Согласно Конвенции о правах инвалидов Организации Объединенных Наций от 13 декабря 2006 года, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ (далее - Конвенция), государства - участники Конвенции должны принимать надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к физическому окружению (к зданиям и сооружениям, окружающим человека в повседневной жизни), транспорту, объектам информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, наравне с другими гражданами.
В связи с ратификацией Конвенции принят Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
Законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за неисполнение указанных требований.
Приоритеты в решении этой проблемы обозначены в федеральных и региональных нормативных правовых актах.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (далее - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации), одним из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения является реабилитация и социальная интеграция инвалидов.
В целях реализации указанного направления утверждена Государственная программа, которая содержит комплекс мероприятий, направленных на формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" утверждена примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, в соответствии с которой разработана Программа.
В Программе под приоритетными объектами и услугами в соответствующей сфере понимаются наиболее значимые для инвалидов объекты и услуги, отобранные с участием представителей (не менее трех) общественных организаций инвалидов. Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов и других МГН понимаются следующие сферы: здравоохранения, социальной защиты, занятости, спорта и физической культуру, информации и связи, культуры, транспортной и пешеходной инфраструктуры.
Программа является продолжением программы Ульяновской области по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на 2013 - 2016 годы, утвержденной распоряжением Правительства Ульяновской области от 30.01.2013 N 36-пр "Об утверждении программы Ульяновской области по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на 2013 - 2016 годы", в рамках которой достигнуты определенные результаты в области комплексного решения проблем по формированию доступной среды для инвалидов и других МГН. Так, с 2013 года средствами доступности для инвалидов оборудовано 149 приоритетных объектов социальной инфраструктуры Ульяновской области (в том числе 48 объектов здравоохранения, 19 объектов социальной защиты, 24 объекта занятости, 46 объектов культуры, 8 объектов спорта, 4 объекта транспортной инфраструктуры), что составляет 60,5 процента в общем количестве приоритетных объектов Ульяновской области. Для организаций социального обслуживания, культуры, образования приобретен автотранспорт, специально оборудованный для перевозки инвалидов. В 2016 году на базе Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения "Исток" организован диспетчерский центр связи для людей с нарушениями слуха, который позволил решить проблему коммуникации на расстоянии между глухим и слышащим человеком.
В целях совершенствования нормативной правовой базы по обеспечению доступности для инвалидов услуг и объектов внесены изменения в девять законодательных актов Ульяновской области.
Правительством Ульяновской области уделяется большое внимание трудоустройству инвалидов. В рамках подпрограммы "Содействие занятости населения, улучшение условий, охраны труда и здоровья на рабочем месте" государственной программы Ульяновской области "Социальная поддержка и защита населения Ульяновской области" ежегодно оборудуется (оснащается) для инвалидов около 168 рабочих мест. В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 30.06.2016 N 307-П утвержден Порядок проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда.
Для граждан пожилого возраста и инвалидов предусмотрено стационарное социальное обслуживание. С 2011 года количество организаций социального обслуживания в регионе увеличилось с 26 до 29 единиц.
Обеспечение доступности для инвалидов объектов и услуг является приоритетным направлением в деятельности организаций, предоставляющих услуги населению, во всех сферах.
Так, в рамках государственной программы Ульяновской области "Развитие здравоохранения в Ульяновской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/406-П "Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Развитие здравоохранения в Ульяновской области" на 2014 - 2020 годы" (далее - государственная программа Ульяновской области "Развитие здравоохранения в Ульяновской области"), проводятся строительство перинатального центра, а также строительство и ремонт еще 10 объектов здравоохранения.
В отрасли "Образование" в Ульяновской области решается проблема развития инклюзивного образования, дистанционного обучения детей-инвалидов, создан специальный Ресурсный центр дистанционного образования для детей-инвалидов. В рамках государственной программы Ульяновской области "Развитие и модернизация образования в Ульяновской области" на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/407-П "Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Развитие и модернизация образования в Ульяновской области" на 2014 - 2020 годы" (далее - государственная программа Ульяновской области "Развитие и модернизация образования в Ульяновской области"), проводятся мероприятия по предоставлению всем детям-инвалидам возможности освоения образовательных программ в образовательных организациях, создаются специальные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках государственной программы Ульяновской области "Развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/416-П "Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области на 2014 - 2020 годы" (далее - государственная программа Ульяновской области "Развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области"), ежегодно проводятся работы по строительству, реконструкции, оборудованию спортивных объектов с обеспечением доступности для инвалидов и других МГН. Проводятся мероприятия по организации Центра единоборств, Центра художественной гимнастики, реконструкции центрального стадиона "Труд". По итогам 2014 - 2015 годов реконструировано 6 физкультурно-оздоровительных комплексов.
В отрасли "Транспорт" в регионе реализуется государственная программа Ульяновской области "Развитие транспортной системы Ульяновской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/419-П "Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Развитие транспортной системы Ульяновской области" на 2014 - 2020 годы", в рамках которой предусмотрена закупка специализированного транспорта для инвалидов и других МГН.
В рамках государственной программы Ульяновской области "Развитие культуры, туризма и сохранение объектов культурного наследия в Ульяновской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/414-П "Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Развитие культуры, туризма и сохранение объектов культурного наследия в Ульяновской области" на 2014 - 2020 годы" (далее - государственная программа Ульяновской области "Развитие культуры, туризма и сохранение объектов культурного наследия в Ульяновской области"), ежегодно проводятся международные форумы, которые способствуют повышению уровня информированности инвалидов и других МГН, преодолению социальной разобщенности в обществе и формированию позитивного отношения к проблемам инвалидов и других МГН. Одним из направлений системы реабилитации инвалидов является социокультурная реабилитация. Около 11 тыс. инвалидов ежегодно принимают участие в фестивалях художественного творчества, физкультурно-спортивных фестивалях, выставках изобразительного, прикладного творчества и фотоискусства, иных социокультурных мероприятиях. Данные мероприятия формируют толерантное отношение общества к инвалидам, способствуют преодолению социальной разобщенности.
В городе Ульяновске создан каталог "Карта доступности", в котором содержится информация о доступности транспортной и пешеходной инфраструктуры. Всего в каталоге представлено более 500 организаций, поиск которых организован по разнообразным критериям доступности.
В рамках муниципальных программ на территории Ульяновской области проводятся работы по созданию безбарьерной среды для всех групп инвалидов за счет средств бюджетов муниципальных образований путем адаптации для нужд инвалидов жилых помещений. В 2015 году общая сумма расходов местных бюджетов на указанные цели составила 2111 тыс. рублей.
Несмотря на принятые меры по обеспечению на территории Ульяновской области доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, остается актуальной проблема доступности объектов и услуг для инвалидов с проблемами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, составляющих 7,4 процента от общего количества инвалидов. По состоянию на 01 апреля 2016 года в Ульяновской области проживает 122033 инвалида (в том числе 2012 инвалидов по слуху, 3020 инвалидов по зрению, 3944 инвалида-колясочника), что составляет 9,7 процента населения региона. Социальная, транспортная и инженерная инфраструктуры региона включают в себя более 13 тыс. объектов с многообразием их функционального назначения, форм собственности и ведомственной принадлежности. Результаты опросов инвалидов и других МГН показывают, что они имеют проблемы в отношении доступности физического окружения (зданий и сооружений, транспорта, дорог) при получении услуг. По состоянию на 1 апреля 2016 года оценка состояния доступности показывает, что в целом более чем в 30 процентах организаций создана частичная безбарьерная среда, однако требуется проведение мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа в данные организации для всех категорий инвалидов. Таким образом, вопросы формирования доступной среды для инвалидов и других МГН требуют дальнейшего решения. Обустройство объектов социальной инфраструктуры специальными приспособлениями позволит повысить уровень комфортности пребывания в указанных организациях; компенсировать утраченные функции организма, что будет способствовать полной адаптации инвалидов и других МГН в обществе.
С учетом имеющихся проблем возникает необходимость реализации на территории Ульяновской области комплекса взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям мероприятий (что обеспечит системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее целесообразным в решении задач комплексной реабилитации (абилитации) инвалидов), а также необходимость привлечения средств из нескольких источников финансирования, в том числе из федерального бюджета.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются следующие:
ухудшение социально-экономической ситуации в регионе;
недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;
несвоевременность финансирования запланированных мероприятий.
Указанные риски могут привести к снижению уровня и качества жизни инвалидов и других МГН, а также к снижению уровня их трудовой и социальной активности и, как следствие, к снижению уровня социальной независимости и экономической самостоятельности, что, в свою очередь, приведет к увеличению потребности в бюджетных средствах для предоставления инвалидам и другим МГН дополнительных мер социальной поддержки.
Привлечение средств федерального бюджета позволит не только уменьшить расходную часть областного бюджета Ульяновской области, но и путем задействования ресурсной базы федерального уровня проводить целостную политику по обеспечению доступности приоритетных сфер жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, скоординировать решаемые на федеральном и региональном уровнях задачи по повышению уровня социальной защищенности, соблюдению прав и обеспечению социальных гарантий инвалидов и других МГН.