ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2013 года N 45-пр
О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края
от 22 июня 2012 г. N 205-пр "Об утверждении государственной целевой программы
Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае"
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с постановлением Правительства Хабаровского края от 30 августа 2012 г. N 300-пр "О внесении изменений в Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных целевых программ Хабаровского края, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края от 20 мая 2011 г. N 146-пр" Правительство края
постановляет:
1. Внести изменение в постановление Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр "Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", дополнив пунктом 1(1) следующего содержания:
"1(1). Установить, что в рамках реализации государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае":
- предоставление из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Хабаровского края от 25 мая 2011 г. N 149-пр "О предоставлении молодым семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья в Хабаровском крае";
- предоставление из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по комплексному освоению и развитию территорий края в целях жилищного строительства осуществляется в соответствии с Положением о проведении конкурса по отбору муниципальных образований Хабаровского края для предоставления субсидий на комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2011 г. N 472-пр "О предоставлении субсидий для комплексного освоения и развития территорий Хабаровского края в целях жилищного строительства".
2. Внести изменения в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. N 205-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 22 июня 2012 года N 205-пр
(в редакции
Постановления Правительства
Хабаровского края
от 14 марта 2013 года N 45-пр)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае"
ПАСПОРТ
государственной целевой программы Хабаровского
края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае"
Наименование государственной целевой программы Хабаровского края | - государственная целевая программа Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае" (далее также - Программа) | |||
Ответственный исполнитель Программы | - министерство строительства Хабаровского края (далее также - край) | |||
Соисполнители, участники Программы | - министерство жилищно-коммунального хозяйства края, министерство здравоохранения края, министерство информационных технологий и связи края, министерство имущественных отношений края, министерство культуры края, министерство образования и науки края, министерство социальной защиты населения края, министерство экономического развития и внешних связей края, иные органы исполнительной власти края, открытое акционерное общество "Хабаровское краевое ипотечное агентство" (по согласованию) | |||
Цель Программы | - содействие развитию жилищного строительства, обеспечивающее повышение доступности и качества жилья для различных категорий граждан, проживающих на территории края (далее также - житель края) | |||
Задачи Программы | - создание условий для роста предложения на рынке жилья, соответствующего потребностям различных категорий граждан, проживающих на территории края; стимулирование спроса на рынке жилья и развитие механизмов адресной поддержки; формирование благоприятной среды для ускоренной модернизации сектора жилищного строительства с целью повышения энергоэффективности, экологичности, качества и ценовой доступности жилья | |||
Долгосрочные краевые целевые Программы | - в рамках Программы реализация долгосрочных краевых целевых программ не предусмотрена | |||
Основные мероприятия Программы | - комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства; реализация комплекса мер, направленных на снижение административных барьеров и содействие развитию конкуренции в сфере жилищного строительства; содействие в разработке градостроительной документации; содействие в обеспечении жилищного строительства перспективными территориями, в том числе для малоэтажного жилищного строительства и строительства жилья экономического класса (далее также - экономкласса); обеспечение системного подхода к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для строительной отрасли края; содействие развитию местной промышленности строительных материалов; стимулирование частной инициативы граждан в жилищном строительстве и привлечение корпоративных средств; предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья в крае; предоставление гражданам социальных выплат, в том числе дополнительных, на погашение остатка основного (части) долга по жилищному (ипотечному) кредиту при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка обеспечение жильем категорий граждан, установленных законодательством; реализация мер, направленных на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по предоставлению социальных выплат работникам муниципальных учреждений и лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, проживающим на территории Хабаровского края, для улучшения жилищных условий; обеспечение жильем граждан, проживающих на условиях социального найма в жилых помещениях, находящихся в краевой государственной собственности и в установленном порядке признанных непригодными для проживания, в жилых домах находящихся в краевой государственной собственности и признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; реализация мер, направленных на обеспечение жильем молодых учителей; формирование рынка доступного коммерческого (арендного) жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для предоставления гражданам, имеющим невысокий уровень доходов; содействие внедрению инновационных технологий в жилищном строительстве, в том числе расширение номенклатуры современных, конкурентоспособных строительных материалов, изделий, конструкций, отвечающих требованиям энергоэффективности и экологичности | |||
Целевые показатели (индикаторы) Программы | - уровень обеспеченности населения края жильем на конец года; годовой объем ввода жилья, приходящийся в среднем на одного жителя края; коэффициент доступности жилья; удельный вес введенной общей площади жилых домов в общей площади жилищного фонда на территории края; доля семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств; доля семей, желающих улучшить свои жилищные условия, обеспеченных доступным и комфортным жильем; ввод жилья в рамках мероприятий по комплексному освоению и развитию территорий в целях жилищного строительства; годовой объем ввода жилья; доля ввода жилья, соответствующего стандартам экономкласса; доля ввода малоэтажного жилья; снижение средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке жилья, с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности "строительство" к уровню 2012 года; число муниципальных образований края, в которых полностью разработаны документы территориального планирования; объем выпуска основных видов строительных материалов; количество граждан, улучшивших жилищные условия при строительстве жилья на условиях ипотеки с привлечением средств краевого бюджета и корпоративных средств; объем ипотечного жилищного кредитования; количество выдаваемых ипотечных жилищных кредитов; превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) по отношению к индексу потребительских цен; количество молодых семей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счет бюджетных средств; количество граждан, улучшивших жилищные условия, категории которых установлены законодательством; численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на конец отчетного периода, у которых не реализовано право на получение жилых помещений, в том числе: - по договорам найма специализированных жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края, - по договорам социального найма государственного жилищного фонда края во исполнение решений судов, вступивших в законную силу; количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями; количество молодых учителей, получивших субсидии при строительстве (приобретении) жилья на условиях ипотеки; количество предприятий промышленности строительных материалов, осуществляющих деятельность на территории края, на которых проводятся работы по модернизации действующих и введению новых производственных мощностей | |||
Этапы и сроки реализации Программы | - Программа реализуется в один этап в течение 2013-2020 годов | |||
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета | - общий объем финансирования Программы (прогнозная справочная оценка) составляет 22 567 204,14 рублей, в том числе: из федерального бюджета - 358 410,30 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 125 758,00 тыс. рублей, 2014 год - 119 470,10 тыс. рублей, 2015 год - 113 182,20 тыс. рублей; из краевого бюджета - 22 208 793,84 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 2 635 525,72 тыс. рублей, 2014 год - 2 752 061,10 тыс. рублей, 2015 год - 2 796 058,42 тыс. рублей, 2016-2020 годы - 14 025 148,60 тыс. рублей | |||
Конечный результат реализации Программы | - увеличение годового объема ввода жилья к 2020 году до 1 000 тыс. кв. метров; рост уровня обеспеченности населения жильем до 26,6 кв. метров на человека к 2020 году; повышение доступности жилья, выражаемое в снижении коэффициента доступности жилья до 3,6 лет к 2020 году; повышение доступности жилья, выражаемое в росте доли семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств до 30,8 процента к 2020 году |
Раздел 1. Характеристика текущего состояния жилищного строительства в Хабаровском крае
С 2006 года в Российской Федерации реализуется приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В крае основным механизмом реализации данного приоритетного национального проекта являлись краевая целевая программа "Жилище" на 2007-2010 годы, утвержденная Законом Хабаровского края от 29 ноября 2006 г. N 74, и краевая целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 31 декабря 2010 г. N 401-пр (далее - КЦП). В период действия КЦП основные показатели, характеризующие развитие жилищного строительства в крае, демонстрировали положительную динамику (таблица 1), подтверждая тем самым результативность государственной политики в сфере жилищного строительства и улучшения жилищных условий населения края.
Таблица 1
Основные показатели, характеризующие развитие жилищного строительства в Хабаровском крае в 2006-2011 годах
Наименование показателя | Годы | Прирост в 2011 году к 2006 году (процентов) | ||||||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||||
Ввод жилых домов (тыс. кв. метров) | 205,1 | 265,8 | 303,9 | 379,0 | 315,1 | 402,02 | 86,5 | |||
Ввод жилых домов (кв. метров на 1 000 человек) | 146,0 | 189,0 | 217,0 | 270,0 | 234,0 | 299,0 | 95,2 | |||
Объем выданных ипотечных жилищных кредитов (млн. рублей) | 1889,4 | 7586,5 | 7350,0 | 2200,7 | 4720,0 | 9529,0 | в 5 раз | |||
Обеспеченность жилой площадью (кв. метров на человека) | 20,1 | 20,1 | 20,4 | 20,7 | 21,8 | 22,0 | 8,5 | |||
Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств (процентов) | - | - | - | 13,1 | 14,6 | 16,8 | - | |||
Коэффициент доступности жилья (лет) | - | - | - | 5,5 | 4,6 | 4,7 | - |
Общая площадь жилищного фонда края на начало 2011 года составляла 29,3 млн. кв. метров, количество жилых единиц (квартир и индивидуальных жилых домов) - 628,7 тыс. единиц, при этом средняя общая площадь жилой единицы достигала 46,7 кв. метра. Основная часть жилищного фонда края сконцентрирована в городских поселениях (83,1 процента), на сельскую местность приходится лишь 16,9 процента общего жилищного фонда. Более 60,0 процента жилья сосредоточено в г. Хабаровске (43,0 процента) и г. Комсомольске-на-Амуре (19,6 процента).
В период действия КЦП (с 2007 по 2011 годы) было введено 1 644,4 тыс. кв. метров общей площади жилья, что превысило суммарный плановый показатель за этот период на 7,4 процента. В 2011 году ввод жилья составил 382,5 тыс. кв. метров, превысив уровень 2006 года на 87,0 процента и достигнув максимальной величины с начала рыночных преобразований.
Ежегодный объем ввода жилой площади в расчете на 1 000 жителей края вырос почти в два раза (с 146,0 до 285,0 кв. метра). Быстрыми темпами растут объемы ввода малоэтажного жилья, так, в 2011 году введено 85,3 тыс. кв. метров, что на 47,0 процента больше, чем годом ранее. Доля малоэтажного жилья в общем объеме ввода жилых домов выросла с 18,4 до 22,3 процента.
Повышение реальных доходов жителей края и облегчение доступа к ипотечным жилищным кредитам обусловили пятикратный рост объемов ипотечного жилищного кредитования в 2006-2011 годах. Коэффициент доступности жилья, отражающий количество лет ожидания, в течение которых семья из трех человек сможет накопить на жилье (квартиру в 54 кв. метра по среднегодовой рыночной цене), снизился с 5,5 лет в 2009 году до 4,7 лет в 2011 году.
Наблюдается устойчивая тенденция увеличения обеспеченности жителей края жильем. По предварительным данным, в период 2006 - 2011 годы этот показатель вырос почти на 9,0 процента, и составил 22,1 кв. метра на человека.
В 2011 году доля семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств, составила 16,8 процента, увеличившись почти на 4 процентных пункта по сравнению с уровнем 2009 года.
Отмеченные положительные тенденции в сфере жилищного строительства в крае сформировались как результат планомерной реализации на всех уровнях власти мероприятий, направленных на повышение доступности жилья и содействие жилищному строительству. В период реализации КЦП жилищная политика в крае осуществлялась в рамках следующих основных направлений:
- предоставление государственной поддержки при строительстве жилья на условиях ипотеки с привлечением средств краевого бюджета;
- обеспечение жильем молодых семей;
- строительство жилья на условиях ипотеки с привлечением корпоративных средств;
- обеспечение жильем категорий граждан, установленных краевым законодательством;
- содействие в разработке документов территориального планирования;
- обеспечение формирования и инженерной подготовки земельных участков для их комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства.
В результате предоставления государственной поддержки при строительстве жилья на условиях ипотеки в период с 2006 по 2011 годы 4 760 семей смогли получить из краевого бюджета 15-процентную компенсацию от сметной стоимости жилья, в том числе 979 семей в 2011 году, что на 10,0 процента больше, чем в 2010 году. Из краевого бюджета за весь период предоставления этого вида поддержки был выделен 1 371,6 млн. рублей, в том числе 273,0 млн. рублей в 2011 году. Из общего объема ипотечных кредитов, выданных на строительство, более половины (58,0 процента) приходились на кредиты, выданные участникам мероприятий по строительству жилья на условиях ипотеки с привлечением средств краевого бюджета.
В рамках мероприятий по обеспечению жильем молодых семей предоставлялись социальные выплаты на приобретение жилья или строительство жилья. В связи с увеличением ассигнований краевого бюджета в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом в 2011 году жилищные условия улучшили 729 молодых семьей (в 2010 году - 480), из которых 220 семей стали участниками долевого строительства квартир в г. Хабаровске, 480 семей использовали социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья в муниципальных образованиях края, 29 молодым семьям была предоставлена дополнительная социальная выплата при рождении (усыновлении) ребенка (5,0 процента от стоимости строительства жилья). В целом за период с 2006 по 2011 годы 2 280 молодых семей смогли улучшить свои жилищные условия благодаря социальным выплатам. Финансирование данных мероприятий за шесть лет составило 1 341,1 млн. рублей, в том числе 971,9 млн. рублей за счет средств краевого бюджета.
В 2011 году началась реализация мероприятий по строительству жилья на условиях ипотеки с привлечением корпоративных средств. В соответствии с данным видом государственной поддержки сотрудники крупных предприятий края могут получить поддержку на улучшение жилищных условий в размере 15,0 процента от стоимости строительства жилого помещения из краевого бюджета и не менее 40,0 процента от стоимости строительства жилого помещения, в виде беспроцентного займа, за счет средств предприятий по месту его работы. В 2011 году в результате конкурсного отбора предприятий победителем признано ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А. Гагарина". Поддержка за счет ассигнований краевого бюджета в 2011 году составила 34,2 млн. рублей.
В 2007-2011 годах в рамках КЦП реализовывались мероприятия по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, категории которых установлены краевым законодательством: инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; ветеранов боевых действий; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ветеранов Великой Отечественной войны.
В 2011 году для ветеранов боевых действий; инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, построено и приобретено 137 квартир - больше, чем за все предыдущие периоды реализации КЦП. Объем бюджетных ассигнований на эти цели составил 212,0 млн. рублей, в том числе 124,6 млн. рублей из краевого бюджета.
Для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было выделено 105 квартир, что в 1,5 раза больше, чем в 2010 году. На это мероприятие было направлено 169,5 млн. рублей, в том числе 114,5 млн. рублей из краевого бюджета.
В 2011 году государственную поддержку на улучшение жилищных условий получили 190 ветеранов Великой Отечественной войны на сумму 275,1 млн. рублей, из которых 65,3 млн. рублей - средства краевого бюджета.
За 2007-2011 годы для всех граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, категории которых установлены краевым законодательством, было построено или приобретено более 1 300 квартир, в том числе для ветеранов Великой Отечественной войны - 736; инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, ветеранов боевых действий - 365; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 201 квартира. На эти цели было направлено более 1 720,0 млн. рублей, в том числе более 690,0 млн. рублей из краевого бюджета.
В ходе мероприятий по содействию в разработке документов территориального планирования в 2008 - 2010 годах муниципальным образованиям края из краевого бюджета было перечислено 64,3 млн. рублей. Объем средств, выделенных местными бюджетами, составил 44,0 млн. рублей.
В рамках мероприятий по формированию и инженерной подготовке участков для комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства в 2008-2010 годах на территории городского округа "Город Хабаровск" сформировано 696 земельных участков (332 гектара), в том числе для многоэтажного жилищного строительства - 43 участка (146 гектар). Определены перспективные для застройки территорий в городском округе "Город Комсомольск-на-Амур" и муниципальных районах края для комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства (2 130 гектар), в том числе для малоэтажного жилищного строительства (1 880 гектар). По итогам 2011 года доля земельных участков, по которым осуществлена градостроительная подготовка, составила 30,0 процента от предоставленных земельных участков (в 2 раза больше, чем планировалось).
Несмотря на очевидные достижения в сфере жилищного строительства и улучшения жилищных условий жителей края, достигнутые в крае за последние годы, уровень удовлетворенности населения жилищными условиями по-прежнему не достаточен. По данным социологических опросов, около половины населения края считают себя нуждающимися в улучшении жилищных условий. Не в пользу края и сопоставление с другими субъектами Дальневосточного федерального округа и Российской Федерации по основным целевым показателям (индикаторам) развития жилищного строительства (таблица 2).
По такому важнейшему показателю как "обеспеченность жилой площадью", обобщенно характеризующему достигнутые результаты в сфере развития жилищного строительства в регионе, край находится на одном из последних мест в Дальневосточном федеральном округе и в пятой десятке субъектов Российской Федерации по стране в целом. При этом обеспеченность населения жилой площадью в Российской Федерации в 2 - 2,5 раза хуже, чем в странах Европейского Союза.
Недостаточность обеспеченности населения жилой площадью приводит к высокой стоимости жилья на первичном и вторичном рынках жилья.
На решение этой проблемы направлены мероприятия по оказанию государственной поддержки гражданам за счет ассигнований краевого бюджета.
Таблица 2
Значения основных индикаторов развития жилищного строительства в Хабаровском крае
и в среднем по Дальневосточному федеральному округу и Российской Федерации за 2011 год
Наименование показателя | Хабаровский край | Дальневосточный федеральный округ | Ранг Хабаровского края в Дальневосточном федеральном округе * | Российская Федерация | Ранг Хабаровского края в Российской Федерации* | |||
Обеспеченность жилой площадью** (кв. метров на человека) | 21,8 | 21,8 | 7 (9) | 22,6 | 54 (80) | |||
Ввод жилых домов (кв. метров на 1 000 человек) | 285,0 | 302,5 | 6 (9) | 435,6 | 57 (80) | |||
Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств (процентов) | 16,8 | - | 7 (8) | - | 52 (76) | |||
Коэффициент доступности жилья (лет) | 4,7 | 0,0 | 8 (9) | - | 68 (82) | |||
Стоимость 1 кв. метра жилой площади на первичном рынке жилья (рублей) | 50 454,0 | 44 906,0 | 6 (8) | 43 686,0 | 68 (75) |
____________