ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 апреля 2013 года N 135

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)

(в редакции Постановлений Правительства Самарской области от 14.05.2014 N 267, от 14.10.2015 N 644, от 16.08.2016 N 459, от 27.06.2017 N 404)


В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.04.2014 N 282 "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" Правительство Самарской области постановляет:

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 16.08.2016 N 459)

1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Самарской области (2013 - 2018 годы) (далее - "дорожная карта").

2. Установить, что финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных "дорожной картой", осуществляется в размерах и порядке, определенных нормативными правовыми актами, устанавливающими соответствующие расходные обязательства Самарской области.

3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (Антимонову).

4. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.

5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Вице-губернатор - председатель
Правительства Самарской области
А.П.НЕФЕДОВ


Утвержден
Постановлением
Правительства Самарской области
от 3 апреля 2013 года N 135

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)

 (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 27.06.2017 N 404)


 I. Общее описание


 1. Векторы развития системы социального обслуживания региона


Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Самарской области (2013 - 2018 годы) (далее - "дорожная карта") направлена на развитие системы социального обслуживания населения в Самарской области, повышение качества и доступности социальных услуг.

Формирование и реализация социальной политики, направленной на повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите, гарантирование равного доступа к качественным социальным услугам являются приоритетными направлениями государственной политики Правительства Самарской области. В Самарской области, как и в целом в Российской Федерации, наблюдается устойчивый рост потребности населения в социальных услугах.

Целевую направленность развития учреждений социального обслуживания региона определяют демографическая ситуация, в том числе изменение возрастной структуры, связанное с ростом численности нетрудоспособного населения области, неуклонное повышение числа инвалидов (взрослых и детей), тенденция роста численности лиц без определенного места жительства, невысокий уровень жизни маргинальных слоев населения, необходимость улучшения положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Население Самарской области отличается выраженной деформацией возрастной структуры, "старением общества", главным проявлением которого является значительное повышение доли пожилых людей. С 2000 по 2015 год доля граждан пожилого возраста увеличилась с 20,8% (681,7 тыс. человек) до 26% (828,4 тыс. человек), при том что международным критерием старения населения страны является превышение порога 12%. Данная тенденция обуславливает необходимость выработки новой политики в отношении пожилых людей с учетом их индивидуальной нуждаемости в различных видах социальных услуг, включающей создание условий для активного долголетия жителей области.

Выполнение мероприятий "дорожной карты" позволит обеспечить:

реализацию на территории Самарской области Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

развитие системы социального обслуживания региона, ее адаптацию к социально-экономическим и демографическим условиям;

повышение качества и доступности социальных услуг для жителей региона.


2. Характеристика отрасли социального обслуживания населения Самарской области


 2.1. Система социального обслуживания региона


Система социального обслуживания Самарской области представляет разветвленную, многофункциональную структуру организаций, оказывающих социальные услуги различным категориям населения.

С 2014 года осуществляется планомерная оптимизация сети государственных учреждений.

В 2016 году работа в данном направлении проведена путем реорганизации учреждений в форме присоединения: укрупнения по окружному принципу, присоединения более мелких учреждений к более крупным (пансионаты для граждан пожилого возраста и инвалидов), перевода небольших учреждений в структурные подразделения крупных учреждений региона (например, объединение областного центра диагностики и консультирования с территориальными подразделениями, расположенными в муниципальных образованиях).

Так, в 2015 году в ведомственном подчинении министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - министерство) находилось 169 государственных учреждений. В ходе оптимизации сети в 2016 году произошло сокращение юридических лиц, что позволило повысить управляемость и обеспечить максимальную эффективность использования средств областного бюджета, ежегодно направляемых на их содержание, при одновременном сохранении в полном объеме целей и видов их деятельности, количества обслуживаемых граждан, коечной мощности, а также доступности социальных услуг для населения.

На 1 января 2017 года сеть государственных организаций социального обслуживания включает 91 учреждение:

10 домов-интернатов общего типа;

8 домов-интернатов психоневрологического профиля;

2 дома-интерната для умственно отсталых детей;

1 специальный пансионат для пожилых граждан и инвалидов из числа маргинальных групп населения;

1 областной геронтологический центр;

1 центр социальной адаптации для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию;

1 социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий;

33 центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

5 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

13 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и социальных приютов для детей и подростков;

5 комплексных центров социального обслуживания населения;

10 центров социальной помощи семье и детям;

1 центр диагностики и консультирования (оказывает социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические услуги в полустационарной форме).

Подразделения службы семьи, а также учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому и в полустационарной форме имеются во всех 37 городских округах и муниципальных районах области.

Количество отделений, оказывающих социальные услуги на дому, за период 2013 - 2016 годов увеличилось с 443 до 446 единиц.

В целях формирования рынка социальных услуг в области проводится работа по привлечению негосударственного сектора в сферу социального обслуживания. Наблюдается динамика увеличения доли негосударственных организаций в общем объеме организаций, предоставляющих услуги в социальной сфере. В реестр поставщиков социальных услуг Самарской области (далее - реестр) в 2015 году входили только государственные учреждения. В 2016 году в реестр вошли 207 организаций социального обслуживания, из них 3 некоммерческие общественные организации, в 2017 году внесены 102 организации, из них 11 некоммерческих (10,7%). В 2018 году в реестр ориентировочно войдут 15 негосударственных поставщиков.


2.2. Финансирование


Расходы на социальное обслуживание населения ежегодно предусматриваются в бюджете Самарской области, а также осуществляются за счет внебюджетных источников - от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений.

На территории Самарской области реализуются:

государственная программа Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области" на 2014 - 2019 годы, включающая в себя подпрограммы:

"Развитие социального обслуживания населения в Самарской области" на 2014 - 2019 годы с объемом финансирования 85 855,37 тыс. рублей;

"Укрепление и развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения Самарской области" на 2014 - 2019 годы с объемом финансирования 4 201 988,27 тыс. рублей;

государственная программа Самарской области "Доступная среда в Самарской области" на 2014 - 2020 годы с общим объемом финансирования 4 454 859,42 тыс. рублей.

Информация о расходах на социальное обслуживание населения в Самарской области представлена в таблице 1.

Среднемесячная заработная плата социальных работников учреждений социального обслуживания населения области за 2015 год составила 15 495,9 рубля (61,9% к уровню среднего дохода от трудовой деятельности в регионе), в 2016 году - 19 922,0 рубля (78,6%), в 2017 году составит 21 360,0 рубля (80%), с 1 января 2018 года - 29 070,0 рубля (100%).



Таблица 1


 Расходы на социальное обслуживание населения в Самарской области

Годы

Расходы на социальное обслуживание, тыс. рублей

в том числе расходы на фонд оплаты труда, тыс. рублей

Доля фонда оплаты труда в общих расходах, %

из них расходы на фонд оплаты труда социальных работников, тыс. рублей

Доля в общем фонде оплаты труда, %

Всего

в том числе

доля внебюджетных средств, %

Всего

в том числе

доля внебюджетных средств, %

Всего

в том числе

доля внебюджетных средств, %

средства бюджета Самарской области

внебюджетные средства

средства бюджета Самарской области

внебюджетные средства

средства бюджета Самарской области

внебюджетные средства

2013

4990552,9

4522692,1

467860,8

9,4

3718714,3

3501807,7

216906,6

5,8

74,5

1146130,0

1118630,0

27500,0

2,4

30,8

2014

6215895,5

5689671,3

526224,2

8,5

4857213,3

4601190,8

256022,6

5,3

78,1

1477700,0

1447100,0

30600,0

2,1

30,4

2015

6197760,3 <1>

5611186,8 <2>

586573,5

9,5

4878600,4

4582076,9 <2>

296523,5

6,1

78,7

1477340,0

1446440,0 <2>

30900,0

2,09

30,3 <2>

2016

7139308,6

6504190,9

635117,7

8,9

5800351,7

5474303,6

326048,2

5,6

81,2

1863210,3

1823383,3

39827,0

2,14

32,1

2017

7864382,6

7245296,9

619085,7

7,9

6527198,9

6321222,8

205976,1

3,1

80,9

2074791,0

2045523,9

29267,1

1,4

31,8

2018

8568605,5

7894914,8

673690,7

7,9

7228393,7

6967812,6

260581,1

3,6

84,4

2823697,2

2794430,1

29267,1

1,04

39,1

     ________________

<1> Общий объем средств на социальное обслуживание в 2015 году уменьшился в связи со снижением среднесписочной численности социальных работников и оптимизацией расходов на текущее содержание учреждений. В 2016 году расходы увеличились в связи с открытием дополнительно 3 отделений социального обслуживания на дому и увеличением численности социальных работников.

<2> Объем средств бюджета Самарской области в 2015 году уменьшился в связи со снижением среднесписочной численности социальных работников и оптимизацией расходов на текущее содержание учреждений. В 2016 году бюджетное финансирование увеличилось в связи с увеличением расходов на фонд оплаты труда в рамках повышения средней заработной платы целевых категорий работников (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики").


2.3. Кадровый потенциал отрасли социального обслуживания населения


На 1 января 2017 года общая численность работников отрасли составляет 18 759 человек, в том числе:

5 986 социальных работников;

3 816 медицинских работников (врачи - 301 человек, средний медицинский персонал - 1 508 человек, младший медицинский персонал - 2 007 человек);

1 447 специалистов по социальной работе;

209 психологов.

Квалификационную категорию имеют: врачи - 94 человека (высшую - 18 человек, первую - 67 человек, вторую - 9 человек), средний медицинский персонал - 732 человека (высшую - 392 человека, первую - 36 человек, вторую - 104 человека). В системе работает 2 кандидата медицинских наук.

Количественная и качественная характеристика социальных работников организаций социального обслуживания населения Самарской области представлена в таблице 2.

Таблица 2


 Количественная и качественная характеристика социальных работников организаций социального обслуживания населения Самарской области

Годы

Среднесписочная численность

Вакансии на 1 января отчетного года

Количество уволенных за отчетный год

Текучесть, %

Пол

Средний возраст

Образование

Всего

в том числе в сельской местности

ж.

м.

среднее общее

среднее профессиональное

высшее профессиональное

2013

6413

3225

672

538

8,4

6387

26

43,4

1055

4728

629

2014

6328

3182

696

512

8

6306

22

43,9

1073

4680

574

2015

6102

3163

937

570

9,3

6081

21

44,3

1096

4384

622

2016

5986

3223

983

455

7,6

5964

22

44,7

1106

4247

633

2017

6217 <1>

3223

983

473

7,6

6195

22

44,7

1106

4247

633

2018

6217

3223

983

473

7,6

6195

22

44,7

1106

4247

633

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»