(с изменениями на 29 марта 2023 года)
(в ред. распоряжений Правительства Хабаровского края от 02.10.2020 N 1055-рп, от 07.07.2021 N 556-рп, от 29.03.2023 N 180-рп)
В целях совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях Хабаровского края:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях Хабаровского края на 2019 - 2024 годы (далее - Концепция).
2. Исполнительным органам края обеспечить реализацию Концепции и Основных мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях Хабаровского края на 2019 - 2024 годы (приложение N 1 к Концепции) (далее - Основные мероприятия).
(в ред. распоряжения Правительства Хабаровского края от 29.03.2023 N 180-рп)
3. Исполнительным органам края представлять в комитет по труду и занятости населения Правительства края информацию о ходе реализации Концепции и Основных мероприятий в государственных и муниципальных учреждениях края курируемых отраслей ежегодно не позднее 20 июня, 20 декабря начиная с 2019 года.
(в ред. распоряжения Правительства Хабаровского края от 02.10.2020 N 1055-рп)
4. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов края:
- при разработке мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников муниципальных учреждений руководствоваться настоящим распоряжением;
- представлять в исполнительные органы края, курирующие соответствующие отрасли, информацию о ходе реализации Концепции и Основных мероприятий ежегодно в срок не позднее 15 июня, 15 декабря.
(в ред. распоряжений Правительства Хабаровского края от 02.10.2020 N 1055-рп, от 29.03.2023 N 180-рп)
5. Комитету по труду и занятости населения Правительства края осуществлять мониторинг реализации Основных мероприятий.
6. Признать утратившими силу распоряжения Правительства Хабаровского края:
от 02 сентября 2014 г. N 628-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства Хабаровского края от 30 апреля 2013 г. N 290-рп "Об утверждении Регионального плана поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях Хабаровского края на 2013 - 2018 годы";
от 07 декабря 2015 г. N 908-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства Хабаровского края от 30 апреля 2013 г. N 290-рп "Об утверждении Регионального плана поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях Хабаровского края на 2013 - 2018 годы";
7. Настоящее распоряжение вступает в силу с 01 января 2019 г.
8. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства края по социальным вопросам.
(в ред. распоряжения Правительства Хабаровского края от 02.10.2020 N 1055-рп)
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И.Шпорт
КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЯХ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 2019 - 2024 ГОДЫ
(в ред. распоряжений Правительства Хабаровского края от 02.10.2020 N 1055-рп, от 07.07.2021 N 556-рп, от 29.03.2023 N 180-рп)
Настоящая Концепция совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях Хабаровского края на 2019 - 2024 годы (далее - Концепция и учреждения соответственно) определяет изменения в системе оплаты труда работников учреждений, направленные на совершенствование структуры заработной платы работников и восстановление дифференциации в зависимости от сложности труда.
Концепция соответствует положениям статей 134 и 144 Трудового кодекса Российской Федерации, Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников учреждений, утвержденным решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, указам Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
При разработке Концепции учитывались поставленные задачи по обеспечению устойчивого роста реальных доходов граждан, по повышению оплаты труда в бюджетном секторе экономики края, а также стратегические задачи по повышению качества жизни и развития человеческого капитала согласно Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр.
В Хабаровском крае (далее также - край) в период с 2013 по 2018 год осуществлен переход учреждений на отраслевые системы оплаты труда с учетом показателей оценки эффективности работы учреждений и работников.
Реализация мероприятий, предусмотренных распоряжением Правительства Хабаровского края от 30 апреля 2013 г. N 290-рп "Об утверждении Регионального плана поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях Хабаровского края на 2013 - 2018 годы", способствовала введению "эффективного контракта" с работниками, развитию кадрового потенциала и повышению квалификации работников.
Правовыми актами исполнительных органов края (органов местного самоуправления муниципальных образований края) - главных распорядителей бюджетных средств, осуществляющих функции и полномочия учредителя, утверждены:
(в ред. распоряжений Правительства Хабаровского края от 07.07.2021 N 556-рп, от 29.03.2023 N 180-рп)
- примерные положения об оплате труда работников подведомственных государственных (муниципальных) бюджетных и (или) автономных учреждений края по видам экономической деятельности, которые носят рекомендательный характер;
- положения об оплате труда работников подведомственных государственных (муниципальных) казенных учреждений края по видам экономической деятельности, которые носят обязательный характер;
- целевые показатели эффективности деятельности учреждений и их руководителей.
Для совершенствования механизма оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров установлен предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя и среднемесячной заработной платы работников учреждения в кратности от 1 до 8.
Установлена предельная доля на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда не более 40 процентов.
При установлении выплат стимулирующего характера в отдельных учреждениях сохраняется формальный подход без учета конкретных измеримых показателей их применения. Например, введение персональных повышающих коэффициентов, выплат за интенсивность работы и др. Часть выплат стимулирующего характера становится постоянной выплатой, не связанной с результатом труда и качеством оказываемых учреждениями услуг.
В результате гарантированная часть оплаты труда работника (оклад, должностной оклад, ставка заработной платы) составляет менее 50 процентов заработной платы.
Приобретают актуальность вопросы повышения реального содержания заработной платы, соблюдения соотношения среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников учреждений и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в крае, вопросы формирования штатной численности работников учреждений, принимающих непосредственное участие в оказании услуг, а также установления оптимального соотношения гарантированной и стимулирующих частей оплаты труда.
Начиная с 2018 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" минимальный размер оплаты труда устанавливается ежегодно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.
Районный коэффициент и процентные надбавки за стаж работы в особых климатических условиях работодатель обязан начислять на минимальный размер оплаты труда согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в Постановлении от 07 декабря 2017 г. N 38-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С.Григорьевой, О.Л.Дейдей, Н.А.Капуриной и И.Я.Кураш".
В условиях изменившегося законодательства при установлении окладов (должностных окладов), ставок заработной платы не в полной мере учитывается сложность труда работников, снижается уровень дифференциации оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности. В отдельных учреждениях наблюдается уравнивание оплаты труда неквалифицированных работников со специалистами.
Несмотря на применение гибких подходов, позволяющих существенно расширить самостоятельность учреждений в регулировании заработной платы работников в зависимости от квалификации и сложности труда, практика показывает, что в настоящее время требуется проведение ряда мероприятий, направленных на пересмотр основных элементов системы оплаты труда.
Концепция принята в целях обеспечения принципов установления системы оплаты труда работников учреждений, направленных на:
(в ред. распоряжения Правительства Хабаровского края от 02.10.2020 N 1055-рп)
- обеспечение дифференциации в оплате труда работников в зависимости от квалификационных требований, профессиональных квалификационных групп, устанавливаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;
- обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда;
- обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы.
Реализация Концепции предполагает решение следующих основных задач: