ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 апреля 2015 года N 118-П


Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Развитие здравоохранения"

(с изменениями на 17 апреля 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Карелия от 31.08.2015 N 281-П, от 18.02.2016 N 56-П, от 10.05.2016 N 159-П, от 26.09.2016 N 364-П, от 12.12.2016 N 437-П, от 17.02.2017 N 67-П, от 28.03.2017 N 105-П, от 07.06.2017 N 190-П, от 26.03.2018 N 122-П, от 05.07.2018 N 248-П, от 21.06.2019 N 255-П, от 30.12.2019 N 521-П, от 06.05.2020 N 189-П, от 30.06.2021 N 254-П, от 21.03.2022 N 145-П, от 01.08.2022 N 418-П, от 30.08.2022 N 476-П, от 21.03.2023 N 125-П, от 13.12.2023 N 578-П, от 22.12.2023 N 608-П, от 17.04.2024 N 123-П)




Правительство Республики Карелия постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Карелия "Развитие здравоохранения" (далее - государственная программа).


(п. 1 в ред. Постановления Правительства Республики Карелия от 06.05.2020 N 189-П)


2. Утратил силу. - Постановление Правительства Республики Карелия от 21.03.2023 N 125-П.


3. Признать утратившими силу распоряжения Правительства Республики Карелия:


от 28 марта 2011 года N 124р-П (Собрание законодательства Республики Карелия, 2011, N 4, ст. 520);


от 22 сентября 2011 года N 550р-П (Собрание законодательства Республики Карелия, 2011, N 9, ст. 1502);


от 30 ноября 2011 года N 696р-П (Собрание законодательства Республики Карелия, 2011, N 11, ст. 1939);


от 23 марта 2012 года N 167р-П (Собрание законодательства Республики Карелия, 2012, N 3, ст. 492);


от 27 июля 2012 года N 482р-П (Собрание законодательства Республики Карелия, 2012, N 7, ст. 1401);


от 6 декабря 2012 года N 721р-П (Собрание законодательства Республики Карелия, 2012, N 12, ст. 2272);


от 24 мая 2013 года N 284р-П (Собрание законодательства Республики Карелия, 2013, N 5, ст. 864);


от 7 ноября 2013 года N 750р-П (Собрание законодательства Республики Карелия, 2013, N 11, ст. 2101);


от 25 декабря 2013 года N 860р-П (Собрание законодательства Республики Карелия, 2013, N 12, ст. 2372);


от 7 февраля 2014 года N 68р-П (Собрание законодательства Республики Карелия, 2014, N 2, ст. 255).



Глава Республики Карелия
А.П.ХУДИЛАЙНЕН



Утверждена
постановлением
Правительства Республики Карелия
от 9 апреля 2015 года N 118-П



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ"

(в ред. Постановления Правительства Республики Карелия от 17.04.2024 N 123-П)




Стратегические приоритеты государственной программы Республики Карелия "Развитие здравоохранения"



1. Оценка текущего состояния сферы здравоохранения в Республике Карелия


Сеть медицинских организаций Республики Карелия по состоянию на 1 января 2024 года для оказания медицинской помощи населению на территории республики представлена 39 медицинскими организациями Республики Карелия и их структурными подразделениями, в том числе лечебно-профилактические учреждения - 36 единиц, из них больничные учреждения - 22 единицы, диспансеры - 4 единицы, учреждение переливания крови - 1 единица, учреждение охраны материнства и детства - 1 единица, амбулаторно-поликлинические учреждения - 8 единиц; учреждения здравоохранения особого типа - 3 единицы.


Оказание первичной медико-санитарной помощи жителям г. Петрозаводска и близлежащих муниципальных районов в Республике Карелия осуществляют специалисты 4 поликлиник для взрослого населения, 2 поликлиник для детей, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия (далее - ГБУЗ) "Республиканский стоматологический центр". На территориях муниципальных районов (округов) и городских округов в Республике Карелия оказание первичной медико-санитарной помощи осуществляют 14 центральных районных больниц и их структурные подразделения: 2 районные больницы, 3 участковые больницы, 1 филиал, 1 районная поликлиника, 50 врачебных амбулаторий, 146 фельдшерско-акушерских пунктов.


С учетом потребности населения муниципальных образований в Республике Карелия, сформировавшихся потоков пациентов, особенностей расположения медицинских организаций Республики Карелия и транспортной сети, наличия врачей-специалистов в Карелии организована работа 5 межмуниципальных медицинских центров (медицинских организаций второго уровня) (города Костомукша, Сегежа, Сортавала, Беломорск, Петрозаводск), оказывающих консолидированную специализированную медицинскую помощь населению по профилям "травматология" (травматологический центр второго уровня), "онкология" (центр амбулаторной онкологической помощи). В составе ГБУЗ "Медвежьегорская центральная районная больница", ГБУЗ "Беломорская центральная районная больница", ГБУЗ "Сортавальская центральная районная больница", ГБУЗ "Сегежская центральная районная больница", ГБУЗ "Межрайонная больница N 1" работают первичные сосудистые отделения.


В 2020-2023 годах открыто 4 центра амбулаторной онкологической помощи на базе ГБУЗ "Межрайонная больница N 1", ГБУЗ "Сегежская центральная районная больница", ГБУЗ "Сортавальская центральная районная больница", ГБУЗ "Городская поликлиника N 1" (г. Петрозаводск).


В 2023 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, ожидаемая продолжительность жизни населения в Республике Карелия составила 69,75 года (увеличение на 0,72 года по сравнению с 2022 годом - 69,03 года).


В 2023 году по сравнению с 2022 годом в Карелии отмечено снижение на 10,8% показателя общей смертности - до 16,5 случая на 1000 человек населения (в 2022 году - 18,2 случая на 1000 человек населения); количество умерших за январь - декабрь 2023 года составило 8681 человек и снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на 1007 человек, или на 10,4%.


За 2023 год, по оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, младенческая смертность снизилась в 1,7 раза по сравнению с 2022 годом и составила 3 промилле, что является историческим минимумом для Карелии.


Общая заболеваемость населения Республики Карелия в 2023 году снизилась на 0,7%) - с 2906,49 случая на 1000 человек населения в 2022 году до 2 886,17 случая на 1000 человек населения в 2023 году.


В 2023 году в 8,4 раза снизилась общая заболеваемость населения республики новой коронавирусной инфекцией (COVID-19); на 1,2% - новообразованиями, на 1% - болезнями органов дыхания. Вместе с тем наблюдался рост общей заболеваемости болезнями уха - на 21,7%, инфекционными болезнями - на 16,4%, болезнями эндокринной системы - на 15,1%, болезнями глаза - на 9,2%, болезнями костно-мышечной системы - на 6,7%, болезнями органов пищеварения - на 6,5%, болезнями нервной системы - на 4,2%, болезнями системы кровообращения - на 3,4%, болезнями мочеполовой системы - на 0,9%.


В 2022 году возобновлено оказание медицинской помощи населению в полном объеме после отмены ограничительных мер, связанных с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19), активное проведение профилактических медицинских осмотров, в том числе диспансеризации.


В результате диспансеризации и профилактических медицинских осмотров определенных групп населения в 2023 году с впервые в жизни установленным диагнозом выявлено 5313 заболеваний, или 1,4% от общего числа впервые зарегистрированных заболеваний (388 504 заболевания).


По итогам реализации регионального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи (Республика Карелия)" на территории Республики Карелия за 2023 год охват граждан профилактическими осмотрами составил 65,3% (111,1% от плана на 2023 год), осмотрено 344,95 тыс. человек.


В настоящее время в Республике Карелия отсутствуют населенные пункты, находящиеся вне зоны доступности для граждан первичной медико-санитарной помощи.


С целью обеспечения доступности первичной медико-санитарной помощи для граждан, проживающих в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 2000 человек, в Республике Карелия в 2019-2023 годах введены в эксплуатацию 40 фельдшерско-акушерских пунктов и 4 врачебные амбулатории.


На труднодоступных и удаленных территориях актуальным является использование передвижных медицинских комплексов.


С целью повышения доступности первичной медико-санитарной помощи для жителей отдаленных, труднодоступных и малонаселенных пунктов в медицинских организациях здравоохранения Республики Карелия функционируют 20 мобильных медицинских комплексов, в их числе 15 передвижных фельдшерско-акушерских пунктов, 3 передвижные флюорографические установки, 2 мобильных стоматологических кабинета. За 2023 год с использованием мобильных медицинских комплексов осуществлено 1489 выездов, осмотрено 29,23 тыс. пациентов.


В целях обеспечения доступности экстренной медицинской помощи на территории республики реализуются мероприятия по развитию санитарной авиации.


В 2023 году совершено 195 вылетов санитарной авиации, эвакуировано 288 человек, в их числе 35 детей, из них 4 ребенка в возрасте до 1 года.


Медицинские организации здравоохранения Республики Карелия нуждаются в дальнейшем переоснащении (дооснащении) медицинским оборудованием.


По данным ведомственной статистики, в 2023 году количество аппаратов и оборудования для лучевой диагностики и лучевой терапии со сроком эксплуатации свыше 10 лет в подразделениях медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, составило 264 единицы, аппаратов и оборудования эндоскопических отделений (кабинетов) со сроком эксплуатации свыше 7 лет - 203 единицы, лабораторного оборудования - 420 единиц.


Республика Карелия, как и большинство субъектов Российской Федерации, имеет дефицит врачей, среднего и младшего медицинского персонала. В 2023 году расчетный дефицит медицинских специалистов составил 357 врачей и 750 средних медицинских работников.


Одной из основных причин снижения укомплектованности медицинских организаций необходимым количеством медицинских работников является ощутимое снижение заработной платы, вызванное сокращением стимулирующих "ковидных" выплат. Кроме того, продолжается трудовая миграция медицинских работников из медицинских организаций Республики Карелия в медицинские организации частной формы собственности (коммерческие). По итогам 2023 года укомплектованность медицинских организаций Республики Карелия врачами составила 93%, а средними медицинскими работниками - 91%.


В Карелии сохраняется тенденция к увеличению доли населения в старших возрастных группах. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2018 году доля граждан 60 лет и более составляла 23,3%, по состоянию на 1 января 2023 года - 27%. Данная динамика предполагает проведение мероприятий по повышению качества и доступности медицинской помощи, в том числе по профилю "гериатрия".


Сохраняются проблемы с обеспечением населения, в том числе льготных категорий граждан, лекарственными препаратами. Для их решения требуется совершенствование организационных процессов, в том числе внедрение системы мониторинга движения лекарственных препаратов во всех медицинских и фармацевтических организациях.


В настоящее время все медицинские организации Республики Карелия, в том числе врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты, включены в единый цифровой контур на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.


Основной задачей, стоящей перед здравоохранением, является необходимость ускорения темпов роста ожидаемой продолжительности жизни с учетом текущей демографической ситуации, обусловленной негативным влиянием новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также рисками, формирующимися в условиях нарастающего санкционного давления вследствие введения торговых, технологических и финансовых ограничений со стороны недружественных государств, ухудшения геополитического фона в целом.


Мероприятия, направленные на решение указанных проблем, будут реализовываться как в рамках действующих направлений (подпрограмм) государственной программы Республики Карелия "Развитие здравоохранения" (далее - Программа), так и в рамках новых инициатив социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Карелия в сфере охраны здоровья.



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы


Дальнейшее развитие сферы охраны здоровья граждан в Республике Карелия, помимо необходимости решения существующих проблем, связано с рядом общемировых тенденций. В связи с этим структура Программы должна охватывать как направления, обеспечивающие достижение национальных целей в сфере охраны здоровья (решение первоочередных проблем смертности и заболеваемости), так и направления, обеспечивающие прорыв системы здравоохранения в соответствии с общемировыми тенденциями.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»