ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2014 года N 267
О внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 03.04.2013 N 135 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Самарской области (2013 - 2018 годы)"
В целях повышения эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Самарской области Правительство Самарской области
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 03.04.2013 N 135 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Самарской области (2013 - 2018 годы)" изменение, изложив План мероприятий ("дорожную карту") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Самарской области (2013 - 2018 годы) в редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (Антимонову).
3. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. вице-губернатора - председателя
Правительства Самарской области
С.С.Кандеев
Приложение
к Постановлению Правительства Самарской области
от 14 мая 2014 г. N 267
План мероприятий ("дорожная карта") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Самарской области (2013 - 2018 годы)
I. Общее описание
1. Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Самарской области (2013 - 2018 годы) (далее - "дорожная карта") призвана обеспечить доступность, повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания.
В Самарской области система социального обслуживания населения включает 220 учреждений, в том числе 11 учреждений переданы в ведение министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области с 01.01.2014 (6 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детских домов) и 5 домов ребенка) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" в целях создания более благоприятных правовых, организационных и кадровых условий для их функционирования.
Система комплексного обслуживания семьи и детей представлена 60 стационарными учреждениями (31 социально-реабилитационный центр (приют) для несовершеннолетних (из них 24 государственных), 6 государственных детских домов, 5 государственных домов ребенка, 13 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями (из них 9 государственных), 2 социальные гостиницы для женщин, оказавшихся в социально опасном положении (из них 1 государственная), 1 государственный центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 2 государственных комплексных центра социального обслуживания населения) и 62 нестационарными учреждениями (47 центров и отделений социальной помощи семье и детям (из них 13 государственных), 13 центров диагностики (из них 8 государственных), 1 центр психолого-педагогической помощи населению, 1 государственный центр по организации отдыха и оздоровления детей Самарской области).
Во всех 37 городских округах и муниципальных образованиях области в составе муниципалитетов имеются специализированные структурные подразделения службы семьи, обеспечивающие реализацию переданных государственных полномочий по опеке и попечительству над несовершеннолетними. Ежегодно в службе семьи получает социальные услуги каждая вторая семья с детьми.
Учреждениями социального обслуживания семьи и детей, в частности, центрами и отделениями социальной помощи семье и детям предоставляются социальные услуги семьям, имеющим детей, на дому (в основном семьям, воспитывающим детей-инвалидов, многодетным семьям).
Система государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Самарской области представлена 98 учреждениями: 39 стационарными учреждениями социального обслуживания, 47 центрами социального обслуживания, 10 учреждениями, предоставляющими реабилитационные услуги инвалидам, 2 социальными приютами.
В Самарской области, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается устойчивый рост потребности населения в социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-правовых услугах, реабилитационных услугах, предоставляемых гражданам с учетом их потребностей и социальных показаний, в том числе в учреждениях стационарного типа.
Целевую направленность развития учреждений социального обслуживания определяют демографическая ситуация, в том числе изменение возрастной структуры с ростом численности нетрудоспособного населения области, неуклонное повышение числа инвалидов (взрослых и детей), тенденция роста количества лиц без определенного места жительства, невысокий уровень жизни маргинальных слоев населения, необходимость улучшения положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, безнадзорные и беспризорные дети, семьи, находящиеся в социально опасном положении).
С учетом вступления в силу с 01.01.2015 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" планируется расширение категорий обслуживаемых, в том числе семей детей-инвалидов, а также многодетных семей.
В Самарской области начиная с 2009 года проводится оптимизация структуры и штатной численности сотрудников учреждений социального обслуживания.
В целях повышения доступности социальных услуг, направленности социального обслуживания на индивидуальные потребности человека с 1 ноября 2009 года в практику работы центров социального обслуживания внедрена методика оценки индивидуальной нуждаемости граждан в социальных услугах с выделением 10 степеней нуждаемости (далее - методика). Положение об оценке индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении отдельных форм социального обслуживания в государственной системе социальных служб Самарской области утверждено приказом министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 04.08.2009 N 1510 "Об утверждении Положения об оценке индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении отдельных форм социального обслуживания в государственной системе социальных служб Самарской области и типового положения о комиссии по оценке индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении отдельных форм социального обслуживания".
Методика разработана на основе хронометража рабочего времени социальных работников в условиях городской и сельской местности. Проведенный хронометраж позволил установить среднее время выполнения каждого вида гарантированных государством социальных услуг, количество услуг, предоставляемых каждому клиенту, и определить реальные трудозатраты социальных работников при предоставлении социального обслуживания.
Применение методики позволило определить нагрузку социального работника не по количеству обслуживаемых клиентов, а по объему предоставляемых социальных услуг с учетом реальных трудозатрат и тяжести физического состояния клиента. В каждом центре социального обслуживания созданы комиссии по оценке индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении отдельных форм социального обслуживания, определяющие индивидуальные потребности клиента в надомном или в стационарном социальном обслуживании с введением четких показаний к предоставлению различных видов услуг.
Использование методики способствовало оптимизации структуры штатных должностей учреждений, ликвидации очередности для оказания социальных услуг на дому. Ежегодно на дому обслуживается более 56 тыс. человек (99,8% от числа обратившихся), из них 17,3 тыс. человек в возрасте старше 80 лет. Социальный эффект использования данной методики - сокращение очередности на 40,6% (2009 год - 212 человек, 2012 год - 86 человек, 2013 год - 61 человек).
В целях снижения потребности пожилых и инвалидов в стационарном социальном обслуживании в Самарской области проводится большая работа по применению инновационных стационарозамещающих технологий (институт приемной семьи, школы реабилитации и ухода), увеличению объемов реабилитационных услуг.
Применение технологии приемной семьи только в 2013 году позволило 197 пожилым людям и инвалидам, которые сейчас живут в приемных семьях, избежать помещения в стационарные учреждения и находиться в домашних комфортных для них условиях (в 2012 году - 191 семья). В школах реабилитации и ухода ежегодно обучается более 30 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов, их родственников, социальных и медицинских работников.
Для повышения доступности и оперативности оказания неотложной социальной и социально-медицинской помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в 47 центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов созданы мобильные бригады. В 2013 году состоялось 3965 выездов мобильных бригад, более 12,2 тыс. человек получили свыше 25,9 тыс. социальных услуг.
В целях расширения коечной сети стационарных учреждений с 1 декабря 2011 года создано государственное бюджетное учреждение Самарской области "Челно-Вершинский пансионат для ветеранов труда" на 30 мест.
В Самарской области действуют регламенты основных видов социальных услуг и 8 государственных стандартов социального обслуживания населения, которые включают нормы действующих национальных стандартов и дополнительные положения, устанавливающие особенности применения национальных стандартов на территории Самарской области. Принятие соответствующих нормативных правовых актов (далее - НПА) обеспечивает защиту интересов граждан относительно объема и качества предоставляемых социальных услуг, повышает эффективность деятельности социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических и других услуг, проведению социальной реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом использование регламентов и стандартов способствует экономии трудовых и материальных ресурсов и содействует улучшению экономических показателей в отрасли, оказывает значительное влияние на формирование и реализацию общей стратегии развития сферы социальной защиты.
На базе государственного бюджетного учреждения "Самарский пансионат для ветеранов войны и труда" с 1 января 2012 года действует Самарский областной геронтологический центр (дом-интернат для престарелых и инвалидов), являющийся единым региональным научно-экспериментальным центром по разработке, апробации, методическому обеспечению гериатрических и геронтологических методик, инновационных социальных технологий, способствующих увеличению продолжительности и качества жизни в пожилом возрасте.
Оптимизация структуры сети учреждений социального обслуживания проводилась в том числе за счет ликвидации учреждений, предоставляющих социальные услуги, мало востребованные населением. В 2009 году для увеличения количества койко-мест психоневрологического профиля было осуществлено объединение двух стационарных учреждений социального обслуживания, что позволило сократить очередность в стационарные учреждения социального обслуживания психоневрологического профиля на 56% (с 429 до 241 человека). Произошла ликвидация социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. В 2010 году проведена работа по оптимизации территориального расположения трех учреждений службы семьи, которые в настоящее время помещаются в одном здании.
В соответствии с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2011 году была проведена инвентаризация сети подведомственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, результатом которой стало объединение двух учреждений, оказывающих реабилитационные услуги для инвалидов, в целях повышения доступности и расширения перечня таких реабилитационных услуг, как срочные социально адаптационные услуги для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху и речи. Ликвидирован территориальный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями при сохранении данного вида социальной помощи детям в реабилитационном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями на базе комплексного центра социального обслуживания населения.
В 2013 году в целях оптимизации сети, структуры и штатной численности сотрудников учреждений социального обслуживания семьи и детей было объединено два муниципальных центра социальной помощи семье и детям городского округа Тольятти в одно учреждение.
Вместе с тем с 01.01.2014 на территории Самарской области создан реабилитационный центр, объединяющий несколько этапов оказания реабилитационных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья (стационарный этап, амбулаторный этап, санаторный этап), путем расширения структуры действующего государственного казенного учреждения Самарской области "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Виктория" городского округа Тольятти" за счет присоединения к нему структурных подразделений государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская детская больница N 1" - отделений медицинской реабилитации "Алые паруса" и "Бережок".
При формировании проекта областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов в соответствии с методическими рекомендациями министерства управления финансами Самарской области министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области было осуществлено сокращение расходов на текущее обеспечение деятельности подведомственных учреждений в среднем на 15% по сравнению с утвержденным уровнем расходов на 2014 год, а также оптимизированы расходы на фонд оплаты труда учреждений (за счет уменьшения планируемого процента начислений на фонд оплаты труда с 30,2 до 29,5%).
Кроме того, в 2014 - 2018 годах планируется осуществить оптимизацию по следующим основным направлениям:
реструктуризация сети (по данному направлению предполагается произвести оптимизацию деятельности 21 центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов путем поэтапного отказа от неэффективно используемых помещений);
оптимизация численности персонала, в том числе административно-управленческого (по данному направлению предполагается произвести сокращение численности социальных работников и иных работников сферы социального обслуживания);
сокращение и оптимизация расходов на содержание организаций социального обслуживания (по данному направлению предполагается произвести оптимизацию деятельности государственных и муниципальных казенных учреждений социального обслуживания семьи и детей путем закрытия 8 неэффективных учреждений и перераспределения оказываемых ими государственных услуг между профильными учреждениями по территориальному признаку).
Всего за 2014 - 2018 годы при осуществлении мероприятий по оптимизации планируется сэкономить 1870,9 млн. рублей, в том числе в 2014 году - 177,9 млн. рублей, в 2015 году - 323,6 млн. рублей, в 2016 году - 403,6 млн. рублей, в 2017 году - 473,6 млн. рублей, в 2018 году - 492,2 млн. рублей.
В целях совершенствования социального обслуживания в Самарской области реализованы:
областная целевая программа "Развитие социального обслуживания населения в Самарской области" на 2012 - 2013 годы с общим объемом финансирования 257,4 млн. рублей;
областная целевая программа "Доступная среда в Самарской области" на 2011 - 2015 годы с общим объемом финансирования 636,7 млн. рублей.
Программы направлены на оптимизацию среды жизнедеятельности, повышение качества социальных услуг, внедрение и развитие социальных технологий, способствующих созданию благоприятных условий для обеспечения здоровья пожилых людей и инвалидов, увеличению продолжительности их жизни.
В продолжение успешно реализованным программам в настоящее время министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области разработаны:
государственная программа Самарской области "Доступная среда в Самарской области" на 2014 - 2015 годы с общим объемом финансирования 630,1 млн. рублей, из которых областным бюджетом обеспечено 312,7 млн. рублей;
проект государственной программы Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области" на 2014 - 2018 годы, включающей в себя четыре подпрограммы ("Совершенствование социальной поддержки семьи и детей в Самарской области" на 2014 - 2018 годы, "Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Самарской области" на 2014 - 2018 годы, "Развитие социального обслуживания населения в Самарской области" на 2014 - 2018 годы, "Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения Самарской области" на 2014 - 2018 годы), которые сгруппированы с учетом их функциональной однородности, взаимоувязанности в соответствии с целями и задачами, на решение которых они направлены, а также план мероприятий, направленных на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, финансовое обеспечение предоставления государственных услуг и работ подведомственными министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области учреждениями и содержание министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, на 2014 - 2018 годы.
Общий объем финансирования государственной программы Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области" в 2014 - 2018 годах составляет 49 498,1 млн. рублей, из которых областным бюджетом на 2014 - 2016 годы предусмотрено 26 623,1 млн. рублей, 24 852,2 млн. рублей - бессрочно действующие расходные обязательства Самарской области, включенные в проект государственной программы средства в сумме 1 801,9 млн. рублей будут утверждаться отдельными постановлениями Правительства Самарской области исходя из возможностей областного бюджета.
Для полного удовлетворения потребностей пожилых граждан и инвалидов в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходимо проведение дальнейшей модернизации и развития системы социального обслуживания населения Самарской области, ее адаптации к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли.
В 2013 году проведены мероприятия по совершенствованию трудовых отношений и условий оплаты труда отдельных категорий работников учреждений социального обслуживания, определенных указами Президента Российской Федерации, осуществлен перевод их на эффективный контракт.
С целью планомерного введения эффективного контракта проводится разъяснительная и методическая работа в учреждениях социального обслуживания по вопросам перевода специалистов на эффективный контракт с учетом рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденных приказом Минтруда России от 26.04.2013 N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта".
В 2013 году действующие трудовые договоры с руководителями учреждений социального обслуживания приведены в соответствие с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения", путем заключения дополнительных соглашений к действующим трудовым договорам.
Осуществляется контроль за своевременным представлением руководителями учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах).
В целях создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных учреждений социального обслуживания сведения о доходах размещены на сайте министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в сети Интернет.
Большое внимание в Самарской области уделяется проведению информационно-разъяснительной работы среди граждан о мерах, предпринимаемых по модернизации и улучшению качества услуг социальной сферы, на сайте министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (http://minsocdem.samregion.ru), в региональных СМИ. В СМИ и на сайтах министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и подведомственных учреждений подробно освещаются вопросы внедрения независимой оценки качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги, оплаты труда работников и организаций, оказывающих социальные услуги, которые обсуждаются с участием профсоюзных организаций и широкой общественности.
Для специалистов сферы социального обслуживания населения на социальном портале министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (http://социальныйпортал.рф) реализован ресурс "Профессиональный форум", позволяющий специалистам в режиме on-line получать разъяснения и консультации в сфере социального обслуживания населения.
В 2013 году началась работа по формированию системы независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги. В феврале 2013 года создан Общественный совет по вопросам демографического развития и социальной защиты населения при министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - Общественный совет), в состав которого вошли представители 16 общественных организаций различной направленности (Всероссийские, областные, городские), профсоюзных организаций, Торгово-промышленной палаты Самарской области, благотворительных фондов и ряд независимых экспертов. Важнейшим направлением деятельности Общественного совета стало проведение независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания. В мае - июле 2013 года Самарская область приняла участие в пилотном проекте, который позволил разработать и внедрить систему независимой оценки в работу учреждений социального обслуживания. Общественный совет разработал порядок проведения независимой оценки, показатели, определил учреждения, которые участвовали в пилотном проекте.
Во всех пилотных учреждениях социального обслуживания были созданы общественные советы, в которые вошли представители общественных и профсоюзных организаций, заинтересованные граждане (клиенты учреждений, родители и т.д.), представители СМИ.
В целях выявления общественного мнения о качестве работы учреждений социального обслуживания общественные советы изучали уровень информированности о работе учреждений, проводили анкетирование клиентов, потенциальных потребителей услуг, родственников и членов семей потребителей услуг, доверенных лиц клиентов, персонала учреждений в целях исследования мнения о качестве оказания социальных услуг.
Все итоги анкетирования и мониторингов были направлены в Общественный совет для формирования рейтингов учреждений. По инициативе одного из членов Общественного совета Самарская региональная общественная организация "За информационное общество" в рамках пилотного проекта самостоятельно осуществила мониторинг доступности телефонного сервиса учреждений методом "тайного покупателя" и анализ наличия и качества функционирования сайтов учреждений. На основании объективных данных о работе учреждений, полученных в ходе опросов, выявлены проблемные места в обслуживании клиентов.
По результатам пилотного проекта был построен рейтинг пилотных учреждений. Результаты рейтинга использовались при оценке эффективности работы учреждений социального обслуживания.
Общественные советы созданы в 209 учреждениях социального обслуживания. Сформирован рейтинг учреждений социального обслуживания за 2013 год, который находится на рассмотрении в Общественном совете.
В 2014 году ведется активная подготовка к реализации на территории Самарской области Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", который предусматривает значительные изменения в работе служб. Распоряжением Правительства Самарской области от 28.02.2014 N 106-р "Об обеспечении реализации положений Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" утвержден перечень из 27 НПА, которые необходимо принять в течение 2014 года.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Самарской области, следующие.
2.1. Недостаточное количество мест в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Потребность в стационарном социальном обслуживании опережает существующие возможности. Несмотря на широкое использование стационарозамещающих технологий, очередность в стационарные учреждения продолжает неуклонно расти.
В настоящее время в стационарных учреждениях социального обслуживания Самарской области проживает 5 107 граждан пожилого возраста и инвалидов, или 0,16% от общей численности населения. Общая площадь спальных помещений составляет 27 432 кв. м, на 1 проживающего в среднем приходится 5,4 кв. м (от 4 до 8,6 кв. м). В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2564-09 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.11.2009 N 71, площадь спальных комнат должна составлять 6 - 8 кв. м на одно койко-место.
По состоянию на 01.01.2014 очередность граждан, нуждающихся в стационарной социальной помощи, составляет 576 человек, в том числе 73 человека - в пансионаты общего типа, 477 человек - в учреждения психоневрологического профиля, 26 человек - в пансионаты для детей-инвалидов. Прогноз очередности к 2018 году без учета увеличения планируемой коечной мощности - 984 человека.
С учетом норматива обеспечения населения койко-местами в домах-интернатах для престарелых и инвалидов 30 мест на 10 000 жителей, одобренного распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р, коечная мощность стационарных учреждений социального обслуживания Самарской области (при взрослом населении 3 001 541 человек) должна увеличиться на 3 925 мест и составить 9 005 мест.
В 2013 году в рамках Социальной программы по укреплению материально-технической базы государственных бюджетных учреждений социального обслуживания и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим на территории Самарской области, в 2013 году, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 11.07.2013 N 315, за счет софинансирования из средств Пенсионного фонда Российской Федерации завершено строительство социально-бытового центра в "Самарском пансионате ветеранов труда и инвалидов".
В 2014 году планируется завершить строительство пансионата для престарелых и инвалидов в селе Новотулка Хворостянского района, которое ведется с 2001 года, что позволит снизить на 50 мест очередность пожилых граждан, нуждающихся в стационарном обслуживании.
В условиях оптимизации бюджетных расходов актуальным является использование имеющихся возможностей существующей сети стационарных учреждений социального обслуживания. В этой связи в рамках проекта перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания в 2015 - 2018 годах планируется осуществить строительство дополнительных жилых корпусов в 4 учреждениях, располагающих достаточными территориями, имеющих автономные источники тепловодоснабжения.
В структуре очередности в стационарные учреждения социального обслуживания наибольшую долю занимают граждане, полностью утратившие способность к самообслуживанию (более 50%), которые не имеют возможности получения необходимого ухода в домашних условиях. Это обусловливает необходимость развития сети специализированных отделений. Всего в настоящее время действуют 32 отделения милосердия (1 726 койко-мест). Однако потребность в данном виде социальных услуг значительно превышает существующие возможности пансионатов. Дополнительно с учетом имеющейся потребности необходимо 250 койко-мест.
2.2. Дефицит квалифицированных кадров в системе социального обслуживания, связанный с низким уровнем оплаты труда работников, не соответствующей напряженности и интенсивности их труда.
Среднемесячная заработная плата работников учреждений социального обслуживания в 2012 году составила 10 527 рублей (50,2% от среднемесячной заработной платы по экономике региона (20 969,1 рубля). В 2013 году уровень средней заработной платы в отрасли повысился на 25,58% к предыдущему году и составил 13 220 рублей (56,4% от среднемесячной заработной платы по экономике региона (23 432,5 рубля).
Несмотря на увеличение, связанное, в основном, с повышением заработной платы целевым категориям работников, заработная плата в учреждениях, предоставляющих социальные услуги населению, остается одной из самых низких по сравнению с другими учреждениями социальной сферы. Средняя заработная плата работников государственных учреждений в Самарской области за 2013 год составила 18 998 рублей, в том числе в учреждениях здравоохранения - 20 887 рублей, образования - 18 381 рубль, культуры - 21 031 рубль.
2.3. Устаревшая материально-техническая база действующих учреждений социального обслуживания.
В настоящее время материальная база действующих стационарных, полустационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания представляет собой, в основном, приспособленные здания бывших больниц, школ, детских садов, а также помещения, занимающие первые этажи жилых домов, не отвечающие современным требованиям технических регламентов. Срок службы зданий учреждений достигает 50 и более лет, их износ составляет более 60%. В ряде учреждений продолжительность эксплуатации наружных систем отопления, водоснабжения, канализации превышает 25 лет, частые сбои в работе этих систем нарушают внутренний режим работы и создают неблагоприятную обстановку в учреждениях. В условиях социально-экономического кризиса работы по капитальному ремонту зданий хозяйственного назначения (бань, прачечных, овощехранилищ) не финансировались.
В 2011 году из общего числа зданий стационарных учреждений нуждались в реконструкции - 4, в капитальном ремонте - 87.
В ходе реализации областной целевой программы "Развитие социального обслуживания населения в Самарской области" на 2012 - 2013 годы был осуществлен капитальный ремонт зданий и сооружений в 49 учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, что позволило улучшить конструктивные характеристики зданий, привести помещения в соответствие с действующими нормативными требованиями по обеспечению пожарной безопасности, санитарно-гигиенического законодательства, требований энергетической эффективности.
Проект государственной программы Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области" на 2014 - 2018 годы предусматривает выполнение мероприятий по капитальному ремонту зданий и сооружений в 108 учреждениях социального обслуживания, в том числе в 70 учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и 38 учреждениях службы семьи и детства.
2.4. Недостаточное развитие рынка социальных услуг.
Участие в предоставлении социальных услуг социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев незначительно.
Из общего числа организаций социального обслуживания в Самарской области, оказывающих социальные услуги, основная часть является государственными и муниципальными и только 6 организаций - негосударственными (2,8% от общего количества организаций, оказывающих социальные услуги).
В Самарской области ведется работа по взаимодействию с социально ориентированными некоммерческими организациями, благотворителями и добровольцами в сфере предоставления социальных услуг.
С 1994 года министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области осуществляет совместную работу с Самарским областным отделением Общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест" (далее - Самарское отделение ООО "Российский Красный Крест") по социально-медицинскому обслуживанию на дому одиноких и одиноко проживающих больных с онкологической патологией, тяжелыми формами сахарного диабета, бронхиальной астмой, психическими расстройствами, туберкулезом. Самарское отделение ООО "Российский Красный Крест" участвует в конкурсе по определению исполнителя на оказание социально-медицинского обслуживания на дому отдельным категориям граждан. В 2013 году в соответствии с государственным заказом указанным учреждением было предоставлено свыше 250 000 услуг по социально-медицинскому обслуживанию на дому 350 физическим лицам на сумму 6,036 млн. рублей. В 2014 году на данные цели также запланировано 6,036 млн. рублей.
В соответствии с государственным контрактом Самарская региональная общественная организация инвалидов "Центр социальных инициатив" осуществляет исполнение социально-реабилитационного сопровождения инвалидов по зрению. Услуги оказываются по 2 направлениям: персональный помощник, сопровождение инвалидов по зрению при трудоустройстве. В 2013 году было предоставлено 1 904 услуги для 45 человек.
В 2013 году в рамках областной целевой программы "Реализация Стратегии государственной молодежной политики в Самарской области до 2015 года" проведено 1 325 мероприятий по добровольчеству. Количество добровольцев, участвующих в мероприятиях, составило 32 000 человек, в том числе в возрасте до 30 лет - 22 720 человек. Количество пожилых и инвалидов, которым была оказана помощь, - 62 372 человека.
3. Цели "дорожной карты":
совершенствование правового регулирования сферы социального обслуживания в Самарской области в соответствии с новым федеральным законодательством;
оптимизация сети, структуры и штатной численности учреждений социального обслуживания путем внедрения комплексного подхода к созданию современных организаций социального обслуживания в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений и организаций, дифференцированного оказания социальных услуг с учетом оценки индивидуальной нуждаемости, расширения сети стационарных учреждений социального обслуживания до уровня соответствия нормативам обеспечения населения койко-местами в домах-интернатах для престарелых и инвалидов (30 мест на 10 000 жителей), одобренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника;
повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в Самарской области;
укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания;
развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги, предоставление гражданину, нуждающемуся в получении социальных услуг, права выбора организации социального обслуживания или индивидуального предпринимателя для получения социальных услуг.
4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты".
4.1. Подготовка предложений по повышению качества социального обслуживания.
4.2. Внесение изменений в региональные НПА, регулирующие правоотношения в сфере социального обслуживания населения Самарской области.
4.3. Развитие кадрового потенциала системы социального обслуживания населения (путем ежегодного обучения не менее 30% работников учреждений социального обслуживания).
4.4. Оптимизация сети, структуры и штатной численности учреждений социального обслуживания.
Достижение результатов по данному направлению планируется осуществить, в том числе, путем проведения в 2014 - 2018 годах организационно-штатных мероприятий в части поэтапного сокращения штатной численности в количестве 894 незанятых вакантных ставок в учреждениях социального обслуживания. С учетом действующего в 2014 году минимального размера оплаты труда - 5 554 рубля, объем экономии бюджетных средств на всю сокращаемую численность указанных вакантных ставок составит 77,58 млн. рублей (1,4% от общего объема расходов, предусмотренных на фонд оплаты труда) в год.
4.5. Доведение уровня оплаты труда работников учреждений социального обслуживания к 2018 году: врачей до 200%, среднего и младшего медицинского персонала, социальных <*> и педагогических работников, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100% средней заработной платы по Самарской области.
--------------------------------
<*> К социальным работникам относятся работники, по основной работе занятые на должностях социального работника. Функциональные обязанности социальных работников, занятых в системе социального обслуживания населения, определяются НПА Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Следует отметить, что иные категории работников учреждений социального обслуживания, повышение оплаты труда которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации, включены в региональные "дорожные карты" по соответствующим сферам:
врачи, средний медицинский (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг), младший медицинский персонал - в региональную "дорожную карту" в сфере здравоохранения;
педагогические работники - в региональную "дорожную карту" в сфере образования и науки.
4.6. Повышение уровня и качества предоставления социальных услуг на основе:
перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Самарской области, в которой запланированы строительство и реконструкция объектов социального обслуживания, что приведет к увеличению коечной мощности в Самарской области на 259 койко-мест к 2018 году и позволит обеспечить количество мест до 15,7 койки на 10 000 жителей;
укрепления материально-технической базы стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках государственной программы и социальной программы Самарской области, в том числе с привлечением средств Пенсионного фонда Российской Федерации;
привлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания (в том числе на конкурсной основе);
развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому и социального сопровождения.
5. Контрольные показатели успешной реализации "дорожной карты" представлены в таблице.