ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2018 года N 509-пр
О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края
от 17 августа 2012 г. N 277-пр "Об утверждении государственной программы
Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском
крае на 2013-2020 годы"
В целях совершенствования нормативных правовых актов Правительства Хабаровского края Правительство края
постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правительства Хабаровского края от 17 августа 2012 г. N 277-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы", исключив в наименовании, постановляющей части слова "на 2013-2020 годы".
2. Внести изменения в государственную программу Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 17 августа 2012 г. N 277-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).
И.о. Председателя
Правительства края
И.В. Аверин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 17 августа 2012 года N 277-пр
(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 28 декабря 2018 года N 509-пр)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВАИ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И
ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"
ПАСПОРТ
государственной программы Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства
и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия в Хабаровском крае"
(далее - Государственная программа)
Ответственный исполнитель | - | министерство сельского хозяйства Хабаровского края (далее - край) |
Соисполнители, участники | - | министерство здравоохранения края; министерство строительства края; министерство промышленности и транспорта края; министерство культуры края; министерство имущественных отношений края; министерство физической культуры и спорта края; министерство образования и науки края; управление ветеринарии Правительства края; органы местного самоуправления (по согласованию); сельскохозяйственные товаропроизводители края: сельскохозяйственные организации края; индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, граждане, ведущие личные подсобные хозяйства (далее также - малые формы хозяйствования) (по согласованию); организации агропромышленного комплекса края независимо от их организационно-правовой формы (по согласованию); садоводческие, огороднические некоммерческие товарищества (по согласованию); граждане, проживающие в сельской местности (по согласованию); автономная некоммерческая организация "Краевой сельскохозяйственный фонд" (по согласованию); краевые государственные бюджетные учреждения ветеринарии |
Цели Государственной программы | - | создание условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса края и улучшение условий проживания граждан в сельской местности края |
Задачи Государственной программы | - | обеспечение продовольственной безопасности края по основным видам продукции растениеводства и животноводства и повышение конкурентоспособности растениеводческой и животноводческой продукции, производимой сельскохозяйственными товаропроизводителями края; стимулирование технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства края; обеспечение устойчивого производства овощей открытого и защищенного грунта в хозяйствах всех категорий; обеспечение комплексного и сбалансированного развития молочной отрасли края; создание условий для развития конкурентоспособного рынка семян сельскохозяйственных растений; поддержка и развитие малых форм хозяйствования в крае; поддержка и развитие сельскохозяйственной кооперации в крае, сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции; создание комфортных условий для жизни в сельской местности края; повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв края средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий, а также продукционного потенциала мелиорируемых земель и эффективного использования природных ресурсов; сохранение и улучшение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории края |
Подпрограммы | - | "Развитие подотрасли растениеводства"; "Развитие подотрасли животноводства"; "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации и малых форм хозяйствования"; "Устойчивое развитие сельских территорий"; "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Хабаровском крае"; "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Хабаровского края"; "Предупреждение заноса, распространения и ликвидация африканской чумы свиней на территории Хабаровского края" |
Основные мероприятия Государственной программы | - | развитие подотрасли растениеводства; развитие подотрасли животноводства; развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации и малых форм хозяйствования; устойчивое развитие сельских территорий; развитие пищевой и перерабатывающей промышленности; развитие оптово-распределительных центров; создание и развитие автономной некоммерческой организации "Краевой сельскохозяйственный фонд" |
Основные показатели (индикаторы) | - | индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах); индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства; удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем количестве сельскохозяйственных организаций края; рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий); среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) |
Сроки и этапы реализации Государственной программы | - | Государственная программа реализуется в один этап - в течение 2013-2021 годов |
Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств | - | прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию Государственной программы - 13 471,26 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 736,43 млн. рублей, 2014 год - 957,62 млн. рублей, 2015 год - 1 682,70 млн. рублей, 2016 год - 1 727,20 млн. рублей, 2017 год - 1 632,48 млн. рублей, 2018 год - 1 311,44 млн. рублей, 2019 год - 1 676,65 млн. рублей, 2020 год - 1 848,49 млн. рублей, 2021 год - 1 898,24 млн. рублей, из них: объем финансирования Государственной программы из краевого бюджета - 8 580,70 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 706,14 млн. рублей, 2014 год - 896,33 млн. рублей, 2015 год - 957,18 млн. рублей, 2016 год - 843,04 млн. рублей, 2017 год - 1 008,01 млн. рублей, 2018 год - 1 050,27 млн. рублей, 2019 год - 932,98 млн. рублей, 2020 год - 1 034,75 млн. рублей, 2021 год - 1 151,99 млн. рублей; в том числе средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 1 699,51 млн. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 280,57 млн. рублей, 2016 год - 180,23 млн. рублей, 2017 год - 142,11 млн. рублей, 2018 год - 208,31 млн. рублей, 2019 год - 197,68 млн. рублей, 2020 год - 370,11 млн. рублей, 2021 год - 320,50 млн. рублей; |
прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию Государственной программы за счет: средств федерального бюджета - 12,09 млн. рублей в 2015 году; средств бюджетов муниципальных образований края (по согласованию) - 152,22 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 3,69 млн. рублей, 2014 год - 3,84 млн. рублей, 2015 год - 2,54 млн. рублей, 2016 год - 9,86 млн. рублей, 2017 год - 32,49 млн. рублей, 2018 год - 18,02 млн. рублей, 2019 год - 15,16 млн. рублей, 2020 год - 18,51 млн. рублей, 2021 год - 48,12 млн. рублей; внебюджетных средств (по согласованию) - 4 726,25 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 26,60 млн. рублей, 2014 год - 57,45 млн. рублей, 2015 год - 710,89 млн. рублей, 2016 год - 874,30 млн. рублей, 2017 год - 591,99 млн. рублей, 2018 год - 243,15 млн. рублей, 2019 год - 728,51 млн. рублей, 2020 год - 795,23 млн. рублей, 2021 год - 698,13 млн. рублей | ||
Конечный результат реализации Государственной программы | - | в результате реализации Государственной программы к 2021 году планируется достигнуть следующие значения показателей: увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) по отношению к 2012 году на 9,9 процента; удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем количестве сельскохозяйственных организаций края составит 80,0 процентов; рентабельность сельскохозяйственных организаций составит 3,1 процента; среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) составит 29 528,9 рублей |
1. Общая характеристика текущего состояния агропромышленного комплекса края
Агропромышленный комплекс края (далее - АПК) и его базовая отрасль - сельское хозяйство определяют продовольственную и экономическую безопасность региона, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Сельскохозяйственное производство в крае ведется в сложных природно-климатических условиях при значительной удаленности от основных районов производства материально-технических ресурсов, потребляемых в процессе производства (семян, удобрений, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники и т.д.).
За последние пять лет производство продукции сельского хозяйства развивалось нестабильно. В период с 2013 по 2017 годы индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах составил 94,6, 104,8, 90,2, 92,0 102,5% соответственно.
В структуре сельскохозяйственного производства преобладает отрасль растениеводства (около 60% в общем объеме производства продукции).
В 2017 году посевная площадь всех сельскохозяйственных культур составила 84,7 тыс. гектаров, из них 10% занято зерновыми культурами, 26% - кормовыми, 40% - соей, 19% - картофелем, 4% - овощами.
В 2017 году по сравнению с 2013 годом во всех категориях хозяйств увеличилось производство: сои - в 2,7 раза (общий объем - 44,2 тыс. тонн), зерновых - на 75,0% (16,8 тыс. тонн), овощей - на 1,2% (57,5 тыс. тонн). Снизилось производство картофеля на 7,6% (общий объем - 247,6 тыс. тонн).
В целях производства элитных семян в крае с 2011 года функционирует общество с ограниченной ответственностью "Хабаровский страховой семенной фонд". В 2017 году удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов, составил 6,9 процента.
В крае также развивается животноводство. В этой отрасли хозяйства специализируются по молочному и мясному скотоводству, яичному и мясному птицеводству, производству свиней мясных пород, а также оленеводству.
Надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях края в 2017 году составил 2 877 кг, что на 424 кг, или на 12,8% меньше, чем в 2013 году. Это обусловлено наличием низкопродуктивного поголовья коров, в том числе больного лейкозом крупного рогатого скота (далее - КРС).
Снижение поголовья коров не позволяет получить положительную динамику валового производства молока (в 2017 году в сравнении с 2013 годом производство молока снизилось на 16,6 тыс. тонн, или на 35,7%, в том числе в сельскохозяйственных организациях края - на 48,2%, в хозяйствах населения - на 24,1%, при одновременном увеличении производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах на 26,7 процента).
В 2017 году производство мяса (в живом весе) сократилось на 46,2% по сравнению с 2013 годом, производство яиц на 4,7 процента.
В крае поддерживается эпизоотическое и ветеринарно-санитарное благополучие. Для недопущения распространения заразных болезней животных на территории региона, государственной ветеринарной службой осуществляется комплекс мер по проведению регулярной вакцинации восприимчивого поголовья скота и птицы против особо опасных заболеваний, планомерное ежегодное обследование восприимчивого поголовья животных и птицы методами диагностических и лабораторных исследований на особо опасные и карантинные болезни животных и птиц, а также на болезни, общие для человека и животных. Также государственной ветеринарной службой края осуществляется проведение лабораторных исследований и ветеринарно-санитарной экспертизы продукции и сырья животного происхождения с целью обеспечения безопасности животноводческой продукции.
Значительный вклад в развитие сельского хозяйства края по-прежнему вносят малые формы хозяйствования на селе, что позволяет увеличить объемы сельскохозяйственного производства, повысить уровень жизни населения. По многим видам продукции этот сектор занимает значительную долю в производстве: мяса - 69%, молока - 56%, яиц - 7%, овощей - 94%, картофеля - 98 процентов.
За период реализации Государственной программы осуществлены инвестиционные проекты, направленные на модернизацию отрасли, рост самообеспеченности края продовольствием:
- завершено строительство четырех очередей тепличного комплекса для круглогодичного производства зеленных культур площадью 0,15 га (К(Ф)Х Бутков В.Б.) Общая площадь тепличного комплекса по состоянию на 01.12.2018 составляет 0,75 га;
- введены в эксплуатацию две очереди тепличного комплекса по выращиванию овощей закрытого грунта (ООО "Джей Джи Си Эвергрин"). С начала реализации проекта введено 96 рабочих мест, проектная мощность двух очередей составляет 3,5 тыс. тонн овощей в год;
- завершено строительство трех очередей теплицы (ООО "АПК "Восток"), общая площадь тепличного комплекса в настоящее время составляет 1,1 га;
- введен в эксплуатацию завод по выращиванию зеленных культур (ООО "Аграрные технологии будущего"), в Индустриальном районе г. Хабаровска мощностью 360,0 тонн зеленых культур в год;
- введен в эксплуатацию инкубаторий мощностью 320 тыс. штук яиц единовременной закладки (АО "ППЗ "Хабаровский"). Ввод в эксплуатацию нового инкубатория позволил увеличить до 15 единовременных закладок яйца (до 5 млн. штук в год), что в 4 раза больше мощностей ранее действующего инкубатория и снизить себестоимость продукции;
- закончена модернизация цеха для промышленного содержания кур-несушек, рассчитанного на 70 тыс. голов птицы (АО "ПТФ "Комсомольская"). Проведенная реконструкция позволила увеличить поголовье птицы к концу 2017 году до 450 тыс. голов, производство яйца в 2018 году планируется увеличить на 15 - 20 процентов;
- введен в эксплуатацию цех по забою и переработке мяса (ООО "Амурская заря") мощностью до 10 голов крупного рогатого скота (далее - КРС) (или 15 голов свиней) в смену с производством более 1 тонны мяса. Цех позволяет осуществлять убой скота от фермеров и владельцев личных подворий на давальческой основе с послеубойной ветеринарно-санитарной экспертизой мяса и мясопродуктов;
- введен в эксплуатацию модульный молочный цех по переработке 10,0 тонн молока в сутки АО "Хорское", позволяющий перерабатывать 100% молока собственного производства и выпускать готовую молочную продукцию в ассортименте: молоко пакетированное, сметана, творог, ряженка, варенец.
Основные проблемные вопросы в развитии агропромышленного комплекса края:
1) в растениеводстве:
рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли растениеводства, ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять реализацию инвестиционных проектов;
развитие растениеводства также сдерживают природно-климатические риски, оказывающие серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур и объемы их производства;
технико-технологическая модернизация растениеводства осуществляется медленными темпами из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
низкая обеспеченность отрасли семенами, не позволяет достичь высокой урожайности сельскохозяйственных культур;
2) в мелиорации - неудовлетворительное состояние мелиоративных систем края, длительное отсутствие мероприятий по их восстановлению и реконструкции;
3) в животноводстве:
сокращение численности поголовья, прежде всего крупного рогатого скота (далее - КРС) молочного направления;
низкое кадровое обеспечение отрасли;
низкая рентабельность, сокращение инвестиций, недостаток оборотных средств при высокой энергоемкости и технологичности отрасли;
4) в развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации и малых форм хозяйствования:
трудности с реализацией сельскохозяйственной продукции собственного производства;
недостаточное техническое оснащение;
высокая стоимость заемных средств;
5) в развитии сельских территорий:
снижение уровня благоустройства сельских территорий, доступности для сельского населения медицинских, культурных и других социальных и инфраструктурных услуг;
- прогрессирующая тенденция сокращения численности сельского населения, в том числе в трудоспособном возрасте;
6) в обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия:
- лейкоз КРС, наносящий значительный экономический ущерб животноводству края по причине недополучения молока и приплода вследствие выбраковки КРС, а также затрат на проведение ветеринарно-санитарных и зоотехнических мероприятий;
- слабая материально-техническая база.
Кроме того, для повышения эффективности и устойчивого функционирования предприятий всех форм собственности в АПК края необходимо решить проблемы регулирования земельных отношений, кадрового обеспечения отрасли, формирования достаточного количества оптово-распределительных центров, развития инвестиционной деятельности и внедрения достижений научно-технического прогресса, передового производственного опыта.
Значительную роль в обеспечение работы отрасли играет государственная поддержка, способствующая укреплению финансовой устойчивости предприятий отрасли и увеличение доли прибыльных хозяйств (78% в 2013 году). В период 2013-2017 гг. с использованием государственной поддержки приобретено 502 единицы сельскохозяйственной техники на сумму 646,7 млн. рублей.
При этом эффективность государственной поддержки увеличилась в сравнении с 2010 годом на 4,4 раза за счет роста чистой прибыли на 1 рубль государственной поддержки.
Без значительной государственной поддержки в современных условиях субъекты АПК края не в состоянии обеспечить достижение показателей продовольственной безопасности, эффективное и сбалансированное развитие.
Необходимо, чтобы АПК края и его базовая отрасль - сельское хозяйство стали наукоемким и высокотехнологичным сектором экономики, где используется высокодоходный и престижный труд, обеспечивается экологическая безопасность, а в сельских территориях создана развитая и полноценная социальная инфраструктура.
Достижение целей и решение задач государственной программы будет осуществляться путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
2. Приоритеты и цели краевой государственной политики в области
агропромышленного комплекса. Цели и задачи Государственной программы
Настоящая Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности АПК.
Цели и задачи Государственной программы соответствуют Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717; Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжение Правительства Российской Федерации от 02 февраля 2015 г. N 151-р; Закону Хабаровского края от 29 июля 2015 г. N 96 "О стратегическом планировании в Хабаровском крае"; Основным направлениям деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014 - 2018 годов, утвержденным распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 февраля 2014 г. N 107-рп; Концепции продовольственной безопасности Хабаровского края на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 22 апреля 2014 г. N 253-рп.
Целью настоящей Государственной программы является создание условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса края и улучшение условий проживания граждан в сельской местности края.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач настоящей Государственной программы:
- обеспечение продовольственной безопасности края по основным видам продукции растениеводства и животноводства и повышение конкурентоспособности растениеводческой и животноводческой продукции, производимой сельскохозяйственными товаропроизводителями края;
- стимулирование технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства края;
- обеспечение устойчивого производства овощей открытого и защищенного грунта в хозяйствах всех категорий;
- обеспечение комплексного и сбалансированного развития молочной отрасли края;
- создание условий для развития конкурентоспособного рынка семян сельскохозяйственных растений;
- поддержка и развитие малых форм хозяйствования в крае;
- поддержка и развитие сельскохозяйственной кооперации в крае, сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции;