__________________________
Утратило силу на основании
Распоряжения Правительства Хабаровского края
от 5 июня 2020 года N 600-рп
__________________________
В целях реализации в Хабаровском крае на среднесрочную перспективу Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию продовольственной безопасности Хабаровского края на период до 2020 года (далее - Концепция).
2. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края руководствоваться Концепцией при разработке документов, затрагивающих вопросы продовольственной безопасности Хабаровского края.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований края при разработке муниципальных программ, затрагивающих вопросы продовольственной безопасности, учитывать положения Концепции.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра сельского хозяйства и продовольствия края Яца А.П.
И.о. Председателя
Правительства края
С.В. Щетнёв
КОНЦЕПЦИЯ
продовольственной безопасности Хабаровского края на период до 2020 года
Концепция продовольственной безопасности Хабаровского края (далее - Концепция) - документ, отражающий определенное понимание сущности решения проблемы обеспечения продовольственной безопасности Хабаровского края (далее также - край), определяющий направления развития и способы решения задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" (далее также - Доктрина продовольственной безопасности).
Настоящая Концепция направлена на формирование основы продовольственной безопасности Хабаровского края в условиях современных вызовов и рисков, с учетом возможности наступления и реализации этих вызовов и рисков.
Концепция разработана в соответствии со следующими правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края:
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента России от 30 января 2010 г. N 120;
Федеральный закон от 02 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. N 559-р;
Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. N 1873-р;
постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года";
Закон Хабаровского края от 26 июля 2005 г. N 288 "О поддержке сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае";
постановление Правительства Хабаровского края от 15 июля 2010 г. N 173-пр "Об основных направлениях развития пищевой промышленности Хабаровского края до 2015 года";
постановление Правительства Хабаровского края от 09 сентября 2010 г. N 252-пр "Об основных направлениях повышения эффективности функционирования рыбохозяйственного комплекса Хабаровского края на 2011-2015 годы";
постановление Правительства Хабаровского края от 26 января 2012 г. N 9-пр "Об основных направлениях развития потребительского рынка в Хабаровском крае на период 2012-2015 годов";
распоряжение Правительства Хабаровского края от 17 июня 2013 г. N 412-рп "О реализации направлений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации в Хабаровском крае".
1.1. Основные понятия
Для целей настоящей Концепции применяются следующие основные понятия:
- продовольственная безопасность Хабаровского края (далее - продовольственная безопасность) - состояние экономики края, при котором обеспечивается продовольственная независимость края, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого жителя края пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;
- продовольственная независимость Хабаровского края (далее - продовольственная независимость) - устойчивое региональное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка края соответствующих продуктов;
- физическая доступность пищевых продуктов - уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах края обеспечивается возможность приобретения населением пищевых продуктов или организации питания в объемах и ассортименте не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов;
- экономическая доступность пищевых продуктов - возможность приобретения пищевых продуктов по сложившимся ценам в объемах и ассортименте не меньше установленных рациональных норм потребления, обеспеченная соответствующим уровнем доходов населения.
1.2. Цели и задачи
Целью Концепции является определение путей и способов устойчивого обеспечения в долгосрочной перспективе до 2020 года продовольственной безопасности и независимости Хабаровского края.
Задачами Концепции являются:
1) определение понятия продовольственной безопасности края, ее основных составляющих и путей ее достижения;
2) определение принципов, на которых строится краевая политика в сфере обеспечения продовольственной безопасности;
3) определение критериев оценки уровня продовольственной безопасности края;
4) определение значений целевых показателей, характеризующих продовольственную безопасность края, до 2020 года;
5) оценка рисков продовольственной безопасности региона;
6) определение основных направлений экономической политики края в целях обеспечения продовольственной безопасности.
Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения края безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов (далее - рыбная продукция) и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.
С учетом отнесения Хабаровского края к неблагоприятным регионам для ведения сельского хозяйства продовольственная независимость считается условно достигнутой, если обеспечение продовольствием за счет собственного сельскохозяйственного производства составляет более 50 процентов от объема потребления населением края продуктов питания.
Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются:
1) своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;
2) устойчивое развитие регионального производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной безопасности;
3) достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого жителя края безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;
4) обеспечение безопасности пищевых продуктов;
5) создание условий для развития системы заготовки пищевых лесных продуктов.
1.3. Принципы обеспечения продовольственной безопасности
Основные принципы обеспечения продовольственной безопасности:
1) максимальное использование природного потенциала, конкурентных преимуществ края;
2) стремление к продовольственной независимости;
3) максимальное использование рыночных принципов развития в сфере обеспечения продовольствием;
4) принятие управленческих решений исходя из изменения текущего и перспективного состояния самообеспеченности, возникновения внутренних и внешних угроз;
5) формирование и поддержание необходимых запасов и резервов продовольствия в крае;
6) распространение положений Концепции на все муниципальные образования края;
7) максимальное использование собственного трудового потенциала края;
8) определение и планирование мер государственной поддержки и разработка соответствующих программных мероприятий исходя из эффективности использования бюджетных средств и роста показателей самообеспеченности;
9) максимальное использование резервов роста внутреннего потребления собственной продукции (использование средств массовой информации, общественных мероприятий, выставок, системы социального питания, продовольственной помощи).
В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении:
- зерна - не менее 95,0 процентов;
- сахара - не менее 80,0 процентов;
- растительного масла - не менее 80,0 процентов;
- мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85,0 процентов;
- молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90,0 процентов;
- рыбной продукции - не менее 80,0 процентов;
- картофеля - не менее 95,0 процентов;
- соли пищевой - не менее 85,0 процентов.
Из перечисленных продуктов в крае не производятся либо не развито производство зерна, сахара, растительного масла, соли пищевой.
Для оценки состояния продовольственной безопасности используются показатели удельного веса сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия производства Хабаровского края в общем объеме товарных ресурсов краевого рынка соответствующих продуктов:
- мяса и мясопродуктов;
- молока и молокопродуктов;
- рыбной продукции;
- картофеля;
- овощей;
- воды бутилированной.
2.1. Показатели в сфере регионального продовольственного потребления
Показателями в сфере регионального продовольственного потребления являются:
- денежные доходы в расчете на душу населения;
- индекс потребительских цен на пищевые продукты;
- обеспеченность торговыми площадями для реализации продовольственных товаров на 1 тыс. жителей;
- объемы адресной помощи населению;
- темп роста оборота розничной торговли продовольственными товарами на душу населения;
- общий объем реализованных продовольственных товаров;
- потребление пищевых продуктов в расчете на душу населения.
2.2. Показатели в сфере регионального производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья
Показателями в сфере регионального производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья являются:
- удельный вес сельскохозяйственной продукции и продовольствия, произведенных в крае, в общем объеме товарных ресурсов;
- объемы производства сельскохозяйственной продукции в действующих ценах;
- доля сельскохозяйственной продукции, произведенной в крае, в общем объеме реализованных продовольственных товаров;
- объем производства пищевой продукции, включая напитки;
- темпы роста объемов производства пищевой продукции, включая напитки, на душу населения;
- темпы роста объемов производства обогащенных, диетических и функциональных продуктов питания, произведенных в крае;
- удельный вес бутилированной питьевой воды производства предприятий края в общем объеме потребляемой питьевой воды.
2.3. Показатели в сфере государственного регулирования и управления
Показателями в сфере государственного регулирования и управления являются:
- бюджетная поддержка производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в расчете на один рубль реализованной продукции;
- бюджетная поддержка производителей рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на один рубль реализованной продукции.
3.1. Общая характеристика состояния продовольственной безопасности