ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2014 года N 527-пр
О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 27 апреля 2012 г. N 134-пр
"Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края "Управление государственным
имуществом Хабаровского края"
В целях приведения нормативного правового акта Хабаровского края в соответствие с действующим законодательством, в рамках совершенствования нормативной правовой базы Хабаровского края, связанной с управлением государственным имуществом Хабаровского края, Правительство края
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Хабаровского края от 27 апреля 2012 г. N 134-пр "Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края "Управление государственным имуществом Хабаровского края" следующие изменения:
1.1. В наименовании слово "целевой" исключить.
1.2. Преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края", распоряжением Правительства Хабаровского края от 28 октября 2013 г. N 809-рп "Об утверждении Перечня государственных программ Хабаровского края" Правительство края
ПОСТАНОВЛЯЕТ:".
1.3. В постановляющей части слово "целевую" исключить.
2. Внести изменения в государственную целевую программу Хабаровского края "Управление государственным имуществом Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 27 апреля 2012 г. N 134-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 27 апреля 2012 года N 134-пр
(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 31 декабря 2014 года N 527-пр)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Управление государственным имуществом Хабаровского края"
ПАСПОРТ
государственной программы
"Управление государственным имуществом Хабаровского края"
Наименование государственной программы | - государственная программа Хабаровского края "Управление государственным имуществом Хабаровского края" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | - министерство имущественных отношений Хабаровского края (далее также - министерство и край соответственно) |
Соисполнители, участники Программы | - министерство жилищно-коммунального хозяйства; министерство здравоохранения края; министерство информационных технологий и связи края; министерство культуры края; министерство образования и науки края; министерство природных ресурсов края; министерство промышленности и транспорта края; министерство сельского хозяйства и продовольствия края; министерство социальной защиты населения края; министерство спорта и молодежной политики края; министерство строительства края; министерство экономического развития и внешних связей края; Правительство края; комитет по печати и массовым коммуникациям Правительства края; комитет по труду и занятости населения Правительства края; комитет Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса; комитет Правительства края по гражданской защите; главное контрольное управление Правительства края; управление ветеринарии Правительства края; управление лесами Правительства края; управление по делам архивов Правительства края; администрации муниципальных образований края (по согласованию) |
Цели Программы | - повышение эффективности управления государственным имуществом Хабаровского края |
Задачи Программы | - оптимизация состава краевого государственного имущества; повышение эффективности управления краевыми государственными унитарными предприятиями (далее также - краевые предприятия) и хозяйственными обществами с долей участия края в их уставном капитале (далее - хозяйственные общества); совершенствование системы учета объектов краевой государственной собственности; реализация мер по совершенствованию государственного кадастра недвижимости на территории края; формирование краевого земельного фонда и повышение эффективности использования земельных участков, находящихся в краевой государственной собственности (далее - краевые земельные участки); распоряжение на территории г. Хабаровска земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенными для целей строительства; обеспечение предоставления земельных участков на территории Хабаровского края бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей |
Подпрограммы | - в рамках Программы реализация подпрограмм не предусмотрена |
Основные мероприятия Программы | преобразование краевых государственных унитарных предприятий; приватизация краевого государственного имущества, в том числе обеспечение деятельности подведомственных учреждений - выполнение функций краевого государственного казенного учреждения "Фонд имущества Хабаровского края"; осуществление проверок сохранности и использования по назначению краевого государственного имущества; обеспечение выполнения плановых показателей доходов краевого бюджета от аренды краевого государственного имущества; создание условий для обеспечения финансовой устойчивости, платежеспособности, рентабельной работы подведомственных краевых предприятий и хозяйственных обществ; обеспечение выполнения плановых показателей доходов краевого бюджета от прибыли краевых предприятий и дивидендов хозяйственных обществ; оформление возникновения, изменения и прекращения прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся в краевой государственной собственности, (далее также - краевые объекты недвижимости) и ведение Реестра краевого государственного имущества; создание инфраструктуры пространственных данных государственного кадастра недвижимости, в том числе работы по описанию местоположения границ муниципальных образований и населенных пунктов на условиях софинансирования с администрациями муниципальных образований, проведение государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории края; формирование краевого земельного фонда; вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых и используемых не в полном объеме краевых земельных участков; обеспечение выполнения плановых показателей доходов краевого бюджета от арендной платы за краевые земельные участки; обеспечение предоставления земельных участков для целей строительства на территории г. Хабаровска, формирования земельных участков, переданных в распоряжение Правительству Хабаровского края для осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению такими земельными участками, создания базы данных о свободных земельных участках, сформированных для целей капитального строительства, для различных видов разрешенного использования; обеспечение предоставления земельных участков на территории Хабаровского края бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей; обеспечение выполнения плановых показателей доходов бюджета края от предоставления земельных участков для целей строительства на территории г. Хабаровска; реализация органами местного самоуправления городского округа "Город Хабаровск" отдельных государственных полномочий Хабаровского края по распоряжению на территории г. Хабаровска земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена |
Основные показатели (индикаторы) Программы | - доля объектов приватизации, в отношении которых приняты решения об условиях приватизации, от общего числа объектов, включенных в Прогнозный план приватизации; доля реализованных объектов приватизации от общего числа объектов, выставленных на продажу; выполнение плановых показателей доходов краевого бюджета от аренды краевого государственного имущества; выполнение плановых показателей доходов краевого бюджета от дивидендов хозяйственных обществ; выполнение плановых показателей доходов краевого бюджета от перечисления части чистой прибыли краевых государственных унитарных предприятий; удельный вес краевых объектов недвижимости, прошедших государственную регистрацию прав, в общем числе краевых объектов недвижимости (без учета земельных участков); отношение количества групп земельных участков, по которым проведена государственная кадастровая оценка, к количеству групп земельных участков, по которым в соответствии с законодательством кадастровая оценка должна быть проведена в отчетном году; отношение количества проведенных проверок фактического использования краевых земельных участков к плановому количеству проверок; выполнение плановых показателей доходов краевого бюджета от арендной платы за краевые земельные участки; количество земельных участков на территории г. Хабаровска, предоставленных министерством для строительства, за исключением земельных участков, предоставленных бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей; количество земельных участков на территории Хабаровского края, предоставленных министерством для осуществления индивидуального жилищного строительства, бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, поставленным на очередь на территории г. Хабаровска; количество земельных участков на территории Хабаровского края, сформированных муниципальными образованиями, в том числе на условиях софинансирования из краевого бюджета, для предоставления бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей; выполнение плановых показателей доходов бюджета края от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в границах городских округов, а также от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков |
Сроки и этапы реализации Программы | - Программа реализуется в один этап в течение 2012-2020 годов |
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета | - общий объем финансирования реализации Программы из краевого бюджета - 649 640,87 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 62 117,77 тыс. рублей, 2013 год - 84 649,75 тыс. рублей, 2014 год - 60 027,44 тыс. рублей, 2015 год - 76 690,53 тыс. рублей, 2016 год - 72 297,14 тыс. рублей, 2017 год - 73 464,56 тыс. рублей, 2018-2020 годы - 220 393,68 тыс. рублей |
Конечные результаты реализации Программы | - приведение структуры и состава краевого государственного имущества в соответствие с задачами и интересами Хабаровского края; получение неналоговых доходов в краевой бюджет; создание условий для обеспечения финансовой устойчивости, платежеспособности и рентабельной работы краевых предприятий и хозяйственных обществ, которые участвуют в решении задач Хабаровского края; оформление государственной регистрации прав на все краевые объекты недвижимости, в том числе на земельные участки; формирование полных и достоверных сведений об объектах государственного имущества Хабаровского края в Реестре краевого государственного имущества; осуществление государственного кадастрового учета краевых объектов недвижимости; создание единого координатного пространства сведений государственного кадастра недвижимости на всей территории Хабаровского края; завершение формирования краевого земельного фонда; предоставление на территории г. Хабаровска земельных участков для целей строительства; предоставление на территории Хабаровского края земельных участков бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей |
1. Общая характеристика текущего состояния сферы управления государственным имуществом края
Управление государственной собственностью является неотъемлемой частью деятельности Правительства Хабаровского края по решению экономических и социальных задач, укреплению финансовой системы, созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение уровня и качества жизни населения края.
Краевой имущественный комплекс разнообразен по своему составу. По состоянию на 01 октября 2014 г. в Реестре краевого государственного имущества учтено 407 юридических лиц: 32 органа государственной власти края, один Фонд обязательного медицинского страхования, 364 краевых государственных учреждения, в том числе 135 - казенных, 208 - бюджетных, 21 - автономное учреждение, 10 - краевых государственных унитарных предприятий. Казну края составляют 249 отдельных объектов недвижимости (без учета земельных участков), 40 комплексов имущества, 24 пакетов акций (доли) хозяйственных обществ и 1 940 земельных участков.
Полномочия Правительства края в сфере управления и распоряжения имуществом распространяются на краевое государственное имущество, в том числе на краевые земельные участки, а также на земельные участки на территории г. Хабаровска, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенные для целей строительства.
В соответствии с принципом отраслевого управления, установленным Законом Хабаровского края от 25 июня 2003 г. N 124 "Об основах управления и распоряжения государственной собственностью Хабаровского края", полномочиями по распоряжению краевым государственным имуществом наделены министерство имущественных отношений края и другие органы исполнительной власти края.
Краевое государственное имущество создает материальную основу для реализации государственных полномочий Хабаровского края и предоставления государственных услуг гражданам и бизнесу. Сфера управления краевым государственным имуществом охватывает широкий круг вопросов: создание новых объектов, безвозмездные прием и передача их на другие уровни собственности, приватизация и отчуждение по иным основаниям, передача во владение и пользование, реорганизация и ликвидация краевых предприятий и краевых государственных учреждений (далее - краевых организаций) и т.п.
Министерством создана и постоянно совершенствуется нормативная правовая база в этой сфере. Организован учет краевого имущества на основе применения программно-технических средств, проведена работа по оформлению государственной регистрации прав собственности края на основную массу краевых объектов недвижимости.
Министерство целенаправленно координирует работу министерств, иных органов исполнительной власти края (далее - отраслевые органы края) по оптимизации краевого имущественного комплекса и приведению его в соответствие с задачами и интересами Хабаровского края как публично-правового образования, в том числе с полномочиями органов государственной власти края.
На основе изменений полномочий публичных образований осуществляется перераспределение имущества с Российской Федерацией и муниципальными образованиями края. В соответствии с ежегодно утверждаемым Правительством края прогнозным планом приватизации краевого государственного имущества (далее - Прогнозный план) проводится приватизация.
Анализ прогнозных планов за прошлые годы свидетельствует о сокращении количества объектов, подлежащих приватизации: 2009 год - 55, 2010 год - 41, 2011 год - 49, 2012 год - 30, 2013 год - 17.
Основным показателем осуществления необходимых процедур при приватизации объектов является доля объектов, по которым приняты решения об условиях их приватизации, от числа включенных в Прогнозный план объектов.
Министерством в течение 2013 года осуществлена предпродажная подготовка и приняты решения об условиях приватизации в отношении 12 объектов Прогнозного плана из 17. От приватизации краевого государственного имущества в бюджет края поступило 153,65 млн. рублей, в том числе от продажи объектов Прогнозного плана 2012 года.
С введением в действие Земельного кодекса на территории края планомерно осуществляется формирование краевых земельных участков. Наиболее распространенными основаниями для государственной регистрации права собственности края на земельные участки являются предоставление земельных участков органам государственной власти края, краевым предприятиям, учреждениям и расположение на земельных участках краевых объектов недвижимости. За период 2006-2012 годов органами исполнительной власти края и подведомственными им краевыми организациями были выполнены работы по государственной регистрации прав основной массы краевых земельных участков. По состоянию на 01 сентября 2014 г. оформлены права собственности края на 1 902 земельных участка общей площадью 114 тыс. гектаров.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 560, утвердившим подпрограмму "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)", и постановлением Губернатора Хабаровского края от 31 марта 2003 г. N 99 "О мероприятиях по созданию системы кадастра недвижимости в Хабаровском крае на 2003-2012 годы" министерством организованы работы по совершенствованию государственного кадастра недвижимости на всей территории края.
Для создания единой базы данных о всех объектах недвижимости, в том числе земельных участках, проводится преобразование в единую местную систему координат МСК-27 сведений о координатах земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет ранее.
В целях повышения точности кадастровых работ и снижения их стоимости в 2003-2011 годах проведены работы по сгущению опорно-межевой сети в 10 густонаселенных районах края: Амурском, Бикинском, Ванинском, Вяземском, Комсомольском, имени Лазо, Нанайском, Николаевском, Советско-Гаванском, Хабаровском.
В 2013 году завершены работы по конвертации баз данных программного комплекса автоматизированной системы государственного кадастра недвижимости, выполненных в условных системах координат, с преобразованием в местную систему координат МСК-27.
Вместе с тем, в управлении краевым государственным имуществом и регулировании на территории края имущественных и земельных отношений имеются определенные недостатки.
Наличие в краевом имущественном комплексе имущества, не служащего для реализации полномочий Правительства края, отдельные недостатки в учете имущества, отсутствие государственной регистрации прав на ряд объектов краевой собственности, в том числе на земельные участки, низкая конкурентоспособность краевых предприятий и невысокая доходность используемого имущества - это основные проблемы государственного управления в области имущественных и земельных отношений на территории края.
Работа по дальнейшему развитию краевого имущественного комплекса требует совершенствования форм и методов повышения эффективности использования государственного имущества.
Использование программно-целевого метода для решения имеющихся проблем обусловлено необходимостью применения комплексного и последовательного подхода, обеспечивающего увязку реализации мероприятий по исполнителям и ресурсам. Программа направлена на решение имеющихся проблем и повышение эффективности государственного управления в сфере имущественных и земельных отношений на территории Хабаровского края.
2. Приоритеты и цели краевой государственной политики в сфере управления
государственным имуществом края. Цели и задачи Программы
Основными принципами краевой государственной политики в сфере управления и распоряжения краевой государственной собственностью являются: законность и открытость деятельности органов государственной власти края, подотчетность и подконтрольность, эффективность, целевое использование имущества, закрепленного за органами государственной власти края, краевыми предприятиями и учреждениями, а также переданного в пользование иным юридическим лицам и гражданам, обеспечение условий для развития в крае конкуренции и отраслевое управление.
С учетом действующего законодательства, Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края, Основных направлений деятельности Правительства Хабаровского края и посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации основной стратегической целью Программы является повышение эффективности управления государственным имуществом Хабаровского края.
Достижение названной цели предусматривается в рамках реализации следующих основных задач:
- оптимизация состава краевого государственного имущества;
- повышение эффективности управления краевыми предприятиями и хозяйственными обществами;
- совершенствование системы учета объектов краевой государственной собственности;
- реализация мер по совершенствованию государственного кадастра недвижимости на территории края;
- формирование краевого земельного фонда и повышение эффективности использования краевых земельных участков;
- распоряжение на территории г. Хабаровска земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенными для целей строительства;
- обеспечение предоставления земельных участков на территории Хабаровского края бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей.
Оптимизация состава краевого государственного имущества
В настоящее время управление государственной собственностью Хабаровского края строится на принципе соответствия структуры и состава краевого государственного имущества задачам и интересам Хабаровского края как публично-правового образования Российской Федерации.
Проблемой в данном направлении является наличие краевых предприятий, акций (долей) хозяйственных обществ и имущества, не участвующих в решении задач Хабаровского края.
Данная проблема решается в рамках работы по оптимизации состава краевого государственного имущества, в том числе посредством последовательного сокращения количества краевых предприятий путем их преобразования или ликвидации, а также приватизации краевого имущества.
Оптимизация состава краевого государственного имущества достигается путем:
- преобразования краевых государственных унитарных предприятий;
- осуществления проверок сохранности и использования по назначению краевого государственного имущества;
- исключения краевых организаций, в отношении которых завершены процедуры ликвидации и банкротства, из Единого государственного реестра юридических лиц.
Приватизация имущества, не участвующего в решении государственных задач Хабаровского края, является не только инструментом формирования оптимального краевого имущественного комплекса, но и источником доходов краевого бюджета.
Работа отраслевых органов власти края по выявлению излишнего, неиспользуемого или неэффективно используемого подведомственными им краевыми государственными учреждениями имущества позволяет принять действенные меры по его оптимизации. На основании предложений отраслевых органов края такое имущество перераспределяется между краевыми организациями, органами исполнительной власти края, предлагается к приватизации, передаче в муниципальную собственность, предоставляется в аренду, вовлекается в хозяйственный оборот на иных условиях или оформляется к списанию.
Учитывая то, что в настоящее время количество краевых административных зданий, предназначенных для размещения органов государственной власти края и краевых государственных учреждений, крайне недостаточно, данные мероприятия позволяют решить вопросы по размещению указанных организаций в помещениях, находящихся в краевой государственной собственности, и тем самым обеспечить экономию средств краевого бюджета.
Повышение эффективности управления краевыми предприятиями и хозяйственными обществами
Недостаточная стабильность финансово-хозяйственной деятельности и низкая конкурентоспособность краевых предприятий, неполучение ими чистой прибыли и, как следствие, непоступление от них в краевой бюджет неналоговых доходов снижает эффективность управления краевым государственным имуществом. Сходная проблема существует и для хозяйственных обществ.
Задача повышения эффективности управления краевыми предприятиями и хозяйственными обществами решается посредством осуществления отраслевыми органами края и министерством в отношении находящихся в их ведении краевых предприятий и хозяйственных обществ следующих мер:
- создание условий для обеспечения финансовой устойчивости, платежеспособности, рентабельной работы краевых предприятий и хозяйственных обществ и предупреждение их банкротства;
- обеспечение выполнения плановых показателей по доходам краевого бюджета от части чистой прибыли и дивидендов.
Деятельность по обеспечению финансовой стабильности краевых предприятий является одним из важнейших направлений деятельности отраслевых органов края.
По состоянию на 01 января 2014 г. являются действующими, то есть не находятся в стадии ликвидации 10 краевых предприятий, одно из которых находится в стадии банкротства.
Низкая конкурентоспособность краевых предприятий, неполучение ими чистой прибыли, преобразование в хозяйственные общества в ходе приватизации ведут к снижению поступлений от предприятий неналоговых доходов в краевой бюджет. По итогам работы за 2013 год лишь 6 предприятий заявили о получении прибыли и перечислили в 2014 году часть чистой прибыли в краевой бюджет.
Министерство и отраслевые органы власти края обеспечивают выполнение плановых показателей доходов от перечисления курируемыми ими краевыми предприятиями и хозяйственными обществами части прибыли и дивидендов.
Совершенствование системы учета объектов краевой государственной собственности
Рациональное управление краевой государственной собственностью, оперативное принятие управленческих решений по ее эффективному использованию возможно только при наличии полной и достоверной системы учета, содержащей актуальные сведения об объектах краевого государственного имущества.