(с изменениями на 29 сентября 2010 года)
(редакция, действующая с 23 ноября 2010 года)
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Хабаровского края от 26 декабря 2007 года N 173
Законом Хабаровского края от 26 марта 2008 года N 187
Законом Хабаровского края от 25 июня 2008 года N 194
Законом Хабаровского края от 24 декабря 2008 года N 227
Законом Хабаровского края от 25 ноября 2009 года N 282
Законом Хабаровского края от 29 сентября 2010 года N 38
________________________________
Утвердить краевую целевую программу «Жилище» на 2007-2010 годы согласно приложению.
Условием предоставления муниципальным образованиям Хабаровского края государственной поддержки из средств, предусмотренных на реализацию настоящей программы, является разработка и принятие соответствующих муниципальных целевых программ.
Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2007 года, но не ранее чем по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Председатель Законодательной Думы Хабаровского края
Ю.И.Оноприенко
Приложение
к Закону Хабаровского края
от 29 ноября 2006 года N 74
(с изменениями на 29 сентября 2010 года)
ПАСПОРТ
краевой целевой программы «Жилище» на 2007-2010 годы
Заказчик программы | Правительство Хабаровского края (далее - Правительство края) |
Цель программы | комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для жителей края, безопасные и комфортные условия проживания в нем; |
Задачи программы | обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения; развитие системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования на территории края и обеспечение доступности современного жилья для жителей края; совершенствование системы тарифного регулирования в коммунальном комплексе; формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса |
Основные мероприятия | предоставление государственных гарантий края по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства; полное или частичное возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, выдаваемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства; модернизация, реконструкция и капитальный ремонт коммунальных объектов; строительство коммунальных объектов (Строка в редакции, введенной в действие с 3 июля 2008 года Законом Хабаровского края от 25 июня 2008 года № 194 -см. предыдущую редакцию). |
Сроки реализации программы | 2007-2010 годы |
Исполнители программы | Правительство края в лице уполномоченных им органов исполнительной власти края |
Источник и объем финансирования программы | краевой бюджет, в том числе: |
Показатели, характеризующие результаты реализации программы | годовой объем ввода жилья; повышение доступности приобретения жилья за счет бюджетных средств для молодых семей; доступность приобретения жилья за счет бюджетных средств для семей, проживающих в сельской местности; количество семей, получивших государственную поддержку в строительстве жилья на условиях ипотеки (Строка в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2009 года Законом Хабаровского края от 25 ноября 2009 года N 282 - см. предыдущую редакцию). |
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами
Краевая целевая программа «Жилище» на 2007-2010 годы разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в целях реализации в крае приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».
Вопросы увеличения жилищного строительства, развития социальной инфраструктуры городов и поселков выдвигаются на одно из первых мест в социальной политике органов государственной власти края.
Рынок жилья в крае сформировался в течение 90-х годов. Приватизация жилья привела к росту числа собственников и соответственно к увеличению количества сделок купли-продажи квартир, появилось множество профессиональных участников рынка жилья. Выделение слоя граждан со средним и высоким уровнем доходов послужило началом формирования качественно иного уровня спроса на жилье. Право частной собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.
При этом изменилась структура инвестиций в жилищное строительство: резко уменьшилась роль государства и возросла доля частного капитала; с каждым годом увеличивается доля инвестиций в жилье, вводимое за счет средств населения.
В последние три года наметилась тенденция ежегодного увеличения объемов жилищного строительства. В 2005 году в крае ввод жилья составил 194,5 тыс. кв. м, что на 7,6 процента больше уровня 2004 года.
Наблюдается рост объемов индивидуального жилищного строительства. В 2005 году населением за свой счет и с помощью кредитов введено 306 собственных жилых домов общей площадью 30,2 тыс. кв. м.
В целях оказания поддержки социально незащищенным категориям граждан в крае активно ведется строительство жилья для ветеранов, молодых семей, работников бюджетных отраслей, сельских жителей.
В крае создана инфраструктура системы ипотечного жилищного кредитования. В 2005 году активизировали работу по кредитованию граждан на приобретение и строительство жилья банки края. На территории края кредитными организациями выдано 540 ипотечных кредитов. Правительство края выступило соучредителем ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство», которым выдано 163 и рефинансировано 126 ипотечных займов.
Вместе с тем, наряду с указанными положительными результатами преобразований, пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания.
По данным муниципальных образований, по состоянию на 1 января 2006 года в очереди на улучшение жилищных условий состоит 70 тысяч семей, в том числе 8,8 тыс. молодых семей. Очередники вынуждены десятилетиями ждать решения своего жилищного вопроса. Уровень обеспеченности жильем в крае в расчете на душу населения составляет 19,7 кв. м общей площади жилья, что на 4 процента ниже показателя в среднем по России (20,5 кв. м). Третья часть всех семей имеет менее 9 кв. м на человека. Полностью благоустроенными являются 87 процентов жилищного фонда края в городах и 30 процентов жилья в сельской местности.
Темпы жилищного строительства отстают от существующего спроса, что обуславливает постоянный рост цен на жилье, как на первичном, так и на вторичном рынках жилья.
В связи с этим необходимо ускорить внедрение новых финансовых механизмов в жилищном строительстве, ориентированных на привлечение наряду с бюджетными инвестициями средств населения, предприятий и организаций, развитие ипотечных схем кредитования застройщиков. Такая постановка проблемы и путей ее решения стала возможной благодаря улучшающейся в последние годы экономической ситуации в крае, увеличению налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты всех уровней, росту реальных доходов населения.
В целях повышения доступности приобретения жилья для населения необходимо создать условия для существенного роста объемов жилищного строительства, увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения, развития системы ипотечного жилищного кредитования, а также оказать финансовую поддержку в приобретении жилья с помощью ипотечных кредитов отдельным категориям граждан.
Передача в муниципальную собственность жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры в крае проходила на условиях передачи объектов в неудовлетворительном техническом состоянии и без достаточного финансового обеспечения.
Основной проблемой жилищно-коммунального комплекса края, требующей первоочередного решения в рамках реализации данной программы, является высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость.
Раздел II. Участники программы
Участниками программы могут являться:
1) по пунктам 1, 2 мероприятий программы - застройщики;
2) по пункту 3 мероприятий программы - молодые семьи, возраст супругов в которых не превышает 30 лет, или неполные семьи, состоящие из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях; органы местного самоуправления; (Пункт в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2008 года Законом Хабаровского края от 26 марта 2008 года № 187 -см. предыдущую редакцию).
3) по пункту 4 мероприятий программы - региональные операторы ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», рефинансирование которых осуществляется в соответствии с Концепцией развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России;
4) по пункту 5 мероприятий программы - граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории края (далее - жители края), имеющие общую площадь жилья менее 33 кв. м на одиноко проживающего человека, 42 кв. м на семью, состоящую из двух человек, 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, либо проживающие в коммунальных квартирах и общежитиях; застройщики;
5) по пункту 6 мероприятий программы - жители края, проживающие в сельской местности, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также жители края, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
6) по пунктам 7, 8 мероприятий программы - органы местного самоуправления, организации коммунального комплекса края, застройщики.
N п/п | Наименование показателя | Базовый показатель 2006 года | Плановые показатели по этапам реализации программы | |||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
1. | Годовой объем ввода жилья (тыс. м) | 205,1 | 265,8 | 303,9 | 295,8 | 285,0 |
2. | Повышение доступности приобретения жилья за счет бюджетных средств для молодых семей (семей) | 105 | 325 | 228 | 220 | 300 |
3. | Доступность приобретения жилья за счет бюджетных средств для семей, проживающих в сельской местности (семей) | 10 | 6 | 6 | 6 | - |
4. | Количество семей, получивших государственную поддержку в строительстве жилья на условиях ипотеки (семей) | 339 | 315 | 1000 | 1000 | 450 |
(Раздел в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2009 года Законом Хабаровского края от 25 ноября 2009 года N 282 - см. предыдущую редакцию).
Раздел IV. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы, а также органы исполнительной власти края, являющиеся основными исполнителями программы, определяются Правительством края.
Раздел V. Финансовое обеспечение программы
Финансовое обеспечение программы осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в краевом бюджете, в том числе:
финансирование расходов на реализацию программы - 3195,8 млн. рублей, в том числе по годам: (Абзац в редакции, введенной в действие с 23 ноября 2010 года Законом Хабаровского края от 29 сентября 2010 года N 38 - см. предыдущую редакцию).
2007 год - 815,1 млн. рублей;
2008 год - 1168,3 млн. рублей;
2009 год - 634,9 млн. рублей;
2010 год - 577,5 млн. рублей; (Абзац в редакции, введенной в действие с 23 ноября 2010 года Законом Хабаровского края от 29 сентября 2010 года N 38 - см. предыдущую редакцию).
предоставление государственных гарантий края - 440,5 млн. рублей, в том числе по годам:
2007 год - 440,5 млн. рублей;
Исполнитель программы вправе перераспределять финансовые средства, предусмотренные на реализацию мероприятий программы.
Объемы финансирования могут уточняться при утверждении показателей краевого бюджета на очередной финансовый год.
(Раздел в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2007 года Законом Хабаровского края от 26 декабря 2007 года № 173 - см. предыдущую редакцию, с 30 декабря 2008 года Законом Хабаровского края от 24 декабря 2008 года N 227 -см. предыдущую редакцию, с 28 декабря 2009 года Законом Хабаровского края от 25 ноября 2009 года N 282 - см. предыдущую редакцию).
Раздел VI. Контроль за ходом реализации программы
Контроль за ходом реализации программы осуществляется Законодательной Думой края в соответствии с Законом Хабаровского края «Об осуществлении Законодательной Думой Хабаровского края контроля за соблюдением и исполнением законов Хабаровского края» и Правительством края в порядке, определенном Губернатором края.
Раздел VII. Мероприятия программы
N | Мероприятие | Краевой бюджет (млн. рублей) | |||||
всего средств | в том числе по годам | ||||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1. | Предоставление государственных гарантий края по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства | 290,5 | 290,5 | - | - | - | |
2. | Полное или частичное возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, выдаваемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства | 9,4 | - | 7,4 | - | 2,0 | |
3. | Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома (социальная выплата на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома и дополнительная социальная выплата при рождении (усыновлении) одного ребенка на цели погашения части ипотечного жилищного кредита или займа либо компенсации затраченных молодой семьей собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья) в доле участия краевого бюджета | 581,2 | 84,1 | 111,2 | 155,4 | 230,5 | |
4. | Предоставление государственных гарантий края региональным операторам ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», рефинансирование которых осуществляется в соответствии с Концепцией развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России | 150,0 | 150,0 | - | - | - | |
5. | Предоставление государственной поддержки жителям края в строительстве жилья на условиях ипотеки | 1030,9 | 332,1 | 290,0 | 258,8 | 150,0 | |
6. | Предоставление социальных выплат жителям края, проживающим в сельской местности, на строительство (приобретение) жилья | 13,4 | 4,3 | 4,4 | 4,7 | - | |
7. | Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт коммунальных объектов | 1111,3 | 336,6 | 401,7 | 178,0 | 195,0 | |
8. | Новое строительство коммунальных объектов | 449,6 | 58,0 | 353,6 | 38,0 | - | |
ИТОГО: | |||||||
Финансирование расходов на реализацию программы | 3195,8 | 815,1 | 1168,3 | 634,9 | 577,5 | ||
Предоставление государственных гарантий края | 440,5 | 440,5 | - | - | - |