ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2013 года N 135
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)
(в редакции Постановлений Правительства Самарской области от 14.05.2014 N 267, от 14.10.2015 N 644, от 16.08.2016 N 459, от 27.06.2017 N 404)
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.04.2014 N 282 "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" Правительство Самарской области постановляет:
(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 16.08.2016 N 459)
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Самарской области (2013 - 2018 годы) (далее - "дорожная карта").
2. Установить, что финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных "дорожной картой", осуществляется в размерах и порядке, определенных нормативными правовыми актами, устанавливающими соответствующие расходные обязательства Самарской области.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (Антимонову).
4. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Вице-губернатор - председатель
Правительства Самарской области
А.П.НЕФЕДОВ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 27.06.2017 N 404)
Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Самарской области (2013 - 2018 годы) (далее - "дорожная карта") направлена на развитие системы социального обслуживания населения в Самарской области, повышение качества и доступности социальных услуг.
Формирование и реализация социальной политики, направленной на повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите, гарантирование равного доступа к качественным социальным услугам являются приоритетными направлениями государственной политики Правительства Самарской области. В Самарской области, как и в целом в Российской Федерации, наблюдается устойчивый рост потребности населения в социальных услугах.
Целевую направленность развития учреждений социального обслуживания региона определяют демографическая ситуация, в том числе изменение возрастной структуры, связанное с ростом численности нетрудоспособного населения области, неуклонное повышение числа инвалидов (взрослых и детей), тенденция роста численности лиц без определенного места жительства, невысокий уровень жизни маргинальных слоев населения, необходимость улучшения положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Население Самарской области отличается выраженной деформацией возрастной структуры, "старением общества", главным проявлением которого является значительное повышение доли пожилых людей. С 2000 по 2015 год доля граждан пожилого возраста увеличилась с 20,8% (681,7 тыс. человек) до 26% (828,4 тыс. человек), при том что международным критерием старения населения страны является превышение порога 12%. Данная тенденция обуславливает необходимость выработки новой политики в отношении пожилых людей с учетом их индивидуальной нуждаемости в различных видах социальных услуг, включающей создание условий для активного долголетия жителей области.
Выполнение мероприятий "дорожной карты" позволит обеспечить:
реализацию на территории Самарской области Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
развитие системы социального обслуживания региона, ее адаптацию к социально-экономическим и демографическим условиям;
повышение качества и доступности социальных услуг для жителей региона.
Система социального обслуживания Самарской области представляет разветвленную, многофункциональную структуру организаций, оказывающих социальные услуги различным категориям населения.
С 2014 года осуществляется планомерная оптимизация сети государственных учреждений.
В 2016 году работа в данном направлении проведена путем реорганизации учреждений в форме присоединения: укрупнения по окружному принципу, присоединения более мелких учреждений к более крупным (пансионаты для граждан пожилого возраста и инвалидов), перевода небольших учреждений в структурные подразделения крупных учреждений региона (например, объединение областного центра диагностики и консультирования с территориальными подразделениями, расположенными в муниципальных образованиях).
Так, в 2015 году в ведомственном подчинении министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - министерство) находилось 169 государственных учреждений. В ходе оптимизации сети в 2016 году произошло сокращение юридических лиц, что позволило повысить управляемость и обеспечить максимальную эффективность использования средств областного бюджета, ежегодно направляемых на их содержание, при одновременном сохранении в полном объеме целей и видов их деятельности, количества обслуживаемых граждан, коечной мощности, а также доступности социальных услуг для населения.
На 1 января 2017 года сеть государственных организаций социального обслуживания включает 91 учреждение:
10 домов-интернатов общего типа;
8 домов-интернатов психоневрологического профиля;
2 дома-интерната для умственно отсталых детей;
1 специальный пансионат для пожилых граждан и инвалидов из числа маргинальных групп населения;
1 областной геронтологический центр;
1 центр социальной адаптации для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию;
1 социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий;
33 центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
5 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
13 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и социальных приютов для детей и подростков;
5 комплексных центров социального обслуживания населения;
10 центров социальной помощи семье и детям;
1 центр диагностики и консультирования (оказывает социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические услуги в полустационарной форме).
Подразделения службы семьи, а также учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому и в полустационарной форме имеются во всех 37 городских округах и муниципальных районах области.
Количество отделений, оказывающих социальные услуги на дому, за период 2013 - 2016 годов увеличилось с 443 до 446 единиц.
В целях формирования рынка социальных услуг в области проводится работа по привлечению негосударственного сектора в сферу социального обслуживания. Наблюдается динамика увеличения доли негосударственных организаций в общем объеме организаций, предоставляющих услуги в социальной сфере. В реестр поставщиков социальных услуг Самарской области (далее - реестр) в 2015 году входили только государственные учреждения. В 2016 году в реестр вошли 207 организаций социального обслуживания, из них 3 некоммерческие общественные организации, в 2017 году внесены 102 организации, из них 11 некоммерческих (10,7%). В 2018 году в реестр ориентировочно войдут 15 негосударственных поставщиков.
Расходы на социальное обслуживание населения ежегодно предусматриваются в бюджете Самарской области, а также осуществляются за счет внебюджетных источников - от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений.
На территории Самарской области реализуются:
государственная программа Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области" на 2014 - 2019 годы, включающая в себя подпрограммы:
"Развитие социального обслуживания населения в Самарской области" на 2014 - 2019 годы с объемом финансирования 85 855,37 тыс. рублей;
"Укрепление и развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения Самарской области" на 2014 - 2019 годы с объемом финансирования 4 201 988,27 тыс. рублей;
государственная программа Самарской области "Доступная среда в Самарской области" на 2014 - 2020 годы с общим объемом финансирования 4 454 859,42 тыс. рублей.
Информация о расходах на социальное обслуживание населения в Самарской области представлена в таблице 1.
Среднемесячная заработная плата социальных работников учреждений социального обслуживания населения области за 2015 год составила 15 495,9 рубля (61,9% к уровню среднего дохода от трудовой деятельности в регионе), в 2016 году - 19 922,0 рубля (78,6%), в 2017 году составит 21 360,0 рубля (80%), с 1 января 2018 года - 29 070,0 рубля (100%).
Расходы на социальное обслуживание населения в Самарской области
Годы | Расходы на социальное обслуживание, тыс. рублей | в том числе расходы на фонд оплаты труда, тыс. рублей | Доля фонда оплаты труда в общих расходах, % | из них расходы на фонд оплаты труда социальных работников, тыс. рублей | Доля в общем фонде оплаты труда, % | |||||||||
Всего | в том числе | доля внебюджетных средств, % | Всего | в том числе | доля внебюджетных средств, % | Всего | в том числе | доля внебюджетных средств, % | ||||||
средства бюджета Самарской области | внебюджетные средства | средства бюджета Самарской области | внебюджетные средства | средства бюджета Самарской области | внебюджетные средства | |||||||||
2013 | 4990552,9 | 4522692,1 | 467860,8 | 9,4 | 3718714,3 | 3501807,7 | 216906,6 | 5,8 | 74,5 | 1146130,0 | 1118630,0 | 27500,0 | 2,4 | 30,8 |
2014 | 6215895,5 | 5689671,3 | 526224,2 | 8,5 | 4857213,3 | 4601190,8 | 256022,6 | 5,3 | 78,1 | 1477700,0 | 1447100,0 | 30600,0 | 2,1 | 30,4 |
2015 | 6197760,3 <1> | 5611186,8 <2> | 586573,5 | 9,5 | 4878600,4 | 4582076,9 <2> | 296523,5 | 6,1 | 78,7 | 1477340,0 | 1446440,0 <2> | 30900,0 | 2,09 | 30,3 <2> |
2016 | 7139308,6 | 6504190,9 | 635117,7 | 8,9 | 5800351,7 | 5474303,6 | 326048,2 | 5,6 | 81,2 | 1863210,3 | 1823383,3 | 39827,0 | 2,14 | 32,1 |
2017 | 7864382,6 | 7245296,9 | 619085,7 | 7,9 | 6527198,9 | 6321222,8 | 205976,1 | 3,1 | 80,9 | 2074791,0 | 2045523,9 | 29267,1 | 1,4 | 31,8 |
2018 | 8568605,5 | 7894914,8 | 673690,7 | 7,9 | 7228393,7 | 6967812,6 | 260581,1 | 3,6 | 84,4 | 2823697,2 | 2794430,1 | 29267,1 | 1,04 | 39,1 |
________________
<1> Общий объем средств на социальное обслуживание в 2015 году уменьшился в связи со снижением среднесписочной численности социальных работников и оптимизацией расходов на текущее содержание учреждений. В 2016 году расходы увеличились в связи с открытием дополнительно 3 отделений социального обслуживания на дому и увеличением численности социальных работников.
<2> Объем средств бюджета Самарской области в 2015 году уменьшился в связи со снижением среднесписочной численности социальных работников и оптимизацией расходов на текущее содержание учреждений. В 2016 году бюджетное финансирование увеличилось в связи с увеличением расходов на фонд оплаты труда в рамках повышения средней заработной платы целевых категорий работников (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики").
На 1 января 2017 года общая численность работников отрасли составляет 18 759 человек, в том числе:
5 986 социальных работников;
3 816 медицинских работников (врачи - 301 человек, средний медицинский персонал - 1 508 человек, младший медицинский персонал - 2 007 человек);
1 447 специалистов по социальной работе;
209 психологов.
Квалификационную категорию имеют: врачи - 94 человека (высшую - 18 человек, первую - 67 человек, вторую - 9 человек), средний медицинский персонал - 732 человека (высшую - 392 человека, первую - 36 человек, вторую - 104 человека). В системе работает 2 кандидата медицинских наук.
Количественная и качественная характеристика социальных работников организаций социального обслуживания населения Самарской области представлена в таблице 2.
Количественная и качественная характеристика социальных работников организаций социального обслуживания населения Самарской области
Годы | Среднесписочная численность | Вакансии на 1 января отчетного года | Количество уволенных за отчетный год | Текучесть, % | Пол | Средний возраст | Образование | ||||
Всего | в том числе в сельской местности | ж. | м. | среднее общее | среднее профессиональное | высшее профессиональное | |||||
2013 | 6413 | 3225 | 672 | 538 | 8,4 | 6387 | 26 | 43,4 | 1055 | 4728 | 629 |
2014 | 6328 | 3182 | 696 | 512 | 8 | 6306 | 22 | 43,9 | 1073 | 4680 | 574 |
2015 | 6102 | 3163 | 937 | 570 | 9,3 | 6081 | 21 | 44,3 | 1096 | 4384 | 622 |
2016 | 5986 | 3223 | 983 | 455 | 7,6 | 5964 | 22 | 44,7 | 1106 | 4247 | 633 |
2017 | 6217 <1> | 3223 | 983 | 473 | 7,6 | 6195 | 22 | 44,7 | 1106 | 4247 | 633 |
2018 | 6217 | 3223 | 983 | 473 | 7,6 | 6195 | 22 | 44,7 | 1106 | 4247 | 633 |