ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2014 года № 358
г. Ижевск
О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 4 сентября 2013 года № 391
«Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие образования» на 2013-2015 годы»
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 30.11.2023 N 785.
____________________________________________________________________
Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Внести в постановление Правительства Удмуртской Республики от 4 сентября 2013 года № 391 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие образования» на 2013-2015 годы» следующие изменения:
1) в наименовании и тексте слова «на 2013-2015 годы» заменить словами «на 2013-2020 годы»;
2) государственную программу Удмуртской Республики «Развитие образования» на 2013-2015 годы изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Удмуртской Республики -
В.А.Савельев
Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 15 сентября 2014 года № 358
«Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 4 сентября 2013 года № 391
Наименование государственной программы | Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы (далее - государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
Соисполнители государственной программы | Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, |
Срок реализации государственной программы | 2013-2020 годы |
Этапы государственной программы | Не предусмотрены |
Цели государственной программы | Модернизация системы образования, обеспечение доступности качественного дошкольного, общего, дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования в соответствии с потребностями населения и перспективными задачами развития экономики и общества |
Задачи государственной программы | 1) повышение доступности и качества дошкольного образования; 2) модернизация и повышение качества общего образования, реализация прав граждан на получение общедоступного и качественного общего образования; 3) развитие системы воспитания и дополнительного образования детей, обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью; 4) модернизация республиканской системы профессионального образования, реализация прав граждан на получение начального и среднего профессионального образования, организация подготовки квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена по востребованным на региональном рынке труда специальностям; 5) развитие инфраструктуры образования с учетом внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и обновления содержания образования в соответствии с инновационными задачами развития страны; 6) развитие кадрового потенциала системы образования, повышение престижности и привлекательности профессии педагога; 7) обеспечение управления процессами развития образования, реализация финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, направленных на повышение эффективности деятельности образовательных организаций |
Подпрограммы государственной программы | 1) развитие дошкольного образования; |
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы | 1) отношение численности детей в возрасте 3-7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте 3-7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования, процент; 2) доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) образовательных организаций, процент; 3) доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, процент; 4) доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с современными требованиями, в общей численности обучающихся, процент; 5) удельный вес численности выпускников государственных образовательных организаций профессионального образования Удмуртской Республики очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности, процент; 6) доля государственных (муниципальных) образовательных организаций, здания которых признаны в установленном порядке аварийными, в общем количестве государственных (муниципальных) образовательных организаций, процент; 7) доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, процент |
Ресурсное обеспечение государственной программы | Общий объем финансирования мероприятий государственной программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики составит 137811050,09 тысячи рублей, в том числе: |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы и показатели эффективности | Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы: |
Цели и задачи государственной программы определены в соответствии с приоритетами развития, установленными Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года № 40-РЗ, и Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года № 68-РЗ.
В Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года с целью сохранения высокого качества человеческого потенциала республики поставлены задачи:
развитие рынка труда и образовательных услуг через повышение качества образования и уменьшение разрывов между ступенями образовательной системы на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения;
удовлетворение потребностей рынка труда;
внедрение в систему образования новых организационно-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующих привлечению дополнительных средств;
привлечение в сферу образования квалифицированных специалистов;
повышение инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности сферы образования.
Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы ставится задача развития и модернизации системы образования с учетом приоритетных направлений реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
При разработке целей и задач государственной программы учтены приоритеты государственной политики в сфере образования, определенные стратегическими и программными документами Российской Федерации:
Планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 722-р;
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р;
Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года № Пр-212;
Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р;
Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р;
Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666;
Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761;
государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295;
Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 61.
Целью государственной программы является модернизация системы образования, обеспечение доступности качественного дошкольного, общего, дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования в соответствии с потребностями населения и перспективными задачами развития экономики и общества.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
повышение доступности и качества дошкольного образования;
модернизация и повышение качества общего образования, реализация прав граждан на получение общедоступного и качественного общего образования;
развитие системы воспитания и дополнительного образования детей, обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью;
модернизация республиканской системы профессионального образования, реализация прав граждан на получение профессионального образования; организация подготовки квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена по востребованным на региональном рынке труда специальностям;
развитие инфраструктуры образования с учетом внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) и обновления содержания образования в соответствии с задачами инновационного развития страны;
развитие кадрового потенциала системы образования, повышение престижности и привлекательности профессии педагога;
обеспечение управления процессами развития образования, реализация финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, направленных на повышение эффективности деятельности образовательных организаций.
Для количественной оценки достижения поставленных целей и задач определен перечень целевых показателей (индикаторов) государственной программы и ее подпрограмм.
Наименование подпрограммы | «Развитие дошкольного образования» (далее - подпрограмма) |
Ответственный исполнитель подпрограммы | Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
Соисполнители подпрограммы | Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики; |
Срок реализации подпрограммы | 2013-2020 годы |
Этапы подпрограммы | Не выделяются |
Цели подпрограммы | Модернизация системы дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных стандартов в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
Задачи подпрограммы | 1) ликвидация очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные организации; 2) создание дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм дошкольного образования; 3) создание условий для реализации закрепленного Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) принципа равенства доступа к бюджетному финансированию государственных (муниципальных) и негосударственных дошкольных образовательных организаций; 4) развитие инфраструктуры дошкольного образования с учетом внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования; 5) реализация мер социальной поддержки, направленных на повышение доступности дошкольного образования; 6) разработка и внедрение системы мотивации педагогических кадров дошкольных образовательных организаций; 7) разработка и внедрение системы оценки качества дошкольного образования |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы | 1) удельный вес численности детей в возрасте от 0 до 3 лет, охваченных программами поддержки раннего развития, в общей численности детей соответствующего возраста, процентов; 2) отношение численности детей в возрасте 5-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 5-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе, процентов; 3) удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций, процентов; 4) удельный вес численности детей дошкольного возраста, посещающих негосударственные организации дошкольного образования, предоставляющие услуги дошкольного образования, в общей численности детей, посещающих образовательные организации дошкольного образования, процентов; 5) отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций (из всех источников) к средней заработной плате в сфере общего образования Удмуртской Республики, процентов |
Ресурсное обеспечение подпрограммы | Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств бюджета Удмуртской Республики составит 38 328 649,9 тысячи рублей, в том числе: |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы и показатели эффективности | Увеличение доли детей в возрасте от 0 до 3 лет, охваченных программами поддержки раннего развития, до 30 процентов в общей численности детей соответствующего возраста; |
По состоянию на 1 апреля 2014 года на территории Удмуртской Республики функционируют 890 государственных, муниципальных и иных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в которых обучаются и воспитываются более 94 500 детей.
По показателю охвата детей 1-6 лет дошкольным образованием (2013 год - 80,3 процента) Удмуртия на протяжении последних девяти лет стабильно занимает первое место в Приволжском федеральном округе. Вместе с тем в очереди на получение путевки в детские сады на 1 января 2014 года стоят 39 539 человек, в том числе в возрасте с 3 до 7 лет - 955 человек.
Наиболее сложная ситуация сложилась в городах Воткинске, Ижевске, Можге, Сарапуле, в Балезинском, Завьяловском, Игринском, Кезском, Кизнерском, Увинском и Якшур-Бодьинском районах.
Для решения вопросов устройства детей ежегодно за счет средств бюджета Удмуртской Республики и муниципальных образований вводятся новые дошкольные места. За десять лет число дошкольных мест увеличилось более чем на 12 тысяч (12 708 мест).
В 2013 году Удмуртская Республика включилась в реализацию проекта по модернизации дошкольного образования. Из федерального бюджета поступило 654 млн. рублей. На эти средства построено 11 новых детских садов на 1810 мест.
Снижению дефицита мест способствует внедрение вариативных форм дошкольного образования. На базе образовательных организаций в 2013 году функционировали 56 групп кратковременного пребывания. Во всех муниципальных образованиях организована работа консультационных пунктов психолого-педагогического сопровождения детей, не посещающих дошкольные организации, и их родителей. Такой работой охвачены около 10 тысяч детей.
Участие частного сектора в предоставлении услуг для детей дошкольного возраста составляет 0,07 процента от общего объема оказываемых услуг. В республике работают более 30 индивидуальных предпринимателей, которые предоставляют услуги 584 детям. Разработана нормативная правовая база по размещению муниципального заказа на услуги дошкольного образования у немуниципальных поставщиков. Решаются вопросы предоставления помещений на льготных основаниях для индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги дошкольного образования.
В 2013 году был принят Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утверждён план-график его введения в образовательных организациях Удмуртской Республики. В рамках реализации государственной программы планируется к 2020 году обеспечить благоприятные условия для перехода на федеральные государственные требования всех образовательных организаций, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования.
По состоянию на 1 января 2014 года находилось в аварийном состоянии и требовало капитального ремонта 61 здание детского сада. В соответствии с государственной программой планируется ежегодно строить или капитально ремонтировать детские сады, что позволит к концу 2020 года решить данную проблему.
Все государственные и муниципальные дошкольные образовательные организации в республике имеют свой сайт в сети «Интернет». Информация об их деятельности размещается на официальном сайте http://bus.gov.ru.
Предоставление государственной (муниципальной) услуги по записи детей в детский сад в электронном виде реализовано в городах Воткинске, Глазове, Ижевске, Можге и Сарапуле. Более 60 процентов граждан получают услугу по предоставлению места в детском саду в электронном виде.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» заработную плату педагогических работников дошкольных образовательных организаций необходимо довести до средней заработной платы в сфере общего образования республики. По итогам 2013 года она составила 17315 рублей, что составляет 101,2 процента от средней заработной платы в сфере общего образования.
Федеральным законом № 273-ФЗ в части дошкольного образования предусмотрены следующие основные новации.
1. Наряду с реализацией программ дошкольного образования для дошкольных образовательных организаций предусматривается осуществление присмотра и ухода за детьми; для иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, - возможность осуществления присмотра и ухода за детьми.
2. С 1 января 2014 года перераспределяются расходные полномочия между субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Удмуртской Республики.