ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2012 года N 478-пр
О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края
"Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края", утвержденную постановлением
Правительства Хабаровского края от 05 июня 2012 г. N 177-пр
__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 30 декабря 2013 года N 480-пр
__________________________
В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 мая 2011 г. N 146-пр "Об утверждении Порядка разработки, реализации оценки эффективности государственных целевых программ Хабаровского края", в целях совершенствования нормативной правовой базы Хабаровского края Правительство края
постановляет:
Внести изменения в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 05 июня 2012 г. N 177-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 05.06.2012 N 177-пр
(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 29 декабря 2012 года N 478-пр)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края"
ПАСПОРТ
государственной целевой программы Хабаровского края
"Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края"
Ответственный исполнитель программы | - министерство образования и науки Хабаровского края (далее - край) |
Соисполнители, участники программы | - министерство строительства края; министерство культуры края; министерство социальной защиты населения края; министерство информационных технологий и связи края; министерство экономического развития и внешних связей края; главное управление модернизации и стратегических инициатив Губернатора и Правительства края; органы местного самоуправления края |
Цель программы | - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития края |
Задачи программы | - достижение современного качества образования как института социального развития; создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей и молодежи; приведение структуры и качества профессионального образования в соответствие с потребностями инновационного развития экономики края |
Долгосрочные краевые целевые программы | - "Государственная поддержка развития муниципальной системы дошкольного образования в Хабаровском крае в 2011-2013 гг."; |
Основные мероприятия программы | - повышение доступности и качества общего образования; развитие механизмов непрерывного педагогического образования; информатизация образования; обеспечение участников образовательного процесса психолого-медико-педагогической помощью в образовательных учреждениях Хабаровского края; повышение доступности и качества дополнительного образования детей; развитие молодежной политики; поддержка талантливых и одаренных детей и молодежи; защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; повышение качества профессионального образования; поддержка научно-исследовательской деятельности в крае |
Целевые показатели (индикаторы) программы | - охват детей дошкольными образовательными учреждениями; удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования для детей в возрасте с 3 до 7 лет; доля детей и молодежи в возрасте 6 - 18 лет, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости; удовлетворенность населения качеством услуг, предоставляемых загородными оздоровительными учреждениями; доля студентов учреждений начального и среднего профессионального образования, обучающихся по основным образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий); доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на программы начального профессионального образования и среднего профессионального образования; доля педагогических и руководящих работников учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования, прошедших стажировку на предприятиях и в ведущих образовательных организациях, в том числе за рубежом; доля учреждений начального и среднего профессионального образования, внедривших новые программы и модели профессионального образования; доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам; доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен; доля обучающихся в условиях, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования; удовлетворенность населения качеством общего образования; доля учащихся общеобразовательных учреждений, получающих горячее питание; соотношение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования и средней заработной платы по экономике края; доля учителей государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до пяти лет; укомплектованность общеобразовательных учреждений педагогическими кадрами, имеющими высшее образование; доля педагогических работников, имеющих действующий документ о повышении квалификации; доля общеобразовательных учреждений, имеющих доступ к сети "Интернет" со скоростью 128 Кбит/с и выше; число персональных компьютеров, подключенных к сети "Интернет", на 100 учащихся в школах; число персональных компьютеров в составе школьных локально-вычислительных сетей на 100 учащихся в школах; доля образовательных учреждений, в которых созданы необходимые условия для обеспечения доступности качественного образования для детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи; доля детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи, получающих образование в образовательных учреждениях по месту жительства; охват детей и молодежи в возрасте 5 - 18 лет, обучающихся по программам дополнительного образования; доля молодых людей, вовлеченных в деятельность детских и молодежных общественных объединений; доля обучающихся 5 - 11 классов, принявших участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников; доля молодых людей, участвующих в мероприятиях (конкурсах, фестивалях, олимпиадах) научно-технической и творческой направленности; доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании); доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающие семьи; доля кандидатов в замещающие родители, прошедших обучение на курсах подготовки; доля занятых в экономике, прошедших за отчетный год обучение по программам дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки, в том числе в ресурсных центрах на базе учреждений профессионального образования; доля выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования (включая программы высшего профессионального образования), трудоустроившихся в течение первого года после выпуска; доля краевых государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; соотношение средней заработной платы педагогических работников краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и средней заработной платы по экономике края; доля молодых ученых, аспирантов, соискателей, принимающих участие в региональных научных конкурсах |
Этапы и сроки реализации программы | - 2013-2020 годы: I этап: 2013-2014 годы; II этап: 2014-2015 годы; III этап: 2016-2020 годы |
Ресурсное обеспечение реализации программы за счет средств краевого бюджета | - общий объем средств краевого бюджета, направляемых на реализацию мероприятий Программы составляет 110 894 646,22 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 14 693 476,26 тыс. рублей; 2014 год - 13 743 024,28 тыс. рублей; 2015 год - 13 743 024,28 тыс. рублей; 2016-2020 годы - 68 715 121,40 тыс. рублей |
Конечные результаты реализации программы | - удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования для детей в возрасте с 3 до 7 лет составит 100 процентов; доля детей и молодежи в возрасте 6 - 18 лет, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости возрастет до 80 процентов; доля студентов учреждений начального и среднего профессионального образования, обучающихся по основным образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий) составит 100 процентов; доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, возрастет до 88 процентов; доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, снизится до 9,3 процентов; доля обучающихся в условиях, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования, возрастет до 90 процентов; охват горячим питанием учащихся общеобразовательных учреждений возрастет до 90 процентов; соотношение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования и средней заработной платы по экономике края составит 100 процентов; укомплектованность общеобразовательных учреждений педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, возрастет до 85 процентов; доля общеобразовательных учреждений, имеющих доступ к сети "Интернет" со скоростью 128 Кбит/с и выше, составит 100 процентов; охват детей и молодежи в возрасте 5 - 18 лет, обучающихся по программам дополнительного образования, возрастет до 85 процентов; доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающие семьи, возрастет до 85,1 процента; доля кандидатов в замещающие родители, прошедших обучение на курсах подготовки, возрастет до 100 процентов; доля выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования (включая программы высшего профессионального образования), трудоустроившихся в течение первого года после выпуска, возрастет до 80 процентов; доля краевых государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, возрастет до 25 процентов; соотношение средней заработной платы педагогических работников краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и средней заработной платы по экономике края составит 100 процентов |
1. Характеристика текущего состояния образования и молодежной политики края
Государственная целевая программа края "Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края" (далее также - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства края от 18 мая 2011 г. N 265-рп "Об утверждении перечня государственных целевых программ Хабаровского края".
Программа подготовлена в соответствии с положениями следующих стратегических документов: Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. N 61; Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр; Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р.
1.1. Общая характеристика состояния и актуальные проблемы системы образования и молодежной политики края
Система образования и воспитания края по состоянию на 01 сентября 2012 г. включает 1 017 учреждений с контингентом более 320 тысяч обучающихся и воспитанников.
С 2006 года ежегодное снижение количества учащихся общеобразовательных школ составляет около 1 процента, что учтено в формировании стратегии институциональных и инфраструктурных преобразований в системе образования края.
В период 2005-2011 годов развитие системы образования и молодежной политики края осуществлялось в рамках следующих направлений:
- институциональные преобразования на основе реализации современных организационных и экономических механизмов (внедрение новой системы оплаты труда, нормативно-подушевого финансирования; развитие государственно-общественного управления, практики публичной отчетности образовательных учреждений);
- формирование современной инфраструктуры образования (реструктуризация сети образовательных учреждений, улучшение материально-технической базы, создание комфортной и безопасной образовательной среды);
- обновление содержания образования и внедрение современных образовательных технологий (подготовка к переходу на новые образовательные стандарты, организация профильного обучения, развитие вариативных форм получения образования, внедрение технологий развивающего обучения, информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий, технологий дистанционного и электронного обучения);
- внедрение новейших технологий обучения, реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, ранним детским аутизмом, а также имеющих сложные нарушения умственного и физического развития;
- развитие кадрового потенциала отрасли образования (модернизация системы повышения квалификации, совершенствование порядка аттестации педагогических кадров, повышение заработной платы, реализация мер социальной поддержки, поддержка инновационной деятельности в образовании);
- формирование системы оценки качества образования (оценка уровня предметной обученности учащихся, совершенствование процедур итоговой аттестации обучающихся, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений);
- обеспечение защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- реструктуризация сети и создание новых типов учреждений профессионального образования;
- оптимизация объемов и структуры подготовки специалистов со средним профессиональным образованием и рабочих кадров в соответствии с потребностями экономики и социальной сферы края;
- развитие государственно-общественного характера управления краевыми учреждениями профессионального образования в крае и укрепление социального партнерства;
- создание условий для воспитания гражданственности и патриотизма, формирования духовных и нравственных ценностей;
- вовлечение молодежи в социальную практику и добровольчество, развитие общественной и социальной активности молодежи;
- формирование системы продвижения инициативной и талантливой молодежи и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
- создание условий для эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
- формирование современной инфраструктуры учреждений по работе с молодежью.
По каждому из направлений в системе образования и молодежной политики края за указанный период произошли устойчивые изменения, складывающиеся в целостную положительную динамику развития системы.
В результате институциональных преобразований на основе реализации современных организационных и экономических механизмов в 100 процентах образовательных учреждений края введена новая система оплаты труда и нормативно-подушевое финансирование (далее также - НСОТ). Мероприятия по переходу на НСОТ позволили увеличить среднюю заработную плату работников учреждений общего образования на 6,8 процентов - с 14 467 рублей в 2009 году до 15 938 рублей в мае 2011 года, в том числе учителей на 7,8 процентов - с 17 048 рублей в 2009 году до 19 571 рубля в мае 2011 года. Реализация в крае комплексного проекта модернизации региональных систем общего образования (2011-2013 годы) позволила уже к концу 2011 года повысить среднюю заработную плату учителей до 25 494 рублей, что превысило уровень средней заработной платы в экономике края. Средняя заработная плата учителей за 2 квартал 2012 г. - 26 848 рублей.
Важным показателем эффективности модернизации системы образования края и развития самостоятельности образовательных учреждений стало внедрение системы государственно-общественного управления образованием.
В структуру государственно-общественного управления системой образования края входят: краевой государственно-общественный совет по вопросам образования; 14 муниципальных советов по вопросам образования, 11 общественно-координационных советов при главах городских округов и муниципальных районов края, краевой родительский совет.
Система государственно-общественного управления в настоящее время действует в 74 процентах образовательных учреждений.
Формируются условия для повышения открытости образовательных учреждений.
По итогам 2010-2011 учебного года представили публичные отчеты на общешкольных собраниях, сайтах учреждений, в средствах массовой информации, на сельских сходах граждан, расширенных заседаниях органов представительной власти 99 процентов дневных общеобразовательных школ. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих собственные сайты, увеличилась с 74 процентов в 2007 году до 92 процентов в 2011 году.
В результате мероприятий по формированию современной инфраструктуры образования были разработаны и реализованы различные модели развития муниципальных систем дошкольного образования и реструктуризации сети муниципальных общеобразовательных учреждений.
Расширилось видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений в результате возврата учреждений в систему дошкольного образования, открытия групп, ранее занятых не по назначению, апробации в крае новых форм и моделей предоставления услуг дошкольного образования, увеличилась численность детей, посещающих учреждения, реализующие общеобразовательную программу дошкольного образования.
За последние шесть лет в крае открыто 25 детских садов. На 01 января 2012 г. услугами дошкольного образования охвачено 63,9 процента дошкольников от одного до шести лет, что на 3,9 процента больше по сравнению с 2009 годом.
За период с 2009 по 2011 год количество мест в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось более чем на 2,5 тысячи единиц, а численность детей в детских садах - на 4,5 тысячи человек. Удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет в целом по краю в 2011 году составила 96,3 процента.
Наметились положительные тенденции в организации предшкольного образования. В 2011 году 99,1 процента всех первоклассников получили подготовку к школе на базе учреждений различных видов.
С целью создания достойных условий получения общего образования в 11-ти муниципальных образованиях края создано 16 ресурсных центров, девять базовых школ, три социокультурных центра, одна профильная школа старшей ступени обучения.
Появились новые формы профессиональных учебных заведений: девять краевых специализированных (профильных) образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров для базовых предприятий края, два ресурсных центра для переобучения и повышения квалификации работников в области судостроения и строительства, семь многоуровневых учреждений, осуществляющих подготовку по интегрированным программам, два "Колледжа малого города".
Реорганизация сети учреждений профессионального образования позволила оптимально подойти к формированию перечня специальностей и профессий, исключив по ряду специальностей их дублирование, с учетом кризиса как перепроизводства, так и недопроизводства кадров по отдельным отраслям.
За последние 10 лет в крае построен 21 объект образования на 3 889 мест. На эти цели из бюджетов всех уровней израсходовано 3 367 млн. рублей, в том числе 2 425 млн. рублей - из краевого, 717 млн. рублей - из федерального, 225 млн. рублей - из средств муниципальных бюджетов.
Безопасность краевых учреждений образования обеспечена установкой пожарно-охранной сигнализации в 100 процентах учреждений, кнопок экстренного вызова наряда полиции - в 73 процентах учреждений. Ограждение по всему периметру территории имеют 75 процентов учреждений, системами видеонаблюдения оснащены 59 процентов учреждений.
Одним из факторов сохранения здоровья школьников является организация полноценного сбалансированного питания и медицинского обслуживания. В учреждениях образования края всеми формами питания обеспечены 92,5 процента школьников, в том числе горячее питание получают 79 процентов, что на 5,2 процента выше по сравнению с 2010 годом.
В 2011 году продолжилась работа по ремонту и оснащению оборудованием медицинских кабинетов школ в соответствии с утвержденными стандартами на условиях софинансирования. На приобретение медицинского оборудования из краевого бюджета по отрасли "Образование" израсходовано 4,4 млн. рублей для 45 кабинетов общеобразовательных школ 15 территорий края. Это позволило увеличить количество школ, имеющих медицинские кабинеты, до 237.
В результате работы по обеспечению образовательных учреждений современным оборудованием и пособиями показатель обеспеченности учреждений современной учебной базой вырос с 4 процентов в 2005 году до 52 процентов от потребности в 2010 году. В течение последних четырех лет 100 процентов учащихся общеобразовательных школ обеспечиваются бесплатными учебными пособиями.
Благодаря реализации мероприятий по развитию современной инфраструктуры образования в крае доля учащихся, которые обучаются в соответствии с основными современными требованиями к реализации образовательных программ, увеличилась до 40 процентов.
В результате мероприятий по обновлению содержания образования и внедрению современных образовательных технологий 100 процентов дошкольных образовательных учреждений работают на основе федеральных государственных требований к программам дошкольного образования, 100 процентов общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования в 2011 году начали реализацию федеральных государственных образовательных стандартов последнего поколения.
Развиваются вариативные формы организации общего образования. Семейная форма обучения организована для 47 учащихся (рост на 26% за последние три года), экстернат - для 29 учащихся. Организовано обучение 212 учащихся из 14 территорий края, находящихся на длительном лечении в больницах, 56 человек, содержащихся под стражей в следственных изоляторах. В учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний действуют вечерние (сменные) общеобразовательные школы, учебно-консультационные пункты, в которых обучаются более 1 400 учащихся.
Совершенствуется работа по организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях. Предпрофильной подготовкой охвачено 100 процентов учащихся 9-х классов по 18 направлениям. Профильное обучение на старшей ступени общего образования организовано по 18 профилям в 84 процентах общеобразовательных учреждений во всех муниципальных образованиях края для 88 процентов учащихся 10 - 11 классов. Обучение по индивидуальным учебным планам организовано для 8 процентов учащихся старшей ступени.
В целях реализации принципа доступности образования в 2008-2010 годах в крае проведено экспериментальное дистанционное обучение для школьников 10 - 11 классов из отдаленных территорий края. За два учебных года прошли экспериментальное обучение 100 школьников из четырех муниципальных образований.
В результате мероприятий по внедрению новейших технологий обучения, реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, ранним детским аутизмом, а также имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, расширяется спектр образовательных услуг и форм обучения, предоставляемых учащимся с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных психофизических возможностей:
- инклюзивно обучается 7 867 человек, что составляет 75 процентов от общего количества учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- в специальных (коррекционных) учреждениях - 2 608 человек, что составляет 25 процентов от общего количества учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
на дому - 689 человек, что составляет 6 процентов от общего количества учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
дистанционно обучается 155 детей-инвалидов из числа обучающихся на дому.
Реализация мероприятий по развитию кадрового потенциала отрасли позволила стабилизировать ситуацию в области обеспеченности образовательных учреждений края квалифицированными специалистами.
В целях привлечения и закрепления молодых учителей в школах края установлена ежемесячная надбавка в размере 35 процентов ставки в течение трех лет с момента окончания учебного заведения. При трудоустройстве в образовательные учреждения на педагогические должности выпускникам вузов выплачивается единовременное пособие в размере четырех должностных окладов, осуществляется оплата проезда к месту трудоустройства и закрепления; выделяются средства на строительство, приобретение и ремонт жилья. Продолжается реализация краевых программ образовательного кредита и сберегательного капитала. Сельские учителя получают меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением.
С 2011 года увеличен размер повышающего коэффициента за высшую квалификационную категорию специалистам с 0,25 до 0,75. Отменены ограничения, связанные с оплатой педагогическим работникам только одной ставки учебной нагрузки. Развивается персонифицированная система повышения квалификации, начата реализация нового порядка аттестации педагогических и руководящих кадров.
По программам "Современный менеджмент образования" и "Эффективный менеджмент" за счет средств федерального и краевого бюджетов в 2009-2010 годах прошли повышение квалификации 74 процента руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием всех уровней.
В рамках мероприятий по созданию и развитию региональной системы оценки качества образования выстроена единая система диагностики и контроля состояния образования, которая обеспечивает своевременное выявление изменений и определение факторов, влияющих на качество образования в крае. С 2009 года в образовательных учреждениях осуществляется диагностика уровня предметной обученности обучающихся, по результатам которой в 52 процента образовательных учреждений направлены рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
С учетом географических особенностей и транспортной доступности в крае разработана оптимальная организационно-технологическая схема проведения единого государственного экзамена. На протяжении последних лет сохраняется устойчивая тенденция улучшения результатов единого государственного экзамена. По сравнению с 2011 годом вырос средний тестовый балл по русскому языку, географии, информатике и информационно-коммуникационным технологиям (далее - ИКТ), истории, литературе, биологии, иностранным языкам.