ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2019 года N 569-пр
О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края
"Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края",
утвержденную постановлением Правительства
Хабаровского края от 26 июня 2012 г. N 212-пр
В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 10 сентября 2019 г. N 361-пр "О внесении изменений в Порядок принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации, Порядок проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края, утвержденные постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр", перераспределением средств федеральной субсидии между государственными программами Хабаровского края, а также в целях совершенствования нормативного правового акта Хабаровского края Правительство края
постановляет:
Внести в государственную программу Хабаровского края "Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 г. N 212-пр, следующие изменения:
1) наименование позиции "Конечный результат реализации государственной программы" паспорта изложить в следующей редакции: "Ожидаемые результаты реализации государственной программы";
2) разделы 1 - 3 изложить в следующей редакции:
"1. Общая характеристика обоснования разработки государственной программы
Для Хабаровского края переход на инновационный путь развития особо актуален и безальтернативен, поскольку инновационные изменения позволят повысить эффективность обрабатывающих отраслей, улучшить структуру экономики и нарастить валовой региональный продукт.
Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО), Хабаровский край обладает значительным инновационным потенциалом. Об этом свидетельствует сосредоточение на территории края промышленных предприятий, таких отраслей как машиностроение (судостроение, авиастроение и другие), фармацевтика, энергетика и другие.
Однако имеющаяся в Хабаровском крае инновационная инфраструктура на сегодняшний день не в полной мере способна удовлетворять потребности бизнеса. Решение данной проблемы возможно при помощи создания объектов инновационной инфраструктуры, способных осуществлять поддержку субъектов инновационной деятельности на всех этапах жизненного цикла инноваций: от зарождения идеи до реализации конкретного инновационного проекта в виде внедрения технологии, организации производства инновационной продукции на действующем производстве, создания нового производства.
Развитие инновационной экономики в Хабаровском крае во многом зависит и от внедрения инновационных программ в университетах, которые, с одной стороны, выступают как центры фундаментальной науки, а с другой стороны, как кадровая основа инновационного развития. Образование занимает важное место в формировании культуры наукоемкого производства. Несмотря на наличие научно-образовательного потенциала и достаточно высокий уровень образования населения, в крае есть проблемы с нехваткой квалифицированных специалистов в области управления инновационной деятельностью, также наблюдается потребность в инженерных кадрах. Обеспечение интеграции образования, науки и производства посредством создания кластера приведет к росту инновационного потенциала Хабаровского края.
Путем реализации государственной программы планируется осуществить решение следующих проблем:
- недостаточная активность научных организаций в процессе внедрения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот;
- недостаточная развитость инновационной инфраструктуры;
- не развиты элементы рынка интеллектуальной собственности;
- несовершенство взаимодействия ключевых элементов инновационной системы Хабаровского края: промышленности, науки и бизнеса;
- низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции и низкая востребованность инновационной продукции в Хабаровском крае.
Государственная программа является одним из инструментов реализации Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, позволяет проводить самостоятельную инновационную политику.
В целях развития накопленного инновационного потенциала и превращения его в фактор инвестиционной привлекательности необходимо продолжение работ по интенсификации инновационной деятельности в Хабаровском крае, создание новых институтов развития, использование новых организационно-финансовых механизмов и управленческих решений. В результате край получит современные конкурентоспособные продукты, укрепит свои позиции в сфере разработки и внедрения новых технологий.
2. Приоритеты и цели краевой государственной политики в сфере инновационного развития и модернизации экономики Хабаровского края
Приоритеты и цели краевой государственной политики в сфере инновационного развития и модернизации экономики Хабаровского края определены с учетом положений, утвержденных на федеральном уровне в:
- указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
- Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 г. N 2227-р;
- Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р;
- государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316.
Цели и задачи инновационного развития экономики Хабаровского края определены с учетом:
- Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр;
- иных нормативных правовых актов Хабаровского края.
Исходя из основных положений и мероприятий, отраженных в указанных документах, приоритетами краевой государственной политики в сфере инновационного развития и модернизации экономики являются создание и развитие потенциально конкурентоспособных наукоемких производств и стимулирование инновационной активности высокотехнологичных секторов экономики за счет:
- формирования инновационной системы в крае и развития ее элементов;
- формирования технологической платформы на базе промышленных предприятий, представляющих высокотехнологичный сектор экономики края, и развития спроса на инновационную продукцию;
- развития кадрового потенциала;
- содействия осуществлению на промышленных предприятиях Хабаровского края научных исследований и разработок, соответствующих приоритетным направлениям развития науки и техники;
- развития устойчивых внутренних, межрегиональных и международных кооперационных связей организаций науки, промышленности, высших профессиональных образовательных организаций путем формирования территорий инновационного развития и развития инновационных территориальных кластеров;
- эффективного взаимодействия с федеральными органами власти, крупными финансово-промышленными группами по привлечению инвестиций из федерального бюджета и внебюджетных источников на реализацию инновационных проектов и проектов по модернизации промышленного производства.
Основной целью государственной программы является создание условий для перевода к 2024 году экономики Хабаровского края на инновационный путь развития, способствующих формированию эффективной инновационной системы, развитию инновационной инфраструктуры, обеспечивающей модернизацию традиционных секторов экономики края, повышение конкурентоспособности промышленности за счет внедрения новых технологий и инноваций.
В соответствии с поставленной целью требуется решение следующих задач:
- совершенствование институционального обеспечения инновационной деятельности;
- развитие высокотехнологичных отраслей производства;
- формирование и развитие спроса на инновации;
- формирование инновационной инфраструктуры в крае;
- продвижение инновационной продукции на внутренний рынок Российской Федерации и внешние рынки;
- обеспечение развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций и популяризация инновационной деятельности;
- развитие рынка интеллектуальной собственности.
Обеспечение эффективной реализации государственной программы требует проведения целенаправленных и системных действий со стороны органов исполнительной власти края, а также бизнес-сообществ согласно представленным задачам, достижение которых обеспечит формирование сбалансированного сектора исследований и разработок для стратегически важных отраслей промышленности края и эффективной инновационной системы в крае, способствующей технологической модернизации экономики и повышению ее конкурентоспособности за счет внедрения инноваций. Только системное решение вышеизложенных задач приводит к взаимосвязи темпов экономического роста и инновационного развития Хабаровского края.
3. Прогноз ожидаемых результатов реализации государственной программы
В результате реализации мероприятий государственной программы планируется достигнуть следующих результатов в 2024 году, выражающихся в увеличении:
- удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций до 25,0 процентов;
- удельного веса инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции до 3,8 процента;
- числа используемых передовых производственных технологий до 2 963 единиц.
Институциональное обеспечение инновационного развития позволит сформировать и использовать новые механизмы и методы взаимодействия участников инновационных процессов и для осуществления форм государственной поддержки. Формирование единой инновационной политики улучшит инвестиционный и предпринимательский климат.
Создание и развитие инновационной инфраструктуры замкнутого цикла будут способствовать повышению инновационной активности, формированию и увеличению спроса на инновации, а также развитию рынка интеллектуальной собственности и кластерных инициатив.
Формирование технологической инфраструктуры будет способствовать:
- повышению технологической готовности субъектов малого и среднего предпринимательства к выпуску востребованной высокотехнологичной продукции за счет создания (проектирования) технологических и технических процессов и объектов, которые реализуют указанные процессы, подготовки и обеспечения процесса производства и реализации продукции по обслуживанию и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов, сертификации выпускаемой продукции;
- формированию благоприятных условий для размещения новых конкурентоспособных промышленных производств за счет внедрения современных и инновационных технологий, создания рабочих мест с высокой производительностью труда.";
3) разделы 4 - 8 признать утратившими силу;
4) раздел 11 изложить в следующей редакции:
"11. Механизм реализации государственной программы
Ответственный исполнитель:
- организует реализацию государственной программы, вносит предложение о внесении изменений в государственную программу и несет ответственность за достижение показателей (индикаторов) государственной программы, а также конечных результатов ее реализации;
- ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство экономического развития края результаты мониторинга реализации государственной программы и пояснительную записку о ходе реализации государственной программы за I квартал, первое полугодие, девять месяцев текущего финансового года соответственно;
- проводит интегральную оценку эффективности государственной программы;
- запрашивает у соисполнителей сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации государственной программы, интегральной оценки эффективности и подготовки годового отчета о ходе реализации государственной программы (далее - годовой отчет);
- готовит годовой отчет и представляет его в министерство экономического развития края до 15 апреля года, следующего за отчетным;
- обеспечивает предоставление субсидий АНО "ДАСИ", в том числе на осуществление деятельности по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере за счет средств краевого бюджета на основании договора о предоставлении субсидий, заключаемого ежегодно на очередной финансовый год, в порядке, установленном приложением N 9 к настоящей государственной программе.
Соисполнитель:
- осуществляет реализацию мероприятий государственной программы, в отношении которых он является соисполнителем;
- представляет ответственному исполнителю сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации государственной программы (в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) и подготовки годового отчета, в срок до 01 апреля года, следующего за отчетным;
- АНО "ДАСИ" представляет отчетность не позднее 05 числа месяца, следующего за отчетным периодом (I квартал, 6 месяцев, 9 месяцев), составленную на 01 число месяца, следующего за отчетным периодом. Годовая отчетность представляется в срок до 15 января года, следующего за годом предоставления Субсидии;
- представляет ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения интегральной оценки эффективности государственной программы;
- представляет ответственному исполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство (реконструкция, техническое перевооружение) которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам в рамках реализации мероприятий государственной программы.
Внесение изменений в государственную программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений Правительства Хабаровского края и Губернатора Хабаровского края, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации государственной программы.
Ответственный исполнитель размещает на официальном сайте Правительства края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о государственной программе, ходе ее реализации, достижении значений показателей (индикаторов) государственной программы, степени выполнения мероприятий государственной программы, результатах мониторинга реализации государственной программы.";
5) в разделе 12:
а) в паспорте:
- позицию "Цели подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"Цели подпрограммы | - | содействие развитию инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края и организаций - участников подпрограммы; повышение конкурентоспособности промышленности Хабаровского края и обеспечения опережающего социально-экономического развития на территории базирования Кластера;"; |
- абзац восьмой позиции "Показатели (индикаторы) подпрограммы" признать утратившим силу;
- наименование позиции "Конечный результат реализации подпрограммы" изложить в следующей редакции: "Ожидаемые результаты реализации подпрограммы";
б) подразделы 12.1 - 12.3 изложить в следующей редакции:
"12.1. Обоснование выделения подпрограммы, в том числе обоснование вклада подпрограммы в достижение целей и задач государственной программы
Для того, чтобы выйти на инновационный уровень развития, необходима территориальная организация промышленности. Для решения этой задачи Правительством края создан инновационный территориальный кластер авиастроения и судостроения Хабаровского края.
Развитие Кластера на территории Хабаровского края будет способствовать решению главной проблемы инновационной экономики - низкого спроса на инновации. Спрос на инновации в крае со стороны крупных промышленных предприятий невысок, как и по Российской Федерации в целом, поэтому необходима кооперация и интеграция производственного сектора. Необходимо формирование новой системы предприятий, претендующих на инновационно-технологическое развитие и на инновационно-технологическое лидерство, соединяющей в себе все элементы технологического цикла.
Реализация кластерного подхода путем формирования новой системы отношений с поставщиками компонентов и создания условий для локализации их производств на территории базирования Кластера, развития кооперации производственных предприятий с вузами и научно-исследовательскими организациями, поддержки инновационной инфраструктуры и создания благоприятных условий для жизни в целях привлечения в Кластер высококвалифицированных кадров обеспечит рост конкурентоспособности продукции Кластера на отечественном и мировом рынках и будет способствовать решению социально-экономических проблем, характерных для Дальнего Востока.
12.2. Цели и задачи подпрограммы
Целью реализации подпрограммы является развитие Кластера для повышения конкурентоспособности продукции его участников и обеспечения социально-экономического роста на территории Кластера.