Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 января 2012 года N 9-пр


Об основных направлениях развития потребительского рынка
в Хабаровском крае на период 2012-2015 годов

(с изменениями на 12 мая 2014 года)

__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 19 августа 2016 года N 283-пр

__________________________


________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением Правительства Хабаровского края от 12 мая 2014 года N 143-пр

________________________________


В целях создания условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения Хабаровского края в услугах торговли, общественного питания и бытового обслуживания, повышения их качества, а также обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и хозяйствующих субъектов по решению задач в области развития потребительского рынка Хабаровского края Правительство края

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Основные направления развития потребительского рынка в Хабаровском крае на период 2012-2015 годов (далее - Основные направления);

Мероприятия по развитию потребительского рынка в Хабаровском крае на период 2012-2015 годов (далее - Мероприятия).

Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Хабаровскому краю и входящим в его состав муниципальным районам и городским округам (далее также - Нормативы). (Абзац дополнительно включен Постановлением Правительства Хабаровского края от 12 мая 2014 года N 143-пр).

2. Одобрить прилагаемый Перечень инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Хабаровского края на период 2012-2015 годов.

3. Органам исполнительной власти края обеспечить выполнение Мероприятий с ежегодным представлением информации об итогах их выполнения в министерство сельского хозяйства и продовольствия края в срок до 20 февраля года, следующего за отчетным.

4. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, администрациям муниципальных образований края, организациям и индивидуальным предпринимателям обеспечить выполнение Мероприятий, а также ежегодно представлять информацию об их выполнении в министерство сельского хозяйства и продовольствия края в срок до 20 февраля года, следующего за отчетным.

4(1). Рекомендовать главам муниципальных образований края учитывать утвержденные настоящим постановлением Нормативы в документах территориального планирования, генеральных планах, муниципальных программах развития торговли, а также при разработке схем размещения нестационарных торговых объектов, планов организации розничных рынков, ярмарок и иных форм розничной торговли на территории муниципальных образований края. (Пункт дополнительно включен Постановлением Правительства Хабаровского края от 12 мая 2014 года N 143-пр).

5. Министерству сельского хозяйства и продовольствия края (Яц А.П.) ежегодно до 15 марта года, следующего за отчетным, представлять Губернатору края отчет о ходе выполнения Мероприятий. (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 12 мая 2014 года N 143-пр - см. предыдущую редакцию).

Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 26 января 2012 года N 9-пр

     


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
развития потребительского рынка в Хабаровском крае на период 2012-2015 годов

     

     

I. Введение


Основные направления развития потребительского рынка в Хабаровском крае на период 2012-2015 годов (далее - Основные направления) разработаны с учетом ориентиров социально-экономического развития Хабаровского края, заданных Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр, Основными направлениями деятельности Правительства Хабаровского края на период 2011-2015 годов, утвержденных распоряжением Правительства Хабаровского края от 18 марта 2011 г. N 127-рп, а также задач, определенных Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 422.

Основные направления рассматривают современное состояние потребительского рынка, определяют цели, задачи и мероприятия по развитию сферы торговли, услуг общественного питания и бытового обслуживания населения в Хабаровском крае на 2012-2015 годы.

Основные направления позиционируются на социальной значимости потребительского рынка и исходят из того, что общий вектор динамического развития различных форм продажи товаров и оказания услуг должен приобрести направленность к расширению цивилизованных форм их предоставления и наиболее полному удовлетворению спроса населения.

II. Современное состояние и проблемы развития потребительского
рынка в Хабаровском крае


Современное состояние потребительского рынка в Хабаровском крае характеризуется как стабильное, с устойчивыми темпами развития, соответствующим уровнем насыщенности товарами и услугами, достаточно развитой сетью предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, денежных доходов населения и регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров, поэтому создание условий для эффективного развития рассматриваемой сферы, совершенствование механизма ее регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики Хабаровского края. В структуре валового регионального продукта доля потребительского рынка составляет 13,0 процентов и занимает третье место в крае после таких видов экономической деятельности, как строительство, транспорт и связь.

Отрасль формирует 8,2 процента поступлений налоговых доходов в бюджет Хабаровского края. По состоянию на 01 декабря 2011 г. предприятиями уплачено 3 773,7 млн. рублей с ростом к соответствующему периоду 2010 года на 10,3 процента.

В сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения занято 152,5 тыс. человек, или 20,9 процента от общей численности занятых в экономике края по всем видам деятельности. Это самая привлекательная отрасль для малого бизнеса. Из общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства доля осуществляющих деятельность на потребительском рынке составляет 56,5 процента и насчитывает порядка 28,0 тыс. хозяйствующих субъектов.     

Розничная торговля

За период 2008-2010 годов оборот розничной торговли увеличился на 10,0 процентов в сопоставимых ценах. Продажа товаров на душу населения за три последних года выросла на 14,6 процента.

Кризисные явления в экономике 2009 года повлияли на объемы оказания услуг торговли населению. Вследствие снижения покупательской активности темп роста оборота розничной торговли замедлился и составил в 2009 году 103,6 процента (в среднем по России - 95,1 процента) против среднегодового тема роста 111,0 процентов в докризисный период.

В 2010 году оборот розничной торговли вырос к уровню 2009 года на 6,2 процента в сопоставимых ценах и составил 145,0 млрд. рублей. На душу населения продано товаров на сумму 107,7 тыс. рублей, или 110,5 процента к уровню 2009 года в сопоставимых ценах (по России - 115,2 тыс. рублей, или 105,2 процента). В 2011 году ожидается прирост оборота розничной торговли на 4,5 процента.

По итогам 2010 года инфляция по краю составила 108,1 процента, что на 1,3 процентных пункта ниже уровня 2009 года. На продовольственные товары цены выросли на 10,1 процента, на товары непродовольственной группы - на 3,9 процента (по России - на 12,9 и 5,0 процентов соответственно).

За 11 месяцев 2011 г. индекс потребительских цен составил 107,4 процента, что на 0,2 процентных пункта выше уровня аналогичного периода 2010 года. Цены на продовольственные товары за период с начала 2011 года выросли на 6,5 процента, на непродовольственные - на 6,9 процента к декабрю 2010 г.

Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в розничной торговле до кризиса 2009 года показывало тренд в сторону увеличения доли последних. Кризис изменил данную тенденцию. Одним из последствий стало замедление прироста продажи непродовольственных товаров под влиянием удорожания потребительских кредитов. Если в 2008 году доля продажи продовольственных товаров составляла 55,2 процента, непродовольственных - 44,8 процента, то за январь - ноябрь 2011 г. эти показатели составляют 57,9 процента и 42,1 процента соответственно.

За 11 месяцев 2011 г. произошло снижение на 3,4 процентных пункта динамики роста оборота розничной торговли, который сложился в сумме 141,1 млрд. рублей и составил 102,7 процента к соответствующему периоду 2010 года в сопоставимых ценах.

Торговля остается инвестиционно привлекательной отраслью экономики. За 2010 год инвестиции в отрасль составили 1 704,6 млн. рублей, что выше 2009 года на 12,8 процента.

По состоянию на 01 января 2011 г. услуги торговли оказывает 7 018 предприятий стационарной розничной торговли с торговой площадью 719,7 тыс. кв. метров. Сеть предприятий увеличилась по сравнению с 2008 годом на 350 объектов, прирост площадей составил 84 тыс. кв. метров.

Обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жителей по краю выросла в сравнении с 2008 годом в 1,5 раза и составляет 535,8 кв. метра. Это превышает установленный в крае минимальный норматив на 95,8 кв. метра.

Структура розничных каналов продаж изменилась в сторону современных форматов торговли. В крае активно ведется строительство как крупноформатных торгово-развлекательных центров, супермаркетов, так и магазинов "шаговой доступности" и предприятий с узкой специализацией. Торговые сети в последние годы стали одними из самых быстрорастущих и успешных сегментов розничного рынка, в которых формируются порядка 15,8 процента оборота розничной торговли и представлены преимущественно местными сетевыми компаниями (314 компаний, количество объектов торговли - 1 100 единиц). Их доля в общей торговой площади составляет 15 процентов.

В г. Хабаровске расширяется сеть гипермаркетов "Самбери", супермаркетов "Супер Гуд", "Пеликан", сеть магазинов бытовой техники "ЭНКА Техника" и "Контур Будущего". В 2011 году открылись новые магазины сетей "Седьмая Столица", "Калинка". В г. Комсомольске-на-Амуре осуществляют деятельность местные сетевые компании обществ с ограниченной ответственностью "Десяточка", "Унимарт", в Ванинском муниципальном районе - магазины сети "Океан", в Вяземском муниципальном районе - предприятия самообслуживания "М 60" и "Народный", в Амурском муниципальном районе - компания "Гуд сети", в Николаевском муниципальном районе открылся пятый магазин сети "Хозяин", в Советско-Гаванском муниципальном районе группа компаний "Восток" расширила сеть магазинов "Первый семейный".

В крупноформатных торгово-развлекательных центрах для посетителей предлагается комплекс услуг с индустрией развлечений. К предприятиям таких форматов относятся торговые центры "Дом Быта", "Большая Медведица" в г. Хабаровске, где предлагаются услуги службы быта, общественного питания, имеется каток, боулинг, фитнес-клуб и кинотеатры. В 2010 году открылся торговый центр "Магазины радости" торговой площадью 5 тыс. кв. метров, где расположены магазины-дискаунтеры, супермаркет бытовой техники, из индустрии развлечений - кинотеатр с тремя кинозалами, игровые автоматы и предприятия общественного питания быстрого обслуживания. В г. Комсомольске-на-Амуре открылись торговые центры "Плаза" торговой площадью 800 кв. метров, общество с ограниченной ответственностью "Мебельный торговый комплекс" торговой площадью 1 500 кв. метров, в Амурском муниципальном районе - общество с ограниченной ответственностью "Магнит" торговой площадью 200 кв. метров, в Ванинском муниципальном районе - общество с ограниченной ответственностью "Первый Семейный" торговой площадью 1 100 кв. метров. Всего в крае работает 178 торговых центров площадью 210,3 тыс. кв. метров, с 2008 года торговые площади приросли в 1,5 раза.

Количество магазинов, работающих по методу самообслуживания, за три последних года увеличилось на 209 единиц, по состоянию на 01 января 2011 г. в крае работало 676 предприятий такого формата торговой площадью 167,1 тыс. кв. метров.

Повышение уровня доходов населения ориентирует торговлю на развитие специализированных и узкоспециализированных предприятий по продаже одной или нескольких групп товаров. За рассматриваемый период открылось 314 таких объектов торговой площадью 83,9 тыс. кв. метров. В настоящее время деятельность осуществляют 2 321 специализированный магазин.

Особое внимание уделяется поддержке социально незащищенных слоев населения. В крае действует 68 магазинов и шесть отделов "Ветеран", реализующих продукцию указанной категории граждан с минимальной торговой надбавкой: в г. Хабаровске пять таких магазинов осуществляют продажу товаров с 5-процентной торговой надбавкой, в г. Комсомольске-на-Амуре семь магазинов предоставляют скидку на продукты питания от 3 до 5 процентов, в Амурском, Комсомольском и имени Лазо муниципальных районах работают 10 магазинов с предельной торговой надбавкой на социально значимые товары в размере 10 процентов. В Аяно-Майском, Бикинском, Ванинском, Нанайском, имени Полины Осипенко, Солнечном, Ульч-ском муниципальных районах предприятия предоставляют адресную скидку в размере от 10 до 40 процентов или бесплатный набор продуктов ветеранам Великой отечественной войны и инвалидам.

Сокращается доля продаж на розничных рынках и ярмарках. Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" внесены коррективы в развитие рыночной торговли, установлены требования к планировке, перепланировке и застройке рынков, оборудованию и содержанию их территорий. С 2006 года закрылось 22 рынка, из них 12 переведены в торговые центры, 6 преобразованы в ярмарки, 4 ликвидированы как несоответствующие требованиям законодательства.

Объем продажи товаров на рынках в 2010 году по сравнению с 2006 годом сократился на 41,1 процента в сопоставимых ценах. Доля продажи товаров на розничных рынках в 2010 году составила 8,1 процента против 18,9 процента в 2006 году.

В настоящее время в крае оказывают услуги населению 25 розничных рынков на 7,4 тыс. торговых мест. Осуществляется строительство капитальных зданий и сооружений на рынках закрытого акционерного общества "Али", обществ с ограниченной ответственностью "Техцентр Люкс Дальневосточный", "Дальавтокомплекс" в г. Хабаровске, общества с ограниченной ответственностью "Центральный рынок" в г. Советская Гавань, общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточник" в рп. Переяславка муниципального района имени Лазо.

В крае действует 36 ярмарок на 1 035 торговых мест (в том числе 16 сельскохозяйственных), из них 553 места выделено для реализации сельскохозяйственной продукции. По решению организаторов торговые места на продовольственных и сельскохозяйственных ярмарках предоставляются крестьянским, фермерским хозяйствам, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, на бесплатной основе. В целях оказания содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям края в реализации произведенной продукции министерством сельского хозяйства и продовольствия края в г. Хабаровске с 2010 года организуются ярмарки "выходного дня". В ярмарках принимают участие сельскохозяйственные товаропроизводители Хабаровского края, а также Еврейской автономной, Амурской областей и Приморского края.

В целях оптимизации формирования нестационарной сети администрациями муниципальных образований края в ноябре 2011 г. утверждены схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях поселений. В схемы включены павильоны, киоски, лотки, автолавки, торговые автоматы и другие объекты мелкорозничной сети в количестве 2 213 единиц, размещенные и планируемые к размещению на имущественных комплексах, находящихся в государственной и муниципальной собственности. С учетом объектов, расположенных на территориях, находящихся в частной собственности, их общее количество составляет 2 504 единицы. С развитием современных форм торговли с 2008 года нестационарная сеть уменьшилась на 764 объекта. Основное ее назначение в предоставлении населению дополнительных товаров и услуг на территориях с недостаточной обеспеченностью торговыми площадями, а также в местах отдыха и досуга.

Оптовая торговля

Оптовую торговлю в крае осуществляют 229 крупных и 1 482 мелкооптовых оператора, 35 оптово-розничных баз с площадью складских помещений 234,6 тыс. кв. метров.

Оборот оптовой торговли с 2008 по 2010 год сократился на 7,3 процента в сопоставимых ценах и составил 202,5 млрд. рублей. За 11 месяцев 2011 г. оборот сложился в сумме 203,6 млрд. рублей, что на 2,7 процента выше соответствующего периода 2010 года.

Консолидация в секторе низкая - оптовая торговля представлена значительным количеством относительно небольших компаний, работающих, как правило, в г. Хабаровске и г. Комсомольске-на-Амуре. Недостаток собственных средств у оптовых операторов, низкий уровень развития сферы кредитования, отсутствие достаточного количества крупных потребителей (торговых сетей) являются сдерживающими факторами развития современных форм оптовой торговли через логистические и распределительные центры. Существующие в крае розничные сети по причине слабого уровня развития оптового сектора самостоятельно организуют в рамках своих компаний дистрибьюторские подразделения, обслуживающие не только точки продаж своей компании, но и торговые объекты других розничных сетей.

Общественное питание

За период 2008-2010 годов оборот общественного питания увеличился на 2,4 процента в сопоставимых ценах, на душу населения оказано услуг с ростом на 6,7 процента.

В 2010 году оборот общественного питания сложился в сумме 7,7 млрд. рублей, прирост составил 5,4 процента к уровню 2009 года в сопоставимых ценах. На душу населения оказано услуг питания на сумму 5,7 тыс. рублей, или 109,7 процента к уровню 2009 года в сопоставимых ценах. В 2011 году ожидается прирост оборота общественного питания на 1,5 процента.

По состоянию на 01 января 2011 г. в крае функционирует 1 487 предприятий общественного питания на 84,5 тыс. посадочных мест. За 2008-2010 годы количество предприятий общедоступной сети увеличилось на 50 единиц на 5,8 тыс. мест. Обеспеченность жителей края посадочными местами составила 26,2 места на 1 тыс. человек (в 2008 году - 22,0 места).

Развиваются предприятия в зонах комплексного торгового, гостиничного обслуживания, на вокзалах, туристических базах, в составе сервисных центров вдоль территориальных автомобильных дорог. На рынке массового питания доминирующее место занимают предприятия "быстрого" обслуживания - "фаст-фуды". В г. Хабаровске данный сегмент представлен такими сетевыми структурами, как кафе "Блин", "Колобок", "Шоколадница", в г. Комсомольске-на-Амуре - кафе "Блин микс". Демократичность цен и стабильное качество блюд и сервиса - составляющие другой популярной в настоящее время концепции "фри-фло", суть которой свободное перемещение потребителей вдоль линии раздачи, широкий ассортимент блюд "домашней" кухни. В данном формате работают сеть столовых "Копейка", кафе "Кухня и абажур", ресторан "Бир фест" в краевом центре.

Открываются предприятия, позиционирующиеся на рынке услуг питания как "городские" кафе. Данный тип заведений характеризуется демократичными ценами, модным интерьером, интернациональной кухней. В г. Хабаровске это джаз-кафе "Калина", "Какое-нибудь кафе", кафе "Ристретто", в г. Комсомольске-на-Амуре - кофейни "Весна" и "Крем-студия", в Советско-Гаванском муниципальном районе - кафе "Магнолия".

Эффективной средой предпринимательской деятельности в настоящее время является организация предприятий общественного питания на объектах дорожного сервиса. В 2008-2010 годах проведена реконструкция в кафе "Звезда", "Пельмешка", "Степаныч" в Нанайском муниципальном районе. В Хабаровском муниципальном районе открылось кафе "Старая мельница", в муниципальном районе имени Лазо - кафе "Заречье", "Провинция", закусочная индивидуального предпринимателя Болдыревой, в Солнечном муниципальном районе - закусочная "Ступеньки", в Вяземском муниципальном районе - закусочная "Кин-дза-дза".

Растет количество предприятий, предлагающих жителям и гостям края этническую кухню. Эту услугу оказывают около 130 предприятий. Блюда японской кухни предлагают открывшиеся кафе "Стерео-Суши", "Рамен-бар", армянской - ресторан "Ани", осетинской - кафе "Ирон-Кабис" в краевом центре, ресторан японской кухни "Якитори" в г. Комсомольске-на-Амуре, кафе грузинской кухни - общества с ограниченной ответственностью "Старый город" в Хабаровском муниципальном районе.

В городах и муниципальных районах края продолжается расширение комплекса дополнительных услуг, предоставляемых предприятиями общественного питания. Растет сеть кейтеринговых компаний, участвующих в обслуживании выездных мероприятий, в том числе межрегиональных и международных. Активно развивается услуга "мэйл-фуда" - доставки готовой продукции автокурьером в границах населенного пункта. Сегодня в этой сфере работают как специализированные компании, так и закусочные, кафе и рестораны.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»