(с изменениями на 8 августа 2017 года)
__________________________
Утратило силу на основании
Распоряжения Правительства Хабаровского края
от 2 октября 2020 года N 1053-рп
__________________________
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 19 февраля 2013 года N 72-рп
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 26 декабря 2014 года N 998-рп
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 20 августа 2015 года N 549-рп
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 8 августа 2017 года N 528-рп
________________________________
В Хабаровском крае ведется постоянная работа по сохранению окружающей природной среды и обеспечению ее защиты. В результате выполнения мероприятий, определенных постановлением Правительства Хабаровского края от 27 июня 2007 г. N 124-пр "Об экологической ситуации в Хабаровском крае и мерах по ее улучшению", достигнуты значимые результаты во многих направлениях.
За счет перевода на газ энергоисточников, модернизации пылегазоочистного оборудования на предприятиях края достигнуто снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 15,9 тыс. тонн, или на 12,2 процента.
В целях охраны водных объектов при активном участии края подписан ряд российско-китайских соглашений. Налажена система российско-китайского мониторинга рек Амура и Уссури, создан и функционирует краевой центр экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Проведена инвентаризация мест хранения и захоронения отходов. Введен в эксплуатацию ряд установок по обезвреживанию опасных отходов. Активизирована работа по ликвидации экологических последствий хозяйственной деятельности Амурского целлюлозно-картонного комбината, Солнечного горно-обогатительного комбината, Комсомольского сернокислотного завода.
В целях сохранения биологического разнообразия для настоящего и будущих поколений образованы Анюйский национальный парк, заказники "Аистиный", "Коппи", экологические коридоры, ряд памятников природы, что позволило увеличить площадь особо охраняемых природных территорий в крае на 486,54 тыс. гектаров, или до 7,9 процента от территории края.
Выпущено новое издание Красной книги Хабаровского края, утвержден региональный план действий по сохранению амурского тигра до 2015 года. Разработана методика оценки ущерба редким и исчезающим видам растений и животных, занесенных в Красную книгу Хабаровского края.
С усилением роли государственного экологического контроля на 41,4 процента повысились поступления в бюджет края доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые составили в 2009 году 183,2 млн. рублей.
Работа по формированию экологической культуры населения включает проведение различных массовых мероприятий, повышение квалификации сотрудников органов государственной власти края, местного самоуправления, специалистов и руководителей предприятий и учреждений, издание печатной продукции, еженедельное информирование населения края о состоянии окружающей среды в крае. В течение последних лет край становился призером общероссийских экологических конкурсов.
Вместе с тем проводимая в крае работа по обеспечению экологической безопасности недостаточна.
Не достигнуты целевые прогнозные показатели по вводу обустроенных мест размещения твердых бытовых отходов. Вследствие недостаточной экологической культуры населения, безответственности хозяйствующих субъектов продолжается увеличение количества несанкционированных свалок. Санкционированные свалки вследствие их необорудованности становятся дополнительными очагами загрязнения.
Актуальным для жителей края продолжает оставаться микробиальное загрязнение р. Амура, в течение восьми лет действует запрет на купание, растет уровень заболеваемости кишечными инфекциями, связанными со сбросами в водные объекты неочищенных сточных вод, в том числе серозно-вирусным менингитом, гепатитом А.
Реформирование системы государственного и муниципального экологического контроля, ограничение прав инспекторов по проведению внеплановых проверок привели к снижению эффективности предупреждения, выявления и пресечения экологических правонарушений.
Решение проблем строительства и реконструкции очистных сооружений канализации, обустройства мест размещения твердых бытовых отходов, ликвидации накопленного ущерба в результате банкротства предприятий требует программно-целевого подхода, объединения усилий органов государственной власти Российской Федерации и края, органов местного самоуправления. (Абзац изменен Распоряжением Правительства Хабаровского края от 8 августа 2017 года N 528-рп - см. предыдущую редакцию).
В целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности, защищенности природной среды и жизненно важных интересов населения края от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности:
1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию экологической безопасности Хабаровского края на период до 2020 года;
Мероприятия по реализации Стратегии экологической безопасности Хабаровского края на период до 2020 года;
Схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на территории Хабаровского края до 2020 года.
2. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края:
2.1. Обеспечить выполнение Мероприятий по реализации Стратегии экологической безопасности Хабаровского края на период до 2020 года, утвержденных настоящим распоряжением.
2.2. При разработке государственных программ Хабаровского края по курируемым направлениям деятельности руководствоваться документами, утвержденными настоящим распоряжением. (Пункт изменен Распоряжением Правительства Хабаровского края от 8 августа 2017 года N 528-рп - см. предыдущую редакцию).
2.3. В пределах своей компетенции оказывать в соответствии с законодательством поддержку предприятиям курируемых отраслей по техническому перевооружению, реконструкции и модернизации производства на основе внедрения современных ресурсосберегающих и малоотходных технологий и использования высокоэффективных очистных систем.
2.4. Учитывать показатели экологической эффективности при планировании направлений развития курируемых отраслей.
2.5. В пределах своей компетенции оказывать в соответствии с законодательством поддержку предприятиям, специализирующимся в области утилизации отходов, в создании сети пунктов приема вторичных ресурсов и расширении производства продукции из вторичного сырья.
3. Пункт утратил силу - Распоряжение Правительства Хабаровского края от 20 августа 2015 года N 549-рп - см. предыдущую редакцию.
4. Пункт утратил силу - Распоряжение Правительства Хабаровского края от 20 августа 2015 года N 549-рп - см. предыдущую редакцию.
5. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов края принять участие в реализации пункта 2 настоящего распоряжения, разработать и принять муниципальные программы по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории муниципальных образований. (Пункт изменен Распоряжением Правительства Хабаровского края от 8 августа 2017 года N 528-рп - см. предыдущую редакцию).
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра природных ресурсов края. (Пункт изменен Распоряжением Правительства Хабаровского края от 20 августа 2015 года N 549-рп - см. предыдущую редакцию, Распоряжением Правительства Хабаровского края от 8 августа 2017 года N 528-рп - см. предыдущую редакцию).
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
СТРАТЕГИЯ
экологической безопасности Хабаровского края на период до 2020 года
(с изменениями на 8 августа 2017 года)
Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р, определяет в качестве стратегической цели государственной политики в области экологии сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, рассматривает обеспечение экологической безопасности как важную составляющую национальной безопасности государства. При этом стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности. (Абзац изменен Распоряжением Правительства Хабаровского края от 8 августа 2017 года N 528-рп - см. предыдущую редакцию).
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, устанавливает в качестве основной цели экологической политики значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств за счет снижения удельных уровней воздействия на окружающую среду в 3 - 7 раз в зависимости от отрасли, снижения уровня экологического воздействия в 2 - 2,5 раза, роста уровня экологических издержек (затрат на снижение вредных выбросов, утилизацию отходов и восстановление природной среды) до 1 - 1,5 процента валового внутреннего продукта в 2020 году.
Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, устанавливает в качестве одной из стратегических целей развития водохозяйственного комплекса охрану и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения.
Решение экологических проблем является одним из стратегических направлений развития Дальнего Востока, определенных в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р.
Одним из основных принципов деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления является ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
По данным Всемирной организации здравоохранения, более 30 процентов болезней вызвано факторами окружающей среды. Качество жизни, устойчивость развития экономики находятся в неразрывной связи с экологической безопасностью.
Стратегия экологической безопасности Хабаровского края на период до 2020 года (далее - Стратегия) представляет собой систему мер, направленных на создание экологически безопасной среды обитания населения края, сохранение и восстановление природных комплексов и объектов на территории края.
Стратегия является основой для долгосрочного планирования, разработки и реализации государственных программ Хабаровского края социально-экономического развития, экологических программ и планов действий, практической деятельности органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих свою деятельность на территории края, в том числе оказывающих услуги в сфере охраны окружающей среды и оздоровления населения, учебных и научных учреждений, а также общественных организаций и средств массовой информации. (Абзац изменен Распоряжением Правительства Хабаровского края от 8 августа 2017 года N 528-рп - см. предыдущую редакцию).
Река Амур является крупнейшей трансграничной рекой Евразии, в бассейне которой расположено, пять субъектов Российской Федерации, три провинции Китайской Народной Республики, три аймака Монголии.
Хабаровский край располагается в нижнем течении р. Амура и сбросы всех расположенных выше в бассейне р. Амура территорий оказывают влияние на качество воды.
В последние годы значительно усилилось антропогенное воздействие на природную среду в бассейне р. Амура со стороны Китайской Народной Республики.
В бассейне р. Амура расположено пять субъектов Российской Федерации и у всех очистные сооружения канализации либо отсутствуют, либо работают в ненормативном режиме.
По-прежнему вызывает озабоченность высокий уровень микробиологического загрязнения р. Амура. Большинство водных объектов края в местах купания населения не соответствуют действующим санитарным правилам и гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям. В последние годы возрастает количество вспышек инфекционных заболеваний, обусловленных водным фактором, а также "воднозависимых патологий". Растет уровень заболеваемости кишечными инфекциями, связанными со сбросами в водные объекты неочищенных сточных вод; увеличивается степень риска воздействия на организм человека канцерогенных факторов.
По результатам исследований качества воды р. Амура от 2 до 75 процентов проб воды в контрольных точках в крае не соответствуют гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям. Ежегодно в крае фиксируется 300 - 500 случаев заболевания энтеровирусным менингитом (в 2006 году - 1 443 случая). Уровень заболеваемости гепатитом А у населения Приамурья на 47,7 процента выше российского.
Правительством края ведется активная работа по защите р. Амура.
Создан и функционирует Краевой центр экологического мониторинга, позволяющий вести на новом качественном уровне исследования воды, донных отложений, рыбы. В рамках краевой системы экологического мониторинга скоординированы действия всех структур в крае, ответственных за охрану окружающей среды. За счет средств федерального и краевого бюджетов ежегодно проводится исследование качества воды в р. Амуре по 84 токсикантам и 10 вирусологическим и микробиологическим показателям.
Проведена большая работа по снижению трансграничного загрязнения р. Амура. При активной работе органов исполнительной власти края заключено российско-китайское соглашение о сотрудничестве в области охраны и использования трансграничных водных объектов.
В 2005-2006 годах осуществлялся совместный российско-китайский мониторинг рек Сунгари и Амура, который позволил выявить приоритетные загрязнители, места их поступления. В результате китайской стороной активизировано принятие мер по экологическому оздоровлению р. Сунгари.
В августе 2006 г. Госсоветом Китайской Народной Республики была утверждена Программа экологического оздоровления р. Сунгари.
В результате принятых мер за последние два года качество воды р. Сунгари заметно улучшилось - уменьшилось содержание специфических загрязняющих веществ в воде р. Амура после впадения р. Сунгари. При этом подобные меры с российской стороны отсутствуют.
В Хабаровском крае до нормативных показателей очищается 0,2 процента от общего объема сбросов. Практически все очистные сооружения в крае работают в ненормативном режиме из-за перегрузки по гидравлике, несоответствия типа очистных сооружений категории поступающих сточных вод, нарушения правил эксплуатации очистных сооружений.
Основной объем сточных вод поступает в р. Амур из коммунальных систем водоотведения городов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Амурска. В некоторых населенных пунктах очистные сооружения отсутствуют. Существующие очистные сооружения эксплуатируются 25 - 30 и более лет и нуждаются в реконструкции.
Недостаточными темпами ведется реконструкция очистных сооружений канализации г. Хабаровска. По данным за 2009 год, в среднем по краю износ очистных сооружений канализации составляет 71,7 процента. На восстановление основных фондов канализационного хозяйства населенных пунктов необходимо около 18,5 млрд. рублей, в том числе на ремонт коллекторов свыше 9 млрд. рублей. При этом большинство объектов в настоящее время не имеет разработанной проектно-сметной документации.
Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что организация водоотведения в границах муниципального образования относится к вопросам местного значения, в то же время средств местных бюджетов недостаточно и требуется финансовая поддержка из федерального и краевого бюджетов.
С учетом недостаточной очистки сбрасываемых с российской стороны в трансграничную реку сточных вод необходимо включение строительства (реконструкции) очистных сооружений водоотведения в населенных пунктах, расположенных в бассейне р. Амура, в государственные программы Российской Федерации с выделением финансирования из федерального бюджета.
Принятие специальной государственной программы, направленной на оздоровление р. Амура, имеет политическое и социально-экологическое значение для Хабаровского края.
Параллельно необходимо продолжение работы по использованию альтернативных подземных источников питьевой воды, в том числе вводу в эксплуатацию водозаборных сооружений Тунгусского месторождения в г. Хабаровске и комплекса обезжелезивания и деманганации вод Амурского водозабора в пласте в г. Комсомольске-на-Амуре.
Для того, чтобы исключить вторичное загрязнение воды и обеспечить надежное водоснабжение населенных пунктов края, необходимы развитие сетевого хозяйства, реконструкция существующих и строительство новых водопроводных линий.
В связи с изменениями, происходящими в сфере промышленного развития российского Дальнего Востока и Китая, необходимы постоянная актуализация гидрохимических показателей мониторинга окружающей среды, расширение спектра методов биоиндикации для оценки состояния экосистемы р. Амура, научное обоснование и учет региональных приоритетных факторов экологического риска, выявление корреляций между состоянием окружающей среды и здоровьем населения.
Зарегулированность части бассейна р. Амура приводит к изменению режима внутригодового распределения стока реки: увеличение расходов воды зимней межени и уменьшение расходов воды в летний период. В маловодные годы это приводит к осушению и возгоранию торфяников, расположенных в пойме р. Амура и требует согласованных экологических попусков Зейской и Бурейской ГЭС для обводнения поймы.
Избыточная аккумуляция наносов в долине р. Амура, характерная для нижнего течения реки, распашка земель и сведение лесов в бассейне р. Амура значительно увеличивают объемы твердого стока и приводят к интенсивному разделению (фуркации) русла и размыву берегов, необходима инженерная защита от вредного воздействия вод.
Для улучшения качества водных объектов в крае основными направлениями деятельности на период до 2020 года являются:
снижение объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты путем внедрения водосберегающих технологий, строительства новых, реконструкции и модернизации действующих очистных сооружений водоотведения на основе современных технологий и оборудования, в первую очередь, в системе жилищно-коммунального хозяйства;
расширение использования замкнутых (водооборотных) схем водоснабжения на промышленных предприятиях;