АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 28 марта 2019 года N 904


О внесении изменений в муниципальную программу городского
округа "Город Хабаровск" "Повышение инвестиционной
привлекательности городского округа "Город Хабаровск"
на 2012-2020 годы", утвержденную постановлением
администрации города Хабаровска от 24.05.2012 N 2097



В соответствии с решением Хабаровской городской Думы от 19.12.2017 N 723 "О бюджете городского округа "Город Хабаровск" на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов", решением Хабаровской городской Думы от 18.12.2018 N 961 "О бюджете городского округа "Город Хабаровск" на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов", постановлением администрации города Хабаровска от 10.11.2014 N 4917 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ городского округа "Город Хабаровск", их формирования и реализации и Порядка проведения мониторинга и контроля реализации муниципальных программ городского округа "Город Хабаровск", на основании Устава городского округа "Город Хабаровск" администрация города

постановляет:

1. Муниципальную программу городского округа "Город Хабаровск" "Повышение инвестиционной привлекательности городского округа "Город Хабаровск" на 2012-2020 годы", утвержденную постановлением администрации города Хабаровска от 24.05.2012 N 2097 (далее - Программа) изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Пресс-службе администрации города Хабаровска (Соколов Р.Н.) опубликовать настоящее постановление в газете "Хабаровские вести".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя мэра города по инвестиционному развитию администрации города Хабаровска Лебеду В.Ф.

Мэр города
С.А.Кравчук

     


Приложение
к постановлению
администрации города Хабаровска
от 28 марта 2019 года N 904

     

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ХАБАРОВСК" "ПОВЫШЕНИЕ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
"ГОРОД ХАБАРОВСК" НА 2012-2020 ГОДЫ"

    

    

ПАСПОРТ

муниципальной программы городского округа "Город Хабаровск"

"Повышение инвестиционной привлекательности городского
округа "Город Хабаровск" на 2012-2020 годы"


Ответственный исполнитель программы

управление инвестиционного развития администрации города Хабаровска (УИР)

Соисполнители программы

- департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (ДМС);

- департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска (ДАСиЗ);

- управление промышленной политики и связи администрации города Хабаровска (УППиС);

- финансовый департамент администрации города Хабаровска (ФД);

- управление торговли, питания и бытового обслуживания администрации города Хабаровска (УТиБО);

- управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации города Хабаровска (УЭТИК);

- управление образования администрации города Хабаровска

(УО);

- управление по делам молодежи и социальным вопросам администрации города Хабаровска (УДМиСВ);

- управление международных связей администрации города Хабаровска (УМС);

- управление культуры администрации города Хабаровска (УК);

- управление по физической культуре и спорту администрации города Хабаровска (УФКиС);

- управление социальной работы с населением администрации города Хабаровска (УСРН);

- управление кадров и муниципальной службы администрации города Хабаровска (УКиМС);

- пресс-служба администрации города Хабаровска

Подпрограммы и (или) основные мероприятия

- повышение эффективности инвестиций;

- содействие инвесторам в получении финансовых ресурсов;

- формирование инвестиционной инфраструктуры;

- информационное обеспечение инвесторов;

- формирование инвестиционного имиджа

Цель программы

формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику города

Стратегическая цель муниципального управления и задача(-и) социально-экономического развития города

Стратегическая цель: формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Задача(и) социально-экономического развития города:

- перспективы развития ТОСЭР;

- расширение международных связей и внешнеэкономической деятельности;

- обеспечение конкурентных условий для участия бизнеса в инвестиционных проектах;

- формирование инфраструктуры сопровождения инвестиционных проектов;

- активизация использования механизмов муниципально-частного партнерства;

- укрепление имиджа активно развивающегося административно-политического центра России на Дальнем Востоке;

- эффективное использование потенциала инвестиционных ресурсов

Задачи программы

- привлечение инвестиций в реальный сектор экономики;

- увеличение предприятиями города товарооборота продукции собственного производства;

- стимулирование предприятий к производству новых видов продукции;

- создание на предприятиях города новых рабочих мест;

- формирование инвестиционного имиджа

Индикаторы программы

- объем инвестиций в основной капитал, млрд руб.;

- объем инвестиций в основной капитал на 1 человека, занятого в экономике города, тыс. руб.;

- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по промышленным видам экономической деятельности, млрд руб.;

- численность занятых в экономике, тыс. чел.;

- инвестиционная отдача по объему отгруженных товаров, руб./руб.

Объемы финансового обеспечения программы, в том числе по годам реализации, тыс. рублей

прогнозируемый объем финансового обеспечения программы - 78 719,22, в том числе муниципальные бюджетные гарантии 10 000,00, по годам:

2013 г. - 1982,60;

2014 г. - 5 500,47;

2015 г. - 12 440,40;

2016 г. - 17794,15;

2017 г. - 7 114,60;

2018 г. - 391,80;

2019 г. - 20 138,57;

2020 г. - 13 356,63

Ожидаемые результаты реализации программы

Достижение к 2020 году:

- увеличения объема инвестиций в основной капитал с 40,9 млрд руб. до 75,0 млрд руб.;

- увеличения объема инвестиций в основной капитал на 1 человека, занятого в экономике города, с 115,4 млрд руб. до 187,5 млрд руб.;

- увеличения объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам экономической деятельности с 49,4 млрд руб. до 180,0 млрд руб.;

- увеличения численности занятых в экономике города с 354,3 тыс. чел. до 400,0 тыс. чел.;

- увеличения инвестиционной отдачи по объему отгруженных товаров с 1,21 руб./руб. до 2,40 руб./руб.

     

1. Характеристика текущего состояния и
основные проблемы отрасли


Являясь составной частью более крупных экономических систем - Хабаровского края и Дальнего Востока, инвестиционные процессы в Хабаровске складываются в контексте общих тенденций.

Социально-экономический потенциал Дальнего Востока в силу ограниченного потенциала саморазвития сильно подвержен воздействию вновь возникающих факторов роста. Они обусловливают смещение акцентов и направлений формирования экономики, подъемы и спады в развитии отдельных территорий, муниципальных образований.

В этих условиях важную роль играют территориальные "точки роста", или зоны интенсивного развития. К таковым в Хабаровском крае относится г. Хабаровск. Он успешно реализует функции не только краевого центра, но и столицы Дальневосточного федерального округа. Хотя доля его в краевых инвестициях с 2000 г. по 2010 г. снижается: 2000 г. - 46,5%, 2006 г. - 53,1%, 2010 г. - 29,6%, среди административных центров Дальнего Востока в последние годы Хабаровск привлекает наибольшее количество инвестиций: 2004 г. - 19,6 млрд руб., 2006 г. - 25,1 млрд руб., 2008 г. - 41,7 млрд руб., 2009 г. - 31,3 млрд руб., 2010 г. - 40,8 млрд руб.

На инвестиционную привлекательность города оказывает влияние большое количество факторов: экономический и инновационный потенциалы, наличие транспортной и финансовой инфраструктур, развитие законодательной базы, социальный и кадровый потенциалы, внешнеэкономическое сотрудничество, экономико-географическое положение и имидж. Каждый из них измеряется системой показателей, в той или иной мере определяющей инвестиционную картину.

Так, местоположение города на карте, его климатические условия, соседство с другими регионами и странами - одни из основных критериев инвестиционной привлекательности.

Хабаровск находится в центре наиболее освоенной части Дальнего Востока. В пределах территории радиусом 700 км от города проживает 70% населения региона, расположено 17 из 22 городов с населением более 50 тыс. чел., сосредоточено 2/3 промышленного и 80% сельскохозяйственного производства.

Достаточно благоприятное экономико-географическое положение города подкрепляется наличием следующих условий:

- примыкающей и надежно связанной с г. Хабаровском транспортными путями пригородной сельскохозяйственной зоны из 4 административных районов края, располагающей 307 тыс. га сельскохозяйственных земель;

- находящиеся в радиусе 40 - 50 км от города месторождения минерального сырья, составляющие достаточно надежную базу для производства глинистого и силикатного кирпича, керамзита, железобетонных изделий, дорожного строительства;

- близость к наиболее крупным источникам электроэнергии - опорным станциям ЕЭС юга Дальнего Востока (Зейская ГЭС, Приморская ГРЭС, Бурейская ГЭС);

- наличие пространственных ресурсов в окрестностях города, обусловливающих предпосылки для размещения пространственно емких производственных и непроизводственных объектов;

- большие массивы пригородных земель, пригодных для индивидуальной жилищной застройки;

- сформировавшаяся в непосредственной близости от города обширная рекреационно-оздоровительная зона;

- "срединное" положение города в Дальневосточном регионе и одновременно приграничное положение (близость быстро развивающейся Китайской Народной Республики, высокоразвитой Японии и Республики Кореи) дает ему большие преимущества в экспортно-импортной деятельности, в культурном, научно-техническом и хозяйственном сотрудничестве;

- относительно благоприятные природно-климатические условия (юг Дальнего Востока) не создают больших трудностей для жизни людей и функционирования его хозяйства.

Центральное положение Хабаровска усилено системой транспортных и других коммуникаций, что также является немаловажным фактором инвестиционной привлекательности территории. Город занимает ключевые позиции в единой транспортной системе Дальнего Востока. Несмотря на то, что краевой центр, как и все дальневосточные территории, значительно удален от наиболее развитого и заселенного центра России и оторван от ее основных рынков, город является важнейшим транспортным узлом, расположенным на пересечении железнодорожных, автомобильных, речных, воздушных транспортных путей, ведущих из континентальной России к океану и на север Дальнего Востока.

Достаточно серьезным преимуществом любой территории с точки зрения повышения ее инвестиционной привлекательности является возможность привлечения и удержания высокопрофессиональных кадров за счет создания для них более высокого, чем у соседей, уровня жизни. Удобное экономико-географическое положение г. Хабаровска делает его привлекательным для местных жителей и населения других территорий Дальнего Востока, создает условия для формирования здесь постоянного населения. Социологические исследования показали, что 70,8% хабаровчан не настроены на выезд, 68,1% считают город комфортным для проживания и хотят, чтобы здесь жили их дети. В остальных городах эти показатели ниже. Например, в Южно-Сахалинске они составили соответственно 62,5% и 59,8%.

Мощный потенциал, накопленный г. Хабаровском в области высшего и среднего профессионального образования, опыт работы в других регионах Дальнего Востока в сочетании со статусом дальневосточной столицы является важным фактором повышения инвестиционной привлекательности города.

Город обладает достаточно высоким инновационным потенциалом, что повышает его инвестиционную привлекательность и усиливает конкурентоспособность экономики. Его инновационная специализация не столько промышленность, сколько образование, медицина, управление, транспортная логистика, жилищно-коммунальное хозяйство и другие сферы, обеспечивающие комфортное проживание дальневосточников.

Финансовый рынок Хабаровска в последнее время характеризуется достаточно жесткой конкуренцией. В городе работают более 40 кредитных учреждений, в том числе около 30 филиалов крупных российских и московских банков. Немаловажное место на финансовом рынке города занимают страховые компании. В последние несколько лет идет стабильный рост общего объема совокупных активов страховых компаний, этому способствует, в частности, развитие страхования автогражданской ответственности. Одной из характерных особенностей страхового рынка является параллельное существование очень крупных и мелких страховых компаний. В краевом центре осуществляют свою деятельность более 50 страховых компаний, из них около 40 являются филиалами компаний из других регионов России, на долю которых приходится до 60% объема оказываемых на территории города услуг.

Кроме вышеперечисленных факторов инвестиционной привлекательности важную роль играет также и имидж города, который в значительной степени влияет на решение инвесторов о выборе места размещения своих производств. Составными частями имиджа преуспевающего города являются: качество жизни (наличие жилья для различных социальных групп населения, социальные услуги, качество продуктов питания, сооружения для отдыха, уровень и доступность образования, лечения); кадровые ресурсы (подготовка, повышение квалификации, адаптация к новым условиям и требованиям); инфраструктура (транспорт, связь, средства передачи данных, гостиницы, бытовые услуги и др.); высокие технологии (возможность территории развивать и поддерживать наукоемкие отрасли, обновлять существующую базу); капитал (сконцентрированные на территории собственные и привлеченные средства); контролирующие органы (рациональность, мобильность, эффективность, честность, отсутствие бюрократизма); инфраструктура бизнеса (доступность и уровень услуг в области консалтинга, аудита, рекламы, права, информации, PR, институциональные условия осуществления сделок); власть (команда личностей, компетентность, нестандартность идей, стиль принятия решений, прозрачность законотворчества, отношение к социальным проблемам).

Краевой центр располагает широкими возможностями формирования имиджа преуспевающего административного центра Дальнего Востока. Так, в качестве таковых по результатам SWOT-анализа экспертами были отмечены: повышение качества образования, профессионализма трудовых ресурсов и культурного уровня населения; рост объемов жилищного строительства и обеспеченности населения благоустроенным жильем; реализация политики закрепления населения на юге Дальнего Востока; расширение региональных и федеральных управленческих функций; усиление региональной роли в оптовой и ярмарочной деятельности; расширение торгово-экономических связей с приграничными районами Китая в результате строительства перехода на остров Большой Уссурийский, создание здесь зоны совместного хозяйствования.

Формирует имидж города и его участие в различных российских и международных конкурсах, рейтингах и т.д., и здесь авторитет Хабаровска достаточно высок. По итогам 2004 г. и 2006 г. он занял I место во Всероссийском конкурсе "Самый благоустроенный город России", а в 2006 г. признан победителем 5-го Всероссийского конкурса "Золотой рубль" среди региональных центров субъектов Российской Федерации на Дальнем Востоке в номинации "Лучший город России по экономическим показателям развития". В 2010 г. ему присуждено II место в рейтинге лучших городов для бизнеса, составленный журналом Forbes.

Статистические и аналитические данные о факторах инвестиционной привлекательности г. Хабаровска подкрепляются также экспертными оценками. Так, проведенный SWOT-анализ инвестиционной привлекательности города позволил получить некоторые важные оценки. По мнению экспертов, Хабаровск имеет ряд конкурентных преимуществ: географическое положение на пересечении железнодорожных, водных, автомобильных и авиационных транспортных путей; исторически сложившаяся административно-политическая роль в регионе; относительно развитая система связи и телекоммуникаций; наличие свободных территорий для промышленного и гражданского строительства; развитые высшее и среднее профессиональное образование и др. К наиболее значимым недостаткам отнесены: растущая нехватка квалифицированных специалистов и рабочих кадров; необходимость в развитии инженерной инфраструктуры; отсутствие лидирующей (высокотехнологичной) продукции и др. Инженерная инфраструктура территории является одним из основных факторов, который активно воздействует на инвестиционную привлекательность в целом. Именно уровень развития и качество инженерных коммуникаций являются определяющими при принятии инвесторами решения о выборе той или иной территории для реализации инвестиционного проекта; отсутствие лидирующей (высокотехнологичной) продукции и др.

Возможности развития Хабаровска эксперты связывают прежде всего с усилением транзитной роли города в связи со строительством ряда объектов транспортной инфраструктуры, расширением и повышением качества деловой среды; формированием имиджа преуспевающего административного центра Дальнего Востока, повышением качества образования и др. Наконец, в качестве наиболее серьезных угроз инвестиционной привлекательности города отмечены: отрицательная динамика и старение населения; снижение научно-технического потенциала предприятий; усиливающаяся конкуренция за ресурсы развития с другими административными центрами Дальнего Востока и, прежде всего, с г. Владивостоком.

Благодаря масштабу экономики Хабаровск по абсолютным значениям всегда находился в группе лидеров среди административных центров Дальнего Востока. Особенно значительно его преимущество по инвестициям в основной капитал, отгруженным товарам собственного производства, обороту розничной торговли, вводу в действие жилых домов и др. Значительный спад инвестиционной активности в начале рыночных преобразований в 2000-х гг. перешел в стадию роста. Свою роль сыграла здесь принятая в 2002 г. "Концепция инвестиционной политики администрации г. Хабаровска на период до 2005 г.".

Проведенный анализ инвестиций по видам экономической деятельности показал, что наибольший удельный вес в г. Хабаровске занимают транспорт и связь - 47,2%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 9,3%, производство и распределение газа, электроэнергии и воды - 6,3%. В последние годы подобные приоритеты сохраняются, но более интенсивно растут инвестиции в транспорт и связь. Это связано с рентабельностью вложений в данные отрасли экономики, реализацией социально ориентированных проектов и федеральных программ, развитием материально-технической базы для представления новых видов услуг.

Вместе с тем, анализируя динамику развития основных отраслей экономики г. Хабаровска, можно заметить значительный рост строительной индустрии. За период 2004 - 2009 гг. она увеличила ввод в действие жилых домов со 117,3 до 335,5 тыс. кв. м. Это очень важный признак, подтверждающий правильность заложенной в стратегии идеи формирования на базе краевого центра дальневосточного селитебного центра. Подобные тенденции открывают хорошую перспективу для развития здесь промышленности строительных материалов, производства новых видов оборудования для энергетики, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и др.

Растет транспортно-логистическая роль Хабаровска. С развитием Ванинско-Совгаванской портовой агломерации, освоением и созданием на нем транспортного перехода открываются новые возможности города. Уже в настоящее время он выполняет важную транзитную роль в поставках товаров производственного и бытового назначения в западном и северном направлениях. Повышается значимость его как торгового центра Дальнего Востока. За рассматриваемый период только оборот розничной торговли в сопоставимых ценах вырос в Хабаровске в 1,6 раза. Это существенно выше роста промышленности (118,9%).

Администрацией г. Хабаровска принимаются активные меры по повышению инвестиционной привлекательности краевого центра. Они направлены на открытие новых производств, расширение номенклатуры выпускаемой продукции. В городе создана нормативно-правовая база, сформированы институциональные структуры управления, разработаны механизмы залоговой поддержки, бюджетных гарантий и преференций. Создана и действует электронная база данных "Свободные производственные площади и незадействованные земельные участки на территории города", позволяющая оперативно довести до сведения заинтересованных инвесторов информацию о возможностях размещения того или иного производства.

На постоянной основе работает Инвестиционный Совет, организован и действует залоговый фонд. Определен механизм предоставления бюджетных гарантий из бюджета города.

Однако данные виды поддержки слабо используются субъектами инвестиционной деятельности, что связано с наличием ряда факторов, осложняющих процесс предоставления залоговой поддержки, муниципальных гарантий.

Администрацией Хабаровска проводится политика по поддержке наиболее значимых для города инвестиционных проектов. Среди предприятий и организаций наиболее востребована схема по снижению арендных платежей за земельные участки (на период окупаемости проекта), на которых реализуются инвестиционные проекты по созданию объектов производственного, социального, культурного, спортивного жилого и торгового назначения.

Повышается роль национальных проектов "Здоровье", "Образование", "Доступное жилье". Город как краевой и региональный административный центр максимально включает их в общий инвестиционный процесс.

В целом, несмотря на ряд положительных тенденций в инвестиционной деятельности г. Хабаровска, существует ряд проблем:

- высокие издержки производства, обусловленные энергетическими и транспортными тарифами;

- высокая степень изношенности основных производственных фондов, в том числе городских инженерных коммуникаций;

- отсутствие необходимой информации об инвестиционном климате города, существующих механизмах поддержки субъектов инвестиционной деятельности;

- сложные условия получения муниципальной поддержки;

- высокая стоимость и краткосрочность получения банковских кредитов;

- слабая информационная поддержка инвестиционной деятельности.

С целью более углубленного изучения основных проблем и выявления направлений повышения инвестиционной привлекательности г. Хабаровска был проведен экспертный опрос предпринимателей города. В качестве экспертов выступили представители крупного, среднего и малого бизнеса.

Как показало социологическое исследование, инвестиционная деятельность в предпринимательстве г. Хабаровска постепенно оживляется. В 2009 г. более половины предприятий, попавших в выборку, инвестировали свое производство. Наибольшей динамичностью отличаются предприятия транспорта.

Для привлечения инвестиций на предприятиях разрабатывались бизнес-планы (76,0%), представлялись инвестиционные проекты в Правительство Хабаровского края (24,0%). Единичными были создание собственного сайта в Интернете с инвестиционными проектами предприятия, участие в конкурсе грантов инновационных проектов.

Основными источниками инвестиций являются собственные средства предприятий: прибыль (79,7%) и амортизация (35,1%). Чуть менее трети предпринимателей указали в качестве таковых банковские кредиты (28,4%). Наблюдается резкое несоответствие данных официальной статистики. Так, последняя в 2009 г. показала наибольший удельный вес в структуре инвестиций привлеченных средств (67,7%). Возможная причина подобного расхождения в значительном удельном весе теневого сектора в экономике города (47,1%). Проведенный ранее опрос показал, что более половины доходов, не отражаемых в официальной отчетности, предприниматели расходуют на развитие собственного бизнеса.

В качестве главных причин низкой активности привлечения инвестиций эксперты отметили: отсутствие собственных средств, перспективных идей, залога и интереса инвесторов, а также высокую стоимость и краткосрочность банковских кредитов.

Незначительным остается в краевом центре использование предпринимателями государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности (29,7%). В основном помощь городским предприятиям оказывается в виде реструктуризации задолженности по налогам, налоговых льгот, отсрочки (рассрочки) налоговых платежей, гарантий краевого правительства. Причины кроются в отсутствии интересных инвестиционных проектов, сложных условиях получения льгот и специальных налоговых режимов, отсутствии информации о том, куда обратиться для получения помощи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»