ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 22 марта 2019 года N 99-пр


О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края "Развитие
лесного хозяйства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением
 Правительства Хабаровского края от 09 июня 2012 г. N 195-пр

     


В соответствии с Законом Хабаровского края от 05 декабря 2018 г. N 387 "О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края" Правительство края

постановляет:

Внести изменения в государственную программу Хабаровского края "Развитие лесного хозяйства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 09 июня 2012 г. N 195-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).


И.о. Председателя
Правительства края
И.В. Аверин



УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 09 июня 2012 года N 195-пр


(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 22 марта 2019 года N 99-пр)



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Развитие лесного хозяйства в Хабаровском крае"


ПАСПОРТ
государственной программы Хабаровского края "Развитие лесного хозяйства в Хабаровском крае"

Наименование государственной программы

-

государственная программа Хабаровского края "Развитие лесного хозяйства в Хабаровском крае" (далее также - государственная программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

-

управление лесами Правительства Хабаровского края (далее также - край)

Участники государственной программы

-

краевые государственные автономные учреждения в области лесных отношений, подведомственные управлению лесами Правительства края (далее - Лесхозы);

краевые государственные казенные учреждения, подведомственные управлению лесами Правительства края (далее - Лесничества)

Цель государственной программы

-

повышение эффективности управления лесами как основы устойчивого развития лесного сектора экономики

Задачи государственной программы

-

создание условий для повышения эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории края;

обеспечение многоцелевого, неистощительного использования лесов на территории края;

обеспечение в крае баланса выбытия и воспроизводства лесов в отношении 100 %.

Подпрограммы

-

в рамках государственной программы реализация подпрограмм не предусмотрена

Основные мероприятия государственной программы

-

охрана, защита и воспроизводство лесов;

создание условий для эффективного и рационального использования лесов;

региональный проект "Сохранение лесов".

Основные показатели (индикаторы) государственной программы

-

лесистость территории Хабаровского края, процентов;

доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда, процентов;

объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, рублей;

отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений в крае.

Сроки и этапы реализации государственной программы

-

государственная программа реализуется в один этап - в течение 2013 - 2024 годов

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств

-

прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию государственной программы, всего - 17 169,36 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 816,14 млн. рублей,

2014 год - 847,34 млн. рублей,

2015 год - 842,14 млн. рублей,

2016 год - 820,36 млн. рублей,

2017 год - 1 217,17 млн. рублей,

2018 год - 1 363,47 млн. рублей,

2019 год - 1 793,88 млн. рублей,

2020 год - 1 683,18 млн. рублей,

2021 год - 1 709,74 млн. рублей;

2022 год - 2 021,18 млн. рублей;

2023 год - 2 022,19 млн. рублей;

2024 год - 2 032,57 млн. рублей;

из них:

средства краевого бюджета - 8 335,87 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 731,17 млн. рублей,

2014 год - 762,37 млн. рублей,

2015 год - 757,17 млн. рублей,

2016 год - 735,39 млн. рублей,

2017 год - 748,96 млн. рублей,

2018 год - 895,26 млн. рублей,

2019 год - 1 117,43 млн. рублей,

2020 год - 997,54 млн. рублей,

2021 год - 1 009,03 млн. рублей;

2022 год - 193,85 млн. рублей;

2023 год - 193,85 млн. рублей;

2024 год - 193,85 млн. рублей;

из них:

средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета - 5 803,97 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 499,34 млн. рублей,

2014 год - 539,16 млн. рублей,

2015 год - 533,96 млн. рублей,

2016 год - 536,60 млн. рублей,

2017 год - 537,98 млн. рублей,

2018 год - 647,64 млн. рублей,

2019 год - 894,39 млн. рублей;

2020 год - 799,72 млн. рублей;

2021 год - 815,18 млн. рублей;

средства федерального бюджета - 3 340,89 млн. рублей,

в том числе по годам:

2022 год - 1 113,63 млн. рублей,

2023 год - 1 113,63 млн. рублей,

2024 год - 1 113,63 млн. рублей,

внебюджетные источники (по согласованию) - 5 492,60 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 84,97 млн. рублей,

2014 год - 84,97 млн. рублей,

2015 год - 84,97 млн. рублей,

2016 год - 84,97 млн. рублей,

2017 год - 468,21 млн. рублей,

2018 год - 468,21 млн. рублей,

2019 год - 676,45 млн. рублей,

2020 год - 685,64 млн. рублей,

2021 год - 700,71 млн. рублей,

2022 год - 713,70 млн. рублей,

2023 год - 714,71 млн. рублей,

2024 год - 725,09 млн. рублей.

Конечный результат реализации государственной программы

-

сохранение лесистости территории края на уровне 66,2 процентов;

сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 76,2 процента площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;

повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда: достижение уровня 22,2 рублей в расчете на 1 гектар земель лесного фонда;

отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений в крае 100%.



1. Общая характеристика текущего состояния лесного хозяйства в Хабаровском крае

Настоящая государственная программа определяет цели и задачи развития лесного хозяйства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, кадрового, ресурсного обеспечения лесного хозяйства, механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Реализация настоящей государственной программы направлена на формирование условий социально-экономического развития Хабаровского края в части обеспечения инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при безусловном сохранении их глобальной экологической значимости.

Леса на территории Хабаровского края - один из возобновляемых природных ресурсов, который удовлетворяет множественные потребности индустрии, общества и выполняет важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.

Вместе с тем обладая семью процентами запасов лесов Российской Федерации и имея огромный потенциал для освоения лесных ресурсов в Хабаровском крае на сегодняшний день осваивается не более 30 процентов объема древесины от потенциально возможного объема ее использования (расчетной лесосеки).

Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для повышения эффективности и объемов использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Однако с передачей части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации не удалось существенно повысить эффективность использования лесов, снизить уровень их повреждения в результате воздействия неблагоприятных факторов и прежде всего лесными пожарами, достичь требуемого качества работ по воспроизводству лесов, снизить объемы нелегального оборота древесины. Отрицательно отразилось отсутствие унифицированных для всей территории страны подходов по формированию региональных органов лесоуправления, организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (далее - федеральный государственный лесной надзор), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечению системы государственного лесного реестра.

Несмотря на существенную корректировку лесного законодательства, проведенную в последние годы, требуется его дальнейшее совершенствование, особенно в части уточнения перечня видов использования лесов, режима использования, охраны, защиты и воспроизводства отдельных категорий защитных лесов, доработки некоторых и разработки новых нормативных правовых актов.

Лесное хозяйство Российской Федерации в настоящее время продолжает оставаться отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с учетом современных требований инновационной научно-технической политики.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в целях повышения качества жизни граждан, обеспечения рационального использования полезных свойств лесов, повышения их продуктивности, сохранения биоразнообразия, носят комплексный характер и требуют скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных действий органов государственной власти разного уровня. В результате недостаточной комплексности решения задач лесной отрасли, нескоординированности действий органов государственной власти в регулировании вопросов лесных отношений в развитии лесного хозяйства накопились системные проблемы, которые при сохранении текущей ситуации могут усилиться.

Экстенсивное использование лесов в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в лучших насаждениях хвойных пород, привело к существенному сокращению их площади и постоянному ухудшению качественного состава лесов в освоенной части территории лесного фонда. Наблюдается дефицит эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения лесопромышленных предприятий и путей транспорта. Это требует в целях дальнейшей интенсификации использования лесов осуществления мероприятий по повышению их доступности и освоению новых лесных массивов через развитие транспортной инфраструктуры.

В последние годы в местах интенсивного освоения лесов наблюдается изменение их ресурсного и экологического потенциала, сокращение видового и экосистемного разнообразия, что требует особого внимания в связи с необходимостью сохранения биологических ресурсов, смягчения глобальных изменений климата, соблюдения требований лесной сертификации.

В связи с недостаточным финансированием на охрану и защиту лесов сохраняются значительные объемы повреждения лесов и потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней.

Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.

На охраняемой территории лесов ежегодно регистрируются сотни лесных пожаров, охватывающих до нескольких тысяч гектаров покрытых лесной растительностью земель:

- в 2012 году зарегистрировано 677 лесных пожаров, пройденная ими площадь составила свыше 352,4 тыс. гектаров;

- в 2013 году зарегистрировано 186 лесных пожаров, пройденная ими площадь составила свыше 26,8 тыс. гектаров;

- в 2014 году зарегистрировано 433 лесных пожара, пройденная ими площадь составила свыше 64,3 тыс. гектаров;

- в 2015 году зарегистрировано 165 лесных пожаров, которыми пройдено 10,5 тыс. гектаров лесов на землях лесного фонда;

- в 2016 году зарегистрировано 273 лесных пожара на площади 97,3 тыс. гектаров.

- в 2017 году зарегистрировано 356 лесных пожаров на площади 135,0 тыс. гектаров;

- в 2018 году зарегистрировано 447 лесных пожаров на площади 451,3 тыс. гектаров.

Вследствие передачи отдельных полномочий в области лесных отношений, в том числе по тушению лесных пожаров, субъектам Российской Федерации произошла децентрализация и рассредоточение сил и средств на мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, нарушились единые подходы к профилактике и обнаружению лесных пожаров. На региональном уровне возникли проблемы с привлечением дополнительных ресурсов в условиях чрезвычайной лесопожарной обстановки. Ухудшилась работа подразделений авиалесоохраны, что выразилось в нарушении режима патрулирования лесов, ухудшении взаимодействия с наземными силами пожаротушения.

Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и отсутствие эффективной системы федерального государственного пожарного надзора в лесах привело к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной противопожарной службы.

Площадь погибших и поврежденных лесов на землях лесного фонда составляет 146,9 тыс. гектаров, площадь очагов вредных организмов, требующих мер борьбы, составляет 8,3 тыс. гектаров и к 2024 году может увеличиться. Развитию данного сценария способствует низкий уровень финансирования лесозащитных мероприятий в крае, отсутствие необходимой нормативной технической базы, кадровые проблемы. Постоянно сокращается перечень средств защиты леса от вредных организмов, особенно в части экологически безопасных и эффективных биологических препаратов. Объемы мероприятий по наземной локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесах сократились. Такое состояние лесозащиты способно привести из-за несвоевременности выявления вспышек массового размножения опасных лесных вредителей (сибирский шелкопряд, чехлоноска и др.) и оценки их последствий к катастрофическим повреждениям лесов на значительных площадях.

Хабаровский край в силу своего географического расположения, лесорастительных условий и близости к одному из основных зарубежных потребителей лесоматериалов - Китаю является одним из привлекательных регионов для незаконной добычи древесных ресурсов и отгрузки их на экспорт.

Ликвидация института государственной лесной охраны в 2004 году, сокращение численности работников Лесничеств в 2007 году в три раза из-за отсутствия необходимого финансирования оставили значительную часть лесного фонда без должного присмотра органами лесного хозяйства.

Несмотря на положительные результаты применяемых с 2008 года Правительством Хабаровского края мер, эффективность противодействия незаконной заготовке и обороту древесины является недостаточной. Незаконная заготовка древесины продолжает наносить значительный вред окружающей среде и экономике края. Остается нерешенной проблема своевременного пресечения незаконных рубок лесных насаждений, показатель выявляемости виновников совершения нарушений составляет в среднем 40 - 50 процентов.

До настоящего времени не удалось достичь необходимого уровня эффективности межведомственного взаимодействия на различных уровнях исполнительной власти в вопросах борьбы с незаконными лесозаготовками, полного возмещения ущерба, причиненного лесам, в бюджет Российской Федерации.

К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, недостаточная результативность надзора использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, относительно низкий уровень использования современных технологий в лесном хозяйстве, в том числе информационных.

В настоящее время 86,5 процента лесной территории имеет давность лесоустроительных работ свыше 15 - 20 лет, 8,7 процента территории - давность 11 - 15 лет. Требуется модернизация лесоустроительных работ на основе дальнейшего использования современных дистанционных методов зондирования поверхности земли, инновационных разработок при актуализации таксационных и картографических баз данных.

Достоверной оценке качества исполнения переданных полномочий препятствует отсутствие единой системы ведения государственного лесного реестра. Необходимо обеспечить ведение государственного лесного реестра на базе единой автоматизированной системы ведения государственного лесного реестра на основе единой информационно-аналитической базы, доступной органам государственной власти, заинтересованным организациям и гражданам.

Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы федерального государственного лесного надзора на краевом и федеральном уровнях.

Модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без укрепления его научного и кадрового потенциала. На сегодняшний день научное и кадровое обеспечение является одним из главных факторов инновационного развития отрасли. Наиболее остро ощущается недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень производительности труда, которые обусловлены слабым развитием социального партнерства, а также низким по сравнению с другими отраслями экономики уровнем оплаты труда работающих в отрасли, ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров и специалистов.

Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на федеральном уровне в рамках государственной программы по развитию лесного хозяйства в Российской Федерации, подъема его на более высокий современный уровень, организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления лесным хозяйством.

2. Приоритеты и цели краевой государственной политики в сфере развития лесного хозяйства. Цели и задачи государственной программы

На протяжении последнего десятилетия в основополагающих документах развития лесного сектора Российской Федерации определялись целевые установки государственной политики и намечались пути решения задач с учетом существующей и прогнозной социально-экономической ситуации в стране.

Приоритеты и цели государственной политики устанавливаются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ), а также Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (далее - Концепция). Указом и Концепцией определены следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства:

     - сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений;

- улучшение породного состава лесных насаждений, а также сокращение нелегальных рубок и теневого оборота древесины.

Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2018 г. N 1989-р, определена следующая цель развития лесного комплекса Российской Федерации - достижение устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного развития использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающих опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность страны, безусловное выполнение международных обязательств России в части лесов.

Достижение поставленной цели предусматривается решением следующих задач:

- повышение эффективности государственного управления лесами;

- гарантированное обеспечение экономики и общества лесными ресурсами, в том числе через интенсивное использование и воспроизводство лесов;

- повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов, сохранение экологического потенциала лесов;

- повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;

- повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного хозяйства.

В соответствии с Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1724-р, Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр, Стратегией экологической безопасности Хабаровского края на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 11 декабря 2010 г. N 758-рп, краевая государственная политика в сфере реализации государственной программы основывается на следующих принципах:

- признание и соблюдение прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду, а также на получение достоверной информации о лесах;

- соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов;

- обеспечение экологической безопасности путем формирования системы мер, обеспечивающих снижение антропогенного воздействия на природную среду;

- создание на государственном уровне условий, обеспечивающих устойчивое и динамичное развитие лесного сектора экономики;

- обоснованность и последовательность в принятии решений в сфере управления лесами.

Стратегическими целями государственной политики Хабаровского края в области развития лесного хозяйства являются:

- обеспечение устойчивого управления лесным сектором экономики;

- сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов, многоцелевое и неистощительное использование лесов на территории края;

- организация рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Государственная политика края в сфере развития лесного хозяйства направлена на устойчивое социально-экономическое развитие лесных территорий края, на сохранение и приумножение лесов.

Достижение взаимоувязанных стратегических целей развития Хабаровского края и Российской Федерации, определенных в указанных основополагающих документах, планируется осуществить, в том числе посредством настоящей государственной программы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»