ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2016 года N 297-пр
О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Хабаровского края
(с изменениями на 11 мая 2018 года)
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Хабаровского края от 11 мая 2018 года N 164-пр
________________________________
В целях совершенствования нормативных правовых актов Хабаровского края Правительство края
постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 17 августа 2012 г. N 277-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Пункт утратил силу - Постановление Правительства Хабаровского края от 11 мая 2018 года N 164-пр - см. предыдущую редакцию.
3. Признать утратившими силу с 01 января 2017 г.:
постановление Правительства Хабаровского края от 03 апреля 2015 г. N 61-пр "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на реализацию на территории городских и сельских поселений Хабаровского края проектов развития муниципальных образований края, основанных на местных инициативах граждан";
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением приложения N 10 к государственной программе Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17 августа 2012 г. N 277-пр, которое вступает в силу с 01 января 2017 г.
И.о. Председателя
Правительства края
А.Н. Мкртычев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 17 августа 2012 года N 277-пр
(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 31 августа 2016 года N 297-пр)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы"
ПАСПОРТ
государственной программы Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы"
(далее - Государственная программа)
Ответственный исполнитель | - министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края (далее - край) |
Соисполнители, участники | - министерство здравоохранения края; министерство строительства края; министерство промышленности и транспорта края; министерство культуры края; министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики края; управление ветеринарии Правительства края; органы местного самоуправления (по согласованию); сельскохозяйственные товаропроизводители края: сельскохозяйственные организации края; индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, граждане, ведущие личные подсобные хозяйства (далее также - малые формы хозяйствования) (по согласованию); организации агропромышленного комплекса края независимо от их организационно-правовой формы (по согласованию); садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения (по согласованию); граждане, проживающие в сельской местности (по согласованию); автономная некоммерческая организация "Краевой сельскохозяйственный фонд" (по согласованию); краевые государственные бюджетные учреждения ветеринарии |
Цели Государственной программы | - создание условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса края и улучшение условий проживания граждан в сельской местности края |
Задачи Государственной программы | - обеспечение продовольственной безопасности края по основным видам продукции растениеводства и животноводства и повышение конкурентоспособности растениеводческой и животноводческой продукции, производимой сельскохозяйственными товаропроизводителями края; стимулирование технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства края; обеспечение устойчивого производства овощей открытого и защищенного грунта в хозяйствах всех категорий; обеспечение комплексного и сбалансированного развития молочной отрасли края; создание условий для развития конкурентоспособного рынка семян сельскохозяйственных растений; поддержка и развитие малых форм хозяйствования в крае; поддержка и развитие сельскохозяйственной кооперации в крае, сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции; создание комфортных условий для жизнедеятельности в сельской местности края; повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв края средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий, а также продукционного потенциала мелиорируемых земель и эффективного использования природных ресурсов; сохранение и улучшение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории края |
Подпрограммы | - "Развитие подотрасли растениеводства"; "Развитие подотрасли животноводства"; "Развитие малых форм хозяйствования"; "Устойчивое развитие сельских территорий"; "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Хабаровском крае"; "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Хабаровского края" |
Основные мероприятия Государственной программы | - развитие подотрасли растениеводства; развитие подотрасли животноводства; развитие малых форм хозяйствования; устойчивое развитие сельских территорий; развитие пищевой и перерабатывающей промышленности; развитие оптово-распределительных центров |
Основные показатели (индикаторы) | - индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах); индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства; удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем количестве сельскохозяйственных организаций края |
Сроки и этапы реализации Государственной программы | - Государственная программа реализуется в один этап - в течение 2013-2020 годов |
Ресурсное обеспечение реализации программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств | - прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию Государственной программы - 16 270,21 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 736,43 млн. рублей, 2014 год - 957,62 млн. рублей, 2015 год - 1 688,70 млн. рублей, 2016 год - 1 727,20 млн. рублей, 2017 год - 4 287,55 млн. рублей, 2018-2020 годы - 6 872,71 млн. рублей, из них: объем финансирования Государственной программы из краевого бюджета - 7 373,66 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 706,14 млн. рублей, 2014 год - 896,33 млн. рублей, 2015 год - 957,18 млн. рублей, 2016 год - 843,04 млн. рублей, 2017 год - 693,02 млн. рублей, 2018-2020 годы - 3 277,95 млн. рублей; в том числе средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 496,22 млн. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 280,57 млн. рублей, 2016 год - 180,23 млн. рублей, 2017 год - 35,42 млн. рублей; |
прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию Государственной программы за счет средств: федерального бюджета - 667,63 млн. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 12,09 млн. рублей, 2017 год - 101,07 млн. рублей, 2018-2020 годы - 554,47 млн. рублей; бюджетов муниципальных образований края (по согласованию) - 77,62 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 3,69 млн. рублей, 2014 год - 3,84 млн. рублей, 2015 год - 2,54 млн. рублей, 2016 год - 9,86 млн. рублей, 2017 год - 11,42 млн. рублей, 2018-2020 годы - 46,27 млн. рублей; внебюджетных источников (по согласованию) - 8 151,30 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 26,60 млн. рублей, 2014 год - 57,45 млн. рублей, 2015 год - 716,89 млн. рублей, 2016 год - 874,30 млн. рублей, 2017 год - 3 482,04 млн. рублей, 2018-2020 годы - 2 994,02 млн. рублей | |
Конечный результат реализации Государственной программы | - в результате реализации Государственной программы к 2020 году планируется достигнуть следующие значения показателей: увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) по отношению к 2012 году на -14,5 процента; индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составит 101,2 процента; удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем количестве сельскохозяйственных организаций края составит 80,0 процентов |
1. Общая характеристика текущего состояния агропромышленного комплекса края
Агропромышленный комплекс края (далее - АПК) и его базовая отрасль - сельское хозяйство определяют продовольственную и экономическую безопасность региона, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Сельскохозяйственное производство в крае ведется в сложных природно-климатических условиях при значительной удаленности от основных районов производства материально-технических ресурсов, потребляемых в процессе производства (семян, удобрений, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники и т.д.).
За последние пять лет производство продукции сельского хозяйства развивалось нестабильно. В период с 2011 по 2015 годы индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах колебался от 104,8% в 2014 г. до 93,0% в 2015 году.
В структуре сельскохозяйственного производства преобладает отрасль растениеводства (около 60% в общем объеме производства продукции).
В 2015 году посевная площадь всех сельскохозяйственных культур составила 78,5 тыс. гектаров, из них 11% занято зерновыми культурами, 30% - кормовыми, 32% - соей, 22% - картофелем, 4% - овощами.
В 2015 году по сравнению с 2011 годом во всех категориях хозяйств увеличилось производство: сои - в 2,1 раза (общий объем - 29,4 тыс. тонн), зерновых - на 44,5% (15,0 тыс. тонн). Снизилось производство картофеля - на 3,0% (общий объем - 272,2 тыс. тонн), овощей - на 6,9% (57,1 тыс. тонн).
В целях производства элитных семян в крае с 2011 года функционирует общество с ограниченной ответственностью "Хабаровский страховой семенной фонд". В 2015 году удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов, составил 7,4 процента.
В крае также развивается животноводство. В этой отрасли хозяйства специализируются по молочному и мясному скотоводству, яичному и мясному птицеводству, производству свиней мясных пород, а также оленеводству.
Надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях края в 2015 году составил 3209 кг, что на 92 кг, или на 3,0% больше, чем в 2011 году.
Однако снижение поголовья коров не позволяет получить положительную динамику валового производства молока (в 2015 году в сравнении с 2011 годом производство молока снизилось на 11,0 тыс. тонн, или на 21,8%, в том числе в сельскохозяйственных организациях края - на 26,4%, в хозяйствах населения - на 17,9%, при одновременном увеличении производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах на 12,5 процента).
В 2015 году производство мяса (в живом весе) сократилось на 22,4% по сравнению с 2011 годом, производство яиц увеличилось на 4,1 процента.
В крае поддерживается эпизоотическое и ветеринарно-санитарное благополучие. Для недопущения распространения заразных болезней животных на территории региона, государственной ветеринарной службой осуществляется комплекс мер по проведению регулярной вакцинации восприимчивого поголовья скота и птицы против особо опасных заболеваний, планомерное ежегодное обследование восприимчивого поголовья животных и птицы методами диагностических и лабораторных исследований на особо опасные и карантинные болезни животных и птиц, а также на болезни, общие для человека и животных. Также государственной ветеринарной службой края осуществляется проведение лабораторных исследований и ветеринарно-санитарной экспертизы продукции и сырья животного происхождения с целью обеспечения безопасности животноводческой продукции.
Значительный вклад в развитие сельского хозяйства края попрежнему вносят малые формы хозяйствования на селе, что позволяет увеличить объемы сельскохозяйственного производства, повысить уровень жизни населения. По многим видам продукции этот сектор занимает значительную долю в производстве: мяса - 55%, молока - 48%, яиц - 6%, овощей - 95%, картофеля - 96 процентов.
В 2015 году в сельском хозяйстве края реализованы и находятся в стадии реализации следующие инвестиционные проекты:
- обществом с ограниченной ответственностью "Аграрные технологии будущего" завершено строительство растениеводческого предприятия в Индустриальном районе г. Хабаровска мощностью 360,0 тонн зеленых культур в год;
- корпорация "JGC" (Япония) совместно с обществом с ограниченной ответственностью "Энерго-Импульс+" осуществляют строительство тепличного комплекса для круглогодичного выращивания овощей площадью 10 гектаров на территории индустриального парка "Авангард" мощностью 1,1 тыс. тонн овощной продукции в год;
- крестьянским (фермерским) хозяйством Буткова В.Б. осуществляется строительство второй очереди тепличного комплекса для круглогодичного производства зеленных культур мощностью 600,0 тонн салата в год;
- обществом с ограниченной ответственностью "АПК Восток" осуществляется строительство (реконструкция) тепличного комплекса площадью 2,58 гектар, г. Комсомольск-на-Амуре" мощностью 1,3 тыс. тонн овощной и салатной продукции в год;
- обществом с ограниченной ответственностью "Вектор" планируется строительство и реконструкция агропромышленного предприятия на 700 голов дойного стада мощностью 5,6 тыс. тонн молока и 0,1 тыс. тонн мяса в год и строительство овощехранилища по переработке овощей на 6400 тонн в год;
- акционерное общество "Хабаровский зерноперерабатывающий комбинат" проводит подготовительные работы по созданию вертикально-интегрированного птицекомплекса по промышленному производству и переработке 13,7 тыс. тонн мяса индейки живым весом в год.
Основные проблемные вопросы в развитии агропромышленного комплекса края:
1) в растениеводстве:
рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли растениеводства, ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять реализацию инвестиционных проектов;
развитие растениеводства также сдерживают природно-климатические риски, оказывающие серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур и объемы их производства;
технико-технологическая модернизация растениеводства осуществляется медленными темпами из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
низкая обеспеченность отрасли семенами, не позволяет достичь высокой урожайности сельскохозяйственных культур;
2) в мелиорации - неудовлетворительное состояние мелиоративных систем края, длительное отсутствие мероприятий по их восстановлению и реконструкции;
3) в животноводстве:
сокращение численности поголовья, прежде всего крупного рогатого скота (далее - КРС) молочного направления;
низкое кадровое обеспечение отрасли;
низкая рентабельность, сокращение инвестиций, недостаток оборотных средств при высокой энергоемкости и технологичности отрасли;
4) в развитии малых форм хозяйствования:
трудности с реализацией сельскохозяйственной продукции собственного производства;
недостаточное техническое оснащение;
высокая стоимость заемных средств;
5) в развитии сельских территорий:
снижение уровня благоустройства сельских территорий, доступности для сельского населения медицинских, культурных и других социальных и инфраструктурных услуг;
- прогрессирующая тенденция сокращения численности сельского населения, в том числе в трудоспособном возрасте;
6) в обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия:
- лейкоз КРС, наносящий значительный экономический ущерб животноводству края по причине недополучения молока и приплода вследствие выбраковки КРС, а также затрат на проведение ветеринарно-санитарных и зоотехнических мероприятий;
- слабая материально-техническая база.
Кроме того, для повышения эффективности и устойчивого функционирования предприятий всех форм собственности в АПК края необходимо решить проблемы регулирования земельных отношений, кадрового обеспечения отрасли, формирования достаточного количества оптово-распределительных центров, развития инвестиционной деятельности и внедрения достижений научно-технического прогресса, передового производственного опыта.
Значительную роль в обеспечение работы отрасли играет государственная поддержка, обусловившая рост выручки предприятий отрасли (на 15,5% в 2015 году по сравнению с 2014 годом), увеличение доли прибыльных хозяйств (с 66,7% в 2011 году до 68,0% в 2015 году). В период 2011-2015 гг. за счет средств краевого бюджета приобретено 519 единиц сельскохозяйственной техники на сумму 635,5 млн. рублей.
При этом эффективность государственной поддержки увеличилась в сравнении с 2010 годом на 32% за счет роста чистой прибыли на 1 рубль государственной поддержки.
Без значительной государственной поддержки в современных условиях субъекты АПК края не в состоянии обеспечить достижение показателей продовольственной безопасности, эффективное и сбалансированное развитие.
Необходимо, чтобы АПК края и его базовая отрасль - сельское хозяйство стали наукоемким и высокотехнологичным сектором экономики, где используется высокодоходный и престижный труд, обеспечивается экологическая безопасность, а в сельских территориях создана развитая и полноценная социальная инфраструктура.
Достижение целей и решение задач государственной программы будет осуществляться путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
2. Приоритеты и цели краевой государственной политики в области агропромышленного комплекса. Цели и задачи Государственной программы
Настоящая Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности АПК.
Цели и задачи Государственной программы соответствуют Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717; Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжение Правительства Российской Федерации от 02 февраля 2015 г. N 151-р; Закону Хабаровского края от 29 июля 2015 г. N 96 "О стратегическом планировании в Хабаровском крае"; Основным направлениям деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014-2018 годов, утвержденным распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 февраля 2014 г. N 107-рп; Концепции продовольственной безопасности Хабаровского края на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 22 апреля 2014 г. N 253-рп.
Целью настоящей Государственной программы является создание условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса края и улучшение условий проживания граждан в сельской местности края.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач настоящей Государственной программы:
- обеспечение продовольственной безопасности края по основным видам продукции растениеводства и животноводства и повышение конкурентоспособности растениеводческой и животноводческой продукции, производимой сельскохозяйственными товаропроизводителями края;