ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 02 декабря 2019 года N 500-пр


О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края
"Развитие международной, межрегиональной и выставочно-конгрессной деятельности Хабаровского края",
утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22 декабря 2015 г. N 462-пр



В соответствии с Законом Хабаровского края от 05 декабря 2018 г. N 387 "О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", Порядком принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края", Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в целях приведения нормативных правовых актов Правительства Хабаровского края в соответствие с законодательством Правительство края

постановляет:

Внести в государственную программу Хабаровского края "Развитие международной, межрегиональной и выставочно-конгрессной деятельности Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22 декабря 2015 г. N 462-пр, следующие изменения:

1) в паспорте:

а) в позиции "Ответственный исполнитель Программы" слова "инвестиционного развития и предпринимательства" заменить словами "экономического развития";

б) позицию "Соисполнители, участники Программы" изложить в следующей редакции:

"Соисполнители, участники Программы

-

министерство инвестиционного развития и предпринимательства края;

министерство культуры края;

министерство образования и науки края;

министерство природных ресурсов края;

министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности края;

министерство физической культуры и спорта края;

комитет по внутренней политике Правительства края;

управление протокола и организационного обеспечения Губернатора и Правительства края;

автономная некоммерческая организация "Краевое агентство содействия предпринимательству" (по согласованию)";



в) позицию "Задачи Программы" изложить в следующей редакции:

"Задачи Программы

-

развитие экспортного потенциала края;

вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в экспортную деятельность;

создание благоприятной деловой среды для осуществления экспортной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства;

развитие внешнеэкономической деятельности края;

содействие привлечению иностранного капитала в край;

развитие приграничного торгово-экономического сотрудничества приграничных муниципальных районов с приграничными территориями Китая;

задействование потенциала межрегиональной кооперации края с регионами Российской Федерации в социально-экономическом развитии края;

развитие международного культурного и гуманитарного сотрудничества края;

активизация работы с соотечественниками, проживающими за рубежом;

продвижение положительного образа края как надежного партнера за рубежом";


г) позицию "Основные мероприятия Программы" изложить в следующей редакции:

"Основные мероприятия Программы

-

диверсификация товарной структуры краевого экспорта;

региональный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства";

региональный проект "Системные меры развития международной кооперации и экспорта в крае";

активизация внешнеторгового сотрудничества края;

активизация притока прямых иностранных инвестиций в край;

развитие приграничного сотрудничества края;

развитие и укрепление межрегиональной кооперации края с регионами Российской Федерации;

развитие культурно-гуманитарных связей края с иностранными партнерами;

создание условий для активизации и повышения эффективности работы с соотечественниками, проживающими за рубежом;

развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности";


д) позицию "Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета" изложить в следующей редакции:

"Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств

-

общий объем финансирования - 690,24 млн. рублей,

в том числе по годам:

2016 год - 8,21 млн. рублей,

2017 год - 17,86 млн. рублей,

2018 год - 89,47 млн. рублей,

2019 год - 107,86 млн. рублей,

2020 год - 86,15 млн. рублей,

2021 год - 91,33 млн. рублей,

2022 год - 94,88 млн. рублей,

2023 год - 97,24 млн. рублей,

2024 год - 97,24 млн. рублей,

в том числе:

из федерального бюджета - 68,47 млн. рублей,

в том числе по годам:

2022 год - 21,25 млн. рублей,

2023 год - 23,61 млн. рублей,

2024 год - 23,61 млн. рублей;

из краевого бюджета - 621,77 млн. рублей,

в том числе по годам:

2016 год - 8,21 млн. рублей,

2017 год - 17,86 млн. рублей,

2018 год - 89,47 млн. рублей,

2019 год - 107,86 млн. рублей,

2020 год - 86,15 млн. рублей,

2021 год - 91,33 млн. рублей,

2022 год - 73,63 млн. рублей,

2023 год - 73,63 млн. рублей,

2024 год - 73,63 млн. рублей,

в том числе средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, по годам:

2019 год - 42,07 млн. рублей,

2020 год - 11,21 млн. рублей,

2021 год - 17,71 млн. рублей";



е) в наименовании позиции "Конечный результат реализации Программы" слова "Конечный результат" заменить словами "Ожидаемые результаты";

2) разделы 1, 2 изложить в следующей редакции:

"1. Общая характеристика обоснования разработки государственной программы Хабаровского края "Развитие международной, межрегиональной и выставочно-конгрессной деятельности Хабаровского края"

Программа учитывает положения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр, Основных направлений деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014-2018 годов, утвержденных распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 февраля 2014 г. N 107-рп, распоряжения Правительства Хабаровского края от 25 марта 2019 г. N 250-рп "Об итогах работы за 2018 год и о задачах органов исполнительной власти Хабаровского края по развитию экономики в 2019 году".

1.1. Состояние внешнеэкономических связей Хабаровского края

Процессы глобализации и регионализации мировой экономики привели к тому, что сегодня не только страны, но и отдельно взятые регионы не могут эффективно развиваться в отрыве от включения в процессы международного разделения труда и товарообмена. По этой причине весь внешнеэкономический комплекс края подвержен доминирующему воздействию колебаний мировой конъюнктуры и геополитической обстановки.

В 2014-2018 гг. внешняя торговля продолжала оставаться одним из основных драйверов экономического роста Хабаровского края, обеспечивая рынки сбыта для продукции краевых предприятий, пополнение доходной части краевого бюджета, занятость населения, обновление основных фондов предприятий, а также ввоз необходимых товаров народного потребления. При этом влияние внешней торговли на краевую экономику в рассматриваемый период заметно возросло. В частности, внешнеторговая квота Хабаровского края выросла на 12,5 процентного пункта (с 15,9% в 2014 году до 28,4% в 2018 году), экспортная квота(1) - на 13,3 процентного пункта (с 10,2 до 23,5% соответственно).

_________________________

(1)Внешнеторговая и экспортная квоты - показатели, характеризующие степень зависимости экономики региона от внешней торговли и экспорта. Рассчитываются как отношение валового регионального продукта региона к внешнеторговому обороту и экспорту соответственно.

Для ряда отраслей промышленности края внешняя торговля и, в частности, экспорт были одним из определяющих факторов развития. Прежде всего, это лесная отрасль, в значительной степени также авиастроение, нефтепереработка, черная металлургия, рыбная отрасль, отчасти горнодобывающая промышленность.

Количество участников внешнеэкономической деятельности Хабаровского края за период 2014-2018 гг. сократилось. Если в 2014 году внешнеэкономическую деятельность в крае осуществляли 799 участников, то в 2018 году - уже 687 (снижение к уровню 2014 года на 14%).

Количество стран-контрагентов во внешней торговле Хабаровского края за период 2014-2018 гг. осталось без изменений. Внешнеторговые операции осуществлялись с 95 странами мира.

Географическая структура внешней торговли Хабаровского края в 2014-2018 гг. принципиально не изменилась. Основными внешнеторговыми партнерами края были страны Северо-Восточной Азии (далее - СВА): Китайская Народная Республика (далее также - КНР), Республика Корея и Япония. При этом доля КНР в общем внешнеторговом обороте края заметно возросла (с 40,9% в 2014 году до 59,6% в 2018 году). Также в перечне крупнейших внешнеторговых партнеров края в 2014-2018 гг. были страны Юго-Восточной Азии, включая Таиланд, Филиппины, Индонезию, Малайзию, а также США, Германия и Тайвань.

По итогам 2018 года внешнеторговый оборот Хабаровского края составил 3,1 млрд. долларов США(2) (рост к уровню 2014 года на 39,4%), экспорт - 2,5 млрд. долларов США (рост на 79,23%), импорт - 0,5 млрд. долларов США (снижение на 32,5%).

_________________________

(2)По данным Дальневосточного таможенного управления (далее - ДВТУ ФТС РФ).

Сложная ситуация наблюдается в сфере привлечения иностранных инвестиций. Объем накопленных прямых иностранных инвестиций (далее также - ПИИ) в экономике Хабаровского края по состоянию на 01 января 2019 г. составил 737 млн. долларов США.

Наиболее привлекательными секторами экономики Хабаровского края для иностранных инвесторов являются геологоразведка и добыча полезных ископаемых, деревопереработка, оптово-розничная торговля, строительство, оказание транспортно-логистических и финансовых услуг, недвижимость, сельское хозяйство, рыбопереработка, общественное питание.

По состоянию на 01 января 2019 г. в Хабаровском крае было зарегистрировано 159 действующих предприятий с ПИИ (рост к уровню аналогичного периода 2014 года в 2,3 раза). По количеству предприятий с ПИИ в крае по состоянию на 01 января 2019 г. лидировали Кипр (45 предприятий), КНР (41), Белиз (10), Республика Корея (9), Киргизия (7), Республика Сейшелы (7), Япония (6), Виргинские острова (6), Сингапур (5), Великобритания (4), Корейская Народно-Демократическая Республика (далее также - КНДР) (3).

В современных условиях складывается ситуация, когда под воздействием геополитических факторов и неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры могут существенно замедлиться темпы внешнеэкономического сотрудничества Хабаровского края. В среднесрочной перспективе это может оказать негативное воздействие на объемы внешнеторговых операций, привлечение зарубежных инвестиций и технологий, что в целом повлияет на замедление темпов социально-экономического развития региона, ухудшение его бюджетных позиций.

1.1.1. Анализ внешней торговли Хабаровского края

Внешняя торговля края в 2014-2018 гг. имела ярко выраженную экспортную направленность. Удельный вес экспорта во внешнеторговом обороте вырос на 18,4 процентного пункта (с 64,4% в 2014 году до 82,8% в 2018 году), импорта - снизился на 18,4 процентного пункта (с 35,6 до 17,2% соответственно). Сальдо внешнеторгового баланса положительное, по итогам 2018 года составило 2 млрд. долларов США (рост к уровню 2014 года в 3,2 раза).

Таблица 1

Динамика внешней торговли Хабаровского края(3)


_________________________

(3)По данным ДВТУ ФТС РФ.

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

1

2

3

4

5

6

Экспорт товаров (млн. долларов США)

1 435,8

1 143,9

1 545,7

2 138,6

2 573,4

Темп роста (процентов)

-

79,7

135,1

138,4

120,3

Импорт товаров (млн. долларов США)

793,3

471,3

413,6

525,6

534,9

Темп роста (процентов)

-

59,4

87,8

127,1

101,8

Внешнеторговый оборот (млн. долларов США)

2 229,1

1 615,2

1 959,3

2 664,2

3 108,3

Темп роста (процентов)

-

72,5

121,3

136,0

116,7



Товарная структура экспорта края в 2014-2018 гг. претерпела значительные изменения, которые главным образом коснулись перераспределения долей основных экспортных позиций. Если в 2014 году основными позициями краевого экспорта были круглый лес (40,9% от общей стоимости экспорта), нефтепродукты (18,9%), стальные полуфабрикаты (12,6%), рыба и морепродукты (12,0%), каменный уголь (9,9%), пиломатериалы (9,3%), то в 2018 году - продукция машиностроения(4) (29,6%), в том числе авиационная техника (29,1%), круглый лес (15,1%), каменный уголь (11,4%), нефтепродукты (11,4%), рыба и морепродукты (10,8%), пиломатериалы (7,2%), стальные полуфабрикаты (6,9%).

_________________________

(4)Коды 84-90 ТН ВЭД ЕАЭС.

По итогам 2018 года экспорт продукции машиностроения вырос к уровню 2014 года в 48,5 раза, каменного угля - в 2 раза, нефтепродуктов - на 8,1 процента, рыбы и морепродуктов - на 60,3 процента, пиломатериалов - на 38,3 процента. Экспорт круглого леса снизился на 7,7 процента, стальных полуфабрикатов - на 2,4 процента.

Общий рост экспорта, а также изменения в его товарной структуре обусловлены рядом факторов, среди которых можно выделить следующие:

- рост экспорта продукции машиностроения в связи с началом реализации с 2016 года крупных экспортных контрактов на поставку авиационной техники;

- рост физических и стоимостных объемов экспорта топливно-энергетических товаров в связи с благоприятной конъюнктурой внешних рынков и ростом мировых цен(5) на уголь (начиная с 2015 года), нефть и нефтепродукты (начиная с 2016 года), а также в связи с развитием нефтеперерабатывающих и угледобывающих мощностей и транспортно-логистической инфраструктуры;

_________________________

(5)По данным Всемирного Банка (World Bank).

- рост экспорта рыбы и морепродуктов, обусловленный благоприятной конъюнктурой и стабильно высоким спросом в основных странах-импортерах, включая Республику Корея, КНР и Японию, а также благоприятной промысловой обстановкой по основным видам промысла;

- рост экспорта пиломатериалов, обусловленный вводом в эксплуатацию крупных экспортно ориентированных деревоперерабатывающих мощностей, в том числе с использованием преференциального режима территорий опережающего социально-экономического развития, а также реализацией на федеральном уровне комплекса мер тарифного и нетарифного регулирования, направленных на ограничение экспорта круглого леса и стимулирование развития отечественной деревоперерабатывающей промышленности;

- снижение экспорта круглого леса в связи с резким ухудшением конъюнктуры китайского рынка, обусловленным замедлением темпов роста китайской экономики (в первую очередь снижением объемов жилищного строительства и производства мебели), а также избыточным предложением со стороны основных экспортеров, включая Россию, Новую Зеландию, Канаду и США; также на общее снижение объемов экспорта повлиял ввод с 2018 года квотирования экспорта круглого леса из дальневосточных пород древесины, включая ель аянскую, пихту белокорую и лиственницу даурскую;

- снижение экспорта стальных полуфабрикатов в связи реорганизацией основных предприятий отрасли и падением объемов производства.

Положительная динамика краевого экспорта продукции машиностроения в 2014-2018 гг. была обеспечена исключительно поставками авиационной техники в рамках реализации крупных экспортных контрактов. Без учета авиационной техники экспорт продукции машиностроения имел отрицательную динамику (в 2018 году экспорт снизился к уровню 2014 года почти в 2 раза). Доля продукции машиностроения в общей стоимости краевого экспорта сократилась с 1,1 процента в 2014 году до 0,3 процента в 2018 году.

Доля неэнергетического несырьевого экспорта(6) в общем объеме краевого экспорта выросла с 38,7 процента в 2014 году до 59,4 процента в 2018 году (на 20,7 процентного пункта). В стоимостном выражении объем неэнергетического несырьевого экспорта края в 2018 году составил 1,53 млрд. долларов США (рост к уровню 2014 года в 2,7 раза).

_________________________

(6)Классификация сырьевых и несырьевых товаров базируется на методике национального проекта "Международная кооперация и экспорт", разработанной акционерным обществом "Российский экспортный центр".

Основными позициями неэнергетического несырьевого экспорта края в 2014-2018 гг. были продукция машиностроения(7), включая авиационную технику, пиломатериалы, шпон, мороженая рыба, ракообразные. Основной прирост неэнергетического несырьевого экспорта обеспечивался поставками авиационной техники. Без учета экспорта авиационной техники объем неэнергетического несырьевого экспорта края в 2018 году составил 781 млн. долларов США (рост к уровню 2014 года на 39,5%).

_________________________

(7)Коды 84-90 ТН ВЭД ЕАЭС.

Основу импорта Хабаровского края в 2014-2018 гг. составлял так называемый инвестиционный импорт, то есть товары, ввозимые не для потребления, а для обновления основных фондов предприятий и создания новых производств в добывающей и перерабатывающей промышленности. Главным образом это машины и оборудование, не имеющие российских аналогов, изделия из металлов, отчасти также промежуточные товары, используемые в качестве сырья (продукция химической промышленности, минеральные продукты и т.п.).

Доля машин и оборудования в краевом импорте по итогам 2018 года составила 49,9 процента (снижение к уровню 2014 года на 15 процентных пунктов). В стоимостном выражении импорт снизился к уровню 2014 года в 2 раза.

Доля продукции химической составила 10,5 процента (рост к уровню 2014 года на 4,1 процентного пункта). В стоимостном выражении импорт вырос к уровню 2014 года на 6,5 процента.

Доля минеральных продуктов составила 9,7 процента (рост к уровню 2014 года на 8,2 процентного пункта). В стоимостном выражении импорт вырос к уровню 2014 года в 4,3 раза.

Доля металлов и изделий из них составила 9,5 процента (рост к уровню 2014 года на 1,9 процентного пункта). В стоимостном выражении импорт снизился к уровню 2014 года на 18,1 процента.

В числе основных позиций импорта края в 2018 году были также продовольственные товары (5,8% от общей стоимости импорта в 2018 году, снижение к уровню 2014 года на 31%), текстиль, одежда и обувь (9,1%; рост в 2,4 раза соответственно).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»