ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2012 года N 2097
Об утверждении муниципальной программы городского округа "Город Хабаровск"
"Повышение инвестиционной привлекательности городского округа "Город Хабаровск" на 2012-2020 годы*
(с изменениями на 11 марта 2021 года)
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Администрации города Хабаровска от 7 июня 2013 года N 1950
Постановлением Администрации города Хабаровска от 30 сентября 2013 года N 3723
Постановлением Администрации города Хабаровска от 11 ноября 2014 года N 4942
Постановлением Администрации города Хабаровска от 6 августа 2015 года N 2788
Постановлением Администрации города Хабаровска от 30 марта 2016 года N 970
Постановлением Администрации города Хабаровска от 28 июня 2016 года N 2197
Постановлением Администрации города Хабаровска от 30 марта 2017 года N 995
Постановлением Администрации города Хабаровска от 30 марта 2018 года N 949
Постановлением Администрации города Хабаровска от 28 марта 2019 года N 904
Постановлением Администрации города Хабаровска Хабаровского края от 31 октября 2019 года N 3590
Постановлением Администрации города Хабаровска Хабаровского края от 13 марта 2020 года N 878
Постановлением Администрации города Хабаровска Хабаровского края от 23 октября 2020 года N 3407
Постановлением Администрации города Хабаровска Хабаровского края от 11 марта 2021 года N 819
________________________________
______________________
*Наименование изменено Постановлением Администрации города Хабаровска от 7 июня 2013 года N 1950 - см. предыдущую редакцию, Постановлением Администрации города Хабаровска от 11 ноября 2014 года N 4942 - см. предыдущую редакцию, Постановлением Администрации города Хабаровска от 30 марта 2018 года N 949 - см. предыдущую редакцию, Постановлением Администрации города Хабаровска Хабаровского края от 31 октября 2019 года N 3590 - см. предыдущую редакцию.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, распоряжением администрации города Хабаровска от 01.02.2011 N 35-р «О плане мероприятий администрации города Хабаровска по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года», распоряжением Мэра города Хабаровска от 09.02.2009 N 88-р «О разработке долгосрочной целевой программы «Повышение инвестиционной привлекательности городского округа «Город Хабаровск» на период до 2015 г.», а также Уставом городского округа «Город Хабаровск» администрация города
постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу городского округа "Город Хабаровск" "Повышение инвестиционной привлекательности городского округа "Город Хабаровск" на 2012-2020 годы (далее - Программа) согласно приложению. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Хабаровска от 7 июня 2013 года N 1950 - см. предыдущую редакцию, Постановлением Администрации города Хабаровска от 11 ноября 2014 года N 4942 - см. предыдущую редакцию, Постановлением Администрации города Хабаровска от 30 марта 2018 года N 949 - см. предыдущую редакцию, Постановлением Администрации города Хабаровска Хабаровского края от 31 октября 2019 года N 3590 - см. предыдущую редакцию).
2. Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджета городского округа «Город Хабаровск» на соответствующий год.
3. Пресс-службе администрации города (Ерохин В.А.) опубликовать настоящее постановление в газете «Хабаровские вести».
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице-мэра города, первого заместителя мэра города по экономическим вопросам Михайловского И.Г. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Хабаровска Хабаровского края от 31 октября 2019 года N 3590 - см. предыдущую редакцию, Постановлением Администрации города Хабаровска Хабаровского края от 23 октября 2020 года N 3407 - см. предыдущую редакцию, Постановлением Администрации города Хабаровска Хабаровского края от 11 марта 2021 года N 819 - см. предыдущую редакцию).
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
И.о. Мэра города
А.Н. Волокжанин
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
городского округа "Город Хабаровск" "Повышение
инвестиционной привлекательности городского округа
"Город Хабаровск" на 2012-2020 годы"
(с изменениями на 11 марта 2021 года)
Ответственный исполнитель программы | управление инвестиционного развития администрации города Хабаровска (УИР) |
Соисполнители программы | - департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (ДМС); - департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска (ДАСиЗ); - управление промышленности, транспорта, связи администрации города Хабаровска (УПТС); - финансовый департамент администрации города Хабаровска (ФД); - управление торговли, питания и бытового обслуживания администрации города Хабаровска (УТиБО); - управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации города Хабаровска (УЭТИК); - управление образования администрации города Хабаровска (УО); - управление по делам молодежи и социальным вопросам администрации города Хабаровска (УДМиСВ); - управление международных связей администрации города Хабаровска (УМС); - управление культуры администрации города Хабаровска (УК); - управление по физической культуре, спорту и здравоохранению администрации города Хабаровска (УФКСиЗ); - управление социальной работы с населением администрации города Хабаровска (УСРН); - управление кадров и муниципальной службы администрации города Хабаровска (УКиМС); - управление по связям с общественностью и СМИ администрации города Хабаровска; - общество с ограниченной ответственностью "Контур детского плавания"; - общество с ограниченной ответственностью "Дельта" |
Подпрограммы и (или) основные мероприятия | - повышение эффективности инвестиций; - содействие инвесторам в получении финансовых ресурсов; - формирование инвестиционной инфраструктуры; - информационное обеспечение инвесторов; - формирование инвестиционного имиджа |
Цель программы | формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику города |
Стратегическая цель муниципального управления и задача(-и) социально-экономического развития города | Стратегическая цель: формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций. Задача(-и) социально-экономического развития города: - перспективы развития ТОСЭР; - расширение международных связей и внешнеэкономической деятельности; - обеспечение конкурентных условий для участия бизнеса в инвестиционных проектах; - формирование инфраструктуры сопровождения инвестиционных проектов; - активизация использования механизмов муниципально-частного партнерства; - укрепление имиджа активно развивающегося административно-политического центра России на Дальнем Востоке; - эффективное использование потенциала инвестиционных ресурсов |
Задачи программы | - привлечение инвестиций в реальный сектор экономики; - увеличение предприятиями города товарооборота продукции собственного производства; - стимулирование предприятий к производству новых видов продукции; - создание на предприятиях города новых рабочих мест; - формирование инвестиционного имиджа |
Индикаторы программы | - объем инвестиций в основной капитал, млрд руб.; - объем инвестиций в основной капитал на 1 человека, занятого в экономике города, тыс. руб.; - объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по промышленным видам экономической деятельности, млрд руб.; - численность занятых в экономике, тыс. чел.; - инвестиционная отдача по объему отгруженных товаров, руб./руб.; - объем инвестиций в основной капитал на 1 экономически активного человека, тыс. руб.; - численность экономически активного населения, тыс. чел.; - количество бюджетных заявок для включения инвестиционных проектов г. Хабаровска в перечень федеральных, краевых целевых и адресных программ, количество заявок, включенных в перечни федеральных, краевых целевых и адресных программ, ед.; - количество планов (обновлений) создания инвестиционных объектов на территории города Хабаровска в соответствии с требованиями распоряжения Правительства Хабаровского края от 20.12.2013 N 945-рп "Об утверждении Порядка формирования и ежемесячного обновления плана создания инвестиционных объектов и объектов транспортной, энергетической, социальной, инженерной, коммунальной и телекоммуникационной инфраструктуры в Хабаровском крае на период до 2030 года", ед.; - количество проведенных конкурсов "Лучший реализованный инвестиционный проект года", ед.; - количество проведенных конкурсов "Лучший молодежный инвестиционный проект", ед.; - количество аналитических отчетов по проведению социологических исследований и научно-исследовательских работ по вопросам имиджа города, его инвестиционного климата среди потенциальных инвесторов и в бизнес-сообществе, ед.; - количество разработанных положений и изменений по разработке и совершенствованию нормативно-правовых документов администрации г. Хабаровска, регулирующих и стимулирующих инвестиционную деятельность в г. Хабаровске, ед.; - количество организаций, получивших субсидию в виде имущественного взноса, ед.; - количество организаций, получивших субсидии на конкурсной основе инвестиционных проектов, ед.; - количество организаций, получивших субсидии на компенсацию затрат на создание и развитие частных промышленных (индустриальных) парков для размещения малых и средних производств, ед.; - количество заключенных концессионных соглашений после конкурса, ед.; - количество организаций, получивших субсидии, образующих инфраструктуру поддержки субъектов инвестиционной деятельности, ед.; - количество организаций, получивших субсидии по подготовке и размещению информации об инвестиционном климате города на телевидении, в периодических печатных изданиях и сети Интернет, включая выпуск специализированных тематических печатных изданий, ед.; - количество модернизированных экспозиций городского округа "Город Хабаровск" для представления на отечественных и зарубежных выставочных площадках, ед.; - количество земельных участков поставленных на кадастровый учет, ед.; - наличие и обновление электронной базы данных свободных производственных площадей, непрофильных активов предприятий, земельных участков, ед.; - количество проведенных совместных встреч, семинаров по вопросам инвестиционной деятельности, ед.; - количество установленных объемно-пространственных композиций к торжественному открытию начала строительства парка "Патриот", ед.; - количество установленных объектов ландшафтной архитектуры в парке "Северный", шт.; - количество земельных участков, предназначенных для инвестиционной деятельности на которых проведены инженерные изыскания, ед.; - наличие и обновление электронного реестра инвестиционных проектов, реализуемых в городе (на официальном сайте администрации города), ед.; - наличие раздела "Инвестиции" на официальном сайте администрации города (регулярное обновление информации, добавление разделов по инвестиционному законодательству, предоставляемым льготам и т.д.), ед.; - наличие видеоролика "Инвестиционный паспорт города Хабаровска", ед.; - наличие измененного видеоролика "Инвестиционный паспорт города Хабаровска", ед.; - наличие сборника инвестиционных и инновационных предложений организаций г. Хабаровска в электронной версии и размещение на официальном сайте администрации города, ед.; - количество проведенных круглых столов по вопросам привлечения инвестиций в экономику города, ед.; - количество проведенных мероприятий (тематических выставок, ярмарок, презентаций инвестиционных проектов), ед.; - количество организаций, получивших субсидии по изготовлению экспозиций городского округа "Город Хабаровск" для представления на отечественных и зарубежных выставочных площадках, ед.; - количество выпущенных публикаций в СМИ, на сайтах ведущих информационных агентств материалов об экономических процессах и инвестиционных возможностях г. Хабаровска и предприятий города, объявлений об инвестиционных проектах или конкурсах, об изменениях в инвестиционном муниципальном и региональном законодательстве, ед.; - наличие презентационного фильма, флеш-презентации о городе, его инвестиционном климате, ед.; - количество презентационных материалов (брошюр, плакатов, компакт-дисков, флеш-накопителей), ед.; - количество распространенных презентационных материалов, в т.ч. через консульские учреждения, Представительства Российской Федерации за рубежом, ед.; - количество проведенных международных форумов с участием представителей зарубежных городов-побратимов г. Хабаровска, ед.; - количество переводов на иностранные языки сборников, брошюр, видеофильмов (роликов) и других материалов, связанных с инвестиционной деятельностью города Хабаровска, ед. |
Объемы финансового обеспечения программы, в том числе по годам реализации, тыс. рублей | прогнозируемый объем финансового обеспечения программы 88 988,65 (в том числе муниципальные бюджетные гарантии - 10 000,00, частные инвестиции - 7 000,00) по годам: 2013 г. - 1 982,60; 2014 г. - 5 500,47; 2015 г. - 12 440,40; 2016 г. - 17 794,15; 2017 г. - 7 114,60; 2018 г. - 391,80; 2019 г. - 15246,75; 2020 г. - 28 517,88 |
Ожидаемые результаты реализации программы | Достижение к 2019 году: - увеличения объема инвестиций в основной капитал на 1 человека, занятого в экономике города с 143,2 тыс. руб. до 191,8 тыс. руб.; - увеличения численности занятых в экономике с 358,3 тыс. чел. до 377 тыс. чел. Достижение к 2020 году: - увеличения объема инвестиций в основной капитал с 51,3 млрд руб. до 78,4 млрд руб.; - увеличения объема инвестиций в основной капитал на 1 экономически активного человека с 210,54 тыс. руб. до 234,73 тыс. руб.; - увеличения объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам экономической деятельности с 60 млрд руб. до 95,2 млрд руб.; - увеличения численности экономически активного населения с 343,4 тыс. чел. до 334 тыс. чел.; - увеличения инвестиционной отдачи по объему отгруженных товаров с 1,17 руб./руб. до 1,21 руб./руб.; - ежегодной подготовки бюджетных заявок для включения инвестиционных проектов г. Хабаровска в перечень федеральных, краевых целевых и адресных программ в количестве не менее 2 ед.; - ежегодной (начиная с 2014 года) подготовки планов (обновлений) создания инвестиционных объектов на территории города Хабаровска в соответствии с требованиями распоряжения Правительства Хабаровского края от 20.12.2013 N 945-рп "Об утверждении Порядка формирования и ежемесячного обновления плана создания инвестиционных объектов и объектов транспортной, энергетической, социальной, инженерной, коммунальной и телекоммуникационной инфраструктуры в Хабаровском крае на период до 2030 года" в количестве не менее 1 ед.; - организации и проведения 5 конкурсов "Лучший реализованный инвестиционный проект года"; - организации и проведения 1 конкурса "Лучший молодежный инвестиционный проект"; - подготовленный аналитический отчет по проведению социологических исследований и научно-исследовательских работ по вопросам имиджа города, его инвестиционного климата среди потенциальных инвесторов и в бизнес-сообществе в количестве 1 ед.; - увеличения наличия разработанных положений и изменений по разработке и совершенствованию нормативно-правовых документов администрации г. Хабаровска, регулирующих и стимулирующих инвестиционную деятельность в г. Хабаровске в количестве с 0 до не менее 8 ед.; - обеспечения выдачи субсидии в виде имущественного взноса не менее 1 организации; - обеспечения выдачи субсидии на конкурсной основе инвестиционных проектов не менее 4 организациям; - обеспечения выдачи субсидии на компенсацию затрат на создание и развитие частных промышленных (индустриальных) парков для размещения малых и средних производств не менее 2 организациям; - увеличения количества заключенных концессионных соглашений после конкурса с 0 до 5 ед.; - обеспечения выдачи субсидии организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов инвестиционной деятельности в количестве не менее 4 ед.; - обеспечения выдачи субсидии по подготовке и размещению информации об инвестиционном климате города на телевидении, в периодических печатных изданиях и сети Интернет, включая выпуск специализированных тематических печатных изданий не менее 1 организации; - ежегодного обеспечения наличия и обновления электронной базы данных свободных производственных площадей, непрофильных активов предприятий, земельных участков в количестве 1 ед.; - увеличения количества проведенных совместных встреч, семинаров по вопросам инвестиционной деятельности с 0 до не менее 2 ед.; - наличия установленной объемно-пространственной композиции к торжественному открытию начала строительства парка "Патриот" в количестве 1 шт.; - наличия установленных объектов ландшафтной архитектуры в парке "Северный" в количестве 16 шт.; - увеличения количества земельных участков, предназначенных для инвестиционной деятельности на которых проведены инженерные изыскания с 0 до 1 ед.; - ежегодного (начиная с 2013 года) обеспечения наличия и обновления электронного реестра инвестиционных проектов, реализуемых в городе (на официальном сайте администрации города) в количестве 1 ед.; - ежегодного обеспечения наличия раздела "Инвестиции" на официальном сайте администрации города (регулярное обновление информации, добавление разделов по инвестиционному законодательству, предоставляемым льготам и т.д.) в количестве 1 ед.; - обеспечения наличия видеоролика "Инвестиционный паспорт города Хабаровска" в количестве 2 ед.; - обеспечения наличия измененного видеоролика "Инвестиционный паспорт города Хабаровска" в количестве 4 ед.; - обеспечения наличия сборника инвестиционных и инновационных предложений организаций г. Хабаровска в электронной версии и размещение на официальном сайте администрации города в количестве 5 ед.; - увеличения количества проведенных круглых столов по вопросам привлечения инвестиций в экономику города с 0 до не менее 4 ед.; - увеличения количества проведенных мероприятий (тематических выставок, ярмарок, презентаций инвестиционных проектов) с 0 до не менее 3 ед.; - увеличения количества организаций, получивших субсидии по изготовлению экспозиций городского округа "Город Хабаровск" для представления на отечественных и зарубежных выставочных площадках с 0 до не менее 2 ед.; - увеличения количества модернизированных экспозиций городского округа "Город Хабаровск" для представления на отечественных и зарубежных выставочных площадках с 0 до 1 ед.; - увеличения количества земельных участков поставленных на кадастровый учет с 0 до 2 ед.; - увеличения количества выпущенных публикаций в СМИ с 0 до не менее 4 шт.; на сайтах ведущих информационных агентств материалов об экономических процессах и инвестиционных возможностях г. Хабаровска и предприятий города, объявлений об инвестиционных проектах или конкурсах, об изменениях в инвестиционном муниципальном и региональном законодательстве с 0 до не менее 7 шт.; - обеспечения наличия подготовленного презентационного фильма, флеш-презентации о городе, его инвестиционном климате в количестве 1 ед.; - увеличения количества подготовленных презентационных материалов (брошюр, плакатов, компакт-дисков, флеш-накопителей) с 0 до не менее 853 ед.; - увеличения количества распространенных презентационных материалов, в т.ч. через консульские учреждения, Представительства Российской Федерации за рубежом с 0 до не менее 450 ед.; - увеличения проведенных международных форумов с участием представителей зарубежных городов-побратимов г. Хабаровска с 0 до 2 ед.; - увеличения количества переводов на иностранные языки сборников, брошюр, видеофильмов (роликов) и других материалов, связанных с инвестиционной деятельностью города Хабаровска с 0 до не менее 12 ед.". |
(Паспорт изменен Постановлением Администрации города Хабаровска Хабаровского края от 31 октября 2019 года N 3590 - см. предыдущую редакцию, Постановлением Администрации города Хабаровска Хабаровского края от 13 марта 2020 года N 878 - см. предыдущую редакцию, Постановлением Администрации города Хабаровска Хабаровского края от 23 октября 2020 года N 3407 - см. предыдущую редакцию, Постановлением Администрации города Хабаровска Хабаровского края от 11 марта 2021 года N 819 - см. предыдущую редакцию).
Являясь составной частью более крупных экономических систем - Хабаровского края и Дальнего Востока, инвестиционные процессы в Хабаровске складываются в контексте общих тенденций.
Социально-экономический потенциал Дальнего Востока в силу ограниченного потенциала саморазвития сильно подвержен воздействию вновь возникающих факторов роста. Они обусловливают смещение акцентов и направлений формирования экономики, подъемы и спады в развитии отдельных территорий, муниципальных образований.
В этих условиях важную роль играют территориальные точки роста, или зоны интенсивного развития. К таковым в Хабаровском крае относится город Хабаровск. Он успешно реализует функции крупного краевого центра. Хотя доля его в краевых инвестициях с 2000 по 2010 г. снижается: 2000 г. - 46,5%, 2006 г. - 53,1%, 2010 г. - 29,6%, среди административных центров Дальнего Востока в последние годы Хабаровск привлекает наибольшее количество инвестиций: 2004 г. - 19,6 млрд руб., 2006 г. - 25,1 млрд руб., 2008 г. - 41,7 млрд руб., 2009 г. - 31,3 млрд руб., 2010 г. - 40,8 млрд руб. (Абзац изменен Постановлением Администрации города Хабаровска Хабаровского края от 31 октября 2019 года N 3590 - см. предыдущую редакцию).
На инвестиционную привлекательность города оказывает влияние большое количество факторов: экономический и инновационный потенциалы, наличие транспортной и финансовой инфраструктур, развитие законодательной базы, социальный и кадровый потенциалы, внешнеэкономическое сотрудничество, экономико-географическое положение и имидж. Каждый из них измеряется системой показателей, в той или иной мере определяющей инвестиционную картину.
Так, местоположение города на карте, его климатические условия, соседство с другими регионами и странами - одни из основных критериев инвестиционной привлекательности.
Хабаровск находится в центре наиболее освоенной части Дальнего Востока. В пределах территории радиусом 700 км от города проживает 70% населения региона, расположено 17 из 22 городов с населением более 50 тыс. чел., сосредоточено 2/3 промышленного и 80% сельскохозяйственного производства.
Достаточно благоприятное экономико-географическое положение города подкрепляется наличием следующих условий:
- примыкающей и надежно связанной с г. Хабаровском транспортными путями пригородной сельскохозяйственной зоны из 4 административных районов края, располагающей 307 тыс. га сельскохозяйственных земель;
- находящиеся в радиусе 40 - 50 км от города месторождения минерального сырья, составляющие достаточно надежную базу для производства глинистого и силикатного кирпича, керамзита, железобетонных изделий, дорожного строительства;
- близость к наиболее крупным источникам электроэнергии - опорным станциям ЕЭС юга Дальнего Востока (Зейская ГЭС, Приморская ГРЭС, Бурейская ГЭС);
- наличие пространственных ресурсов в окрестностях города, обусловливающих предпосылки для размещения пространственно емких производственных и непроизводственных объектов;
- большие массивы пригородных земель, пригодных для индивидуальной жилищной застройки;
- сформировавшаяся в непосредственной близости от города обширная рекреационно-оздоровительная зона;
- "срединное" положение города в Дальневосточном регионе и одновременно приграничное положение (близость быстро развивающейся Китайской Народной Республики, высокоразвитой Японии и Республики Кореи) дает ему большие преимущества в экспортно-импортной деятельности, в культурном, научно-техническом и хозяйственном сотрудничестве;
- относительно благоприятные природно-климатические условия (юг Дальнего Востока) не создают больших трудностей для жизни людей и функционирования его хозяйства.
Центральное положение Хабаровска усилено системой транспортных и других коммуникаций, что также является немаловажным фактором инвестиционной привлекательности территории. Город занимает ключевые позиции в единой транспортной системе Дальнего Востока. Несмотря на то, что краевой центр, как и все дальневосточные территории, значительно удален от наиболее развитого и заселенного центра России и оторван от ее основных рынков, город является важнейшим транспортным узлом, расположенным на пересечении железнодорожных, автомобильных, речных, воздушных транспортных путей, ведущих из континентальной России к океану и на север Дальнего Востока.
Достаточно серьезным преимуществом любой территории с точки зрения повышения ее инвестиционной привлекательности является возможность привлечения и удержания высокопрофессиональных кадров за счет создания для них более высокого, чем у соседей, уровня жизни. Удобное экономико-географическое положение г. Хабаровска делает его привлекательным для местных жителей и населения других территорий Дальнего Востока, создает условия для формирования здесь постоянного населения. Социологические исследования показали, что 70,8% хабаровчан не настроены на выезд, 68,1% считают город комфортным для проживания и хотят, чтобы здесь жили их дети. В остальных городах эти показатели ниже. Например, в Южно-Сахалинске они составили соответственно 62,5% и 59,8%.
Мощный потенциал, накопленный г. Хабаровском в области высшего и среднего профессионального образования, опыт работы в других регионах Дальнего Востока является важным фактором повышения инвестиционной привлекательности города. (Абзац изменен Постановлением Администрации города Хабаровска Хабаровского края от 31 октября 2019 года N 3590 - см. предыдущую редакцию).
Город обладает достаточно высоким инновационным потенциалом, что повышает его инвестиционную привлекательность и усиливает конкурентоспособность экономики. Его инновационная специализация не столько промышленность, сколько образование, медицина, управление, транспортная логистика, жилищно-коммунальное хозяйство и другие сферы, обеспечивающие комфортное проживание дальневосточников.
Финансовый рынок Хабаровска в последнее время характеризуется достаточно жесткой конкуренцией. В городе работают более 40 кредитных учреждений, в том числе около 30 филиалов крупных российских и московских банков. Немаловажное место на финансовом рынке города занимают страховые компании. В последние несколько лет идет стабильный рост общего объема совокупных активов страховых компаний, этому способствует, в частности, развитие страхования автогражданской ответственности. Одной из характерных особенностей страхового рынка является параллельное существование очень крупных и мелких страховых компаний. В краевом центре осуществляют свою деятельность более 50 страховых компаний, из них около 40 являются филиалами компаний из других регионов России, на долю которых приходится до 60% объема оказываемых на территории города услуг.
Кроме вышеперечисленных факторов инвестиционной привлекательности важную роль играет также и имидж города, который в значительной степени влияет на решение инвесторов о выборе места размещения своих производств. Составными частями имиджа преуспевающего города являются: качество жизни (наличие жилья для различных социальных групп населения, социальные услуги, качество продуктов питания, сооружения для отдыха, уровень и доступность образования, лечения); кадровые ресурсы (подготовка, повышение квалификации, адаптация к новым условиям и требованиям); инфраструктура (транспорт, связь, средства передачи данных, гостиницы, бытовые услуги и др.); высокие технологии (возможность территории развивать и поддерживать наукоемкие отрасли, обновлять существующую базу); капитал (сконцентрированные на территории собственные и привлеченные средства); контролирующие органы (рациональность, мобильность, эффективность, честность, отсутствие бюрократизма); инфраструктура бизнеса (доступность и уровень услуг в области консалтинга, аудита, рекламы, права, информации, PR, институциональные условия осуществления сделок); власть (команда личностей, компетентность, нестандартность идей, стиль принятия решений, прозрачность законотворчества, отношение к социальным проблемам).
Краевой центр располагает широкими возможностями формирования имиджа преуспевающего административного центра Дальнего Востока. Так, в качестве таковых по результатам SWOT-анализа экспертами были отмечены: повышение качества образования, профессионализма трудовых ресурсов и культурного уровня населения; рост объемов жилищного строительства и обеспеченности населения благоустроенным жильем; реализация политики закрепления населения на юге Дальнего Востока; расширение региональных и федеральных управленческих функций; усиление региональной роли в оптовой и ярмарочной деятельности; расширение торгово-экономических связей с приграничными районами Китая в результате строительства перехода на остров Большой Уссурийский, создание здесь зоны совместного хозяйствования.
Формирует имидж города и его участие в различных российских и международных конкурсах, рейтингах и т.д., и здесь авторитет Хабаровска достаточно высок. По итогам 2004 г. и 2006 г. он занял I место во Всероссийском конкурсе "Самый благоустроенный город России", а в 2006 г. признан победителем 5-го Всероссийского конкурса "Золотой рубль" среди региональных центров субъектов Российской Федерации на Дальнем Востоке в номинации "Лучший город России по экономическим показателям развития". В 2010 г. ему присуждено II место в рейтинге лучших городов для бизнеса, составленный журналом Forbes.
Статистические и аналитические данные о факторах инвестиционной привлекательности г. Хабаровска подкрепляются также экспертными оценками. Так, проведенный SWOT-анализ инвестиционной привлекательности города позволил получить некоторые важные оценки. По мнению экспертов, Хабаровск имеет ряд конкурентных преимуществ: географическое положение на пересечении железнодорожных, водных, автомобильных и авиационных транспортных путей; исторически сложившаяся административно-политическая роль в регионе; относительно развитая система связи и телекоммуникаций; наличие свободных территорий для промышленного и гражданского строительства; развитые высшее и среднее профессиональное образование и др. К наиболее значимым недостаткам отнесены: растущая нехватка квалифицированных специалистов и рабочих кадров; необходимость в развитии инженерной инфраструктуры; отсутствие лидирующей (высокотехнологичной) продукции и др. Инженерная инфраструктура территории является одним из основных факторов, который активно воздействует на инвестиционную привлекательность в целом. Именно уровень развития и качество инженерных коммуникаций являются определяющими при принятии инвесторами решения о выборе той или иной территории для реализации инвестиционного проекта; отсутствие лидирующей (высокотехнологичной) продукции и др.
Возможности развития Хабаровска эксперты связывают прежде всего с усилением транзитной роли города в связи со строительством ряда объектов транспортной инфраструктуры, расширением и повышением качества деловой среды; формированием имиджа преуспевающего административного центра Дальнего Востока, повышением качества образования и др. Наконец, в качестве наиболее серьезных угроз инвестиционной привлекательности города отмечены: отрицательная динамика и старение населения; снижение научно-технического потенциала предприятий; усиливающаяся конкуренция за ресурсы развития с другими административными центрами Дальнего Востока и, прежде всего, с г. Владивостоком.
Благодаря масштабу экономики Хабаровск по абсолютным значениям всегда находился в группе лидеров среди административных центров Дальнего Востока. Особенно значительно его преимущество по инвестициям в основной капитал, отгруженным товарам собственного производства, обороту розничной торговли, вводу в действие жилых домов и др. Значительный спад инвестиционной активности в начале рыночных преобразований в 2000-х гг. перешел в стадию роста. Свою роль сыграла здесь принятая в 2002 г. "Концепция инвестиционной политики администрации г. Хабаровска на период до 2005 г.".
Проведенный анализ инвестиций по видам экономической деятельности показал, что наибольший удельный вес в г. Хабаровске занимают транспорт и связь - 47,2%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 9,3%, производство и распределение газа, электроэнергии и воды - 6,3%. В последние годы подобные приоритеты сохраняются, но более интенсивно растут инвестиции в транспорт и связь. Это связано с рентабельностью вложений в данные отрасли экономики, реализацией социально ориентированных проектов и федеральных программ, развитием материально-технической базы для представления новых видов услуг.
Вместе с тем, анализируя динамику развития основных отраслей экономики г. Хабаровска, можно заметить значительный рост строительной индустрии. За период 2004 - 2009 гг. она увеличила ввод в действие жилых домов со 117,3 до 335,5 тыс. кв. м. Это очень важный признак, подтверждающий правильность заложенной в стратегии идеи формирования на базе краевого центра дальневосточного селитебного центра. Подобные тенденции открывают хорошую перспективу для развития здесь промышленности строительных материалов, производства новых видов оборудования для энергетики, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и др.
Растет транспортно-логистическая роль Хабаровска. С развитием Ванинско-Совгаванской портовой агломерации, освоением и созданием на нем транспортного перехода открываются новые возможности города. Уже в настоящее время он выполняет важную транзитную роль в поставках товаров производственного и бытового назначения в западном и северном направлениях. Повышается значимость его как торгового центра Дальнего Востока. За рассматриваемый период только оборот розничной торговли в сопоставимых ценах вырос в Хабаровске в 1,6 раза. Это существенно выше роста промышленности (118,9%).
Администрацией г. Хабаровска принимаются активные меры по повышению инвестиционной привлекательности краевого центра. Они направлены на открытие новых производств, расширение номенклатуры выпускаемой продукции. В городе создана нормативно-правовая база, сформированы институциональные структуры управления, разработаны механизмы залоговой поддержки, бюджетных гарантий и преференций. Создана и действует электронная база данных "Свободные производственные площади и незадействованные земельные участки на территории города", позволяющая оперативно довести до сведения заинтересованных инвесторов информацию о возможностях размещения того или иного производства.
На постоянной основе работает Инвестиционный Совет, организован и действует залоговый фонд. Определен механизм предоставления бюджетных гарантий из бюджета города.
Однако данные виды поддержки слабо используются субъектами инвестиционной деятельности, что связано с наличием ряда факторов, осложняющих процесс предоставления залоговой поддержки, муниципальных гарантий.
Администрацией Хабаровска проводится политика по поддержке наиболее значимых для города инвестиционных проектов. Среди предприятий и организаций наиболее востребована схема по снижению арендных платежей за земельные участки (на период окупаемости проекта), на которых реализуются инвестиционные проекты по созданию объектов производственного, социального, культурного, спортивного жилого и торгового назначения.
Повышается роль национальных проектов "Здоровье", "Образование", "Доступное жилье". Город как краевой и региональный административный центр максимально включает их в общий инвестиционный процесс.
В целом, несмотря на ряд положительных тенденций в инвестиционной деятельности г. Хабаровска, существует ряд проблем: