ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 28 декабря 2018 года N 509-пр


О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края
от 17 августа 2012 г. N 277-пр
"Об утверждении государственной программы
 Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском
крае на 2013-2020 годы"



В целях совершенствования нормативных правовых актов Правительства Хабаровского края Правительство края

постановляет:

1. Внести изменения в постановление Правительства Хабаровского края от 17 августа 2012 г. N 277-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы", исключив в наименовании, постановляющей части слова "на 2013-2020 годы".

2. Внести изменения в государственную программу Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 17 августа 2012 г. N 277-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).


И.о. Председателя
Правительства края
И.В. Аверин




УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 17 августа 2012 года N 277-пр

(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 28 декабря 2018 года N 509-пр)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ
 СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВАИ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ
 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И
ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"


ПАСПОРТ
государственной программы Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства
 и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и
 продовольствия в Хабаровском крае"
(далее - Государственная программа)


Ответственный исполнитель

-

министерство сельского хозяйства Хабаровского края (далее - край)

Соисполнители, участники

-

министерство здравоохранения края;

министерство строительства края;

министерство промышленности и транспорта края;

министерство культуры края;

министерство имущественных отношений края;

министерство физической культуры и спорта края;

министерство образования и науки края;

управление ветеринарии Правительства края;

органы местного самоуправления (по согласованию);

сельскохозяйственные товаропроизводители края: сельскохозяйственные организации края;

индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, граждане, ведущие личные подсобные хозяйства (далее также - малые формы хозяйствования) (по согласованию);

организации агропромышленного комплекса края независимо от их организационно-правовой формы (по согласованию);

садоводческие, огороднические некоммерческие товарищества (по согласованию);

граждане, проживающие в сельской местности (по согласованию);

автономная некоммерческая организация "Краевой сельскохозяйственный фонд" (по согласованию);

краевые государственные бюджетные учреждения ветеринарии

Цели Государственной программы

-

создание условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса края и улучшение условий проживания граждан в сельской местности края

Задачи Государственной программы

-

обеспечение продовольственной безопасности края по основным видам продукции растениеводства и животноводства и повышение конкурентоспособности растениеводческой и животноводческой продукции, производимой сельскохозяйственными товаропроизводителями края;

стимулирование технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства края;

обеспечение устойчивого производства овощей открытого и защищенного грунта в хозяйствах всех категорий;

обеспечение комплексного и сбалансированного развития молочной отрасли края;

создание условий для развития конкурентоспособного рынка семян сельскохозяйственных растений;

поддержка и развитие малых форм хозяйствования в крае;

поддержка и развитие сельскохозяйственной кооперации в крае, сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции;

создание комфортных условий для жизни в сельской местности края;

повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв края средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий, а также продукционного потенциала мелиорируемых земель и эффективного использования природных ресурсов;

сохранение и улучшение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории края

Подпрограммы

-

"Развитие подотрасли растениеводства";

"Развитие подотрасли животноводства";

"Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации и малых форм хозяйствования";

"Устойчивое развитие сельских территорий";

"Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Хабаровском крае";

"Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Хабаровского края";

"Предупреждение заноса, распространения и ликвидация африканской чумы свиней на территории Хабаровского края"

Основные мероприятия Государственной программы

-

развитие подотрасли растениеводства;

развитие подотрасли животноводства;

развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации и малых форм хозяйствования;

устойчивое развитие сельских территорий;

развитие пищевой и перерабатывающей промышленности;

развитие оптово-распределительных центров;

создание и развитие автономной некоммерческой организации "Краевой сельскохозяйственный фонд"

Основные показатели (индикаторы)

-

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);

индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;

удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем количестве сельскохозяйственных организаций края;

рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий);

среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства)

Сроки и этапы реализации Государственной программы

-

Государственная программа реализуется в один этап - в течение 2013-2021 годов

Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств

-

прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию Государственной программы - 13 471,26 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 736,43 млн. рублей,

2014 год - 957,62 млн. рублей,

2015 год - 1 682,70 млн. рублей,

2016 год - 1 727,20 млн. рублей,

2017 год - 1 632,48 млн. рублей,

2018 год - 1 311,44 млн. рублей,

2019 год - 1 676,65 млн. рублей,

2020 год - 1 848,49 млн. рублей,

2021 год - 1 898,24 млн. рублей,

из них:

объем финансирования Государственной программы из краевого бюджета - 8 580,70 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 706,14 млн. рублей,

2014 год - 896,33 млн. рублей,

2015 год - 957,18 млн. рублей,

2016 год - 843,04 млн. рублей,

2017 год - 1 008,01 млн. рублей,

2018 год - 1 050,27 млн. рублей,

2019 год - 932,98 млн. рублей,

2020 год - 1 034,75 млн. рублей,

2021 год - 1 151,99 млн. рублей;

в том числе средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 1 699,51 млн. рублей,

в том числе по годам:

2015 год - 280,57 млн. рублей,

2016 год - 180,23 млн. рублей,

2017 год - 142,11 млн. рублей,

2018 год - 208,31 млн. рублей,

2019 год - 197,68 млн. рублей,

2020 год - 370,11 млн. рублей,

2021 год - 320,50 млн. рублей;

прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию Государственной программы за счет:

средств федерального бюджета - 12,09 млн. рублей в 2015 году;

средств бюджетов муниципальных образований края (по согласованию) - 152,22 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 3,69 млн. рублей,

2014 год - 3,84 млн. рублей,

2015 год - 2,54 млн. рублей,

2016 год - 9,86 млн. рублей,

2017 год - 32,49 млн. рублей,

2018 год - 18,02 млн. рублей,

2019 год - 15,16 млн. рублей,

2020 год - 18,51 млн. рублей,

2021 год - 48,12 млн. рублей;

внебюджетных средств (по согласованию) - 4 726,25 млн. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 26,60 млн. рублей,

2014 год - 57,45 млн. рублей,

2015 год - 710,89 млн. рублей,

2016 год - 874,30 млн. рублей,

2017 год - 591,99 млн. рублей,

2018 год - 243,15 млн. рублей,

2019 год - 728,51 млн. рублей,

2020 год - 795,23 млн. рублей,

2021 год - 698,13 млн. рублей

Конечный результат реализации Государственной программы

-

в результате реализации Государственной программы к 2021 году планируется достигнуть следующие значения показателей:

увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) по отношению к 2012 году на 9,9 процента;

удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем количестве сельскохозяйственных организаций края составит 80,0 процентов;

рентабельность сельскохозяйственных организаций составит 3,1 процента;

среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) составит 29 528,9 рублей


1. Общая характеристика текущего состояния агропромышленного комплекса края


Агропромышленный комплекс края (далее - АПК) и его базовая отрасль - сельское хозяйство определяют продовольственную и экономическую безопасность региона, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.

Сельскохозяйственное производство в крае ведется в сложных природно-климатических условиях при значительной удаленности от основных районов производства материально-технических ресурсов, потребляемых в процессе производства (семян, удобрений, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники и т.д.).

За последние пять лет производство продукции сельского хозяйства развивалось нестабильно. В период с 2013 по 2017 годы индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах составил 94,6, 104,8, 90,2, 92,0 102,5% соответственно.

В структуре сельскохозяйственного производства преобладает отрасль растениеводства (около 60% в общем объеме производства продукции).

В 2017 году посевная площадь всех сельскохозяйственных культур составила 84,7 тыс. гектаров, из них 10% занято зерновыми культурами, 26% - кормовыми, 40% - соей, 19% - картофелем, 4% - овощами.

В 2017 году по сравнению с 2013 годом во всех категориях хозяйств увеличилось производство: сои - в 2,7 раза (общий объем - 44,2 тыс. тонн), зерновых - на 75,0% (16,8 тыс. тонн), овощей - на 1,2% (57,5 тыс. тонн). Снизилось производство картофеля на 7,6% (общий объем - 247,6 тыс. тонн).

В целях производства элитных семян в крае с 2011 года функционирует общество с ограниченной ответственностью "Хабаровский страховой семенной фонд". В 2017 году удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов, составил 6,9 процента.

В крае также развивается животноводство. В этой отрасли хозяйства специализируются по молочному и мясному скотоводству, яичному и мясному птицеводству, производству свиней мясных пород, а также оленеводству.

Надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях края в 2017 году составил 2 877 кг, что на 424 кг, или на 12,8% меньше, чем в 2013 году. Это обусловлено наличием низкопродуктивного поголовья коров, в том числе больного лейкозом крупного рогатого скота (далее - КРС).

Снижение поголовья коров не позволяет получить положительную динамику валового производства молока (в 2017 году в сравнении с 2013 годом производство молока снизилось на 16,6 тыс. тонн, или на 35,7%, в том числе в сельскохозяйственных организациях края - на 48,2%, в хозяйствах населения - на 24,1%, при одновременном увеличении производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах на 26,7 процента).

В 2017 году производство мяса (в живом весе) сократилось на 46,2% по сравнению с 2013 годом, производство яиц на 4,7 процента.

В крае поддерживается эпизоотическое и ветеринарно-санитарное благополучие. Для недопущения распространения заразных болезней животных на территории региона, государственной ветеринарной службой осуществляется комплекс мер по проведению регулярной вакцинации восприимчивого поголовья скота и птицы против особо опасных заболеваний, планомерное ежегодное обследование восприимчивого поголовья животных и птицы методами диагностических и лабораторных исследований на особо опасные и карантинные болезни животных и птиц, а также на болезни, общие для человека и животных. Также государственной ветеринарной службой края осуществляется проведение лабораторных исследований и ветеринарно-санитарной экспертизы продукции и сырья животного происхождения с целью обеспечения безопасности животноводческой продукции.

Значительный вклад в развитие сельского хозяйства края по-прежнему вносят малые формы хозяйствования на селе, что позволяет увеличить объемы сельскохозяйственного производства, повысить уровень жизни населения. По многим видам продукции этот сектор занимает значительную долю в производстве: мяса - 69%, молока - 56%, яиц - 7%, овощей - 94%, картофеля - 98 процентов.

За период реализации Государственной программы осуществлены инвестиционные проекты, направленные на модернизацию отрасли, рост самообеспеченности края продовольствием:

- завершено строительство четырех очередей тепличного комплекса для круглогодичного производства зеленных культур площадью 0,15 га (К(Ф)Х Бутков В.Б.) Общая площадь тепличного комплекса по состоянию на 01.12.2018 составляет 0,75 га;

- введены в эксплуатацию две очереди тепличного комплекса по выращиванию овощей закрытого грунта (ООО "Джей Джи Си Эвергрин"). С начала реализации проекта введено 96 рабочих мест, проектная мощность двух очередей составляет 3,5 тыс. тонн овощей в год;

- завершено строительство трех очередей теплицы (ООО "АПК "Восток"), общая площадь тепличного комплекса в настоящее время составляет 1,1 га;

- введен в эксплуатацию завод по выращиванию зеленных культур (ООО "Аграрные технологии будущего"), в Индустриальном районе г. Хабаровска мощностью 360,0 тонн зеленых культур в год;

- введен в эксплуатацию инкубаторий мощностью 320 тыс. штук яиц единовременной закладки (АО "ППЗ "Хабаровский"). Ввод в эксплуатацию нового инкубатория позволил увеличить до 15 единовременных закладок яйца (до 5 млн. штук в год), что в 4 раза больше мощностей ранее действующего инкубатория и снизить себестоимость продукции;

- закончена модернизация цеха для промышленного содержания кур-несушек, рассчитанного на 70 тыс. голов птицы (АО "ПТФ "Комсомольская"). Проведенная реконструкция позволила увеличить поголовье птицы к концу 2017 году до 450 тыс. голов, производство яйца в 2018 году планируется увеличить на 15 - 20 процентов;

- введен в эксплуатацию цех по забою и переработке мяса (ООО "Амурская заря") мощностью до 10 голов крупного рогатого скота (далее - КРС) (или 15 голов свиней) в смену с производством более 1 тонны мяса. Цех позволяет осуществлять убой скота от фермеров и владельцев личных подворий на давальческой основе с послеубойной ветеринарно-санитарной экспертизой мяса и мясопродуктов;

- введен в эксплуатацию модульный молочный цех по переработке 10,0 тонн молока в сутки АО "Хорское", позволяющий перерабатывать 100% молока собственного производства и выпускать готовую молочную продукцию в ассортименте: молоко пакетированное, сметана, творог, ряженка, варенец.

Основные проблемные вопросы в развитии агропромышленного комплекса края:

1) в растениеводстве:

рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли растениеводства, ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять реализацию инвестиционных проектов;

развитие растениеводства также сдерживают природно-климатические риски, оказывающие серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур и объемы их производства;

технико-технологическая модернизация растениеводства осуществляется медленными темпами из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

низкая обеспеченность отрасли семенами, не позволяет достичь высокой урожайности сельскохозяйственных культур;

2) в мелиорации - неудовлетворительное состояние мелиоративных систем края, длительное отсутствие мероприятий по их восстановлению и реконструкции;

3) в животноводстве:

сокращение численности поголовья, прежде всего крупного рогатого скота (далее - КРС) молочного направления;

низкое кадровое обеспечение отрасли;

низкая рентабельность, сокращение инвестиций, недостаток оборотных средств при высокой энергоемкости и технологичности отрасли;

4) в развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации и малых форм хозяйствования:

трудности с реализацией сельскохозяйственной продукции собственного производства;

недостаточное техническое оснащение;

высокая стоимость заемных средств;

5) в развитии сельских территорий:

снижение уровня благоустройства сельских территорий, доступности для сельского населения медицинских, культурных и других социальных и инфраструктурных услуг;

- прогрессирующая тенденция сокращения численности сельского населения, в том числе в трудоспособном возрасте;

6) в обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия:

- лейкоз КРС, наносящий значительный экономический ущерб животноводству края по причине недополучения молока и приплода вследствие выбраковки КРС, а также затрат на проведение ветеринарно-санитарных и зоотехнических мероприятий;

- слабая материально-техническая база.

Кроме того, для повышения эффективности и устойчивого функционирования предприятий всех форм собственности в АПК края необходимо решить проблемы регулирования земельных отношений, кадрового обеспечения отрасли, формирования достаточного количества оптово-распределительных центров, развития инвестиционной деятельности и внедрения достижений научно-технического прогресса, передового производственного опыта.

Значительную роль в обеспечение работы отрасли играет государственная поддержка, способствующая укреплению финансовой устойчивости предприятий отрасли и увеличение доли прибыльных хозяйств (78% в 2013 году). В период 2013-2017 гг. с использованием государственной поддержки приобретено 502 единицы сельскохозяйственной техники на сумму 646,7 млн. рублей.

При этом эффективность государственной поддержки увеличилась в сравнении с 2010 годом на 4,4 раза за счет роста чистой прибыли на 1 рубль государственной поддержки.

Без значительной государственной поддержки в современных условиях субъекты АПК края не в состоянии обеспечить достижение показателей продовольственной безопасности, эффективное и сбалансированное развитие.

Необходимо, чтобы АПК края и его базовая отрасль - сельское хозяйство стали наукоемким и высокотехнологичным сектором экономики, где используется высокодоходный и престижный труд, обеспечивается экологическая безопасность, а в сельских территориях создана развитая и полноценная социальная инфраструктура.

Достижение целей и решение задач государственной программы будет осуществляться путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.

2. Приоритеты и цели краевой государственной политики в области
агропромышленного комплекса. Цели и задачи Государственной программы


Настоящая Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности АПК.

Цели и задачи Государственной программы соответствуют Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717; Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжение Правительства Российской Федерации от 02 февраля 2015 г. N 151-р; Закону Хабаровского края от 29 июля 2015 г. N 96 "О стратегическом планировании в Хабаровском крае"; Основным направлениям деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014 - 2018 годов, утвержденным распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 февраля 2014 г. N 107-рп; Концепции продовольственной безопасности Хабаровского края на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 22 апреля 2014 г. N 253-рп.

Целью настоящей Государственной программы является создание условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса края и улучшение условий проживания граждан в сельской местности края.

Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач настоящей Государственной программы:

- обеспечение продовольственной безопасности края по основным видам продукции растениеводства и животноводства и повышение конкурентоспособности растениеводческой и животноводческой продукции, производимой сельскохозяйственными товаропроизводителями края;

- стимулирование технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства края;

- обеспечение устойчивого производства овощей открытого и защищенного грунта в хозяйствах всех категорий;

- обеспечение комплексного и сбалансированного развития молочной отрасли края;

- создание условий для развития конкурентоспособного рынка семян сельскохозяйственных растений;

- поддержка и развитие малых форм хозяйствования в крае;

- поддержка и развитие сельскохозяйственной кооперации в крае, сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»