ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05 декабря 2019 года N 509-пр
О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края
"Развитие охотничьего хозяйства, сохранение и воспроизводство животного мира,
обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий в Хабаровском крае",
утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 03 февраля 2014 г. N 20-пр
В соответствии с Законом Хабаровского края от 05 декабря 2018 г. N 387 "О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", постановлением Правительства Хабаровского края от 10 сентября 2019 г. N 361-пр "О внесении изменений в Порядок принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации, Порядок проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края, утвержденные постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр", в целях совершенствования нормативной правовой базы Хабаровского края Правительство края
постановляет:
Внести изменения в государственную программу Хабаровского края "Развитие охотничьего хозяйства, сохранение и воспроизводство животного мира, обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 03 февраля 2014 г. N 20-пр, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор, Председатель
Правительства края
С.И. Фургал
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Правительства Хабаровского края
от 05 декабря 2019 года N 509-пр
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 03 февраля 2014 г. N 20-пр
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Развитие охотничьего хозяйства, сохранение и воспроизводство животного мира,
обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий в Хабаровском крае"
ПАСПОРТ
государственной программы Хабаровского края
"Развитие охотничьего хозяйства, сохранение и воспроизводство животного мира,
обеспечение функционирования особо охраняемых природных
территорий в Хабаровском крае"
Наименование государственной программы | - | государственная программа Хабаровского края "Развитие охотничьего хозяйства, сохранение и воспроизводство животного мира, обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий в Хабаровском крае" (далее также - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | - | министерство природных ресурсов Хабаровского края (далее также - край) |
Участники Программы | - | краевое государственное казенное учреждение "Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края" (далее также - КГКУ "Служба по охране животного мира и ООПТ"), общество с ограниченной ответственностью "Промысловик" (по согласованию), общество с ограниченной ответственностью "Лесные продукты" (по согласованию), общество с ограниченной ответственностью "Кур-Восток-Урми" (по согласованию), общество с ограниченной ответственностью "Госпромхоз "Вяземский" (по согласованию), общество с ограниченной ответственностью "Фауна" (по согласованию), Дальневосточный филиал федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова" (по согласованию), межрегиональное отделение военно-охотничьего общества общероссийской спортивной общественной организации Дальневосточного военного округа (по согласованию), Хабаровский краевой союз потребительских обществ (по согласованию), общественная организация Вяземского районного общества охотников и рыболовов (по согласованию), общественная организация Общество охотников и рыболовов района имени Лазо (по согласованию), общественная организация Советско-Гаванского районного объединения охотников и рыболовов (по согласованию), общественная организация - Верхнебуреинское районное общество охотников и рыболовов (по согласованию), общественная организация Ульчского районного общества охотников и рыболовов (по согласованию), межрегиональная общественная организация общество охотников и рыболовов "Кречет" (по согласованию), общество с ограниченной ответственностью "Восток-Пушнина" (по согласованию), Нанайский районный потребительский кооператив (по согласованию), общество с ограниченной ответственностью "Промысловое хозяйство Лазовское" (по согласованию), закрытое акционерное общество "Советско-Гаванское промысловое хозяйство" (по согласованию), общество с ограниченной ответственностью "ОКМНС Ургальский ОРС-1" (по согласованию) (далее также - юридические лица, получившие право долгосрочного пользования животным миром на основании долгосрочных лицензий или охотхозяйственных соглашений) |
Цели Программы | - | обеспечение сохранения уникальных природных комплексов и биологического разнообразия на особо охраняемых природных территориях (далее также - ООПТ) краевого значения; обеспечение устойчивого развития охотхозяйственной отрасли края и увеличение объема и повышение качества услуг в сфере охотничьего хозяйства; обеспечение сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов |
Задачи Программы | - | исполнение полномочий Российской Федерации, переданных в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов; обеспечение функционирования ООПТ краевого значения в соответствии с целями их создания; ведение охотничьего хозяйства на основе научно обоснованных рекомендаций и планирования деятельности в сфере охотничьего хозяйства; создание развитой охотничьей инфраструктуры в закрепленных охотничьих угодьях; увеличение объема услуг в сфере охотничьего хозяйства и повышение их качества; рост численности охотничьих ресурсов |
Подпрограммы | - | в рамках Программы реализация подпрограмм не предусмотрена |
Основные мероприятия Программы | - | обеспечение исполнения полномочий Российской Федерации, переданных в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов; функционирование ООПТ краевого значения; проведение внутрихозяйственного охотустройства юридическими лицами, получившими право долгосрочного пользования животным миром на основании долгосрочных лицензий или охотхозяйственных соглашений (далее - охотпользователи); создание охотничьей инфраструктуры для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; осуществление производственного охотничьего контроля; проведение биотехнических мероприятий в закрепленных охотничьих угодьях; учет численности охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях; проведение аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений на территории общедоступных охотничьих угодий, расположенных в северных муниципальных районах края |
Основные показатели (индикаторы) Программы | - | доля рейдов по профилактике правонарушений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, проведенных КГКУ "Служба по охране животного мира и ООПТ" в охотничьих угодьях края, в общем количестве рейдов, ежегодно устанавливаемом государственным заданием в соответствии с распоряжением министерства природных ресурсов края; доля сохраненных ООПТ краевого значения, отвечающих целям и задачам их создания, в общем количестве ООПТ краевого значения; доля площади охотничьих угодий, на которых будет проведено внутрихозяйственное охотустройство, в общей площади закрепленных охотничьих угодий; количество мест (домов охотника, стрелковых вышек и других охотничьих сооружений), обустроенных охотпользователями края при создании охотничьей инфраструктуры в закрепленных охотничьих угодьях для осуществления охотничьего промысла; количество рейдов, проведенных охотпользователями по профилактике правонарушений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях при осуществлении производственного охотничьего контроля; индекс численности охотничьих ресурсов в охотничьих хозяйствах края к численности 2010 года по видам: лось, кабан, косуля, благородный олень, дикий северный олень, соболь, бурый медведь, волк |
Сроки и этапы реализации Программы | - | Программа реализуется в два этапа: 1 этап - 2015-2017 годы; 2 этап - 2018-2024 годы |
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, внебюджетных средств | - | общий объем финансирования мероприятий Программы - 678,198 млн. рублей, в том числе: средства краевого бюджета - 453,288 млн. рублей, в том числе по годам: в том числе средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 109,642 млн. рублей, в том числе по годам: средства федерального бюджета (по согласованию) - 55,416 млн. рублей, в том числе по годам: 2022 год - 18,472 млн. рублей, 2023 год - 18,472 млн. рублей, 2024 год - 18,472 млн. рублей; внебюджетные средства (по согласованию) - 169,494 млн. рублей, в том числе по годам: 2024 год - 16,058 млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | осуществление полномочий Российской Федерации, переданных в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Доля рейдов по профилактике правонарушений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в общем количестве рейдов, ежегодно устанавливаемом государственным заданием в соответствии с распоряжением министерства природных ресурсов края, будет составлять 100 процентов; функционирование ООПТ краевого значения в соответствии с целями их создания. Доля нарушений режимов особой охраны природных территорий краевого значения, по которым возбуждены дела о привлечении к административной или уголовной ответственности за нарушения режимов особой охраны природных территорий краевого значения, в общем количестве выявленных нарушений режимов особой охраны природных территорий краевого значения составит 100 процентов. Доля сохраненных ООПТ краевого значения, отвечающих целям и задачам их создания, увеличится с 92 до 100 процентов от общего количества ООПТ краевого значения; увеличение доли площади охотничьих угодий, на которых будет проведено внутрихозяйственное охотустройство, в общей площади закрепленных охотничьих угодий с 2 до 80 процентов, что повысит эффективность ведения охотничьего хозяйства на основе научно обоснованных рекомендаций и планирования деятельности в сфере охотничьего хозяйства; обустройство к 2024 году 60 мест (домов охотника, остановочных пунктов гостиничного типа) в закрепленных охотничьих угодьях для оказания услуг в сфере охотничьего хозяйства, 64 мест (егерских кордонов) в закрепленных охотничьих угодьях для осуществления производственного охотничьего контроля, 29 мест для приемки продукции охоты и заготовки пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, 259 мест (домов охотника, стрелковых вышек и других охотничьих сооружений) в закрепленных охотничьих угодьях для осуществления охотничьего промысла; усиление охраны охотничьих ресурсов. Количество рейдов, проведенных охотпользователями по профилактике правонарушений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях при осуществлении производственного охотничьего контроля, в период действия Программы составит 1474 единицы; обеспечение сохранения и роста численности основных видов охотничьих ресурсов, достижение к 2024 году следующих индексов численности охотничьих ресурсов к их численности 2010 года (процентов): по лосю - 191,5; по косуле - 168,00; по благородному оленю - 163,50; по дикому северному оленю - 148,00; по кабану - 110,00; по соболю - 121,20. |
1. Общая характеристика обоснования разработки Программы
Хабаровский край обладает значительными запасами охотничьих ресурсов. На территории края обитает 88 видов охотничьих ресурсов, в том числе диких копытных животных - 8 видов, медведей - 2 вида, пушных животных - 23 вида, птиц - 55 видов. Основными объектами охоты в настоящее время являются около 40 видов охотничьих ресурсов, включая копытных животных, медведей, пушных животных и птиц. Площадь охотничьих угодий Хабаровского края составляет 73070,47 тыс. гектаров, в том числе 49246,69 тыс. гектаров охотничьих угодий закреплено за 78 юридическим лицами, получившими право долгосрочного пользования охотничьими ресурсами на основании долгосрочных лицензий или охотхозяйственных соглашений, 23823,78 тыс. гектаров охотничьих угодий в крае относятся к общедоступным охотничьим угодьям.
Обеспечение рационального использования и воспроизводства охотничьих ресурсов является одной из ключевых задач общества и государства, решение которой позволит сформировать основу долгосрочного социально-экономического развития, сохранить достойную среду обитания и ресурсную базу для жизни и деятельности будущих поколений.
Основными этапами организации охотпользования в крае являются изучение имеющихся социальных и охотничьих ресурсов, осуществление мониторинга, оценки и прогноза возможных изменений их состояния, упорядочение и анализ собранной информации в целях планирования освоения ресурсов и подготовка инфраструктуры к ведению добычи, переработки и реализации товарной продукции.
Реализация настоящей Программы будет осуществляться применительно к развитию охотничьего хозяйства, сохранению и воспроизводству охотничьих ресурсов, функционированию ООПТ краевого значения, необходимых для удовлетворения потребностей населения и экономики Хабаровского края.
Основными направлениями государственной политики в крае в сфере охотничьего хозяйства и ООПТ краевого значения, проводимой в соответствии с децентрализацией системы управления в данной сфере, передачей соответствующих полномочий на уровень субъектов Российской Федерации, являются:
- осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте);
- осуществление собственных полномочий края в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, определенных Законом об охоте;
- обеспечение охраны ООПТ краевого значения и осуществление регионального государственного надзора в области охраны и использования ООПТ, в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- осуществление полномочий края в области использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Важным результатом реализации государственной политики в сфере охотничьего хозяйства является расширение площадей закрепленных охотничьих угодий в крае, что создает условия для развития охотничьего хозяйства, повышения эффективности сохранения охотничьих ресурсов, обеспечивает рост численности большинства видов охотничьих ресурсов.
Объекты животного мира, отнесенные к объектам охоты, обитающие на территории края, являются неотъемлемой частью природных комплексов, обеспечивают его биологическое разнообразие и используются как объекты промысловой и спортивной охоты.
Использование охотничьих ресурсов имеет большое значение в экономике охотничьего хозяйства Хабаровского края, сохранении традиционного уклада и культуры сельского населения, в особенности из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Дикие копытные животные обеспечивают выживание популяции амурского тигра, жизнеспособная популяция которого существует только на территории российского Дальнего Востока.
В то же время численность многих охотничьих ресурсов далека от биологической продуктивности популяций и экологической емкости угодий. В целом по краю суммарная численность копытных животных примерно в 6 раз ниже потенциально возможной (до 1 млн. особей).
Существенный разрыв между фактической численностью охотничьих ресурсов и расчетной создают следующие основные проблемы:
- высокий уровень браконьерства: объем нелегальной добычи всех видов охотничьих ресурсов в денежном выражении по экспертным оценкам равен или превышает официальное изъятие;
- высокая численность хищников, прежде всего волка и бурого медведя;
- нарушение охотпользователями условий долгосрочных лицензий и охотхозяйственных соглашений;
- недостаточный объем федерального финансирования для осуществления переданных Российской Федерацией полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе на осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.
При инерционном развитии охотничьего хозяйства можно ожидать:
- сохранения разрыва между фактической и потенциально возможной (расчетной) численностью охотничьих ресурсов, отражающего неиспользуемый потенциал развития охотничьего хозяйства;
- сокращения численности отдельных видов охотничьих ресурсов в связи с продолжающимся браконьерским прессом и прессом хищников;
- снижения доступности охотничьих ресурсов для охотников.
Специфика природных условий края определяет высокую степень уязвимости природных комплексов к антропогенному воздействию.
В крае отмечается обеднение природного разнообразия лесных экосистем, уничтожение и негативные трансформации среды обитания красно-книжных видов животных и растений, сокращение среды обитания и кормовой базы охотничьих животных, нарушение нерестилищ.
Снижение биологического и ландшафтного разнообразия приводит к разрушению среды обитания коренных этносов, уничтожению уникальных экосистем, сообществ растительного и животного мира.
Состояние популяции амурского тигра на территории Хабаровского края стабилизировано в пределах существующего ареала, наблюдается существенный естественный рост его поголовья, прослеживается тенденция расширения границ в западном, северо-западном и северном направлениях, что требует принятия комплексных мер по сохранению численности диких копытных животных, являющихся объектами питания амурского тигра в крае. Результаты учетных работ свидетельствуют об устойчивой тенденции снижения их численности.
В последние десятилетия по мере трансформации окружающей природной среды в результате рубок леса, пожаров, добычи полезных ископаемых и других форм освоения территории качество мест обитания диких животных значительно ухудшилось. Одновременно сократилась деятельность по поддержанию высокой продуктивности мест обитания вследствие распада крупных промысловых хозяйств, располагавших финансовыми, техническими и трудовыми ресурсами для проведения компенсационных мероприятий. Мелкие образования оказались не способны к проведению таких работ.
Природоохранная деятельность и рациональное использование объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, на территории края должны осуществляться на принципах системного подхода к сохранению всего разнообразия объектов животного мира.
Система особо охраняемых природных территорий Хабаровского края обеспечивает сохранение биологического разнообразия, создает условия для устойчивого развития территории, помогает поддерживать природный баланс, сохранять природно-ресурсный потенциал и поддерживать положительный моральный климат в обществе.
В систему ООПТ краевого значения входят 100 объектов, в том числе 26 заказников, три природных парка, один дендрологический парк, одно водно-болотное угодье, восемь экологических коридоров и 61 памятник природы. Общая площадь ООПТ краевого значения составляет 3 762,3 тыс. гектаров.
Для повышения качества функционирования ООПТ необходимо укрепление материально-технической базы, придание им эстетической, рекреационной и оздоровительной значимости, создание необходимой инфраструктуры, достаточное обеспечение кадрами, осуществление мер по воспроизводству объектов животного мира и восстановлению среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам.
Настоящая Программа направлена на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны окружающей среды.
Реализация Программы является наиболее эффективным способом решения проблем в сфере сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов, а также функционирования и охраны ООПТ краевого значения.
Оценивая преимущества и риски, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, можно предположить следующее.
Разработка и осуществление настоящей Программы вместе с принятыми мерами по регулированию численности волка и при необходимости бурого медведя позволит значительно увеличить численность диких животных на территории охотничьих угодий края и ООПТ краевого значения и восстановить численность диких животных на прилегающих к ООПТ территориях.
Отказ от реализации Программы негативно скажется на общем уровне обеспечения экологической безопасности в Хабаровском крае, повлечет за собой сохранение низкой бюджетной эффективности охотничьего хозяйства, ухудшение экологической и социально-экономической ситуации в целом, может повлечь снижение инвестиционной привлекательности края.
Реализация системных мер по функционированию и охране ООПТ краевого значения потребует увеличения бюджетных расходов из средств краевого бюджета и дальнейшего повышения эффективности государственного экологического надзора.
2. Приоритеты и цели краевой государственной политики в сфере развития охотничьего хозяйства,
сохранения и воспроизводства животного мира, обеспечения функционирования ООПТ в Хабаровском крае. Цели и задачи Программы
В соответствии со Стратегией развития охотничьего хозяйства Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 июля 2014 г. N 1216-р, приоритетами государственной политики в сфере развития охотничьего хозяйства, сохранения и воспроизводства животного мира, обеспечения функционирования ООПТ в Хабаровском крае являются:
- обеспечение сохранения экологических систем и природных комплексов, охраны и расширенного воспроизводства охотничьих животных;
- обеспечение прав человека на благоприятную окружающую среду и социальных интересов населения в пользовании охотничьими животными;
- развитие малого и среднего предпринимательства (повышение экономической привлекательности) в сфере охотничьего хозяйства наряду с повышением социальной ответственности бизнеса;
- сохранение и восстановление биологического разнообразия растительного и животного мира за счет реализации научно обоснованных мер по их рациональному использованию и защите, включая меры по борьбе с браконьерством и незаконным промыслом.
Реализация указанных приоритетных направлений государственной политики осуществляется в рамках специально разработанных и научно обоснованных мероприятий и программ в среднесрочной и дальнесрочной перспективе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 утверждена государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды", в которую составной частью вошла подпрограмма 2 "Биологическое разнообразие России".
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 29 марта 2013 г. N 20 утверждена Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Хабаровского края, которая является документом территориального охотустройства, осуществляемого в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направленного на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории края.
Целями настоящей Программы являются:
- обеспечение сохранения уникальных природных комплексов и биологического разнообразия на ООПТ краевого значения;
- обеспечение устойчивого развития охотхозяйственной отрасли края, увеличение объема и повышение качества услуг в сфере охотничьего хозяйства;
- обеспечение сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов.
Для достижения целей Программы предусматривается решение следующих задач:
- исполнение полномочий Российской Федерации, переданных в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
- обеспечение функционирования ООПТ краевого значения в соответствии с целями их создания;
- ведение охотничьего хозяйства на основе научно обоснованных рекомендаций и планирования деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
- создание развитой охотничьей инфраструктуры в закрепленных охотничьих угодьях;
- увеличение объема услуг в сфере охотничьего хозяйства и повышение их качества;
- рост численности охотничьих ресурсов.
3. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы