ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2019 года N 105-пр
О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края
"Стимулирование инвестиционной деятельности, реализация комплексных
инвестиционных проектов, формирование территорий опережающего
социально-экономического развития в Хабаровском крае", утвержденную
постановлением Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2014 г. N 495-пр
В соответствии с Законом Хабаровского края от 05 декабря 2018 г. N 387 "О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", Порядком принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края", в связи с проведенными организационно-штатными мероприятиями в Правительстве Хабаровского края, а также в целях совершенствования нормативных правовых актов Хабаровского края Правительство края
постановляет:
Внести в государственную программу Хабаровского края "Стимулирование инвестиционной деятельности, реализация комплексных инвестиционных проектов, формирование территорий опережающего социально-экономического развития в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2014 г. N 495-пр, следующие изменения:
1) в паспорте:
а) в позиции "Ответственный исполнитель государственной программы" слова "инвестиционной и земельно-имущественной политики" заменить словами "инвестиционного развития и предпринимательства";
б) в позиции "Соисполнители, участники государственной программы":
- слова "сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий" заменить словами "сельского хозяйства";
- слова "международного и межрегионального сотрудничества" заменить словами "имущественных отношений";
- слова "министерство торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности края" заменить словами "комитет торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства края";
в) в позиции "Сроки и этапы реализации государственной программы" цифры "2020" заменить цифрами "2021";
г) позиции "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств", "Конечный результат реализации государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств | - | финансирование мероприятий государственной программы осуществляется за счет средств краевого бюджета, общий объем финансирования - 1 586,04 млн. рублей, в том числе по годам: 2017 год - 341,94 млн. рублей, 2018 год - 539,65 млн. рублей, 2019 год - 234,72 млн. рублей, 2020 год - 352,38 млн. рублей, 2021 год - 117,35 млн. рублей |
Конечный результат реализации государственной программы | - | прирост инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к 2021 году достигнет 4,4 процента к предыдущему году в сопоставимых ценах; количество инвестиционных проектов, принятых органами исполнительной власти края на сопровождение по принципу "одного окна", к 2021 году составит 60 инвестиционных проектов; количество заключенных соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР края к 2021 году составит 80 соглашений; объем осуществленных частных инвестиций в реализацию инвестиционных проектов резидентами ТОСЭР края к 2021 году составит 43,2 млрд. рублей; количество заключенных соглашений об осуществлении деятельности в СПВ на территории Хабаровского края к 2021 году составит 22 соглашения"; |
2) в разделе 1:
а) абзац одиннадцатый признать утратившим силу;
б) подразделы 1.2, 1.3 изложить в следующей редакции:
"1.2. Содействие созданию и развитию в крае территорий опережающего социально-экономического развития
В 2013 году Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (далее - Минвостокразвития России) при поддержке Правительственной комиссии сформирована модель опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока с достижением целевых показателей к 2025 году: удвоение валового регионального продукта Дальневосточного федерального округа, создание более 400 тысяч высокопроизводительных рабочих мест, увеличение численности населения на один миллион человек.
Общие требования к правовому режиму территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, мерам государственной поддержки и порядку осуществления деятельности установлены Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и конкретизированы для Хабаровского края постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 г. N 628 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Комсомольск", от 25 июня 2015 г. N 630 "О создании территории опережающего социально-экономиче- ского развития "Хабаровск", от 19 апреля 2017 г. N 464 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Николаевск".
В 2015 и 2017 годах между Минвостокразвития России, Правительством края и органами местного самоуправления заключены соглашения о создании ТОСЭР "Хабаровск", "Комсомольск" и "Николаевск".
В крае сформированы коллегиальные органы в лице наблюдательных советов ТОСЭР, органов управления ТОСЭР - дочерних компаний управляющей компании по управлению ТОСЭР в субъектах Российской Федерации акционерного общества "Корпорация развития Дальнего Востока": акционерное общество "УК ТОР "Хабаровск" и акционерное общество "УК ТОР "Комсомольск".
К обеспечению эффективного функционирования ТОСЭР определены институты развития: акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока", автономная некоммерческая организация "Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта", автономная некоммерческая организация "Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке", акционерное общество "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона".
Для резидентов ТОСЭР на региональном и муниципальных уровнях установлен ряд налоговых и административных преференций.
По состоянию на 01 января 2019 г. ТОСЭР локализуются в основных центрах экономического роста края: Хабаровская агломерация, агломерация "Комсомольск-на-Амуре - Амурск - Солнечный", Верхнебуреинский и Николаевский центры развития площадью 557,3 тыс. гектаров, в том числе: ТОСЭР "Хабаровск" - 13,7 тыс. гектаров, ТОСЭР "Комсомольск" - 11,4 тыс. гектаров, ТОСЭР "Николаевск" - 532,2 тыс. гектаров.
По инициативе бизнес-сообщества за период функционирования ТОСЭР количество площадок увеличилось с 6 до 20.
ТОСЭР "Комсомольск" состоит из 8 площадок общей площадью первоочередных площадок 963,3 гектара:
- "Парус" на территории 59,4 гектара;
- "Амурлитмаш" на территории 65,0 гектаров;
- "Амурск" на территории 94,1 гектара;
- "Холдоми" на территории 192,6 гектара (включена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 565);
- "Агропромышленный кластер" на территории 51,4 гектара (включена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 565);
- "Берёзовый" на территории 9,2 гектара (включена постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2018 г. N 53);
- "Правоурмийское" на территории 316,9 гектара (включена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2018 г. N 510);
- "Оловянно-рудная" на территории 174,7 гектара (включена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2018 г. N 510).
ТОСЭР "Хабаровск" состоит из 4 площадок общей площадью первоочередных площадок 706,8 гектара:
- "Аэропорт" на территории 15,5 гектара;
- "Авангард" на территории 51,7 гектара;
- "Ракитное" на территории 520,1 гектара;
- "Лазо" на территории 119,5 гектара (включена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2018 г. N 679).
ТОСЭР "Николаевск" состоит из 8 площадок общей площадью первоочередных площадок 864,2 гектара:
- "Лонгари" на территории 0,1 гектара;
- "Мыс Кошка" на территории 6,0 гектаров;
- "Оремиф" на территории 1,6 гектара;
- "Иннокентьевка" на территории 3,3 гектара;
- "Чныррах" на территории 3,1 гектара;
- "Мыс Перовского" на территории 1,7 гектара;
- "Николаевский судостроительный завод" на территории 7,8 гектара;
- "Полянка" на территории 840,6 гектара (включена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2017 г. N 1361).
В настоящее время функционирование ТОСЭР вступило в активную фазу: реализуются мероприятия по созданию объектов инфраструктуры ТОСЭР, привлекаются инвесторы на площадки ТОСЭР, резидентами ТОСЭР осуществляется реализация инвестиционных проектов, отдельные из которых приступили к выпуску продукции.
Правительство края и органы местного самоуправления согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 390 "О порядке передачи управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территорией опережающего социально-экономического развития, на праве собственности или аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории опережающего социально-экономиче- ского развития, и порядке распоряжения такими земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, а также объектами инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития" предоставляют акционерному обществу "Корпорация развития Дальнего Востока" земельные участки для последующего их предоставления без торгов по сниженным арендным ставкам резидентам ТОСЭР под реализацию проектов и для строительства объектов обеспечивающей инфраструктуры.
Для обеспечения заявленных резидентами ТОСЭР потребностей в инженерной, транспортной и социальной инфраструктуре создаются объекты инфраструктуры на площадках "Ракитное" и "Авангард" ТОСЭР "Хабаровск"; "Парус" и "Холдоми" ТОСЭР "Комсомольск"; "Оремиф", "Иннокентьевка" и "Чныррах" ТОСЭР "Николаевск".
В этих целях Правительством края совместно с акционерным обществом "Корпорация развития Дальнего Востока" реализуются планы-графики мероприятий по созданию инфраструктуры ТОСЭР "Комсомольск", "Хабаровск" и "Николаевск", предусматривающие 68 мероприятий общей стоимостью 8 923,7 млн. рублей (в том числе в 2019-2021 гг. - 28 мероприятий общей стоимостью 3 335,9 млн. рублей).
По краевым и муниципальным обязательствам реализуются 23 мероприятия общей стоимостью 2 838,3 млн. рублей (в том числе в 2019-2021 гг. - 4 мероприятия общей стоимостью 722,3 млн. рублей), федеральным обязательствам - 45 мероприятий общей стоимостью 6 085,4 млн. рублей (в том числе в 2019-2021 гг. - 24 мероприятия общей стоимостью 2 613,5 млн. рублей).
По состоянию на 01 января 2019 г. на создание объектов инфраструктуры ТОСЭР освоено 5 197,65 млн. рублей, в том числе по обязательствам Хабаровского края - 1 628,55 млн. рублей.
Правительством края за период 2015 - 2018 гг. по своим обязательствам построено девять автомобильных дорог, разработана проектно-сметная документация на пять объектов социальной инфраструктуры и три этапа (из четырех) проектирования Регионального центра развития спорта г. Комсомольска-на-Амуре, автодорогу от площадки "Авангард" до ул. Новой в г. Хабаровске.
Дополнительно предусмотрено финансовое возмещение затрат хозяйствующим субъектам, понесенных при строительстве объектов обеспечивающей инфраструктуры ТОСЭР, в форме субсидий.
Также в рамках содействия созданию и развитию в крае территорий опережающего социально-экономического развития предусмотрено финансирование управляющих компаний ТОСЭР при выполнении функций по управлению ТОСЭР Хабаровского края и строительству объектов инфраструктуры по обязательствам края в форме предоставления субсидий.
Порядки предоставления субсидий из краевого бюджета на выполнение данных мероприятий утверждены нормативными правовыми актами.
Этапы развития ТОСЭР определены перспективными планами развитий территорий на 70 лет - срок действия режима ТОСЭР.
За 2015 - 2018 гг. при поддержке Правительства края 125 компаний подали заявки в акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока" на получение статуса резидентов. По состоянию на 01 января 2019 г. заключено 61 соглашение об осуществлении деятельности на ТОСЭР края с присвоением компаниям статуса резидентов, из них 45 проектов находятся в процессе реализации. Объем заявленных резидентами ТОСЭР инвестиций по соглашениям составляет 72,0 млрд. рублей. По предварительным расчетам при реализации проектов предполагается создание 7,7 тысячи новых рабочих мест.
Правительством края проведены предварительные расчеты эффективности модели ТОСЭР по показателям "Соотношение частных и бюджетных инвестиций" и "Стоимость создания одного рабочего места".
По состоянию на 01 января 2019 г. в ТОСЭР "Хабаровск" на 1,0 рубль господдержки приходится 4,0 рубля частных инвестиций, ТОСЭР "Комсомольск" - 25,0 рублей, ТОСЭР "Николаевск" - 2,0 рубля.
В ТОСЭР "Комсомольск" стоимость создания одного рабочего места составляет 0,4 млн. рублей, ТОСЭР "Хабаровск" - 2,2 млн. рублей и ТОСЭР "Николаевск" - 2,7 млн. рублей.
Приоритетами развития ТОСЭР определены сохранение и укрепление потенциала ведущих системообразующих предприятий края, оказание содействия в обеспечении их государственными и экспортными контрактами.
Создание ТОСЭР в крае позволяет обеспечить:
- повышение инвестиционной активности и привлекательности дальневосточного региона в крае;
- ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей экономики;
- снижение импортозависимости края;
- создание новых экспортно-ориентированных производств и предприятий, соответствующих современным стандартам АТР;
- увеличение объема экспорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, производимой российскими предприятиями;
- создание новых высокопроизводительных рабочих мест;
- увеличение налоговых поступлений в бюджет.
1.3. Содействие реализации и развитию режима свободного порта Владивосток на территории Хабаровского края
Согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" режим свободного порта Владивосток распространен в июле 2016 г. на территорию Ванинского муниципального района, в июле 2018 г. - Советско-Гаванского муниципального района и на территории и акватории морских портов Ванино и Советская Гавань соответственно.
Площадь действия режима СПВ по суше составляет 41,2 тыс. кв. километров. По побережью Татарского пролива примыкает к системе бухт, удобных для размещения портовых и рыбоперерабатывающих мощностей, ориентированных на перевалку экспортно-импортных грузов в/из Азиатско-Тихоокеанский регион.
Режим СПВ предполагает действие особого правового статуса осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Резидентам СПВ предоставляется ряд преференций: налоговые льготы, упрощение таможенных и визовых процедур, административные преференции, что способствует привлечению инвестиций в реализацию новых инвестиционных проектов и развитию хозяйствующими субъектами новых видов деятельности.
Органами управления СПВ определены Минвостокразвития России, наблюдательный совет и акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока".
В целях обеспечения функционирования режима СПВ создана комиссия при наблюдательном совете свободного порта Владивосток в Хабаровском крае под председательством Губернатора края.
Внесены изменения в Закон Хабаровского края от 10 ноября 2005 г. N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае", предусматривающие налоговые льготы по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций для резидентов СПВ.
Органами местного самоуправления на территории Ванинского и Советско-Гаванского муниципальных районов для резидентов СПВ установлены льготы по земельному налогу.
За 2016-2018 гг. при поддержке Правительства края в акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока" подано 19 заявок на получение статуса резидентов. По состоянию на 01 января 2019 г. заключено 15 соглашений об осуществлении деятельности на СПВ края с присвоением компаниям статуса резидентов. Объем заявленных резидентами СПВ инвестиций по соглашениям составляет около 88,0 млрд. рублей. Предполагается создание более 2,0 тыс. новых рабочих мест.
В Ванинском и Советско-Гаванском муниципальных районах выполняются обязательства по предоставлению резидентам СПВ земельных участков без торгов.
Негативным фактором, ухудшающим инвестиционную привлекательность муниципальных районов, является преобладание земель лесного фонда и запретной зоны военного лесничества, что ограничивает ведение предпринимательской деятельности.
Площадь запретной зоны в Ванинском муниципальном районе составляет 11,2 тыс. гектаров, включающая поселок Монгохто, частично территории поселка городского типа Октябрьский и сельского поселения Датта.
В Советско-Гаванском муниципальном районе площадь запретной зоны составляет 15,5 тыс. гектаров, в границы которой включена вся территория городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" и частично территория поселка городского типа Майский.
Правительством края организована работа с Министерством обороны Российской Федерации по снятию ограничений для реализации инвестиционных и социально значимых проектов на территории Ванинского и Советско-Гаванского муниципальных районов.
Ванинский и Советско-Гаванский муниципальные районы располагают единой магистральной инфраструктурой, представленной всеми видами транспорта (авиа, морской, железнодорожный и автомобильный), и развитой инженерно-коммунальной инфраструктурой.