ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 ноября 2013 года № 636
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Постановления Правительства Самарской области от 08.12.2017 N 797.
____________________________________________________________________
В целях устойчивого развития сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области Правительство Самарской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 28.08.2013 №422 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области на 2013 - 2020 годы» изменение, изложив государственную программу Самарской области «Развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области на 2013 - 2020 годы» в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Вице-губернатор - председатель Правительства Самарской области
А.П. Нефёдов
Приложение
к постановлению Правительства Самарской области
от 15.11.2013 №636
НАИМЕНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | государственная программа Самарской области «Развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области на 2013 - 2020 годы» |
ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ | - | поручение Губернатора Самарской области от 07.05.2013 № 1-20/268 |
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ | - | министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области |
СОИСПОЛНИТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | отсутствуют |
УЧАСТНИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ | - | сельскохозяйственные кооперативы и организации потребительской кооперации в Самарской области (по согласованию) |
ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ | - | устойчивое развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области |
ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | обновление и модернизация материально-технической базы организаций сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области в сфере заготовки, хранения, переработки, реализации сельскохозяйственной продукции и логистической инфраструктуры; |
ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) | - | оборот розничной торговли; |
ПОДПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ЦЕЛЕЙ И СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ | - | отсутствуют |
ИНЫЕ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ | - | отсутствуют |
ПЛАНЫ МЕРОПРИЯТИЙ С УКАЗАНИЕМ СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ | - | отсутствуют |
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ | - | Государственная программа реализуется в один этап. |
ОБЪЕМЫ БЮДЖЕТНЫХ | - | общий объем финансирования мероприятий Государственной программы за счет средств областного бюджета в 2013 - 2020 годах составляет 331,01 млн. рублей. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | - | объемы розничного товарооборота, оборота общественного питания и переработки сельскохозяйственной продукции и производства продуктов питания в 2020 году увеличатся по отношению к уровню 2012 года на 55%; |
Основными направлениями Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р, являются диверсификация сельской экономики, создание новой социально ориентированной модели развития.
В современных условиях решение данных задач невозможно без демократизации отношений собственности и широкого распространения коллективных форм хозяйствования на селе, основными из которых являются кооперативы. Они позволяют объединить в статусе работника как трудящегося, так и собственника, использовать в управлении принципы прямой демократии, избежать эксплуатации со стороны частного капитала.
Развитая кооперация является важнейшим механизмом повышения эффективности производства, вовлечения в экономический оборот высвободившейся в процессе интенсификации производства рабочей силы, социальной стабильности в обществе. Объединение товаропроизводителей на условиях кооперации приобретает особую актуальность в условиях членства России во Всемирной торговой организации (далее - ВТО).
За переходный период, который отведен нашей стране для адаптации к нормам и правилам ВТО, агропромышленному комплексу Самарской области предстоит решить ряд больших и сложных задач, главными из которых являются модернизация производства и развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка. Решение последней задачи в значительной степени будет определяться эффективностью работы регионального ко-оперативного сектора.
При этом государственная поддержка товаропроводящей инфраструктуры отнесена по классификации ВТО к мерам «зеленой корзины» и не имеет каких-либо ограничений по ее использованию.
Государственная программа определяет цель, задачи и основные направления развития сельской кооперации в Самарской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Государственная программа разработана исходя из тесной взаимосвязи целей кооперативного движения и региональной социально-экономической политики, что вызывает необходимость совершенствования механизмов государственной поддержки сельской кооперации в Самарской области.
Реализация Государственной программы направлена на достижение в Самарской области основных целей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717.
В Самарской области, как и в других регионах России, кооперативные отношения на селе развиваются в рамках нескольких моделей и организационных систем. Важнейшими из них являются сельскохозяйственные кооперативы (производственные, потребительские) и потребительские общества.
По состоянию на 1 января 2013 года на территории Самарской области зарегистрировано 56 сельскохозяйственных потребительских кооперативов первого уровня. Фактически осуществляет производственную деятельность всего 31 организация, или 55% (16 кредитно-потребительских, 2 перерабатывающих и 13 снабженческо-сбытовых кооперативов), что для региона с населением свыше 3 миллионов человек, из которых каждый пятый - сельский житель, и объемом производства сельхозпродукции более 50 млрд. рублей является крайне низким показателем. На долю Самарской области приходится менее 1% зарегистрированных в Российской Федерации сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Потенциально социальной базой кооперации в сельской местности являются не только все сельские жители Самарской области, но и около 500 действующих сельскохозяйственных организаций, а также почти 3 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств.
С учетом того, что в Самарской области достаточно остро стоит вопрос переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, особенно произведенной малыми формами хозяйствования, задача развития перерабатывающих и снабженческо-сбытовых кооперативов является очень актуальной.
Деятельность системы потребительской кооперации в Самарской области традиционно является одним из важнейших факторов развития сельских территорий, обеспечивает формирование рыночной инфраструктуры и решает проблемы сбыта произведенной малыми формами хозяйствования сельскохозяйственной продукции.
Вместе с тем к моменту начала реализации областной целевой программы развития потребительской кооперации в Самарской области на 2010 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 08.07.2009 № 311 (далее - программа развития потребительской кооперации), потенциал потребительской кооперации был в значительной мере утерян, влияние организаций потребительской кооперации на социально-экономическое развитие муниципальных районов Самарской области существенно снизилось. К 2009 году большая часть основных производственных фондов организаций потребительской кооперации имела степень износа более 80%, поскольку была введена в эксплуатацию более 40 лет назад.
За 2009 год организациями потребительской кооперации в Самарской области было закуплено сельскохозяйственной продукции и сырья у сельскохозяйственных товаропроизводителей региона на сумму всего 173,4 млн. рублей, что на 12% меньше по отношению к уровню 2008 года.
В то же время на начало 2010 года на территории Самарской области действовало 248 тысяч ЛПХ, производящих 62% совокупного объема продукции сельского хозяйства. Большинство ЛПХ испытывали серьезные проблемы при реализации продукции собственного производства. Увеличение масштабов закупочно-заготовительной деятельности организаций потребительской кооперации в Самарской области способно стимулировать развитие малых форм хозяйствования, создать условия для повышения доходов и занятости на селе.
Организации потребительской кооперации в Самарской области могут обеспечить комплексную переработку сельскохозяйственного сырья и организовать выпуск качественных и недорогих хлебных, кондитерских, колбасных и макаронных изделий, полуфабрикатов, рыбной продукции для наименее обеспеченных слоев населения. Для этого в первую очередь необходимо привлечь инвестиции на модернизацию существующих мощностей и развитие новых направлений. Серьезным сдерживающим фактором является повышение уровня конкуренции на продовольственном рынке региона прежде всего со стороны поставщиков импортной продукции и продукции других регионов, а также деятельность крупных сетевых компаний.
Уровень развития системы потребительской кооперации в разрезе сельских муниципальных районов в Самарской области существенно дифференцирован. Необходимо устранение сложившихся диспропорций за счет развития наиболее сильных организаций и распространения их деятельности на другие сельские районы, а также создание новых потребительских обществ.
В 2010 - 2012 годах в рамках программы развития потребительской кооперации перечислено субвенций и субсидий получателям на общую сумму 129,6 млн. рублей, что позволило организациям потребительской кооперации закупить в ЛПХ сельскохозяйственную продукцию на сумму 1,2 млрд. рублей, в 2,6 раза увеличить количество ЛПХ, охваченных закупками сельскохозяйственной продукции, приобрести оборудование и специализированный автомобильный транспорт на общую сумму свыше 140 млн. рублей, произвести промышленной продукции на 800 млн. рублей. Сумма налоговых платежей и обязательных отчислений превысила 420 млн. рублей. Было создано 280 новых рабочих мест в сельских районах и организовано 22 новых потребительских общества.
Таким образом, в 2010 - 2012 годах реализация программы развития потребительской кооперации позволила стабилизировать ситуацию в сфере потребительской кооперации, начать процесс модернизации материально-технической базы, создать условия для расширения инвестиционной активности и заготовительной деятельности в среднесрочной перспективе.
Тем не менее требуют дальнейшего решения следующие основные проблемы, препятствующие развитию производственной деятельности и расширению масштабов закупок сельскохозяйственной продукции кооперативными организациями в Самарской области:
ограниченность доступа к инвестиционным ресурсам, которая не позволяет проводить своевременное обновление и модернизацию основных средств, что приводит к снижению конкурентоспособности продукции, ухудшению качества обслуживания населения, ограничению масштабов деятельности кооперативных организаций прежде всего в сфере заготовки, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
недостаточный объем собственных оборотных средств организаций, который сдерживает развитие закупочно-заготовительной деятельности на селе и не позволяет обеспечить оптимальную загрузку производственных мощностей;
отсутствие кооперативных логистических предприятий, что не позволяет замкнуть кооперативные товаропроизводящие цепочки, обеспечить самодостаточность системы кооперации и заполнить незанятые экономические ниши.
Реализация Государственной программы будет способствовать созданию кооперативных предприятий в сфере закупок, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной в ЛПХ, повышению финансовой устойчивости кооперативов, формированию целостной системы кооперативного движения, положительным образом влиять на ценовую конъюнктуру потребительского рынка.
Социальная эффективность Государственной программы будет заключаться в консолидации малых форм хозяйствования на селе в целях отстаивания их экономических и социальных интересов, вовлечении в аграрную экономику сельского населения, повышении уровня жизни на селе.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению поставленных задач, поэтапный контроль выполнения мероприятий и оценку их результатов.
Реализация Государственной программы сопряжена с социальными, финансово-экономическими и прочими рисками.
Основные риски, связанные с реализацией Государственной программы, могут проявиться в связи с кризисными явлениями в экономике, сокращенным уровнем финансирования , изменением федерального и регионального законодательства в областях, затрагивающих условия ее реализации, изменением условий кредитования и уменьшением доходов населения.
Перечисленные риски могут повлечь невыполнение отдельных Государственной программы, что в конечном итоге отразится на достижении значений показателей Государственной программы.
Способом ограничения рисков будет являться мониторинг реализации Государственной программы, эффективное перераспределение финансовых ресурсов, привлеченных для ее реализации, своевременная корректировка программных и значений показателей в зависимости от достигнутых результатов.
Государственная программа соответствует приоритетным направлениями аграрной политики Российской Федерации, направлена на решение основных положений и задач Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 № 129.
В рамках Государственной программы планируется реализация мероприятий по оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным кооперативам и организациям потребительской кооперации в Самарской области, ориентированных на конечный результат и повышение эффективности деятельности кооперативного сектора.
Целью Государственной программы является устойчивое развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области.
Для достижения цели Государственной программы необходимо решение следующих задач:
обновление и модернизация материально-технической базы организаций сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области в сфере заготовки, хранения, переработки, реализации сельскохозяйственной продукции и логистической инфраструктуры;
увеличение объемов закупок молока в ЛПХ;
повышение финансовой устойчивости организаций сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области;
создание новых рабочих мест в организациях сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области.
Выполнение предусмотренных Государственной программой мероприятий обеспечит достижение значений намеченных целевых индикаторов, что будет способствовать социальному развитию сельских территорий Самарской области, создаст предпосылки для развития аграрного производства и укрепления позиций местных товаров на региональном продовольственном рынке.
Благодаря обновлению материально-технической базы, внедрению современных технологий, совершенствованию организации труда повысится уровень загрузки производственных мощностей. К 2020 году объем производства продуктов питания в сфере сельскохозяйственной и потребительской кооперации составит 450,2 млн. рублей.
Для обеспечения производственных потребностей сельскохозяйственных кооперативов, организаций потребительской кооперации и предприятий переработки объем закупок молока в ЛПХ на территории Самарской области к 2020 году будет увеличен до 11,7 тыс. тонн.
Социальным эффектом от реализации Государственной программы будет являться создание в сельскохозяйственных кооперативах и организациях потребительской кооперации в Самарской области 730 дополнительных рабочих мест.
Сроки реализации Государственной программы: 2013 - 2020 годы.
Государственная программа реализуется в один этап.
В целях реализации мероприятий Государственной программы субсидии предоставляются сельскохозяйственным кооперативам - организациям, созданным сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами в соответствии с требованиями Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, и организациям потребительской кооперации - потребительским обществам, союзам потребительских обществ, а также учреждениям, хозяйственным обществам или иным юридическим лицам, единственными учредителями которых являются потребительские общества или союзы, созданным в соответствии с требованиями Законами Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 01.02.2013 № 21 «О мерах, направленных на государственную поддержку производителей товаров, работ и услуг в сфере сельскохозяйственного товарного производства, торговли, переработки сельскохозяйственной продукции, рыбоводства на территории Самарской области» утвержден Порядок предоставления в 2013 году субсидий за счёт средств областного бюджета сельскохозяйственным кооперативам и организациям потребительской кооперации в Самарской области в целях возмещения затрат в связи с осуществлением деятельности в сфере заготовки, хранения, переработки, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение оборудования и автомобильного транспорта.
Управление и контроль за реализацией Государственной программы осуществляется в соответствии с Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 20.09.2013 № 498 «О разработке и реализации государственных программ в Самарской области».
Ежегодный ход и итоги реализации Государственной программы характеризуют следующие показатели (индикаторы):
оборот розничной торговли;
оборот общественного питания;
объем переработки сельскохозяйственной продукции и производства продуктов питания;
закупка молока в ЛПХ в целях собственной переработки и (или) реализации на перерабатывающие предприятия;
выручка от реализации продукции;
прирост численности населения, занятого в сельскохозяйственной и потребительской кооперации.
Значения показателей (индикаторов) рассчитываются министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области путем суммирования значений показателей (индикаторов) по муниципальным районам Самарской области, сельскохозяйственным кооперативам и организациям потребительской кооперации.
Плановые значения показателей (индикаторов) реализации Государственной программы приведены в приложении 1 к Государственной программе.
Объем финансирования мероприятий Государственной программы за счет средств областного бюджета в 2013 - 2020 годах составляет 331,01 млн. рублей, в том числе в 2013 году - 10,33 млн. рублей, в 2014 году - 36,00 млн. рублей, в 2015 году - 36,00 млн. рублей, в 2016 году - 36,00 млн. рублей, в 2017 году - 48,28 млн. рублей, в 2018 году - 51,82 млн. рублей, в 2019 году - 54,83 млн. рублей, в 2020 году - 57,75 млн. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Государственной программы в 2017 - 2020 годах за счет средств областного бюджета предусматриваются отдельным постановлением Правительства Самарской области.
Перечень мероприятий Государственной программы приведен в приложении 2 к Государственной программе.
Мероприятия Государственной программы финансируются в форме бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В приложении 3 к Государственной программе приведена справочная информация о предполагаемом финансировании мероприятий за счет средств внебюджетных источников, направляемых на решение определенных Государственной программой проблем, в объеме 1775,6 млн. рублей.
Комплексная оценка эффективности реализации Государственной программы осуществляется на основе оценки степени выполнения мероприятий Государственной программы и оценки эффективности ее реализации.
комплексной оценки эффективности реализации Государственной программы приведена в приложении 4 к Государственной программе.
Показатели (индикаторы), характеризующие ежегодный ход и итоги реализации государственной программы Самарской области «Развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области на 2013 - 2020 годы»