ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 июля 2014 года N 516-рп


О Плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности
 и качества услуг здравоохранения в Хабаровском крае"

(с изменениями на 22 декабря 2017 года)


В целях выполнения указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р:

1. Утвердить прилагаемые:

План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг здравоохранения в Хабаровском крае" (далее - План);

финансовое обеспечение Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг здравоохранения в Хабаровском крае".

2. Министерству здравоохранения края:

(Абзац изменен Распоряжением Правительства Хабаровского края от 11 августа 2016 года N 624-рп - см. предыдущую редакцию).

2.1. Обеспечить реализацию Плана.

2.2. Проводить постоянный мониторинг реализации Плана.

3. Признать утратившими силу:

абзац третий пункта 1 распоряжения Правительства Хабаровского края от 08 февраля 2013 г. N 52-рп "Об утверждении планов мероприятий ("дорожных карт") повышения эффективности и качества услуг учреждений социальной сферы Хабаровского края";

распоряжение Правительства Хабаровского края от 02 июля 2013 г. N 472-рп "О внесении изменений в План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг здравоохранения в Хабаровском крае", утвержденный распоряжением Правительства Хабаровского края от 08 февраля 2013 г. N 52-рп "Об утверждении планов мероприятий ("дорожных карт") повышения эффективности и качества услуг учреждений социальной сферы Хабаровского края";

распоряжение Правительства Хабаровского края от 05 декабря 2013 г. N 900-рп "О внесении изменений в План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг здравоохранения в Хабаровском крае", утвержденный распоряжением Правительства Хабаровского края от 08 февраля 2013 г. N 52-рп "Об утверждении планов мероприятий ("дорожных карт") повышения эффективности и качества услуг учреждений социальной сферы Хабаровского края".

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства края по вопросам социального развития. (Пункт изменен Распоряжением Правительства Хабаровского края от 11 августа 2016 года N 624-рп - см. предыдущую редакцию).

Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт

     

     
УТВЕРЖДЕН
распоряжением
Правительства Хабаровского края
от 21 июля 2014 года N 516-рп

     

ПЛАН
мероприятий ("дорожная карта")
"Повышение эффективности и качества услуг здравоохранения в Хабаровском крае"

(с изменениями на 22 декабря 2017 года)

     

1. Общее описание Плана мероприятий ("дорожной карты")
"Повышение эффективности и качества услуг здравоохранения в Хабаровском крае"


Целью Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг здравоохранения в Хабаровском крае" (далее - дорожная карта) является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций Хабаровского края (далее также - край) и их работников, сохранение и укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения края.

В крае завершена работа по приему в краевую собственность муниципальных учреждений здравоохранения. Это позволило сформировать единую структуру здравоохранения краевого подчинения.

Начата работа по реорганизации неэффективных учреждений. Географические особенности края не позволяют сократить сеть маломощных учреждений в отдаленных северных районах края. Поэтому реорганизация проводится по принципу: один муниципальный район - одна центральная районная больница с сохранением действующей филиальной сети. Проводимая работа не ведет к закрытию каких-либо подразделений в поселениях края.

Всего в 2013 году реорганизовано 32 учреждения, из них 22 юридических лица ликвидировано.

Медицинскую помощь жителям края в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края (далее - Территориальная программа) оказывают 127 медицинских организаций, в том числе 80 - первого уровня, 35 - второго уровня, 12 - третьего уровня.

Объем финансирования Территориальной программы вырос по сравнению с 2012 годом на 24,0 процента и составил 20,6 млрд. рублей. Выполнены нормативы объемов медицинской помощи на одного жителя по всем видам помощи. Сохраняются основные тренды последних лет: рост объемов по амбулаторно-поликлиническим посещениям, по стационарзамещающим технологиям, уменьшение объемов скорой медицинской помощи и помощи в условиях круглосуточного стационара. Обеспечено выполнение нормативов финансовых затрат на единицу объема.

В системе обязательного медицинского страхования (далее также - ОМС) осуществлен переход на одноканальное финансирование. В программу обязательного медицинского страхования включена скорая медицинская помощь, отработан новый механизм оплаты данного вида помощи по подушевому принципу.

Основные тенденции в динамике финансирования и выполнения объемов медицинской помощи сохраняются в 2014 году. Утвержденная стоимость Территориальной программы на 2014 год составляет 22,8 млрд. рублей, что на 10,0 процентов превышает уровень 2013 года. В целях реализации положений указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597), от 07 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" в крае продолжаются структурные преобразования по следующим основным направлениям:

1) реструктуризация коечной сети (увеличение коек медицинской реабилитации, паллиативных коек и коек сестринского ухода) с одновременным сокращением общего количества коек, реализация мероприятий по оптимизации работы койки (увеличение среднегодовой занятости, уменьшение средней длительности лечения) с сохранением уровня госпитализации, рекомендованного Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1074 (далее - Программа государственных гарантий);

2) перевод части объемов скорой медицинской помощи на этап неотложной медицинской помощи в поликлиниках;

3) укрупнение мелких краевых государственных учреждений здравоохранения в целях получения экономического эффекта от сокращения административно-управленческого персонала.

1.1. Развитие первичной медико-санитарной помощи населению края, в том числе сельскому населению

Основой системы оказания медицинской помощи населению края является первичная медико-санитарная помощь, которая включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения их к месту жительства, работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу с учетом возможности выбора гражданином врача и медицинской организации.

Первичная доврачебная помощь, в рамках первичной медико-санитарной помощи населению края, оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений/кабинетов медицинской профилактики, центров здоровья.

В настоящее время первичная доврачебная медико-санитарная помощь осуществляется в 189 фельдшерско-акушерских пунктах. Структурных изменений на данном этапе не предусматривается.

На этапе доврачебной медицинской помощи основная работа направлена на укомплектование учреждений здравоохранения медицинскими работниками, повышение квалификации специалистов первичного звена, приведение материально-технической базы структурных подразделений медицинских учреждений, осуществляющих первичную доврачебную медико-санитарную помощь, в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами), фельдшерами или акушерками в случае возложения на них руководителем медицинской организации в соответствии с установленным порядком отдельных функций лечащего врача.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается в офисах врачей общей практики (семейных врачей), центрах здоровья и отделениях (кабинетах) медицинской профилактики, поликлиниках, поликлинических и (или) стационарных подразделениях медицинских организаций. По состоянию на 01 января 2014 г. первичная врачебная медико-санитарная помощь населению края осуществляется в 42 государственных учреждениях здравоохранения края.

В лечебных учреждениях края организована работа восьми центров здоровья (в том числе трех для детей), которые стали принципиально новой структурой в системе раннего выявления и профилактики неинфекционных заболеваний. Ежегодно центры здоровья посещают около 100 тыс. жителей края, где им предоставляется профилактическое консультирование по вопросам выявления факторов риска развития неинфекционных заболеваний.

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами по профилю заболевания пациента поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, в том числе оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается по направлению медицинских работников, оказывающих первичную доврачебную и первичную врачебную медико-санитарную помощь, а также при самостоятельном обращении пациента в медицинскую организацию.

В 2014 году планируется реорганизация сети учреждений здравоохранений края в Вяземском, имени Лазо, Солнечном, Ульчском муниципальных районах путем объединения отдельных медицинских учреждений района в рамках одного юридического лица - центральной районной больницы (один район - одно медицинское учреждение), в том числе придание ей функций районного консультативно-диагностического центра.

Специализированная консультативно-диагностическая медицинская помощь населению края организована в межрайонных консультативно-диагностических центрах, расположенных в г. Хабаровске и г. Комсомольске-на-Амуре. За данными центрами закреплены потоки маршрутизации пациентов отдаленных районов края по отдельным видам медицинской помощи с учетом транспортной доступности, проведено квотирование медицинских услуг для городских жителей.

Географические, территориальные и демографические особенности районов края (большая площадь территории, низкая плотность населения) диктуют необходимость совершенствования выездных форм работы.

Во все отдаленные муниципальные районы края в соответствии с планом-графиком выезжают бригады специалистов краевых государственных учреждений здравоохранения, оснащенные комплектами лабораторного оборудования, аппаратами для электрокардиографии, портативными аппаратами ультразвуковой диагностики. Ежегодно оказывается медицинская помощь специалистами выездных бригад в профилактических целях в объеме не менее 50 тыс. человек.

В 2013 году проведено 360 выездов в муниципальные районы края, осмотрено около 47 тыс. человек, выявлено 34,0 тыс. заболеваний, в том числе 12,6 тыс. впервые. На дополнительное обследование направлено 4,5 тыс. человек, в стационары - 1,5 тыс. человек.

В 2013 году впервые для медицинского обследования населения, проживающего в бассейне р. Амура, использован теплоход. В составе бригады работало 16 врачей-специалистов. За 35 дней работы теплохода обследовано население 25 сельских поселений. Проведены рентгенологические, лабораторные, ультразвуковые исследования, электрокардиография. Выявлено более 7,0 тыс. заболеваний, впервые - половина из них. С учетом полученного результата и высокой положительной оценки населения планируется использовать теплоход для выездных медицинских осмотров населения ежегодно, максимально расширив зону его работы.

С внедрением в практику здравоохранения с 2013 года проведения диспансеризации определенных возрастных групп населения численность взрослого населения, подлежащего диспансеризации, увеличилась более чем в 5,5 раза.

В 2013 году в крае проведена диспансеризация 172,3 тыс. граждан.

В медицинских организациях края, участвующих в диспансеризации, на начало 2013 года функционировало 10 отделений/кабинетов профилактики, на конец года - 17 (60,7%). В течение 2014 - 2015 годов запланировано открытие 11 отделений/кабинетов (100%).

В 2014 году объемы диспансеризации по сравнению с 2013 годом увеличились на 3,0 процента, численность взрослого населения, подлежащего диспансеризации, составляет 189,5 тыс. человек.

В связи с проведением с 2015 года всеобщей диспансеризации количество населения края, подлежащего осмотрам, составит 350,0 тыс. человек. Результатами проводимой учреждениями здравоохранения края профилактической работы станут снижение количества обращений граждан по поводу обострений хронических заболеваний, развития их осложнений, снижение смертности населения.

В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях и состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций края создаются подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме. В 2013 году организованы отделения/кабинеты по оказанию неотложной первичной медико-санитарной помощи населению, утверждено положение о работе данных отделений. Организован ежеквартальный мониторинг показателей эффективности работы отделений/кабинетов по оказанию неотложной медицинской помощи.

Сеть учреждений скорой медицинской помощи в крае включает в себя две станции децентрализованного типа в г. Хабаровске, г. Комсомольске-на-Амуре и 46 иных учреждений в виде отделений скорой медицинской помощи в составе центральных районных больниц.

С 2013 года скорая медицинская помощь перешла на финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования. Впервые был внедрен новый способ оплаты медицинской помощи - подушевое финансирование. Это позволило сохранить достигнутый уровень доступности скорой медицинской помощи. Утвержденный норматив по скорой медицинской помощи на 2013 год составил 0,360 вызова на одного человека в год. Фактическое исполнение - 0,364 вызова на одного человека в год (2012 год - 0,433).

В 2013 году число вызовов скорой медицинской помощи уменьшилось на 2,7 процента по сравнению с 2012 годом и составило 566,7 тыс. вызовов.

В структуре вызовов скорой медицинской помощи, как и в предыдущие годы, преобладают вызовы по поводу острых заболеваний (56,3%), несчастных случаев (12,5%).

В 2013 году доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут увеличилась на 2,7 процента и составила 86,4 процента (в 2012 году - 83,7%).

Реализуются мероприятия по переоснащению парка автомобилей скорой медицинской помощи. В 2013-2015 годах приобретено 59 автомобилей (из них 22 автомобиля класса А, 31 автомобиль класса В, 6 автомобилей класса С). Количество автомобилей скорой медицинской помощи со сроком износа более пяти лет составляет всего 36,0 процентов (2012 год - 51,3%). В 2016 году запланировано приобретение 14 автомобилей (из них 5 автомобилей класса А и 9 автомобилей класса В). (Абзац изменен Распоряжением Правительства Хабаровского края от 11 августа 2016 года N 624-рп - см. предыдущую редакцию).

Бригады скорой медицинской помощи оснащены современной медицинской аппаратурой, средствами связи, лекарственными средствами.

Оснащение скорой медицинской помощи автомобилями класса B и реанимобилями класса C позволило улучшить качество оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе, снизить летальность на этапе эвакуации.

В 2013 году во время транспортировки пациентов в стационарные учреждения здравоохранения летальность снизилась на 23,9 процента и составила 54 человека (2012 год - 71 человек, 2011 год - 76 человек).

Ожидаемым результатом развития скорой медицинской помощи до 2020 года является увеличение доли выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут с 86,4 процента в 2013 году до 89,0 процентов в 2018 году.

Специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь населению края осуществляется краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения (далее также - КГБУЗ) "Хабаровский территориальный центр медицины катастроф" министерства здравоохранения Хабаровского края. Силы и средства санитарно-авиационной эвакуации сосредоточены в г. Хабаровске, г. Николаевске-на-Амуре, рп. Охотск. В каждом пункте определены и имеются материально-технические и кадровые ресурсы медицинских учреждений, базируются воздушные суда авиакомпаний для полетов по срочным санитарным заданиям.

Санитарной авиацией ежегодно выполняется до 500 вылетов, эвакуируется свыше 1 тыс. заболевших и пострадавших, пятую часть от которых составляют дети. Более 60,0 процентов полетов выполняется в отдаленные, труднодоступные территории края, в районы компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.

Число больных, которым оказывалась экстренная консультативная и скорая специализированная медицинская эвакуация в лечебно-профилактические учреждения края, в 2013 году уменьшилось на 3,3 процента (37 человек), при этом число детей осталось практически на прежнем уровне.

Общее количество вылетов санитарной авиации в 2013 году по сравнению с 2012 годом осталось на прежнем уровне.

КГБУЗ "Хабаровский территориальный центр медицины катастроф" министерства здравоохранения Хабаровского края имеет собственную вертолетную площадку, использует девять аэродромов и 60 временных посадочных площадок. Преимуществом применения вертолетной техники в медицинских целях является возможность посадки вертолета в непосредственной близости от лечебного учреждения.

1.2. Организация специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи

В крае продолжается формирование этапной системы оказания населению специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, приоритеты в формировании которой отданы социально значимым направлениям, определяющим основные демографические показатели и показатели здоровья населения.

Болезни системы кровообращения в структуре смертности края составляют 57,0 процентов на протяжении последних трех лет. По итогам 2013 года по сравнению с 2010 годом смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 7,8 процента и составила 765,2 человека на 100 тыс. населения. В крае сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи больным с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Первый уровень в рамках первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения края оказывают врачи-кардиологи, а при их отсутствии - врачи-терапевты (врачи общей практики).

На данном этапе проводится обследование пациентов, лечение больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, осуществляется диспансерное наблюдение пациентов. Экстренную помощь оказывают бригады скорой медицинской помощи. Структурных изменений на данном уровне не предусматривается. Основная работа будет направлена на укомплектование учреждений здравоохранения края врачами-специалистами, повышение квалификации специалистов первичного звена, дооснащение бригад скорой медицинской помощи.

Второй уровень - стационарная помощь оказывается в специализированных отделениях (при их отсутствии - на специализированных койках) учреждений здравоохранения края.

В рамках национального проекта "Здоровье" с 2012 года в крае осуществлялись мероприятия, направленные на совершенствование медицинской помощи больным сосудистыми заболеваниями.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»