ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2014 года N 499-пр
О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края "Управление государственными
финансами Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства
Хабаровского края от 14 мая 2012 г. N 151-пр
В целях совершенствования нормативных правовых актов Хабаровского края Правительство края
постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу Хабаровского края "Управление государственными финансами Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 14 мая 2012 г. N 151-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2015 г.
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 19 декабря 2014 года N 499-пр
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
Хабаровского края "Управление государственными финансами
Хабаровского края"
ПАСПОРТ
государственной программы Хабаровского края
"Управление государственными финансами Хабаровского края"
Наименование Программы | - государственная программа Хабаровского края "Управление государственными финансами Хабаровского края" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | - министерство финансов Хабаровского края (далее - края) |
Соисполнители Программы | - министерства края, иные органы исполнительной власти края |
Цель Программы | - обеспечение эффективного государственного управления в сфере общественных финансов края |
Задача Программы | - обеспечение долгосрочной сбалансированности краевого бюджета и повышение эффективности управления общественными финансами |
Подпрограммы | - "Обеспечение взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования" "Поддержка устойчивого исполнения местных бюджетов и содействие повышению качества управления муниципальными финансами" "Повышение эффективности управления государственными финансами" |
Основные показатели (индикаторы) Программы | - отношение дефицита краевого бюджета к доходам краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений недопущение снижения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и критерия выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления поселений полномочий по решению вопросов местного значения на очередной финансовый год и на плановый период удельный вес расходов краевого бюджета, формируемых в рамках государственных программ |
Этапы и сроки реализации Программы | - Программа реализуется в один этап с 2012-2020 гг. |
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета | - общий объем финансирования - 200 897,82 млн. рублей, в том числе: из краевого бюджета - 200 897,82 млн. рублей, в том числе: 2012 г. - 4 699,94 млн. рублей; 2013 г. - 3 391,97 млн. рублей; 2014 г. - 21 353,26 млн. рублей; 2015 г. - 28 398,07 млн. рублей; 2016 г. - 26 202,41 млн. рублей; 2017 г. - 29 213,04 млн. рублей; 2018-2020 гг. - 87 639,13 млн. рублей |
Конечные результаты реализации Программы | - соблюдение ограничений по уровню дефицита краевого бюджета не более 15 процентов и обеспечение его оптимального уровня для исполнения краевого бюджета формирование краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период с утвержденной долей программных расходов не менее 80 процентов создание стабильных финансовых условий для достижения стратегических целей социально-экономического развития края недопущение снижения уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований края повышение эффективности финансового управления в публично-правовых образованиях для выполнения государственных (муниципальных) функций, обеспечения потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличения их доступности и качества |
1. Характеристика текущего состояния государственных финансов Хабаровского края
К началу 2014 года в рамках бюджетной реформы в крае выстроена современная система управления общественными финансами и осуществлен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, краевой бюджет формируется на очередной финансовый год и плановый период в формате "скользящей трехлетки".
Сформированы основы для повышения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы края, подготовлена нормативная правовая и методическая база для перехода к программно-целевому принципу деятельности органов исполнительной власти края, утверждена 31 государственная программа края.
Мероприятия программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года выполнены в полном объеме, цели программы достигнуты.
Планирование расходов краевого бюджета осуществляется с учетом проектов государственных заданий и нормативных затрат на оказание государственных услуг.
С 2014 года краевой бюджет сформирован и исполняется в "программном" формате. Применение преимущественно программно-целевого метода бюджетирования в крае позволило заложить прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации всех ресурсов краевого бюджета на важнейших направлениях деятельности.
Работа по повышению качества и доступности предоставления государственных услуг обеспечивает положительный эффект: формируется независимая система оценки качества оказания социально значимых услуг; осуществляется мониторинг эффективности краевых государственных учреждений, в том числе за счет повышения открытости их деятельности. Создаются условия для расширения финансово-хозяйственной самостоятельности, повышения ответственности учреждений за результаты своей работы и возможности получения гражданами государственных услуг в негосударственных учреждениях.
Внедрен механизм мониторинга и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств краевого бюджета и краевыми государственными учреждениями, а также создана система мониторинга результатов деятельности краевых государственных учреждений, качества оказания государственных услуг (выполнения работ).
Повысилась прозрачность и доступность информации о краевом и муниципальных бюджетах и бюджетном процессе в крае, функционирует Портал управления общественными финансами. Формируются электронные брошюры "Отчет для граждан" и "Бюджет для граждан", которые размещены на официальных сайтах Правительства края и министерства финансов края.
Создано единое информационное пространство контрольной деятельности органов исполнительной власти края и контрольных органов муниципальных образований края.
Система распределения и перераспределения финансовых ресурсов между краевым бюджетом и местными бюджетами закреплена в законах края о порядке и методике распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), поселений края, об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты поселений, муниципальных районов и городских округов края от отдельных налогов и сборов. Это способствует стабильности объемов краевых фондов финансовой поддержки муниципальных образований, предсказуемости распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), поселений края, стимулирует муниципальные образования к получению дополнительных доходов от единых и дифференцированных нормативов отчислений от отдельных налогов и сборов в местные бюджеты.
Цели и задачи социально-экономического развития края, сформулированные Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства края от 13 января 2009 г. N 1-пр, требуют продолжения и углубления бюджетных реформ с выходом системы управления общественными финансами на качественно новый уровень. Исходя из этого и в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах Правительством края утверждена Программа повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года.
Несмотря на достигнутые результаты, в настоящее время система управления общественными финансами сохраняет ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
недостаточность трехлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования для достижения стратегических целей, отсутствие нормативно-методического обеспечения и практики долгосрочного бюджетного планирования;
сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при низкой мотивации органов государственной власти края и органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
сохраняется ограниченность практики использования государственных программ в качестве инструмента для достижения целей государственной политики и основы для бюджетного планирования;
не сформирована система анализа эффективности бюджетных расходов;
применение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг остается формальным и не используется в полной мере, а также отсутствует заинтересованность органов исполнительной власти края во всестороннем анализе практики применения государственных заданий в целях обеспечения потребности граждан в государственных услугах и увеличения их доступности и качества;
недостаточная результативность системы государственного финансового контроля и недостаточная его ориентация на оценку эффективности бюджетных расходов;
ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе государственного управления;
сохраняется недостаточная ответственность органов местного самоуправления при осуществлении своих бюджетных полномочий;
не в полной мере обеспечена публичность процесса управления общественными финансами. Остается низкой степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
При этом управление общественными финансами в значительной степени продолжает оставаться ориентированным на установление и обеспечение соблюдения формальных процедур, не создавая устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами государственной политики.
Для организации деятельности органов исполнительной власти края по решению вышеуказанных проблем, формирования целостной и эффективной системы управления общественными финансами разработана настоящая Программа.
Данная Программа имеет существенные отличия от других государственных программ края. Она является "обеспечивающей", то есть ориентированной на создание общих условий и механизмов для всех органов исполнительной власти края, реализующих другие государственные программы.
2. Приоритеты и цели краевой государственной политики в сфере финансов.
Цели и задачи Программы
Основным стратегическим приоритетом государственной политики края в сфере управления общественными финансами является эффективное использование бюджетных ресурсов для обеспечения динамичного развития экономики, повышения благосостояния и качества жизни населения края.
Программа направлена на обеспечение эффективного государственного управления в сфере общественных финансов края.
Для достижения указанной цели в рамках реализации Программы предусматривается решение задачи обеспечения долгосрочной сбалансированности краевого бюджета и повышение эффективности управления общественными финансами.
Исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения цели и решения задачи в Программе определены три Подпрограммы и целевые показатели (индикаторы) Программы.
3. Прогноз конечных результатов Программы
Реализация подпрограммных мероприятий позволит:
- соблюдать ограничения по уровню дефицита краевого бюджета не более 15 процентов и обеспечить его оптимальный уровень для исполнения краевого бюджета;
- создать стабильные финансовые условия для достижения стратегических целей социально-экономического развития края;
- формировать краевой бюджет на очередной финансовый год и плановый период с утвержденной долей программных расходов не менее 80 процентов;
- не допустить снижения уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований края;
- повысить эффективность финансового управления в публично-правовых образованиях края для выполнения государственных (муниципальных) функций, обеспечить потребности граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличить их доступность и качество.
4. Этапы и сроки реализации Программы
Программу предполагается реализовать в один этап в течение 2012-2020 гг.
5. Перечень показателей (индикаторов) Программы
Для оценки эффективности реализации Программы будут использованы показатели (индикаторы), характеризующие достижение цели Программы, результаты решения задачи и выполнения мероприятий Подпрограмм.
Перечень показателей (индикаторов) Программы с расшифровкой плановых значений по годам приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
Методика расчета показателей (индикаторов) Программы приведена в приложении N 5 к настоящей Программе. В случае, если показатель (индикатор) по пункту 1.1, 1.5, 1.6, 1.7, 2.3, 3.4, 3.5 приложения N 1 соответствует целевому значению, то ставится 1, если не соответствует, то ставится 0.
6. Краткое описание Подпрограмм Программы
Достижение цели и решение задачи Программы осуществляются на основе реализации трех Подпрограмм: "Обеспечение взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования", "Поддержка устойчивого исполнения местных бюджетов и содействие повышению качества управления муниципальными финансами", "Повышение эффективности управления государственными финансами".
Перечень Подпрограмм и мероприятий Подпрограмм приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
7. Основные меры правового регулирования
Основные меры правового регулирования, нацеленные на реализацию Подпрограмм и конечные результаты Программы, предусматривают разработку и принятие ряда нормативных правовых актов края, в том числе законов края, постановлений Правительства края, приказов министерства финансов края, носящих нормативный правовой характер.
Планируется принятие распоряжения Правительства края "О бюджетном прогнозе на долгосрочный период" в течение 3-х месяцев после принятия Бюджетной стратегии Российской Федерации.
В 2015-2020 годах планируется принятие нормативных правовых актов края, связанных с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, иных федеральных нормативных правовых актов и совершенствование бюджетного процесса:
- внесение изменений в Закон края от 25 июля 2007 г. N 133 "О бюджетном процессе в Хабаровском крае";
- внесение изменений в Закон края "О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края о межбюджетных отношениях";
- закон края "Об особенностях утверждения решением представительного органа муниципального образования Хабаровского края о бюджете муниципального образования Хабаровского края на очередной финансовый год и плановый период распределения бюджетных ассигнований и ведомственной структуры расходов";
- внесение изменений в постановление Правительства края от 17 июня 2013 г. N 162-пр "О составлении проекта краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период".
Планируется принятие нормативных правовых актов края, ежегодно разрабатываемых в целях выполнения требований бюджетного и налогового законодательства, его совершенствования по отдельным направлениям:
- постановления Правительства края о порядке предоставления субсидий местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований края по реализации отдельных расходных обязательств в соответствии со статьями 15 и 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- постановления Правительства края о порядке предоставления из краевого бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам городских округов и муниципальных районов края в форме дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов;
- о внесении изменений в приказ министерства финансов края от 28 июня 2013 г. N 99П "О порядке и методике планирования бюджетных ассигнований краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период";
- о внесении изменений в Закон края от 10 ноября 2005 г. N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае".