5, ст. 1037; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 3 октября 2018 года, N 1000201810030004), следующие изменения:
1) в наименовании слова "Доступная среда в Республике Карелия" на 2016 - 2020 годы" заменить словами "Доступная среда в Республике Карелия";
2) в пункте 1 слова "Доступная среда в Республике Карелия" на 2016 - 2020 годы" заменить словами "Доступная среда в Республике Карелия";
3) государственную программу Республики Карелия "Доступная среда в Республике Карелия" на 2016 - 2020 годы", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Карелия
от 9 июня 2016 года N 211-П
Государственная программа Республики Карелия "Доступная среда в Республике Карелия"
Паспорт государственной программы Республики Карелия "Доступная среда в Республике Карелия"
Наименование государственной программы | государственная программа Республики Карелия "Доступная среда в Республике Карелия" (далее - государственная программа) | |||
Основания разработки государственной программы | Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р); Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года (одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 30 октября 2012 года N 658р-П) | |||
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство социальной защиты Республики Карелия | |||
Соисполнители государственной программы | Министерство образования Республики Карелия; Министерство здравоохранения Республики Карелия; Министерство культуры Республики Карелия; Министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия; Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия; Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия; Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия; Управление труда и занятости Республики Карелия | |||
Цель государственной программы | повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Республике Карелия | |||
Задачи государственной программы | 1) формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты и социального обслуживания, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в Республике Карелия; 2) оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Карелия; 3) формирование условий для просвещения граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в Республике Карелия | |||
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы | 1) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Карелия; 2) доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Карелия; 3) доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности объектов и услуг по результатам паспортизации, в общем количестве объектов и услуг; 4) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в сфере социального обслуживания в общем количестве приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в муниципальных районах (городских округах) в Республике Карелия; 5) доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов органов службы занятости в Республике Карелия; 6) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Карелия, в сфере здравоохранения в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в Республике Карелия; 7) доля образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций; 8) доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Республике Карелия; | |||
9) доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в Республике Карелия; 10) доля приоритетных объектов в сфере среднего профессионального образования, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования инвалидов, в общем количестве приоритетных объектов в сфере среднего профессионального образования; 11) доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций; 12) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в Республике Карелия; 13) доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава в Республике Карелия; 14) доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в Республике Карелия; 15) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в возрасте от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения в Республике Карелия; 16) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в муниципальных районах (городских округах) в Республике Карелия; 17) доля детей-инвалидов, для которых созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в Республике Карелия; 18) доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Карелия; 19) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Карелия; 20) доля инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости, в общем числе инвалидов, обратившихся в органы службы занятости; 21) доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году); 22) доля студентов из числа инвалидов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости; 23) доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов | ||||
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | 1) увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Карелия; 2) увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Карелия; 3) увеличение доли приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности объектов и услуг, в общем количестве объектов и услуг; 4) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в сфере социального обслуживания в общем количестве приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в муниципальных районах (городских округах) в Республике Карелия; 5) увеличение доли приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов органов службы занятости в Республике Карелия; 6) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Карелия, в сфере здравоохранения в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в Республике Карелия; 7) увеличение доли образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций; 8) увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Республике Карелия; 9) увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в Республике Карелия; 10) увеличение доли приоритетных объектов в сфере среднего профессионального образования, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования инвалидов, в общем количестве приоритетных объектов в сфере среднего профессионального образования; 11) увеличение доли образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций; 12) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в сфере культуры в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в Республике Карелия; 13) увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава в Республике Карелия; 14) увеличение доли приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в Республике Карелия; 15) увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в возрасте от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения в Республике Карелия; 16) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в сфере физической культуры и спорта в общем количестве приоритетных объектов в муниципальных районах (городских округах) в Республике Карелия; 17) увеличение доли детей-инвалидов, для которых созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в Республике Карелия; 18) увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Карелия; 19) увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Карелия; 20) увеличение доли инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости, в общем числе инвалидов, обратившихся в органы службы занятости; 21) увеличение доли инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году); 22) уменьшение доли студентов из числа инвалидов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости; 23) увеличение доли выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов | |||
Сроки и этапы реализации государственной программы | 2016 - 2025 годы; этапы реализации государственной программы не выделяются | |||
Объемы и источники финансирования государственной программы | общий объем финансового обеспечения на реализацию государственной программы на 2016 - 2025 годы составляет 151 422,19 тыс. рублей, из них: в 2016 году - 44 541,83 тыс. рублей; в 2017 году - 41 491,00 тыс. рублей; в 2018 году - 34 868,36 тыс. рублей; в 2019 году - 17 146,00 тыс. рублей; в 2020 году - 5875,00 тыс. рублей; в 2021 году - 1500,00 тыс. рублей; в 2022 году - 1500,00 тыс. рублей; в 2023 году - 1500,00 тыс. рублей; в 2024 году - 1500,00 тыс. рублей; в 2025 году - 1500,00 тыс. рублей; объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, - 30 922,90 тыс. рублей, из них: в 2016 году - 9528,40 тыс. рублей; в 2017 году - 5396,30 тыс. рублей; в 2018 году - 15 998,20 тыс. рублей; в 2019 году - 0,00 тыс. рублей; в 2020 году - 0,00 тыс. рублей; в 2021 году - 0,00 тыс. рублей; в 2022 году - 0,00 тыс. рублей; в 2023 году - 0,00 тыс. рублей; | |||
в 2024 году - 0,00 тыс. рублей; в 2025 году - 0,00 тыс. рублей; объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, - 63 433,30 тыс. рублей, из них: в 2016 году - 15 519,30 тыс. рублей; в 2017 году - 25 554,40 тыс. рублей; в 2018 году - 11 765,00 тыс. рублей; в 2019 году - 10 594,60 тыс. рублей; в 2020 году - 0,00 тыс. рублей; в 2021 году - 0,00 тыс. рублей; в 2022 году - 0,00 тыс. рублей; в 2023 году - 0,00 тыс. рублей; в 2024 году - 0,00 тыс. рублей; в 2025 году - 0,00 тыс. рублей; объем средств бюджета Республики Карелия - 57 065,99 тыс. рублей, из них: в 2016 году - 19 494,13 тыс. рублей; в 2017 году - 10 540,30 тыс. рублей; в 2018 году - 7105,16 тыс. рублей; в 2019 году - 6551,40 тыс. рублей; в 2020 году - 5875,00 тыс. рублей; в 2021 году - 1500,00 тыс. рублей; в 2022 году - 1500,00 тыс. рублей; в 2023 году - 1500,00 тыс. рублей; в 2024 году - 1500,00 тыс. рублей; в 2025 году - 1500,00 тыс. рублей |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Социальная защита инвалидов в современных социально-экономических условиях является одной из важнейших задач общества. В связи с подписанием Российской Федерацией в 2008 году и ратификацией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов (далее - Конвенция) Россия приняла на себя ряд серьезных обязательств по обеспечению надлежащего уровня гарантий для инвалидов и других людей с ограниченными возможностями здоровья. Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают меры, обусловливающие возможность эффективной социальной интеграции инвалидов в общество и обеспечения инвалидам беспрепятственного доступа к транспорту, информации и связи, социальным программам и социальным услугам.
В Российской Федерации последовательно проводится работа по социальной защите и улучшению социального положения инвалидов, повышению доходов и качества их жизни.
Доступная среда жизнедеятельности инвалидов является основным условием интеграции инвалидов в общество.
В Республике Карелия по состоянию на 1 января 2016 года численность инвалидов составила 67 999 человек, в том числе инвалидов 1-й группы - 19 460 человек, инвалидов 2-й группы - 37 735 человек, инвалидов 3-й группы - 8500 человек, детей-инвалидов - 2304 человека.
В целях формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в 2013 - 2015 годах в республике были реализованы мероприятия региональной программы Республики Карелия "Доступная среда в Республике Карелия" на 2013 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Карелия от 23 мая 2013 года N 282р-П (далее - Программа).
В рамках реализации мероприятий Программы в 2013 - 2015 годах паспортизацию прошли 762 приоритетных объекта в сфере здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, образования, культуры, транспорта, труда и занятости, информации и связи, физической культуры и спорта (далее - приоритетные сферы).
Всего в республике к концу 2015 года стали полностью или частично доступны для инвалидов и других маломобильных групп населения 318 приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, что составляет 45% от общего количества приоритетных объектов.
В период 2013 - 2017 годов в Республике Карелия стали полностью или частично доступны для инвалидов и других маломобильных групп населения 402 приоритетных объекта в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, что составляет 56,9% от общего количества приоритетных объектов.
В республике создаются условия для участия инвалидов в культурной и спортивной жизни.
Республиканскими учреждениями культуры разработана программа "Потрогай мир руками" для детей с проблемами зрения, проводятся специальные экскурсии с учетом возможностей их здоровья, внедрены аудиогиды по экспозициям "Животный мир Карелии", "Археология Карелии", "На всякий случай - свой обычай", успешно работает кабинет арт-терапии для детей-инвалидов.
С 2013 года ежегодно свыше 500 человек принимают участие в республиканском фестивале "Инваспорт на берегах Онего", посвященном памяти С. Никитина. Ежегодно проводятся республиканские фестивали по скалолазанию среди инвалидов, в рамках декады инвалидов проходят республиканские фестивали по мини-футболу среди команд инвалидов.
За счет средств бюджета Республики Карелия обеспечивается участие карельских спортсменов-инвалидов во всероссийских и международных соревнованиях.
Приоритеты государственной политики в сфере развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта определены в следующих стратегических документах:
Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р;
Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Карелия на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Карелия от 20 мая 2011 года N 236р-П.
Ежегодно для инвалидов и их сверстников, не имеющих инвалидности, в общеобразовательных организациях в Республике Карелия проводится более 50 мероприятий культурно-эстетической, спортивно-оздоровительной направленности, что способствует успешной социализации обучающихся.
В рамках Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 года N 1755-ЗРК "Об образовании" (далее - Закон N 1755-ЗРК) в Республике Карелия осуществляется защита права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование.
В целях создания необходимых и достаточных условий реализации прав детей-инвалидов в Республике Карелия реализуется ряд межведомственных региональных программ, в том числе государственная программа Республики Карелия "Развитие образования" на 2014 - 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Карелия от 20 июня 2014 года N 196-П, Комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству, на обеспечение доступности профессионального образования инвалидов, утвержденный распоряжением Правительства Республики Карелия от 16 ноября 2012 года N 682р-П.
При организации в Республике Карелия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом мнения родителей (законных представителей), рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида применяются три подхода:
обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта в специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях с охватом 540 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью;
интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в образовательных организациях с охватом 1473 детей дошкольного возраста и 1738 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, в 200 специальных (коррекционных) классах (группах) в образовательных организациях;
интегрированное/инклюзивное обучение, обеспечивающее совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общеобразовательных организациях с охватом 1841 ребенка в общеобразовательных классах.
Для создания согласно статье 9 Закона N 1755-ЗРК условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в государственных образовательных организациях Республики Карелия, муниципальных образовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, предоставляются меры социальной поддержки и социального обслуживания по приобретению периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и напечатанной рельефно-точечным шрифтом Брайля; по бесплатному обеспечению специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной литературой, а также услугами сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (за исключением детей, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета); по компенсации затрат родителей на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому; по воспитанию и обучению детей-инвалидов в государственных общеобразовательных организациях, муниципальных начальных образовательных и общеобразовательных организациях; по компенсации затрат родителей (законных представителей) на проезд до места обучения (воспитания) и обратно обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложной структурой нарушений, не обслуживающих себя самостоятельно, проходящих обучение в государственной образовательной организации Республики Карелия или муниципальной образовательной организации по основной общеобразовательной программе.
Государственные образовательные организации Республики Карелия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, центры психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения детей осуществляют функции учебно-методических (ресурсных) центров и оказывают педагогам и специалистам образовательных организаций в Республике Карелия методическую помощь по разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья, консультативную помощь - семьям с детьми данной категории.
Согласно приказам Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" и N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" с 1 сентября 2016 года в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательный процесс должен быть организован в соответствии с установленными для данной категории обучающихся федеральными государственными образовательными стандартами.
Республика Карелия является пилотным регионом Российской Федерации для апробации и экспериментального введения федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для успешной сдачи государственной итоговой аттестации обучающимися 9 и 11 классов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью согласно приказам Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 года N 189/1513 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" и от 7 ноября 2018 года N 190/1512 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" в Республике Карелия создаются специальные условия проведения государственной итоговой аттестации.
Основанием для создания особых условий является предоставление при подаче заявления об участии в экзаменах:
участниками экзамена с ограниченными возможностями здоровья - копий рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии;
участниками экзамена - детьми-инвалидами и инвалидами - оригинала или заверенной копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее - справка, подтверждающая инвалидность).
Обязательными особыми условиями проведения экзамена при предъявлении вышеуказанных документов являются:
увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа (за исключением экзамена по иностранным языкам (раздел "Говорение");
организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время экзамена;
беспрепятственный доступ в аудитории, туалетные и иные помещения, а также пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Дополнительными условиями для проведения экзамена согласно указанным приказам являются:
присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные листы (бланки) для записи ответов;
использование на государственной итоговой аттестации необходимых для выполнения заданий технических средств;
оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников);
привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников);
оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников);
копирование экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов государственной экзаменационной комиссии в увеличенном размере; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников);
отдельная аудитория или аудитория с меньшей наполняемостью участников экзамена;
выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.
По желанию обучающегося государственной итоговой аттестации может быть организована в форме государственного выпускного экзамена (в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов).
Для лиц, имеющих медицинские основания для прохождения государственной итоговой аттестации на дому, а также для лиц, находящихся на длительном лечении в медицинской организации, экзамен организуется на дому или в медицинской организации. Участники экзамена должны иметь заключение психолого-медико-педагогической комиссии, в котором должна содержаться соответствующая запись. Для этого организуется пункт приема экзаменов по месту жительства участника экзамена, по местонахождению медицинской организации.
В Республике Карелия с 2012 по 2014 год в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы и в соответствии с соглашениями между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Карелия о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на проведение мероприятий по формированию в Республике Карелия сети базовых образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, реализованы мероприятия в 11 общеобразовательных организациях, из них в двух организациях в Прионежском муниципальном районе и Петрозаводском городском округе, по одной организации в Беломорском, Калевальском, Кондопожском, Лоухском, Олонецком, Сегежском и Суоярвском муниципальных районах.
В рамках реализации мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, общеобразовательным организациям предоставлена возможность создания предусматривающих универсальную безбарьерную среду условий для инклюзивного образования детей-инвалидов и оснащения специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом (в целях обеспечения физической доступности общеобразовательных организаций).