АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 02 марта 2021 года N 680


О внесении изменений в муниципальную программу
городского округа "Город Хабаровск" "Обеспечение
качественного и общедоступного образования в
городском округе "Город Хабаровск"
 на 2021-2025 годы", утвержденную постановлением
администрации города Хабаровска от 30.08.2018 N 3036

 



В соответствии с решением Хабаровской городской Думы от 17.12.2019 N 52 "О бюджете городского округа "Город Хабаровск" на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов", постановлением администрации города Хабаровска от 10.11.2014 N 4917 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ городского округа "Город Хабаровск", их формирования и реализации и Порядка проведения мониторинга и контроля реализации муниципальных программ городского округа "Город Хабаровск", на основании Устава городского округа "Город Хабаровск" администрация города

постановляет:

1. Внести в муниципальную программу городского округа "Город Хабаровск" "Обеспечение качественного и общедоступного образования в городском округе "Город Хабаровск" на 2021-2025 годы", утвержденную постановлением администрации города Хабаровска от 30.08.2018 N 3036, следующие изменения:

1.1. В Паспорте программы:

1.1.1. Позицию "Индикаторы программы" изложить в следующей редакции:

"

Индикаторы программы

- удельный вес численности обучающихся в первую смену в общей численности обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования по очной форме обучения, %;

- доля муниципальных образовательных учреждений, в которых выполнен комплексный капитальный ремонт, в общем количестве муниципальных образовательных учреждений, %;

- число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в расчете на 100 учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений/ед., на 100 обучающихся муниципальных учреждений дополнительного образования/ед.;

- доля детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения, к численности детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет включительно, скорректированной на численность детей соответствующих возрастов, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, %;

- соотношение среднего балла единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по математике в 10% муниципальных общеобразовательных учреждений с лучшими результатами ЕГЭ и среднего балла ЕГЭ по математике в 10% муниципальных общеобразовательных учреждений с худшими результатами ЕГЭ, раз;

- соотношение среднего балла единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по русскому языку в 10% муниципальных общеобразовательных учреждений с лучшими результатами ЕГЭ и среднего балла ЕГЭ по русскому языку в 10% муниципальных общеобразовательных учреждений с худшими результатами ЕГЭ, раз;

- доля детей в возрасте 5 - 18 лет, охваченных программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования), в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет, %;

- доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование с использованием сертификата дополнительного образования, в общей численности детей, получающих дополнительное образование за счет бюджетных средств, %;

- доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих сертификаты дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования, %;

- удельный вес численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных учреждений, %;

- доля детей, охваченных каникулярным отдыхом в лагерях с дневным пребыванием за счет средств бюджета города, от общего количества обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, %;

- удовлетворенность качеством образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений, %;

- доля детей из малоимущих и многодетных семей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, получающих одноразовое горячее питание, %;

- доля детей из малоимущих семей, детей, находящихся в социально опасном положении, посещающих группу продленного дня, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, получающих одноразовое горячее питание, %.

".

1.1.2. Позицию "Объемы финансового обеспечения программы, в том числе по годам реализации, тыс. рублей" изложить в следующей редакции:

"

Объемы финансового обеспечения программы, в том числе по годам реализации, тыс. рублей

- 2021-2025 годы - 37 241 789,54 тыс. руб., в том числе:

- 2021 г. - 7 982 436,53 тыс. руб.;

- 2022 г. - 7 681 636,69 тыс. руб.;

- 2023 г. - 7 642 720,86 тыс. руб.;

- 2024 г. - 7 592 497,73 тыс. руб.;

- 2025 г. - 6 342 497,73 тыс. руб.

".

1.1.3. Позицию "Ожидаемые результаты реализации программы" изложить в следующей редакции:

"

Ожидаемые результаты реализации программы

Достижение к 2025 году:

- увеличения доли обучающихся в первую смену в общей численности обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования по очной форме обучения с 85,4% до 100%;

- увеличения количества муниципальных образовательных учреждений, в которых выполнен комплексный капитальный ремонт, с 36,0% до 37,0%;

- увеличения числа персональных компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений - с 16,0 ед. до 18,5 ед., на 100 обучающихся муниципальных учреждений дополнительного образования - с 0,64 ед. до 0,84 ед.;

- увеличения доли детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения, к численности детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет включительно, скорректированной на численность детей соответствующих возрастов, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, с 67,1% до 68,2%;

- изменения соотношения среднего балла единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по русскому языку в 10% муниципальных общеобразовательных учреждений с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ по русскому языку в 10% муниципальных общеобразовательных учреждений с худшими результатами ЕГЭ, с 1,60 р. до 1,37 р.;

- увеличения доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование с использованием сертификата дополнительного образования, в общей численности детей, получающих дополнительное образование за счет бюджетных средств, до 100%;

- увеличения доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих сертификаты дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования, до 7,0%;

- роста удельного веса численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных учреждений с 25,3% до 25,6%;

- увеличения доли детей, охваченных каникулярным отдыхом в лагерях с дневным пребыванием за счет средств бюджета города, в общем числе обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, с 19,5% до 23,0%;

- обеспечения выполнения показателя удовлетворенности качеством образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений ежегодно не менее 90%;

- сохранения доли детей из малоимущих и многодетных семей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, получающих одноразовое горячее питание, не менее 100%;

- сохранения доли детей из малоимущих семей, детей, находящихся в социально опасном положении, посещающих группу продленного дня, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, получающих одноразовое горячее питание, не менее 100%.

".

1.2. В текстовой части программы:

1.2.1. Раздел 4 изложить в следующей редакции:

"4. Индикаторы для оценки результативности
намеченных целей и задач (по годам), методика
их количественного (формульного) исчисления

N показателя

Полное наименование показателей

Методика расчета показателей (индикаторов)

1.

Удельный вес численности обучающихся в первую смену в общей численности обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования по очной форме обучения, %

(Ч об МОУ осм / ОЧ об МОУ) x 100%,


где:

Ч об МОУ осм - численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в одну смену;

ОЧ об МОУ - общая численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях

2.

Доля муниципальных образовательных учреждений, в которых выполнен комплексный капитальный ремонт, в общем количестве муниципальных образовательных учреждений, %

(К учр кап рем / Кмунучр) x 100%,


где:

К учр кап рем - количество муниципальных образовательных учреждений, в которых выполнен комплексный капитальный ремонт;

Кмунучр - общее количество муниципальных образовательных учреждений

3.

Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях:

- в расчете на 100 учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений, ед.;

- в расчете на 100 обучающихся муниципальных учреждений дополнительного образования, ед.

(ЧК / ЧУ) x 100,


где:

ЧК - число персональных компьютеров, используемых в учебном процессе в муниципальных общеобразовательных учреждениях;

ЧУ - численность учащихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

(ЧК / ЧО) x 100,


где:

ЧК - число персональных компьютеров, используемых в учебных целях в муниципальных учреждениях дополнительного образования;

ЧО - численность детей, обучающихся в муниципальных учреждениях дополнительного образования

4.

Доля детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения, к численности детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет включительно, скорректированной на численность детей соответствующих возрастов, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, %

(Чдо / (Н - С1)) x 100%,


где:

Чдо - численность воспитанников муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования;

Н - численность детей в возрасте от 2 месяцев (численность детей в возрасте от 2 месяцев до 1 года принимается как 10/12 численности детей до 1 года) до 7 лет включительно (на 1 января следующего за отчетным года);

С1 - численность детей в возрасте от 5 до 7 лет, обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего образования (без учащихся 1-х классов, организованных в муниципальных дошкольных образовательных организациях, обучающихся по образовательным программам начального общего образования)

5.

Соотношение среднего балла единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по математике в 10% муниципальных общеобразовательных учреждений с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ по математике в 10% муниципальных общеобразовательных учреждений с худшими результатами ЕГЭ, раз


где:

- среднее значение количества баллов ЕГЭ по математике, полученных выпускниками, завершившими обучение по образовательным программам среднего общего образования, 10% муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, с лучшими результатами ЕГЭ по математике (база данных результатов ЕГЭ);
- среднее значение количества баллов ЕГЭ по математике, полученных выпускниками, завершившими обучение по образовательным программам среднего общего образования, 10% муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, с худшими результатами ЕГЭ по математике (база данных результатов ЕГЭ)

6.

Соотношение среднего балла единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по русскому языку в 10% муниципальных общеобразовательных учреждений с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ по русскому языку в 10% муниципальных общеобразовательных учреждений с худшими результатами ЕГЭ, раз


где:
- среднее значение количества баллов ЕГЭ по русскому языку, полученных выпускниками, завершившими обучение по образовательным программам среднего общего образования, 10% муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, с лучшими результатами ЕГЭ по русскому языку (база данных результатов ЕГЭ);
- среднее значение количества баллов ЕГЭ по русскому языку, полученных выпускниками, завершившими обучение по образовательным программам среднего общего образования, 10% муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, с худшими результатами ЕГЭ по русскому языку (база данных результатов ЕГЭ)

7.

Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, охваченных программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования), в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет, %

К дет ДОД / К детмун) x 100%,


где:

К дет ДОД - количество детей, обучающихся по программам дополнительного образования в муниципальных образовательных учреждениях;

Кдетмун - общая численность детей в возрасте от 5 до 18 лет в городе Хабаровске

8.

Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование с использованием сертификата дополнительного образования, в общей численности детей, получающих дополнительное образование за счет бюджетных средств, %

Спдо = (Чспдо / Чобуч 5-18) x 100%,


где:

Чспдо - численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих для получения дополнительного образования сертификаты дополнительного образования;

Чобуч 5-18 - общая численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование по программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных средств (по объектный мониторинг).

Федеральная статистическая отчетность (форма 1-ДО). Информация о численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих для получения дополнительного образования сертификаты дополнительного образования, портала персонифицированного дополнительного образования Хабаровского края

9.

Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих сертификаты дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования, %

Спф = (Чдспф / Ч5-18) x 100%,


где:

Чдспф - общая численность детей, использующих сертификаты дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования;

Ч5-18 - численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории муниципалитета. Информация об общей численности детей, использующих сертификаты дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования, портала персонифицированного дополнительного образования Хабаровского края.

Информация Хабстата о численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории муниципалитета, на 1 января ежегодно

10.

Удельный вес численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных учреждений, %

(Кучит / Кобщчисл) x 100%,


где:

Кучит - численность учителей в возрасте до 35 лет;

Кобщчисл - общая численность учителей в муниципальных общеобразовательных учреждениях

11.

Доля детей, охваченных каникулярным отдыхом в лагерях с дневным пребыванием за счет средств бюджета города, от общего количества обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, %

(К дет ЛДП / К дет уч) x 100%,


где:

К дет ЛДП - количество детей, охваченных каникулярным отдыхом в лагерях с дневным пребыванием за счет средств бюджета города;

К дет уч - общее количество обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений

12.

Удовлетворенность качеством образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений, %

Значение показателя определяется на основании данных социологических опросов (анкетирование), проводимых ежегодно управлением образования совместно с МАУ "Центр развития образования".

В опросе принимают участие родители обучающихся и воспитанников (не менее 3 000 респондентов) муниципальных образовательных учреждений. Показатели (факторы) для оценки качества образовательных услуг формируются исходя из современных требований организации образовательного процесса

13.

Доля детей из малоимущих и многодетных семей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, получающих одноразовое горячее питание, %

Ддлкпогп = (Чдлкпогп / Очдлк) x 100%,


где:

Чдлкпогп - численность детей из малоимущих и многодетных семей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, получающих одноразовое горячее питание;

Очдлк - общая численность детей из малоимущих и многодетных семей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях

14.

Доля детей из малоимущих семей, детей, находящихся в социально опасном положении, посещающих группу продленного дня, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, получающих одноразовое горячее питание, %

Ддлкпогп = (Чдлкпогп / Очдлк) x 100%,


где:

Чдлкпогп - численность детей из малоимущих семей, детей, находящихся в социально опасном положении, посещающих группу продленного дня, получающих одноразовое горячее питание;

Очдлк - общая численность детей из малоимущих семей, детей, находящихся в социально опасном положении, посещающих группу продленного дня, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях

".

1.2.2. Раздел 5 изложить в следующей редакции:

"5. Финансовое обеспечение муниципальной программы
с распределением по годам реализации и источникам
финансирования


Мероприятия программы осуществляются за счет средств бюджета городского округа "Город Хабаровск", межбюджетных трансфертов, с ежегодным уточнением объемов финансирования.

Источники финансирования мероприятий программы

Всего, тыс. руб.

В том числе по годам реализации:

2021

2022

2023

2024

2025

Бюджет города

14 937 997,46

3 180 427,48

2 992 647,48

3 241 784,48

2 917 819,01

2 605 319,01

Межбюджетные трансферты

22 303 792,08

4 802 009,05

4 688 989,21

4 400 936,38

4 674 678,72

3 737 178,72

Всего:

37 241 789,54

7 982 436,53

7 681 636,69

7 642 720,86

7 592 497,73

6 342 497,73

".

1.2.3. Раздел 6 изложить в следующей редакции:

"6. Ожидаемые результаты реализации программы


Результат реализации программы, ее эффективность и результативность представляются следующими значениями:

- увеличение доли обучающихся в первую смену в общей численности обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования по очной форме обучения с 85,4% в 2020 году до 100% в 2025 году;

- увеличение количества муниципальных образовательных учреждений, в которых выполнен комплексный капитальный ремонт, с 36,0% в 2020 году до 37% в 2025 году;

- увеличение числа персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в расчете на 100 учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений - с 16,0 ед. в 2020 году до 18,5 ед. в 2025 году, на 100 обучающихся муниципальных учреждений дополнительного образования - с 0,64 ед. в 2020 году до 0,84 ед. в 2025 году;

- увеличение доли детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения, к численности детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет включительно, скорректированной на численность детей соответствующих возрастов, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, с 67,1% в 2020 году до 68,2% в 2025 году;

- изменение соотношения среднего балла единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по русскому языку в 10% муниципальных общеобразовательных учреждений с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ по русскому языку в 10% муниципальных общеобразовательных учреждений с худшими результатами ЕГЭ с 1,60 р. в 2020 году до 1,37 р. в 2025 году;

- увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование с использованием сертификата дополнительного образования, в общей численности детей, получающих дополнительное образование за счет бюджетных средств, до 100%;

- увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих сертификаты дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования, до 7,0%;

- рост удельного веса численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных учреждений с 25,3% в 2020 году до 25,6% в 2025 году;

- увеличение доли детей, охваченных каникулярным отдыхом в лагерях с дневным пребыванием за счет средств бюджета города, в общем числе обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений с 19,5% в 2020 году до 23% в 2025 году;

- обеспечение выполнения показателя удовлетворенности качеством образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений ежегодное не менее 90%;

- сохранение доли детей из малоимущих и многодетных семей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, получающих одноразовое горячее питание, не менее 100%;

- сохранение доли детей из малоимущих семей, детей, находящихся в социально опасном положении, посещающих группу продленного дня, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, получающих одноразовое горячее питание, не менее 100%.".

1.3. Приложение N 1 "Сведения об индикаторах муниципальной программы и их значениях" изложить в соответствии с приложением N 1 к настоящему постановлению.

1.4. Приложение N 2 "Перечень мероприятий и ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы" изложить в соответствии с приложением N 2 к настоящему постановлению.

2. Управлению по связям с общественностью и СМИ администрации города Хабаровска (Цай Е.М.):

2.1. Опубликовать настоящее постановление (за исключением приложений) в газете "Хабаровские вести".

2.2. Опубликовать (разместить) настоящее постановление в сетевом издании "Интернет-портал "Хабаровские вести" (KHAB-VESTI.RU).

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра города по социальным вопросам Лагошину Е.В.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).

Мэр города
С.А. Кравчук

     


Приложение N 1
к постановлению
администрации города Хабаровска
от 02 марта 2021 года N 680

          

СВЕДЕНИЯ
об индикаторах муниципальной
 программы и их значениях


N п/п

Наименование индикатора

Единица измерения

Базовый период, год

Планируемые значения индикаторов по годам реализации муниципальной программы

2020 (факт)

2021

2022

2023

2024

2025

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Удельный вес численности обучающихся в первую смену в общей численности обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования по очной форме обучения

%

85,4

86,0

88,0

93,0

96,0

100,0

2.

Доля муниципальных образовательных учреждений, в которых выполнен комплексный капитальный ремонт, в общем количестве муниципальных образовательных учреждений

%

36,0

36,0

36,4

37,0

37,0

37,0

3.

Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях

- в расчете на 100 учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений;

- в расчете на 100 обучающихся муниципальных учреждений дополнительного образования

ед.

16,0

16,5

16,9

17,2

17,7

18,5

ед.

0,64

0,68

0,73

0,74

0,79

0,84

4.

Доля детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения, к численности детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет включительно, скорректированной на численность детей соответствующих возрастов, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях

%

67,1

67,5

68,2

68,2

68,2

68,2

5.

Соотношение среднего балла единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по математике в 10% муниципальных общеобразовательных учреждений с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ по математике в 10% муниципальных общеобразовательных учреждений с худшими результатами ЕГЭ

раз

-

-

-

-

-

-

6.

Соотношение среднего балла единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по русскому языку в 10% муниципальных общеобразовательных учреждений с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ по русскому языку в 10% муниципальных общеобразовательных учреждений с худшими результатами ЕГЭ

раз

1,60

1,58

1,52

1,48

1,42

1,37

7.

Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, охваченных программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования), в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет

%

-

-

-

-

-

-

8.

Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование с использованием сертификата дополнительного образования, в общей численности детей, получающих дополнительное образование за счет бюджетных средств

%

80

85

90

95

100

100

9.

Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, использующих сертификаты дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования

%

5,0

5,0

5,5

6,0

6,5

7,0

10.

Удельный вес численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных учреждений

%

25,3

25,4

25,5

25,5

25,6

25,6

11.

Доля детей, охваченных каникулярным отдыхом в лагерях с дневным пребыванием за счет средств бюджета города, от общего количества обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений

%

19,5

19,8

20,3

21,0

22,0

23,0

12.

Удовлетворенность качеством образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений

%

90

>= 90

>= 90

>= 90

>= 90

>= 90

13.

Доля детей из малоимущих и многодетных семей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, получающих одноразовое горячее питание

%

100

100

100

100

100

100

14.

Доля детей из малоимущих семей, детей, находящихся в социально опасном положении, посещающих группу продленного дня, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, получающих одноразовое горячее питание

%

100

100

100

100

100

100

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»