(с изменениями на 29 марта 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 07.07.2014 N 211-пр, от 26.03.2015 N 52-пр, от 29.12.2015 N 478-пр, от 21.12.2016 N 484-пр, от 28.03.2017 N 88-пр, от 28.12.2017 N 526-пр, от 20.03.2018 N 82-пр, от 14.03.2019 N 77-пр, от 15.07.2019 N 289-пр, от 14.02.2020 N 43-пр, от 16.03.2021 N 66-пр, от 02.03.2022 N 87-пр, от 13.03.2023 N 99-пр, от 04.12.2023 N 548-пр, от 29.03.2024 N 125-пр)
В целях реализации в Хабаровском крае Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622, положений Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", создания условий для совершенствования трудовой миграции Правительство края постановляет:
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 14.03.2019 N 77-пр)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Хабаровского края "Оказание содействия добровольному переселению в Хабаровский край соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - Программа).
2. Комитету по труду и занятости населения Правительства края учитывать при оказании содействия в трудоустройстве участников Программы и членов их семей имеющиеся в крае вакансии, а также заключенные с работодателями соглашения о сотрудничестве по замещению иностранных работников соотечественниками, переселяющимися в Хабаровский край из-за рубежа.
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 21.12.2016 N 484-пр)
3. Министерству экономического развития края обеспечить актуализацию информации, размещаемой на официальном сайте Хабаровского края и Правительства Хабаровского края, по вопросам социально-экономического развития территории вселения и демографической ситуации в крае.
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 29.12.2015 N 478-пр, от 21.12.2016 N 484-пр, от 02.03.2022 N 87-пр)
4. Утратил силу. - Постановление Правительства Хабаровского края от 29.12.2015 N 478-пр.
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И.Шпорт
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ"
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 07.07.2014 N 211-пр, от 26.03.2015 N 52-пр, от 29.12.2015 N 478-пр, от 21.12.2016 N 484-пр, от 28.03.2017 N 88-пр, от 28.12.2017 N 526-пр, от 20.03.2018 N 82-пр, от 14.03.2019 N 77-пр, от 15.07.2019 N 289-пр, от 14.02.2020 N 43-пр, от 16.03.2021 N 66-пр, от 02.03.2022 N 87-пр, от 13.03.2023 N 99-пр, от 04.12.2023 N 548-пр, от 29.03.2024 N 125-пр)
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 14.02.2020 N 43-пр)
Наименование государственной программы | - | государственная программа Хабаровского края "Оказание содействия добровольному переселению в Хабаровский край соотечественников, проживающих за рубежом" (далее также - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | - | комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края (далее также - край) |
Соисполнители, участники Программы | - | министерство здравоохранения края; министерство образования и науки края; министерство социальной защиты края; министерство экономического развития края; комитет по внутренней политике Правительства края; управление протокола и организационного обеспечения Губернатора и Правительства края; комитет по информационной политике и массовым коммуникациям Правительства края; Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее - УМВД России по Хабаровскому краю) (по согласованию); администрации муниципальных образований края (по согласованию) |
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 02.03.2022 N 87-пр) | ||
Цели Программы | - | обеспечение социально-экономического развития края, улучшение демографической ситуации |
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 13.03.2023 N 99-пр) | ||
Задачи Программы | - | обеспечение правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению в Хабаровский край соотечественников, проживающих за рубежом, для постоянного их проживания, включению в трудовые и социальные связи, увеличению миграционного притока населения в край; содействие обеспечению потребности экономики края в специалистах; закрепление участников Программы и членов их семей на территории края; интеграция и социально-культурная адаптация участников Программы и членов их семей в принимающее сообщество |
Основные мероприятия Программы | - | создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению в Хабаровский край соотечественников, проживающих за рубежом, для постоянного проживания, включению в трудовые и социальные связи; обеспечение увеличения миграционного притока населения в Хабаровский край; обеспечение потребности экономики Хабаровского края в специалистах, оказание содействия в трудоустройстве, получении профессионального образования и переобучении; обеспечение предоставления дополнительных гарантий и мер поддержки участникам Программы, в том числе связанных с предоставлением временного жилого помещения, оказанием помощи в жилищном обустройстве; содействие закреплению участников Программы и членов их семей на территории Хабаровского края; обеспечение интеграции и социально-культурной адаптации участников Программы и членов их семей в принимающее сообщество |
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 13.03.2023 N 99-пр) | ||
Основные показатели (индикаторы) Программы | - | общее число соотечественников, ставших участниками Программы, и членов их семей; доля рассмотренных уполномоченным органом заявлений соотечественников - потенциальных участников Программы от общего числа поступивших заявлений; количество проведенных презентаций Программы в странах проживания потенциальных участников Программы, в том числе с использованием технических каналов связи; доля расходов краевого бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Программы и членам их семей, в том числе с оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов краевого бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий; доля участников Программы, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в общем количестве прибывших в Хабаровский край участников Программы; отношение количества убывших соотечественников к общему количеству участников Программы, членов их семей в отчетном году (коэффициент закрепления); доля участников Программы и членов их семей, охваченных мероприятиями, направленными на социальную, культурную адаптацию и интеграцию в принимающее сообщество, от общего числа обратившихся |
Сроки и этапы реализации Программы | - | Программа реализуется с 2013 года по этапам, в том числе: 1-й этап - с 2013 по 2015 год; 2-й этап - с 2016 по 2026 год |
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 13.03.2023 N 99-пр) | ||
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств | - | общий объем финансирования мероприятий Программы - 287,994 млн. рублей, в том числе 119,160 млн. рублей - средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета (далее - средства федерального бюджета), из них: в 2013 - 2015 годах (1-й этап) - 51,059 млн. рублей, в том числе 4,743 млн. рублей - средства федерального бюджета, в том числе по годам: 2013 год - 2,271 млн. рублей, 2014 год - 33,535 млн. рублей, 2015 год - 15,253 млн. рублей, в том числе 4,743 млн. рублей - средства федерального бюджета; в 2016 - 2026 годах (2-й этап) - 236,935 млн. рублей, в том числе 114,417 млн. рублей - средства федерального бюджета, в том числе по годам: 2016 год - 13,129 млн. рублей, в том числе 3,220 млн. рублей - средства федерального бюджета, 2017 год - 14,953 млн. рублей, в том числе 6,010 млн. рублей - средства федерального бюджета, 2018 год - 14,512 млн. рублей, в том числе 4,700 млн. рублей - средства федерального бюджета, 2019 год - 20,661 млн. рублей, в том числе 10,584 млн. рублей - средства федерального бюджета, 2020 год - 16,940 млн. рублей, в том числе 6,972 млн. рублей - средства федерального бюджета, 2021 год - 20,070 млн. рублей, в том числе 9,744 млн. рублей - средства федерального бюджета, 2022 год - 18,625 млн. рублей, в том числе 8,172 млн. рублей - средства федерального бюджета, 2023 год - 18,945 млн. рублей, в том числе 8,584 млн. рублей - средства федерального бюджета, 2024 год - 23,056 млн. рублей, в том числе 11,574 млн. рублей - средства федерального бюджета, 2025 год - 29,099 млн. рублей, в том числе 16,613 млн. рублей - средства федерального бюджета, 2026 год - 46,945 млн. рублей, в том числе 28,244 млн. рублей - средства федерального бюджета. На реализацию мероприятий Программы возможно привлечение средств из федерального бюджета в виде субсидий краевому бюджету на оказание дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам в соответствии с соглашениями, заключаемыми между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством края |
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 29.03.2024 N 125-пр) | ||
Позиция утратила силу. - Постановление Правительства Хабаровского края от 29.03.2024 N 125-пр | ||
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | переселение в Хабаровский край 17 350 соотечественников, в том числе: в 2013 - 2015 годах (1-й этап) - 2 730 человек, в 2016 - 2026 годах (2-й этап) - 14 620 человек; проведение ежегодно не менее двух презентаций Программы в странах проживания потенциальных участников Программы, в том числе с использованием технических каналов связи; обеспечение доли рассмотренных уполномоченным органом заявлений соотечественников - потенциальных участников Программы от общего числа поступивших заявлений на уровне 100,0 процентов (в 2019 - 2026 гг.); обеспечение отношения количества убывших соотечественников к общему количеству участников Программы и членов их семей на уровне не более 0,5 в 2026 году (в 2008 - 2012 годах среднегодовой показатель отношения количества убывших соотечественников к общему количеству участников Программы и членов их семей составил 0,6); обеспечение доли расходов краевого бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Программы и членам их семей, в том числе с оказанием помощи в жилищном обустройстве, на уровне не ниже 98,0 процентов в общем размере расходов краевого бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий (в 2012 году - 6,0%); обеспечение доли участников Программы, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в общем количестве прибывших в Хабаровский край участников Программы на уровне не менее 65,0 процентов (2019 - 2026 гг.); обеспечение доли участников Программы и членов их семей, охваченных мероприятиями, направленными на социальную, культурную адаптацию и интеграцию в принимающее сообщество, от числа обратившихся на уровне не менее 90,0 процентов (2019 - 2026 гг.) |
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 04.12.2023 N 548-пр) |
1.1. Анализ демографической ситуации и текущего состояния сферы реализации Программы
Сфера реализации Программы - социальная. Программа разработана в целях реализации в крае Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 (далее - Государственная программа).
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 29.12.2015 N 478-пр)
Программа направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития Хабаровского края. Основные направления реализации государственной политики по регулированию миграционных потоков, привлечению в регион постоянных жителей, востребованных на рынке труда, по созданию условий, способствующих переезду соотечественников, являются особо актуальными для демографического развития территорий края.
Программа сформирована как система мер, способствующих обеспечению комплексного подхода к решению проблем содействия добровольному переселению в край соотечественников, проживающих за рубежом, для проживания, обучения, работы, организации предпринимательской деятельности.
Привлечение в край экономически активных новых жителей является необходимым условием дальнейшего поступательного развития, поскольку край является не только регионом, характеризующимся на протяжении ряда лет оттоком населения, но и стратегически важным субъектом Российского Дальнего Востока.
Численность населения края в 2012 году составляла 1342,3 тыс. человек, из них проживали в городской местности 1093,7 тыс. человек (81,5 процента), в сельской - 248,6 тыс. человек (18,5 процента). Основная часть населения проживает в городских округах - 63,2 процента. В городском округе "Город Хабаровск" проживает 589,7 тыс. человек (43,9 процента населения), в городском округе "Город Комсомольск-на-Амуре" - 259,0 тыс. человек (19,3 процента населения).
Регион по-настоящему многонационален, 88 процентов населения составляют русские, около двух процентов - украинцы, 0,8 процента - нанайцы, по 0,6 процента - корейцы и татары, около 0,3 процента - азербайджанцы и китайцы. Край занимает пятое место среди субъектов Российской Федерации по численности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, их численность составляет 23,1 тыс. человек - около 1,7 процента общей численности населения края.
Основным результатом усилий, предпринимаемых в крае по социально-экономическому развитию и повышению качества жизни населения, стало улучшение в крае демографической ситуации. Это связано с комплексным решением задач, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. В целом стабилизация и улучшение демографических показателей обусловлены как реализуемыми в крае мерами по поддержке семей с детьми, так и ростом экономики, реализацией инфраструктурных инвестиционных проектов, успешной реализацией целевых программ и приоритетных проектов в различных секторах экономики и социальной сферы.
В 2012 году благодаря стабильным и позитивным результатам, достигнутым в экономике, в крае сформированы основные предпосылки для реализации системных мероприятий, направленных на стабилизацию демографической ситуации, создание комфортных условий для проживания.
По состоянию на 01 января 2013 г. в крае проживали 1342,1 тыс. человек. Динамика численности населения края отличается от ситуации в целом по Российской Федерации (таблица 1).
Таблица 1. Динамика численности населения
(тыс. человек)
По итогам переписей населения | На 01.01.2011 | На 01.01.2012 | На 01.01.2013 | 2013 год к 2010 году (процентов) | 2013 год к 2002 году (процентов) | ||
2002 год | 2010 год | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Российская Федерация | 145649,3 | 142833,5 | 142865,4 | 143056,4 | 143347,1 | 100,3 | 98,8 |
Хабаровский край | 1446,2 | 1349,2 | 1342,9 | 1342,5 | 1342,1 | 99,5 | 92,8 |
Демографическая обстановка характеризуется положительной динамикой отдельных статистических показателей.
В 2012 году в крае родилось 18,5 тыс. детей, что на 6,4 процента больше, чем в 2011 году. Коэффициент рождаемости вырос с 12,9 в 2011 году до 13,8 человека на 1 тыс. человек населения. Смертность населения сократилась до 18,3 тыс. человек, или на 6,3 процента. Коэффициент смертности снизился с 14,5 в 2011 году до 13,6 человека на 1 тыс. человек населения.
Показатель смертности населения (без показателя смертности от внешних причин) в 2012 году улучшился и составил 1181,1 человека на 100 тыс. человек населения (в 2011 году - 1257,2). Аналогичный показатель по Российской Федерации составил 1195,9 (снижение на 1,0 процент к 2011 году), по Дальневосточному федеральному округу (далее - Дальневосточный ФО) - 1124,7 человека на 100 тыс. населения (снижение на 2,4 процента).
Продолжительность жизни населения края в динамике за пять лет выросла с 64,8 до 67,8 года. Однако по-прежнему остается ниже среднероссийского уровня - 69,8 года.
В наибольшей степени на положительную динамику рождаемости повлияли улучшение экономической ситуации, рост заработной платы (реальная заработная плата составила по краю 110,1 процента к уровню 2011 года), реализация мер по оказанию помощи семьям с детьми, предоставление земельных участков в собственность, социальных выплат для приобретения жилья и иные меры в рамках действующего законодательства.
Положительная статистика изменения численности населения непосредственно связана с естественным приростом населения (таблица 2).
Таблица 2. Динамика естественного движения населения края
(человек)